Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

О безотметочном обучении в начальной школе
[ Скачать с сервера (44.0Kb) ] 2014-01-11, 2:19 PM
В начальной школе уже практикуется безотметочное обучение. Концепция модернизации образования предполагает расширение этой практики. Нам кажется, что необходимо разделить теоретическое обоснование безотметочного обучения и практику его применения. Существует большое число аргументов, убедительно показывающих недостатки, присущие существующей пятибалльной системе оценки. Абсолютная количественная шкала предназначена для сравнения достижений ученика с некоторым обязательным набором знаний и умений, которыми он должен обладать в результате обучения. Эта шкала может надежно выполнять свои функции только при наличии объективных критериев и объективных средств диагностики овладения учеником заданными умениями. В настоящее время такие критерии и средства диагностики ещё не созданы. В результате оценки, выставляемые разными учителями нельзя сравнивать между собой.
Кроме этого, с помощью существующих сейчас средств диагностики невозможно оценивать интеллектуальное развитие учащихся, формирование когнитивных и коммуникативных умений, изучать ценностные ориентации.
Таким образом, применяемая сейчас система оценивания далека от совершенства. Её сохранение связано лишь с укоренившимися традициями и привычками. Она далеко не всегда выполняет мотивирующую и стимулирующую функцию.
1. Может ли безотметочное обучение быть более эффективным? Не следует путать безотметочное обучение с бесконтрольным. Речь может идти не об отмене контроля за ходом учебного процесса, а об изменении способов его осуществления. В настоящее время применяются несколько способов оценивания деятельности учащихся, исключающие балльную отметку.
Таким образом, введение безотметочного обучения не означает отсутствие контроля и прекращение слежения за деятельностью и успехами учащихся. Речь идёт лишь о построении системы, которая позволила бы учитывать более разнообразные эффекты обучения и стимулировать личностный рост каждого ученика. Именно оценка начинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования. Более того, система оценивания перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. К функциям системы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, т. е. та функция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами, учебниками и поурочными разработками.
Это, в свою очередь, определяет ряд особенностей системы оценивания.
Система оценки результатов освоения образовательных программ, по определению, может быть реализована только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых учащимися. Однако разделение ответственности между субъектами образовательного процесса за достижение результатов образования, определяемых требованиями стандартов, предполагает использование как персонифицированных (как правило, аттестационных), так и неперсонифицированных (как правило, мониторинговых) процедур оценки.
2. Система оценивания, формируемая в рамках модели обеспечения качества образования, предполагает использование, наряду с внутренней оценкой педагога и школы, системы внешних оценок, которые наиболее целесообразно использовать на этапе итоговой аттестации, а также в процессе аттестации образовательных учреждений. Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке может различаться на разных ступенях обучения.
3. Обеспечение качества образования посредством системы оценивания означает, что как внешняя, так и внутренняя оценка должна строиться на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования на данной ступени обучения.
4. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности превращает процедуру оценивания в важнейшее условие формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирования таких элементов, как:
• навыки рефлексии,
• самоанализа, самоконтроля, самооценки, взаимооценки,
• вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.
Формируемая модель оценки результатов освоения основных образовательных программ тем самым предполагает создание такой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась «встроенной» в образовательный процесс.
Главным условием успешности разработки является необходимость выражения требований в таких формах, которые понимались бы предельно однозначно всеми участниками образовательного процесса и по возможности не требовали бы дополнительных толкований.
Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, а также подобрать (разработать) их таксономию, включающую только действия или деятельности, которые возможно зафиксировать, измерить и оценить.
При введении безотметочного обучения необходимо тщательно рассмотреть следующие вопросы При введении безотметочного обучения необходимо тщательно рассмотреть следующие вопросы:
• обучение самооцениванию, введение разных средств и форм контроля и оценки;
• формирование оценочной самостоятельности школьников и работа с оценочными листами, картами успешности;
• введение парных и групповых форм работы, различных форм опроса и оценивания, подвижного способа обучения для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
• введение средств, позволяющих ученику и его родителям отслеживать динамику учебной успешности, относительно его самого;
• формирование «портфолио» ученика, оформление учебных, спортивных и творческих успехов.
Этапы перехода на безотметочную систему обучения:
1 этап – Проектирующий:
• знакомство с документами;
• сбор информационного банка публикаций по вопросу;
2 этап – Моделирующий:
• анализ программ по предметам и классам
• работа с родителями;
3 этап – Деятельностный:
• определение приоритетности компетентностного подхода;
• разработка инструментария отслеживания успешности по уровням;
• разработка сводных таблиц для учителя и «Листов индивидуальных достижений» для учащихся;
• посещение семинаров в ИПК;
4 этап – Рефлексивно-оценочный:
• анализ результатов, рефлексия.
В каком порядке организовать деятельность учеников начальных классов при безотметочном обучении?
1-2 классы – самооценка ученика предшествует оценке учителя;
3 класс – формирование оценочной самостоятельности ученика;
4 класс – приведение оценок к единой оценочной шкале.
Оценка знаний и умений учащихся может проводится с помощью
волшебных линеечек, знаковой символики, оценочной лесенки, словесной оценки.
«Волшебные линеечки»
А П Д
Х
Х
Х
А – аккуратность
К – красиво
П – правильно
И – интересно
Т – трудно
С – старался
Х – хочу этому научиться
Д – дружно работали
Г – группой работать лучше
«Знаковая символика»
+ все понятно
+-есть затруднения
- не справлюсь
«Оценочная лесенка»

Хочется отметить, что данная система оценивания:
• снижает уровень тревожности школьника
• способствует повышению объективного оценивания ученической успешности и проведению своевременной направленной коррекции
• стимулирует активизацию учебной деятельности
• закрепляет в учениках веру в свои силы и развивает в них самостоятельность, воспитывает сотрудничество, чувства выбора и ответственности
• позволяет отследить динамику развития ребенка на всех этапах обучения
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», - В. А. Сухомлинский.
Категория: Начальная школа | Добавил: oxana6090
Просмотров: 389 | Загрузок: 109 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 10:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru