Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Тандем каллиграфического письма и грамотности
2014-01-08, 9:20 AM
О.В. Селезнёва
учитель начальных классов
Затобольская средняя школа №2
Костанайский район
Костанайская область
Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…
В.А.Сухомлинский
Тандем каллиграфического письма и грамотности.
Сегодня учитель ждёт с нетерпением каждую педагогическую публикацию, особенно если она содержит конкретные пути решения многообразных проблем обучения и воспитания. Особое доверие вызывает педагогический опыт, где сплавлены воедино теория и практика, стремление к достижению максимальных результатов.
Одна из самых главных бед сознания современного учителя – стремление любой ценой открыть «велосипед». Восстановление прерванных связей, традиций – задача общекультурная. Педагогика не составляет исключения. Ничто не повторяется в том же виде. Отсюда очевидная необходимость талантливого переосмысления историко- педагогического опыта на каждом новом витке спирали.
Итоги проведённой диагностики по каллиграфии за последние два года (таблица 1,2) 60% второклассников имеют низкий уровень и 35% третьеклассников - низкий уровень.
Высветилась проблема: необходимо совершенствовать учебную деятельность по каллиграфии. А каллиграфия – искусство писать чётким и красивым почерком .Письмо – это способ передачи мысли, а красивое письмо- это ещё и искусство, и графика. Основными принципами современной каллиграфии являются: безнажимность, безотрывность, одинаковый наклон, высота, ширина букв, параллельность между прямыми наклонными и скорость – условие нашего ритма жизни.
Вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма приобрёл особенную актуальность. И это понятно, там где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.
Мониторинг успеваемости по русскому языку показал хорошие результаты за счёт уделения огромного внимания развитию речи, мышлению, орфографической зоркости и моторике в процессе формирования каллиграфических навыков младших школьников.
Истоки данной проблемы вижу в несовершенствовании организованной учебной деятельности по сенсорике в детском саду и в КПП по обучению грамоте и письму. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности. Для того чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребёнка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя.
Из опыта своей работы предлагаю методические рекомендации по формированию каллиграфического навыка письма, выработка правильного наклона при письме. Раскрыть систему работы, которая в соответствии с действующей программой рассчитана на каждый урок русского языка 2-4 классов.
Процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников будет успешным, если педагог:
-знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма и гигиенические условия письма;
-знает различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;
- выбирает эффективные приёмы обучения каллиграфическим навыкам;
- творческий подход в обучении.
Новым по сравнению с традиционным подходом к обучению и формированию каллиграфии является прежде всего иная функциональность, формы работы, которые смогут обеспечить высокую эффективность в целом в обучении грамоте младшего школьника. Появляется возможность проводить целенаправленную работу по развитию речи и мышления, анализа содержания написанных и прочитанных речевых единиц, обобщение и классификация, как частей речи, наблюдения над омонимичностью, многозначностью слов, антонимами, словообразованием, над предложением – в соответствии с программным материалом, темой данного урока.
«Каллиграфическая минутка» условно состоит из двух частей. Объём и смысловая нагрузка зависит от года обучения детей
Первая часть – это каллиграфическое написание буквы (заглавной и прописной, сочетания букв)
б б ба бе бм – учащиеся сознательно упражняются в письме букв, используя разные способы безотрывного соединения. Часть наиболее важных требований формируется как правила письма:
- писать с наклоном;
- слог следует писать безотрывно;
- писать на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно;
- писать чётко, ровно, без помарок.
Содержание каждой «каллиграфической минутки» не ограничивается решением конкретной учебной задачи по формированию каллиграфического написания данной буквы, сочетаний, слов, но направленно и на систематизацию представлений детей об окружающей действительности, осуществление в процессе обучения патриотического, нравственного воспитания учащихся. Всё это обеспечивается тематической целостностью подбора материала, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Внимание детей привлекается в доступных для них пределах к различным сторонам родного языка – графической, фонетической, лексической, грамматико- орфографической, орфоэпической, стилистической.
Вторая часть формируется, учитывая тему, цели, задачи всего урока. Предлагаю подборку материала, в котором наряду с каллиграфией углубляются и закрепляются следующие навыки, где выполняется функция урока - актуализация знаний.
1.Пословицы .
Батыр – гордость матери, герой – для народа.
а) словарная работа: батыр, герой, народ;
б) определение – частей речи например: существительное – (определение одушевленности, числа, рода, падежа, и.т.д);
в) определение орфограмм в словах;
г)работа над содержанием пословицы, решение воспитательной задачи.;

2. Скороговорки.
Белые бараны били в барабаны.
На основе личностно-ориентированного подхода к деятельности урока через данную каллиграфическую минутку проводится дифференцированная работа с детьми по развитию речи.
3.Доскажи словечко.
Ба-бо-бы – на дворе стоят …стол (бы)
Бу-бы-ба – из окна торчит …тру (ба).
4.Боря Ире дал ириску,
Ира Боре – барбариску.
5. Не было бы снегу,
Не было бы и следу.
Данный вид работы способствует совершенствованию почерка через подборку слов, усложнённые рифмой.
6. Анаграммы- как вид работы по чистописанию применяю в 3-4 классе, учитывая возрастные способности школьников. Это совершенствует развитие творческих задатков через хокку и синквейн.
Как из банки получить животное?
Банка –кабан
Баян-баня
Эффективно формировать у младшего школьника не только каллиграфический навык письма, но и скорость письма способствуют следующие упражнения : условно называю «травка» или «ножка балерины». Из многолетней практики результат показал, что эти коррекционные упражнения положительным образом влияют на становление почерка, совершенствуются графические навыки; соблюдается наклон и высота букв, письмо опрятно и правильно.
Успешность в обучении чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели соответствия парты росту ученика, должного уровня освещённости рабочих мест, класса в целом.
От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на площади стола и её продвижение во время письма, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию чёткого, быстрого письма.
Важно приучить ребёнка сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову.
Необходимо обеспечить условия обзора классной доски и дидактических материалов. Большое значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Непрерывное письмо не должно превышать: в1 классе -5минут, во 2 классе -8 минут, в 3 классе -12 минут, в 4 классе - 15 минут. Это важно учитывать при планировании уроков, рационально чередуя устные и письменные виды работ. При выполнении упражнений большого объёма следует организовывать краткий отдых детей. Вводить упражнения для глаз. Такой короткий отдых важен и для коррекции позы учащихся.
При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2-3 физкультминуток, а также специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья руки. Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма важно на протяжении всего периода обучения в школе.

При формировании каллиграфических навыков огромное внимание уделяется развитию речи, фонематического слуха, пространственного мышления, формированию эстетических представлений, т.е. тем вещам, которые на первый взгляд прямого отношения к письму не имеют. Но попробуйте изъять из этой гармонии какую-либо часть, тогда стройное здание урока рухнет. Красивое, каллиграфическое письмо напоминает кружева замечательных кружевниц. «В начальных классах учитель для ребёнка – открыватель мира вещей и явлений»,- писал В.А. Сухомлинский. Я полностью согласна с утверждением С.П.Резодубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу боремся за грамотность учащихся.


Приложение 1
Итоги диагностики каллиграфии на конец учебного года.
учебный год 2011-2012 2012-2013
уровни низкий средний высокий низкий средний высокий
2 класс 60% 25% 15% 50% 35% 15%
3 класс 50% 35% 15% 35% 35% 30%


Приложение 2
Успеваемость по русскому языку
класс 2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год
2 54%
3 71%

Литература
1.Е.Н.Потапова «Радость познания», Москва, «Просвещение»,1990г.
2.В.В.Волина « Занимательное азбуковедение»,Москва, «Просвещение»,1991г.
3.В.Г.Горецкий «Уроки обучения грамоте», Москва, «Просвещение»1982г.
4.В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям, Москва «Просвещение» 1980г.
Категория: Начальная школа | Добавил: Виоля
Просмотров: 1184 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru