Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2014-01-08, 9:22 AM | |
О.В.Селезнёва учитель начальных классов Затобольская средняя школа № 2 Костанайский район Костанайская область О программе «Читайка» Линия познавательного развития програм¬мы «Читайка» не изолирована. В виде от¬дельных элементов она вплетена в каждое занятие наряду с такими задачами, как развитие речи, обучение чтению, нравственное воспита¬ние, невербальные игры и др. В настоящей рабо¬те линия эта выделена искусственно, специально для последовательного анализа и описания. Как мы понимаем суть познавательного раз¬вития? В сравнении, например, с линией «раз¬витие нравственного чувства»-это рабо¬та с информационным материалом, об¬ращение к некоторым элементам логи¬ческого мышления, таким, как класси¬фикация, сравнение по признакам и др. Для дошкольника главное - не сама информация, а отношение к ней, т.е. чувство. Вот почему, ра¬ботая над программой, стара¬лась ответить на вопросы: - как познавательное разви¬тие в большей степени обога¬тить эмоционально, т.е. максимально приблизить к познава¬тельным процессам дошколь¬ника ; - как, развивая логическое мышление ребенка, не пода¬вить его интуицию; - как обогатить речевую активность ребенка, словар¬ный запас, поддержать на высо¬ком уровне интерес в работе со словом. Другими словами, как напра-вить познавательное развитие в русло развития речи - главного завоевания дошкольного возраста? Отвечая на эти вопросы, в качестве объ¬екта познания взяла примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей - ри¬сунки, фотографии, картинки, короткие образ¬ные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребенка, народные загадки (поэти¬ческий образ), загадки, придуманные детьми по определенным правилам (свой художест-венный образ). Игры в загадки представили в определенном алгоритме, так чтобы дети по¬следовательно и постепенно могли освоить поэтический мир фольклора. Эта программа может использоваться на занятиях грамоты и ознакомление с окружающим миром, как дополнительный, занимательный материал. В педагогике появился новый термин - личностно- ориентированное задание «КОЗы». Эта программа даст ответы на многие вопросы. У дошкольников, действительно, появится речевая активность, словарный запас слов расшириться. А главное, будет формироваться позитивное отношение к приобретению знаний через чтение. Для наглядности представим этапы алгорит¬ма познавательного развития детей, подкреп¬ленные практическими примерами. 1-й этап. Как нарисовать картинку не карандашом и кистью, а словами На этом этапе дети учатся интуитивно со¬поставлять рисунок или картинку (зритель¬ный образ) и народные загадки (словес¬ный, поэтический образ). Как и в последующих разделах, для ра¬боты представлены 29 народных загадок на темы «деревья» (сосна, ель, береза, осина), «кустарники» (рябина, калина, шиповник, черемуха), «семена» (пшеница, бобы, горох, подсолнух), «ягоды» (черника, смородина, клюква, земляни¬ка), «цветы» (ромашка, одуванчик, ва-силек) и короткие истории-рассказы. ЗАГАДКИ Летом и зимой В рубашке одной. (Ель, сосна) И зиму, и лето зелено! (Ель, сосна) На полянке девчонки В белых рубашонках, В зеленых полушалках. (Береза) Зелен, а не луг, Сидит - зеленеет. Летит - пожелтеет. Падет- почернеет. (Лист.) Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. (Береза.) Летают, кружатся, На землю ложатся. (Листья.) КОРОТКИЕ ИСТОРИИ-РАССКАЗЫ Можно ли сосну спрятать в спичеч¬ный коробок? Саму сосну нельзя, а вот семя спрятать можно. Да не одно, а много. Семя - удивитель¬ное создание природы. В маленьком объеме - вспомните семечко яблока, арбуза, одуванчи¬ка, тополя - содержатся все сведения о взрос¬лом растении: о его высоте, количестве вет¬вей и листьев, форме. Для начала новой жиз¬ни семя содержит все необходимые пита¬тельные вещества. И это еще не все! Обычно семя имеет надежную защитную оболочку (вишня, слива, яблоко и т.д.), она защищает сердцевину от неблагоприятных воздейст¬вий природы. Каких? Кто скажет? Правильно, от дождя, снега, мороза. Зачем береза поднимает 20 ведер воды на «шестой этаж»? На поверхности каж¬дого листочка любо¬го растения имеются очень маленькие (микроскопические) точечки, поры. На¬зываются они усть¬ица. А весь ствол растения - дерева, кустарника или стебелька травы - состоит из очень тоненьких трубо¬чек - капилляров. Настолько тонень¬ких, что они почти невидимы. Все эти трубочки заполнены водой. Таким образом мелкие точечки -устьица - но поверхности листь¬ев соединены через трубочки - капилляры с корнями растения. В по¬гожий солнечный день вода испаряется с по¬верхности листьев через поры-устьица, а непрерывный подсос воды обеспечивается снизу, от корней. Так вода и раство¬ренные в ней соли подаются ко всем клеткам растения. Ис¬точник энергии для этого процесса - солнце. Наша любимая береза в погожий солнечный день «перека¬чивает» почти 20 ведер воды на высоту примерно 15 метров. Чтобы вы представили: это пример¬но на высоту шестого эта¬жа. У разных растений скорость подъема воды разная. У сосны, ели она составляет примерно 1-2 метра в час, у ржи - 40-50 метров в час. Если мест¬ность лесистая, испарение влаги, во¬ды через листья растений позволяет возвратить в атмосферу больше по¬ловины (60-70%) выпавших за год осадков. Почему листья желтеют? Все мы знаем: осенью листья на де¬ревьях желтеют или краснеют, вы¬цветают. Листья меняют цвет, по¬тому что растение забирает из них ценные питательные вещества, которые понадо¬бятся ему весной. Опавшие листья в лесу рав-номерным слоем устилают землю в течение всей зимы и первых весенних месяцев. Но это не беспо¬лезный мусор, а своеоб¬разное «одеяло», ко¬торое защищает семена от силь¬ных морозов. Когда сойдет снег, опавшая ли¬ства как губка еще долго сохраняет в себе влагу, необходимую для про¬растания семян. Старые листья как будто знают, что прорастающим се¬менам кроме влаги нужен еще и свет. В марте-апреле толстое «одеяло» листьев становится прозрачным для света. И только когда появятся первые всходы, почвенные бактерии перерабатывают -«съедают» - старую листву, и она превра¬щается в перегной - хорошее питание для деревьев и кустарников, которые ее же и сбросили. Зачем растения «вывешивают флаги»? Чтобы образовалось семечко, цветок рас¬тения надо опылить. Это делают насекомые - пчелы, шмели, мухи, комары. Они садятся на цветок, берут у него сладкий сок - нектар - и опыляют растение, т.е. переносят на своих лапках и брюшке пыльцу с одного цветка на другой. Цветку необходимо тесное «обще-ние» с насекомым. Поэтому оно «рассказыва¬ет», например, пчеле, что у него уже есть не¬ктар. Способов передачи информации от рас¬тения насекомому много. Главные: цвет, за¬пах, а иногда даже тепло. Так что цветы - это особые «флаги», опо¬знавательные знаки. Они их вывешивают для привлечения насекомых. Может ли огурец быть бешеным? У всякого растения есть одна сложная за¬дача: как сделать так, чтобы созревшие се¬мена не упали на землю и не оказались в тени самого рас¬тения? Делают они это по-разному. Есть такое расте¬ние - бешеный огурец, растет он в странах Средиземного мо¬ря. Бешеный огурец выстрелива¬ет свои семена из плода, как из пи¬столета. Дальность полета семян ~ до 12 метров, скорость полета - около 10 ме¬тров в секунду. Стреляют семенами и другие растения. Некоторые растения для удаления семян на большие расстояния используют силу вет¬ра. Крохотные летающие плодики-парашю-тики одуванчика и тополя необычайно легки и наилучшим образом приспособлены для пе¬реноса их ветром. Ветер здесь - по¬средник, растение «доверяет» ему ^ ^t самое дорогое, что у него есть -семечко. Семена клена, ясеня «по¬строены» по типу винта верто-лета или самолета; есть семена, напоминающие «летающее кры¬ло» планера или волан, мячик . для игры в бадминтон. А вот в степных районах есть семена растений, которые не летают, а бегают по земле, как «пере¬кати поле». Чем похожи дуб и баран? Самое удивительное, что и ба¬ран, и дуб похожи тем, что укута¬ны в несколько защитных слоев, напо¬добие матрешки. У барана шерсть мяг¬кая, пушистая, теплая, эластичная, кожа очень прочная, а под ней достаточно толстый слой жира. У дуба толстая кора, плохо проводящая тепло. Под корой тонкий проч-ный слой защитного вещества ~ камбия, за¬тем уже идут нежные ткани растения. Такое защитное устройство в несколько слоев с внешней стороны имеют не только дуб и ба¬ран, но и все растения и животные. 2-й этап. Как самому научиться «рисовать» словами картинку без карандашей и красок На этом этапе дети учатся находить свойст¬ва и признаки природных объектов и сравни¬вать их с другими объектами, имеющими схо¬жие характеристики. Такой прием - прекрас¬ный познавательный материал для работы со словом. Если в ходе занятия возникают за¬труднения, педагог приходит на помощь - показывает картин¬ки, характеризующие этот предмет, его действия, разыг-рывает игры: «Какая она )?» или «Что делает?», «На что похож(а)?». Так дети легко находят сравнения. Напри¬мер, волна. Она упругая, как порыв ветра, прохлад¬ная, как глоток воды, лас¬ковая, как котенок, плещу¬щаяся, как утка, бегущая, как лавина. Или солнеч¬ный зайчик. Он быстр, как ветер, ярок, как луч прожектора, ослепителен, как белый снег, неуловим, как тень; неустойчив, как маленький щенок. Или фонтан: плещется, как утка; сверкает, качип; течет, как водопад; шумит, как дождь; ше¬лестит, как дерево на ветру; брызжется, как море. На основе этих характеристик составля¬ются загадки (автор идеи А.А. Нестеренко. См.; Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1994). 3-й этап. Художники сами - рисуем словами Это раздел содержит 31 народную загадку о природных явлениях и небесных телах (туча, дождь, снег, ветер, мороз, метель, туман, мо¬розный узор, луна, солнце). Дети рассматрива¬ют рисунок (картинку), придумывают, какими «красками»-словами можно «написать» эту картину, отвечают на вопросы: «Какой(ая)?» или «Что делает?», «На что похож(а)?», «Чем отличается?», Затем слу¬шают народные загадки и сравнивают свои слова-образы с теми, что приду-мал народ. В заключение следует эмоциональный рассказ педагога о при-родном явлении. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ Туча. Какая? На что похожа? Чем отличает¬ся? Белая, как вата, но в руки не возьмешь; мяг¬кая, как подушка, но голо¬ву не положишь; легкая, как пух, но высоко в не¬бе; величественная, как небо, но движется; паря¬щая, как птица, но без крыльев; молочная, как туман, но плывет вы¬соко в небе. Что делает? На что похожа? Чем отличается? Плывет, как корабль, но не по волнам; летит, как самолет, но бесшумно; плачет, как великанша, но не всхлипывает; закрывает солнце, как дым, но глаза не ест. Снег. Какой? На что похож? Чем отлича¬ется? Белый, как мука, но пирогов не ис¬печь; пушистый, как сибирский кот, но гла¬дить нельзя - руки замерзнут; мягкий, как пух, но платка не свяжешь; рыхлый, как вата, но не из хлопка; твердый, как гранит, но па¬дает с неба; хрупкий, как тонкое стекло, но в избе тает; хрустящий, как сухой лист, но хо¬лодный; острый, как нож, но огня боится; крупный, как кукурузные хлопья, но в возду¬хе кружится; вязкий, как глина, но посуду из него не делают. Что делает? На что похож? Чем отличается? Падает, как кусочки ваты, но одеяла из него не сделать; кружится, как тополиный пух, но холодный; летает, как бе¬лые бабочки, но тает на ладо¬ни; сыплет на землю, как мел¬кий песок, но весеннего солнца боится; тает, как воск, но становится водой. НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча.) На дворе горой, А в избе водой. (Снег.) Лежал, лежал, Да в речку убежал. (Снег.) Вопросы теории КОРОТКИЕ ИСТОРИИ-РАССКАЗЫ Сколько раз в год облака «падают» на землю? Вся влага атмосферы - облака, туманы -меняется примерно 37 раз в году, в среднем -раз в десять дней вода облаков - и жидкая, и газообразная, и твердая - выпадает на землю. Может ли ветер дуть вверх - от земли в небо? Может. Восходящими потоками воздуха -ветрами, дующими вверх, поддерживаются кучево-дождевые облака. У основания таких облаков скорость ветра очень и очень высо¬кая. Поэтому они сильно разрастаются по высоте. Их вершины могут подниматься до 12 км и более. Низ дождевых облаков состоит из капелек воды, верх - где температура меньше 0°С- из кристалликов льда. Облака в хорошую погоду похожи на куски ваты, разбросаны по небу, поддерживаются очень слабыми потоками восходящего возду¬ха. Поэтому они слабо разрастаются по высо¬те. Время их «жизни» невелико - 5-40 минут. Какова толщина молнии? Молния - это гигантский электрический искровой разряд в атмосфере. Проявляется яркой вспышкой света и сопровождается гро¬мом. Длина молнии - 1-10 километров, тол¬щина (диаметр), по ко¬торому проходит гигант¬ская искра, - всего не¬сколько сантиметров. Что такое зарница? Зарница - это отда¬ленная молния. Где каждый день бы¬вает гроза? Грозы на земле распре¬делены неравномерно, на¬пример, в Арктике гроза бывает раз в несколько лет. У нас в России, где не так холодно, в каждом отдельном пункте в год бывает несколько десят¬ков дней с грозами. Может ли гроза продолжаться в течение 12 часов? Среднее время грозы - около часа, но в тро¬пиках, где очень жарко, или в горах Кавказа гроза может продолжаться 12-13 часов. Обыкновенные снежинки - это звезды? Снежинки - это кристаллы льда, которые образуются в облаках и туманах и выпадают из них. Снежные кристаллы бывают пластинча¬тые или столбчатые. Пластинчатые - это шестиугольные пластинки и звезды с тремя, шестью и двенадцатью лучами. Столбчатые - это столбики с шестью гранями, иглы, о также столбики, напоминающие ежей. Встречаются снежные кристаллы и непра¬вильной формы. Чаще всего в виде звезд и ежей. Обыкновенный снег - это крупные снежные кристаллы, выпадающие из облаков, среди которых преобладают звезды. Почему на разрезе градины видны коль¬ца? Град - это большие замороженные капли, выпадающие при сильных грозах. В грозовых облаках снег и дождь всегда вместе, рядом. Дело в том, что снежинки, падая в облако, за¬мораживаются. Так образуются ледяные ша¬рики. Достигая нижней части облака, эти шарики подхватываются мощными потоками воздуха и поднимаются к вершине грозового облака. У вершины облака ветер дует вверх уже не с такой силой (как у основания) и ша¬рики опять падают вниз. При этом они не¬много увеличиваются в размерах. Такое дви¬жение вверх-вниз (внутри облака) может по¬вторяться несколько раз, и чем больше по¬вторяется, тем крупнее будут градины. Ког¬да восходящий ветер у основания облака уже не может удер¬жать градины и поднять их вверх, они выпадают в виде осадков. Если градину разрезать, можно увидеть кольца, как на срезе дере¬ва. Число этих колец равно чис¬лу путешест¬вий градины внутри облака вверх-вниз. Что такое шаро¬вая молния? Шаровая молния - редко встречаю¬щаяся форма мол¬нии. Это светящее¬ся, как шар, тело; «живет» это тело от нескольких секунд до нескольких минут. Шаровые молнии при ясной погоде крупнее тех, что возникают во время грозы. Может ли «апельсин» пролезть в иголь¬ное ушко? Может, если этот «апельсин» - шаровая молния. Удивительное свойство шаровой молнии - она проникает через щели и узкие отверстия в стене, в стекле. Точнее, шаровая молния перетекает (переливается) через уз¬кие отверстия и щели. 4-й этап. Отгадай загадку и придумай свою Этот раздел содержит 11 народных загадок; рассматриваются характеристики насекомых (слепень, муха, комар, пчела). Последователь¬ность знакомства: рассказ педагога; рассмат¬ривание рисунков; игры на тему «Какая(ой)?» (или «Что делает?», «На что похож(а)?», «Чем отличается?»); разучивание народных зага¬док; составление по опоре своей загадки. КОРОТКИЕ ИСТОРИИ-РАССКАЗЫ Пчела Рассмотрим рисунок, но котором изобра¬жено пчела, попробуем медку и поговорим об этой труженице, о ее домике -улье, о том, как полезно это насекомое - и себя кор¬мит, и человеку дарит лакомство. Пчела за¬ботится о своих ма¬леньких куколках, из которых появляют¬ся пчелки; она очень чистоплотна. Если в улей попадает грязь, пчела облепит свой до¬мик прополисом - особой смолой - и убьет инфекцию. Эта смола тоже помогает человеку. Кто из нас заболеет, мед для него также первое лекар¬ство. Выпьешь чаю, пропотеешь, и простуда пройдет. Из пчелиного воска человек изго-тавливает свечи. Вот она какая пчела, слав¬ная труженица и кормилица! 21-й день - и появилась новая пчелка! Появление каждой новой пчелы обставлено целой церемонией. Мама-пчела в сопровожде¬нии нескольких приближенных работниц-пчел ходит по сотам. Спутницы оказывают ей знаки внимания: нежно гладят ее, лижут язычком, постоянно носят отборный мед. Мама-пчела вначале заглядывает в ячейку, с которой снимается крышечка, даже всовыва¬ет туда головку, а затем опускает яйцеклад и кладет туда одно кругленькое, полупрозрачное яичко длиной около 2 миллиметров. Покончив с этой работой, мама-пчела переходит к другой ячейке. Около отложенного яичка начинают хлопотать пчелы-работницы: они кладут око¬ло яичка немного студенистой жидкости, ко¬торая содержит мед, цветочную пыльцу и во¬ду, и закрывают крышку ячейки. На четвертый день из яичка вылупляется личинка, которая начинает есть. Рабочие пчелы постоянно следят за тем, чтобы у ли¬чинки всегда была еда. Очень быстро - на ше¬стой день - личинка становится большой, толстой и жирной. Рабочие пчелы следят еще за тем, чтобы ли¬чинка не замерзла. Если ей холодно, они согрева¬ют ее теплотой своего тела. На шестой день личинка окукливается, и «работницы» закры¬вают крышечку. На 21-й день после откладки яйца крышечка приподнимается, и из ячейки вы¬ползает новорожденная пчелка. Она потягива¬ется, встряхивает крылышками, а окружающие пчелы толпятся вокруг нее, радостно привет¬ствуют, облизывают, кормят медом. Через несколько часов пчелка принимается за работу, правда, первые две недели только внутри улья. Чтобы собрать 1 кг меда, пчелам надо на¬летать 300 000 км (семь раз вокруг земно¬го шара) и посетить 19 миллионов цве¬тов. Где пчелы берут воск для сот в но¬вом улье? Пчеловод старается пересадить вылетающий рой в новый улей. Все общество нового роя группируется вокруг мамы-пчелы - своей царицы, чтобы основать новое царство. Первым делом пчелы принимаются за постройку но¬вых сотов. Об этом они по¬заботились заранее. По¬кидая старый улей, пче¬лы «знают», что пер¬вое время им не при¬дется летать за кор¬мом, и поэтому наеда¬ются досыта меда из имеющихся запасов. Теперь пчелы начина¬ют выделять на своем теле воск и строить ячейки. Своими лапками они ловко счищают с брюшка соседа тончайшие листочки воска, пережевывают его и, смешав со слюной, выводят из этого ма¬териала ровные постройки. Каждая пчела - это и поставщик материа¬ла, и работник, и архитектор. Все так усерд¬ствуют, что через несколько часов совмест¬ной работы в новом улье готов для начала не¬большой сот. Только тогда пчелы отправля¬ются за добычей. Обыкновенная пчела Тело пчелы немного удлинено, темного бле¬стящего цвета и густо покрыто рыжеваты¬ми волосками. На лапках коготки. Для сбора пищи на задних лапках рабочей пчелы имеются корзиночки и щеточки. Внутри тела рабочая пчела имеет очень сложные приспособления для переработки не¬ктара цветов. Смотря по надобности, пчела может изготовить либо мед, либо воск, либо особую кашицу для кормления личинок. Отсутствовать в улье пчела может до двух часов. Вот подлетела она к своему доми¬ку, тяжело нагруженная добычей. Прежде все¬го села отдохнуть под летком после трудно¬го пути. Затем осторожно влезает внутрь и начинает освобождаться от принесенной до¬бычи. В этом ей помогают другие пчелы, ра-бочие. Одни слизывают язычками сладкую жидкость, принесенную пчелой, другие выби¬рают настоящий мед из медового пузырька в виде чистых прозрачных капелек. Собранную цветочную пыль пчела сама скрепляет специ-альными жировыми выделениями своих желе¬зок и скатывает в маленький комочек. Сколько живут пчелы? Мама-пчела, или матка, как ее называют пчеловоды, живет несколько лет. Обычная рабочая пчела живет не больше двух месяцев. Пчелы, которые появляются из личинок бли¬же к осени, зимуют в улье до весны. Сколько у пчелы профессий? За свой недолгий век пчелы меняют много профессий. После рождения в первые четыре дня молодая пчелка занимается уборкой, чист¬кой ячейки, затем становится нянькой для ли¬чинок. Где-то на восьмой день из специальных железок у нее начинает выделяться маточное молочко. Теперь пчелка еще и кормилица - кор¬мит матку и личинок. Но это еще не все. Вско¬ре она осваивает новые «специальности»: при¬нимает корм, переносит его, чистит прибыв¬ших с кормом подруг, строит соты. Вот в этих постоянных трудах и пролетают четыре не¬дели - а это уже и половина жизни прошла. Наконец наступает торжественный день - первый вылет! Пчела, прежде чем поле- теть, долго находится у летка, как бы знако¬мясь с окружающей местностью, да и просто не решается оторваться от родного гнезда. Первые шаги на цветке у пчелки очень неуме¬лые: она так возится, что и цветок помнет, и сама станет чумазой - в пыльце вся испач¬кается. Однако проходит несколько секунд -и взяток есть, можно лететь домой, в улей! До недавнего времени пчела была единст¬венным одомашненным насекомым. А теперь человек и шмеля использует для опыления тепличных овощей. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРА Пчела. Какая? На кого похожа? Чем отли¬чается? Пушистая, как сибирский кот, но без хвоста; мохнатая, как медвежонок, но с шестью лапками; с хоботом, как индийский слон, но жужжит; ядовитая, как пестрая змея, но вместо зуба - жало. Что делает? На кого похожа? Чем отличается? Живет большой се¬мьей, как муравей, но в дупле или улье; летает, как птица, но без клюва; жалит, как скорпион, но с крыльями; любит цветы, как барышня, но пьет нектар из цветов хоботком. НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ Семьсот соловьят На подушке сидят. (Пчелы в улье.) ЗАГАДКИ Черные чернички В маленькой темничке Сеточку плетут, Сласть в нее кладут. (Пчела.) Справочная литература 1.Развитие творческого мышления детей А.Э.Симановский,Ярославль,»Гринго,1996 2.Речевые уроки. Под ред.ТА. Ладыженской, Москва, «Просвещение»,1995г. 3.Умные занятия. Е. Синицына, «Аист», Москва,1998г. | |
Просмотров: 640 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|