Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

О программе "Читайка"
2014-01-08, 9:22 AM
О.В.Селезнёва

учитель начальных классов

Затобольская средняя школа № 2

Костанайский район

Костанайская область

О программе «Читайка»



Линия познавательного развития програм¬мы «Читайка» не изолирована. В виде от¬дельных элементов она вплетена в каждое занятие наряду с такими задачами, как развитие речи, обучение чтению, нравственное воспита¬ние, невербальные игры и др. В настоящей рабо¬те линия эта выделена искусственно, специально для последовательного анализа и описания.
Как мы понимаем суть познавательного раз¬вития? В сравнении, например, с линией «раз¬витие нравственного чувства»-это рабо¬та с информационным материалом, об¬ращение к некоторым элементам логи¬ческого мышления, таким, как класси¬фикация, сравнение по признакам и др. Для дошкольника главное - не сама информация, а отношение к ней, т.е. чувство. Вот почему, ра¬ботая над программой, стара¬лась ответить на вопросы:
- как познавательное разви¬тие в большей степени обога¬тить эмоционально, т.е. максимально приблизить к познава¬тельным процессам дошколь¬ника ;
- как, развивая логическое мышление ребенка, не пода¬вить его интуицию;
- как обогатить речевую активность ребенка, словар¬ный запас, поддержать на высо¬ком уровне интерес в работе со словом. Другими словами, как напра-вить познавательное развитие в русло развития речи - главного завоевания дошкольного возраста?
Отвечая на эти вопросы, в качестве объ¬екта познания взяла примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей - ри¬сунки, фотографии, картинки, короткие образ¬ные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребенка, народные загадки (поэти¬ческий образ), загадки, придуманные детьми по определенным правилам (свой художест-венный образ). Игры в загадки представили в определенном алгоритме, так чтобы дети по¬следовательно и постепенно могли освоить поэтический мир фольклора.
Эта программа может использоваться на занятиях грамоты и ознакомление с окружающим миром, как дополнительный, занимательный материал. В педагогике появился новый термин - личностно- ориентированное задание «КОЗы». Эта программа даст ответы на многие вопросы. У дошкольников, действительно, появится речевая активность, словарный запас слов расшириться. А главное, будет формироваться позитивное отношение к приобретению знаний через чтение.

Для наглядности представим этапы алгорит¬ма познавательного развития детей, подкреп¬ленные практическими примерами.

1-й этап. Как нарисовать картинку
не карандашом и кистью, а словами
На этом этапе дети учатся интуитивно со¬поставлять рисунок или картинку (зритель¬ный образ) и народные загадки (словес¬ный, поэтический образ).
Как и в последующих разделах, для ра¬боты представлены 29 народных загадок на темы «деревья» (сосна, ель, береза, осина), «кустарники» (рябина, калина, шиповник, черемуха), «семена» (пшеница, бобы, горох, подсолнух), «ягоды» (черника, смородина, клюква, земляни¬ка), «цветы» (ромашка, одуванчик, ва-силек) и короткие истории-рассказы.

ЗАГАДКИ
Летом и зимой
В рубашке одной. (Ель, сосна)
И зиму, и лето зелено! (Ель, сосна)
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Береза)
Зелен, а не луг,
Сидит - зеленеет.
Летит - пожелтеет.
Падет- почернеет. (Лист.)
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза.)
Летают, кружатся,
На землю ложатся. (Листья.)

КОРОТКИЕ ИСТОРИИ-РАССКАЗЫ
Можно ли сосну спрятать в спичеч¬ный коробок?
Саму сосну нельзя, а вот семя спрятать можно. Да не одно, а много. Семя - удивитель¬ное создание природы. В маленьком объеме - вспомните семечко яблока, арбуза, одуванчи¬ка, тополя - содержатся все сведения о взрос¬лом растении: о его высоте, количестве вет¬вей и листьев, форме. Для начала новой жиз¬ни семя содержит все необходимые пита¬тельные вещества. И это еще не все! Обычно семя имеет надежную защитную оболочку (вишня, слива, яблоко и т.д.), она защищает сердцевину от неблагоприятных воздейст¬вий природы. Каких? Кто скажет? Правильно, от дождя, снега, мороза.

Зачем береза поднимает 20 ведер воды на «шестой этаж»?
На поверхности каж¬дого листочка любо¬го растения имеются очень маленькие (микроскопические) точечки, поры. На¬зываются они усть¬ица. А весь ствол растения - дерева, кустарника или стебелька травы - состоит из очень тоненьких трубо¬чек - капилляров. Настолько тонень¬ких, что они почти невидимы. Все эти трубочки заполнены водой. Таким образом мелкие точечки -устьица - но поверхности листь¬ев соединены через трубочки - капилляры с корнями растения. В по¬гожий солнечный день вода испаряется с по¬верхности листьев через поры-устьица, а непрерывный подсос воды обеспечивается снизу, от корней. Так вода и раство¬ренные в ней соли подаются ко всем клеткам растения. Ис¬точник энергии для этого процесса - солнце. Наша любимая береза в погожий солнечный день «перека¬чивает» почти 20 ведер воды на высоту примерно 15 метров. Чтобы вы представили: это пример¬но на высоту шестого эта¬жа. У разных растений скорость подъема воды разная. У сосны, ели она составляет примерно 1-2 метра в час, у ржи - 40-50 метров в час. Если мест¬ность лесистая, испарение влаги, во¬ды через листья растений позволяет возвратить в атмосферу больше по¬ловины (60-70%) выпавших за год осадков.
Почему листья желтеют?
Все мы знаем: осенью листья на де¬ревьях желтеют или краснеют, вы¬цветают. Листья меняют цвет, по¬тому что растение забирает из них ценные питательные вещества, которые понадо¬бятся ему весной. Опавшие листья в лесу рав-номерным слоем устилают землю в течение всей зимы и первых весенних месяцев. Но это не беспо¬лезный мусор, а своеоб¬разное «одеяло», ко¬торое защищает семена от силь¬ных морозов.
Когда сойдет снег, опавшая ли¬ства как губка еще долго сохраняет в себе влагу, необходимую для про¬растания семян. Старые листья как будто знают, что прорастающим се¬менам кроме влаги нужен еще и свет. В марте-апреле толстое «одеяло» листьев становится прозрачным для света. И только когда появятся первые всходы, почвенные бактерии перерабатывают -«съедают» - старую листву, и она превра¬щается в перегной - хорошее питание для деревьев и кустарников, которые ее же и сбросили.

Зачем растения «вывешивают флаги»?
Чтобы образовалось семечко, цветок рас¬тения надо опылить. Это делают насекомые - пчелы, шмели, мухи, комары. Они садятся на цветок, берут у него сладкий сок - нектар - и опыляют растение, т.е. переносят на своих лапках и брюшке пыльцу с одного цветка на другой. Цветку необходимо тесное «обще-ние» с насекомым. Поэтому оно «рассказыва¬ет», например, пчеле, что у него уже есть не¬ктар. Способов передачи информации от рас¬тения насекомому много. Главные: цвет, за¬пах, а иногда даже тепло.
Так что цветы - это особые «флаги», опо¬знавательные знаки. Они их вывешивают для привлечения насекомых.

Может ли огурец быть бешеным?
У всякого растения есть одна сложная за¬дача: как сделать так, чтобы созревшие се¬мена не упали на землю и не оказались в тени самого рас¬тения? Делают они это по-разному. Есть такое расте¬ние - бешеный огурец, растет он в странах Средиземного мо¬ря. Бешеный огурец выстрелива¬ет свои семена из плода, как из пи¬столета. Дальность полета семян ~ до 12 метров, скорость полета - около 10 ме¬тров в секунду. Стреляют семенами и другие растения.
Некоторые растения для удаления семян на большие расстояния используют силу вет¬ра. Крохотные летающие плодики-парашю-тики одуванчика и тополя необычайно легки и наилучшим образом приспособлены для пе¬реноса их ветром. Ветер здесь - по¬средник, растение «доверяет» ему ^ ^t самое дорогое, что у него есть -семечко. Семена клена, ясеня «по¬строены» по типу винта верто-лета или самолета; есть семена, напоминающие «летающее кры¬ло» планера или волан, мячик . для игры в бадминтон. А вот в степных районах есть семена растений, которые не летают, а бегают по земле, как «пере¬кати поле».

Чем похожи дуб и баран?
Самое удивительное, что и ба¬ран, и дуб похожи тем, что укута¬ны в несколько защитных слоев, напо¬добие матрешки. У барана шерсть мяг¬кая, пушистая, теплая, эластичная, кожа очень прочная, а под ней достаточно толстый слой жира. У дуба толстая кора, плохо проводящая тепло. Под корой тонкий проч-ный слой защитного вещества ~ камбия, за¬тем уже идут нежные ткани растения. Такое защитное устройство в несколько слоев с внешней стороны имеют не только дуб и ба¬ран, но и все растения и животные.


2-й этап. Как самому научиться «рисовать»
словами картинку без карандашей и красок
На этом этапе дети учатся находить свойст¬ва и признаки природных объектов и сравни¬вать их с другими объектами, имеющими схо¬жие характеристики. Такой прием - прекрас¬ный познавательный материал для работы со словом. Если в ходе занятия возникают за¬труднения, педагог приходит на помощь - показывает картин¬ки, характеризующие этот предмет, его действия, разыг-рывает игры: «Какая она )?» или «Что делает?», «На что похож(а)?». Так дети легко находят сравнения. Напри¬мер, волна. Она упругая, как порыв ветра, прохлад¬ная, как глоток воды, лас¬ковая, как котенок, плещу¬щаяся, как утка, бегущая, как лавина. Или солнеч¬ный зайчик. Он быстр, как ветер, ярок, как луч прожектора, ослепителен, как белый снег, неуловим, как тень; неустойчив, как маленький щенок. Или фонтан: плещется, как утка; сверкает, качип; течет, как водопад; шумит, как дождь; ше¬лестит, как дерево на ветру; брызжется, как море. На основе этих характеристик составля¬ются загадки (автор идеи А.А. Нестеренко. См.; Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1994).

3-й этап. Художники сами - рисуем словами
Это раздел содержит 31 народную загадку о природных явлениях и небесных телах (туча, дождь, снег, ветер, мороз, метель, туман, мо¬розный узор, луна, солнце). Дети рассматрива¬ют рисунок (картинку), придумывают, какими «красками»-словами можно «написать» эту картину, отвечают на вопросы: «Какой(ая)?» или «Что делает?», «На что похож(а)?», «Чем отличается?», Затем слу¬шают народные загадки и сравнивают свои слова-образы с теми, что приду-мал народ. В заключение следует эмоциональный рассказ педагога о при-родном явлении.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
Туча. Какая? На что похожа? Чем отличает¬ся? Белая, как вата, но в руки не возьмешь; мяг¬кая, как подушка, но голо¬ву не положишь; легкая, как пух, но высоко в не¬бе; величественная, как небо, но движется; паря¬щая, как птица, но без
крыльев; молочная, как туман, но плывет вы¬соко в небе. Что делает? На что похожа? Чем отличается? Плывет, как корабль, но не по волнам; летит, как самолет, но бесшумно; плачет, как великанша, но не всхлипывает; закрывает солнце, как дым, но глаза не ест.
Снег. Какой? На что похож? Чем отлича¬ется? Белый, как мука, но пирогов не ис¬печь; пушистый, как сибирский кот, но гла¬дить нельзя - руки замерзнут; мягкий, как пух, но платка не свяжешь; рыхлый, как вата, но не из хлопка; твердый, как гранит, но па¬дает с неба; хрупкий, как тонкое стекло, но в избе тает; хрустящий, как сухой лист, но хо¬лодный; острый, как нож, но огня боится; крупный, как кукурузные хлопья, но в возду¬хе кружится; вязкий, как глина, но посуду из
него не делают. Что делает? На что похож?
Чем отличается? Падает, как кусочки ваты, но одеяла из него не сделать; кружится, как тополиный пух, но холодный; летает, как бе¬лые бабочки, но тает на ладо¬ни; сыплет на землю, как мел¬кий песок, но весеннего солнца боится; тает, как воск, но становится водой.

НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ
Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча.)
На дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)
Лежал, лежал,
Да в речку убежал. (Снег.)
Вопросы теории

КОРОТКИЕ ИСТОРИИ-РАССКАЗЫ
Сколько раз в год облака «падают» на землю?
Вся влага атмосферы - облака, туманы -меняется примерно 37 раз в году, в среднем -раз в десять дней вода облаков - и жидкая, и газообразная, и твердая - выпадает на землю.
Может ли ветер дуть вверх - от земли в небо?
Может. Восходящими потоками воздуха -ветрами, дующими вверх, поддерживаются кучево-дождевые облака. У основания таких облаков скорость ветра очень и очень высо¬кая. Поэтому они сильно разрастаются по высоте. Их вершины могут подниматься до 12 км и более. Низ дождевых облаков состоит из капелек воды, верх - где температура меньше 0°С- из кристалликов льда.
Облака в хорошую погоду похожи на куски ваты, разбросаны по небу, поддерживаются очень слабыми потоками восходящего возду¬ха. Поэтому они слабо разрастаются по высо¬те. Время их «жизни» невелико - 5-40 минут.
Какова толщина молнии?
Молния - это гигантский электрический искровой разряд в атмосфере. Проявляется яркой вспышкой света и сопровождается гро¬мом. Длина молнии - 1-10 километров, тол¬щина (диаметр), по ко¬торому проходит гигант¬ская искра, - всего не¬сколько сантиметров.
Что такое зарница?
Зарница - это отда¬ленная молния.
Где каждый день бы¬вает гроза?
Грозы на земле распре¬делены неравномерно, на¬пример, в Арктике гроза бывает раз в несколько лет. У нас в России, где не так холодно, в каждом отдельном пункте в год бывает несколько десят¬ков дней с грозами.
Может ли гроза продолжаться в течение 12 часов?
Среднее время грозы - около часа, но в тро¬пиках, где очень жарко, или в горах Кавказа гроза может продолжаться 12-13 часов.
Обыкновенные снежинки - это звезды?
Снежинки - это кристаллы льда, которые образуются в облаках и туманах и выпадают из них.
Снежные кристаллы бывают пластинча¬тые или столбчатые. Пластинчатые - это шестиугольные пластинки и звезды с тремя, шестью и двенадцатью лучами. Столбчатые - это столбики с шестью гранями, иглы, о также столбики, напоминающие ежей. Встречаются снежные кристаллы и непра¬вильной формы. Чаще всего в виде звезд и ежей. Обыкновенный снег - это крупные снежные кристаллы, выпадающие из облаков, среди которых преобладают звезды.
Почему на разрезе градины видны коль¬ца?
Град - это большие замороженные капли, выпадающие при сильных грозах. В грозовых облаках снег и дождь всегда вместе, рядом. Дело в том, что снежинки, падая в облако, за¬мораживаются. Так образуются ледяные ша¬рики. Достигая нижней части облака, эти шарики подхватываются мощными потоками воздуха и поднимаются к вершине грозового облака. У вершины облака ветер дует вверх уже не с такой силой (как у основания) и ша¬рики опять падают вниз. При этом они не¬много увеличиваются в размерах. Такое дви¬жение вверх-вниз (внутри облака) может по¬вторяться несколько раз, и чем больше по¬вторяется, тем крупнее будут градины. Ког¬да восходящий ветер у основания облака уже
не может удер¬жать градины и поднять их вверх, они выпадают в виде осадков.
Если градину разрезать, можно увидеть кольца, как на срезе дере¬ва. Число этих колец равно чис¬лу путешест¬вий градины внутри облака вверх-вниз.
Что такое шаро¬вая молния?
Шаровая молния - редко встречаю¬щаяся форма мол¬нии. Это светящее¬ся, как шар, тело; «живет» это тело от нескольких секунд до нескольких минут. Шаровые молнии при ясной погоде крупнее тех, что возникают во время грозы.
Может ли «апельсин» пролезть в иголь¬ное ушко?
Может, если этот «апельсин» - шаровая молния. Удивительное свойство шаровой молнии - она проникает через щели и узкие отверстия в стене, в стекле. Точнее, шаровая молния перетекает (переливается) через уз¬кие отверстия и щели.

4-й этап. Отгадай загадку и придумай свою
Этот раздел содержит 11 народных загадок; рассматриваются характеристики насекомых (слепень, муха, комар, пчела). Последователь¬ность знакомства: рассказ педагога; рассмат¬ривание рисунков; игры на тему «Какая(ой)?» (или «Что делает?», «На что похож(а)?», «Чем отличается?»); разучивание народных зага¬док; составление по опоре своей загадки.



КОРОТКИЕ ИСТОРИИ-РАССКАЗЫ
Пчела
Рассмотрим рисунок, но котором изобра¬жено пчела, попробуем медку и поговорим об этой труженице, о ее домике -улье, о том, как полезно это насекомое - и себя кор¬мит, и человеку дарит лакомство. Пчела за¬ботится о своих ма¬леньких куколках, из которых появляют¬ся пчелки; она очень чистоплотна. Если в улей попадает грязь, пчела облепит свой до¬мик прополисом - особой смолой - и убьет инфекцию. Эта смола тоже помогает человеку. Кто из нас заболеет, мед для него также первое лекар¬ство. Выпьешь чаю, пропотеешь, и простуда пройдет. Из пчелиного воска человек изго-тавливает свечи. Вот она какая пчела, слав¬ная труженица и кормилица!
21-й день - и появилась новая пчелка!
Появление каждой новой пчелы обставлено целой церемонией. Мама-пчела в сопровожде¬нии нескольких приближенных работниц-пчел ходит по сотам. Спутницы оказывают ей знаки внимания: нежно гладят ее, лижут язычком, постоянно носят отборный мед.
Мама-пчела вначале заглядывает в ячейку, с которой снимается крышечка, даже всовыва¬ет туда головку, а затем опускает яйцеклад и кладет туда одно кругленькое, полупрозрачное яичко длиной около 2 миллиметров. Покончив с этой работой, мама-пчела переходит к другой ячейке. Около отложенного яичка начинают хлопотать пчелы-работницы: они кладут око¬ло яичка немного студенистой жидкости, ко¬торая содержит мед, цветочную пыльцу и во¬ду, и закрывают крышку ячейки.
На четвертый день из яичка вылупляется личинка, которая начинает есть. Рабочие пчелы постоянно следят за тем, чтобы у ли¬чинки всегда была еда. Очень быстро - на ше¬стой день - личинка становится большой, толстой и жирной.
Рабочие пчелы следят еще за тем, чтобы ли¬чинка не замерзла. Если ей холодно, они согрева¬ют ее теплотой своего тела. На шестой день личинка окукливается, и «работницы» закры¬вают крышечку. На 21-й день после откладки яйца крышечка приподнимается, и из ячейки вы¬ползает новорожденная пчелка. Она потягива¬ется, встряхивает крылышками, а окружающие пчелы толпятся вокруг нее, радостно привет¬ствуют, облизывают, кормят медом.
Через несколько часов пчелка принимается за работу, правда, первые две недели только внутри улья.
Чтобы собрать 1 кг меда, пчелам надо на¬летать 300 000 км (семь раз вокруг земно¬го шара) и посетить 19 миллионов цве¬тов.
Где пчелы берут воск для сот в но¬вом улье?
Пчеловод старается пересадить вылетающий рой в новый улей. Все общество нового роя группируется вокруг мамы-пчелы - своей царицы, чтобы основать новое царство. Первым делом пчелы принимаются за постройку но¬вых сотов. Об этом они по¬заботились заранее. По¬кидая старый улей, пче¬лы «знают», что пер¬вое время им не при¬дется летать за кор¬мом, и поэтому наеда¬ются досыта меда из имеющихся запасов.
Теперь пчелы начина¬ют выделять на своем теле воск и строить ячейки. Своими лапками они ловко счищают с брюшка соседа тончайшие листочки воска, пережевывают его и, смешав со слюной, выводят из этого ма¬териала ровные постройки.
Каждая пчела - это и поставщик материа¬ла, и работник, и архитектор. Все так усерд¬ствуют, что через несколько часов совмест¬ной работы в новом улье готов для начала не¬большой сот. Только тогда пчелы отправля¬ются за добычей.
Обыкновенная пчела
Тело пчелы немного удлинено, темного бле¬стящего цвета и густо покрыто рыжеваты¬ми волосками. На лапках коготки.
Для сбора пищи на задних лапках рабочей пчелы имеются корзиночки и щеточки.
Внутри тела рабочая пчела имеет очень сложные приспособления для переработки не¬ктара цветов. Смотря по надобности, пчела может изготовить либо мед, либо воск, либо особую кашицу для кормления личинок.
Отсутствовать в улье пчела может до двух часов. Вот подлетела она к своему доми¬ку, тяжело нагруженная добычей. Прежде все¬го села отдохнуть под летком после трудно¬го пути. Затем осторожно влезает внутрь и начинает освобождаться от принесенной до¬бычи. В этом ей помогают другие пчелы, ра-бочие. Одни слизывают язычками сладкую жидкость, принесенную пчелой, другие выби¬рают настоящий мед из медового пузырька в виде чистых прозрачных капелек. Собранную цветочную пыль пчела сама скрепляет специ-альными жировыми выделениями своих желе¬зок и скатывает в маленький комочек.

Сколько живут пчелы?
Мама-пчела, или матка, как ее называют пчеловоды, живет несколько лет. Обычная рабочая пчела живет не больше двух месяцев. Пчелы, которые появляются из личинок бли¬же к осени, зимуют в улье до весны.
Сколько у пчелы профессий?
За свой недолгий век пчелы меняют много профессий. После рождения в первые четыре дня молодая пчелка занимается уборкой, чист¬кой ячейки, затем становится нянькой для ли¬чинок. Где-то на восьмой день из специальных железок у нее начинает выделяться маточное молочко. Теперь пчелка еще и кормилица - кор¬мит матку и личинок. Но это еще не все. Вско¬ре она осваивает новые «специальности»: при¬нимает корм, переносит его, чистит прибыв¬ших с кормом подруг, строит соты. Вот в этих постоянных трудах и пролетают четыре не¬дели - а это уже и половина жизни прошла.
Наконец наступает торжественный день - первый вылет! Пчела, прежде чем поле-
теть, долго находится у летка, как бы знако¬мясь с окружающей местностью, да и просто не решается оторваться от родного гнезда. Первые шаги на цветке у пчелки очень неуме¬лые: она так возится, что и цветок помнет, и сама станет чумазой - в пыльце вся испач¬кается. Однако проходит несколько секунд -и взяток есть, можно лететь домой, в улей! До недавнего времени пчела была единст¬венным одомашненным насекомым. А теперь человек и шмеля использует для опыления тепличных овощей.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРА
Пчела. Какая? На кого похожа? Чем отли¬чается? Пушистая, как сибирский кот, но без хвоста; мохнатая, как медвежонок, но с шестью лапками; с хоботом, как индийский слон, но жужжит; ядовитая, как пестрая змея, но вместо зуба - жало. Что делает? На кого похожа? Чем отличается? Живет большой се¬мьей, как муравей, но в дупле или улье; летает,
как птица, но без клюва; жалит, как скорпион, но с крыльями; любит цветы, как барышня, но пьет нектар из цветов хоботком.
НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ
Семьсот соловьят
На подушке сидят. (Пчелы в улье.)
ЗАГАДКИ
Черные чернички
В маленькой темничке
Сеточку плетут,
Сласть в нее кладут. (Пчела.)



Справочная литература

1.Развитие творческого мышления детей А.Э.Симановский,Ярославль,»Гринго,1996
2.Речевые уроки. Под ред.ТА. Ладыженской, Москва, «Просвещение»,1995г.
3.Умные занятия. Е. Синицына, «Аист», Москва,1998г.
Категория: Начальная школа | Добавил: Виоля
Просмотров: 640 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 4:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru