Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Внеклассное чтение. "Детство, опаленное войной"
[ Скачать с сервера (1.04 Mb) ] 2011-01-15, 4:40 PM
Мануковская Лариса Петровна
ГУ «СОШ №2» г. Семей

Тема: «Детство, опалённое войной»
Цели:
образовательная – на примере отрывка из поэмы А.Галича «Песенка про кораблик показать учащимся, что война несет разруху, горе, выделить тему произведения, его основную мысль; познакомить с жизнью маленьких героев во время ВОв.
развивающая – развивать эмпатию (умение сопереживать, сочувствовать)
воспитательная – воспитывать чувство гордости за свой народ, уважительное отношение к памяти поколений

Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II.Основная часть.
1. Вступительное слово.

- Сегодня мы поговорим с вами о том, как жили дети в годы ВОв, о чем мечтали, чего боялись. О том, как страшная дата, 22 июня, опалила детские судьбы, как, несмотря на то, что пережили дети, они не разучились верить, надеяться. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Война 1941 – 1945 г.г. была самой жестокой, самой кровопролитной войной, которую только знало человечество. Тема нашего урока «Детство, опаленное войной»..
Эпиграфом к нашему уроку будут слова:
На парте осталась открытой тетрадь.
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

2.Рассказ о Тане Савичевой.
- Самый страшный голод и бомбежки пережили жители Ленинграда. Долгие 900 дней (почти 2,5 года) город был в блокаде. Несмотря на то, что город обстреливали, взрослые ходили на работу, а дети в школу. Воды в городе не было. За водой ходили на озеро или реку. Зимой воду брали прямо из полыньи или из проруби. В этом городе жила девочка со своей семьей. Звали её Таня Савичева. Ничто не может передать атмосферу войны так, как рассказ очевидца либо запись в личном дневнике. Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева записывала в свой дневник трагические события своей жизни. К сожалению, она умерла в июле 1944 года и не дождалась Победы. Но ее дневник до сих пор напоминает нам об ужасах фашизма…
Девочка, теряющая силы от голода и холода, писала неровно... У неё уже не осталось эмоций, остались силы только фиксировать факты. Таня просто записывала трагические «визиты смерти» в родной дом:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи. 1941 г.».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 г.».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 г.».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом и среди осколков нашла Танин дневник. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали… Но Танин организм так и не смог оправиться. Врачи в течение двух лет сражались за ее жизнь, но процессы в организме ребенка оказались необратимыми…Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет.
- После войны был открыт мемориал памяти погибшим в Ленинграде. Страницы дневника Тани были высечены на гранитных плитах.
3. Работа со стихотворением «Песенка про кораблик».
- Таня перенесла ужасы войны в тылу. Но были дети, которые оказывались на линии фронта. Тогда их ждала другая участь. Они становились узниками конц.лагерей. Всех узников одевали в специальные полосатые одежды, которые хорошо было видно в любое время суток. Родителей разлучали с детьми. Детей плохо кормили, проводили над ними опыты. Спали прямо на земле. Но и в этих условиях ребята о чем-то мечтали. Одной из таких узников была девочка Натя из Польши. После тяжелой болезни девочка не могла ходить. Её носили на руках. Натя хорошо рисовала, сочиняла стихи. Песенка про кораблик - одна из них.

Я кораблик клеила из цветной бумаги,
Из коры и клевера, с клевером на флаге.
Он зеленый, розовый, он в смолистых каплях,
Клеверный, березовый, славный мой кораблик.
А когда забулькают ручейки весенние,
Дальнею дорогою, синевой морской,
Поплывет кораблик мой к острову Спасения,
Где ни войн, ни выстрелов, – солнце и покой.
Я кораблик ладила, пела, словно зяблик,
Зря я время тратила, сгинул мой кораблик.
Не в грозовом отблеске, буре, урагане –
Попросту при обыске смяли сапогами.
Но когда забулькают ручейки весенние,
В облаках приветственно протрубит журавлик,
К солнечному берегу, к острову Спасения
Чей-то обязательно доплывет кораблик!

- Из чего девочка мастерила кораблик?
- Как вы думаете, почему из этого материала она делает кораблик?
- Что мог для девочки значить клевер? Береза?
- Для чего она мастерит кораблик?
- О чем мечтает девочка?
- Почему её мечта не осуществилась?
- Во что верила Натя?
- Давайте почтим память погибших в концлагерях.
- Сейчас вы услышите песню в исполнении М. Магомаева. Вслушайтесь в слова песни. (Песня «Бухенвальдский набат»)

4. Рассказ о пионерах – героях.
- Последние слова песни «Берегите мир». Мира не было долгих 4 года. За него воевали не только взрослые, но и дети. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.(Рассказ о Марате Казее и Наде Богдановой)

III. Итог урока.

- Вот так на трудных дорогах войны ценой миллионов жизней, в том числе и детских, была завоевана победа. Итогом урока сегодня будет написание мини-сочинения «Мы должны это помнить».
- О чем можно написать в сочинениях? ( О детях, которые защищали Родину, о том, что дети всего мира и во все времена мечтали о мире. О том, что войну начали взрослые, а страдали дети)
- Напишите, как вы относитесь к войне.

Категория: Начальная школа | Добавил: КНН | Теги: дети войны, внеклассное чтение
Просмотров: 2230 | Загрузок: 194 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2023-05-30, 7:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [771]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru