Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Конспект урока математики "Решение задач на движение вдогонку"
[ Скачать с сервера (54.9Kb) ] 2014-01-13, 0:27 AM
Конспект урока по математике «Решение задач на движение вдогонку»
Учитель: Каршкова Светлана Алексеевна
СКО, район имени Габита Мусрепова, Целинная средняя школа
Предмет: Математика
Класс: 4
Тема урока: Решение задач на движение вдогонку.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: ознакомление учащихся с новым видом задач на движение (вдогонку).
Задачи урока: познакомить с новым видом задач - на движение вдогонку. Сформировать понятие о скорости сближения при движении в одном направлении. Учить детей читать и записывать инфор¬мацию, представленную в виде различных графических схем; устанавливать зависимость между физическими величинами S, t и v (словесные формулировки). Закреплять навыки составления уравнений по таблице, навыки решения геометрических задач, задач на движение разного вида.
Развивать логическое мышление, познавательную активность учащихся, умение пользоваться математической терминологией; внимание, самостоятельность, самоконтроль, аккуратность.
Воспитывать культуру общения, взаимопомощи, способствующую созданию благоприятного психологического климата. Прививать интерес к предмету.
Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование: интерактивное оборудование, учебник, рабочая тетрадь.
Опорные умения: решение задач на нахождение расстояния, скорости, времени; задач на движение навстречу и движение в противоположном направлении; решение геометрических задач на нахождение диаметра и радиуса окружности; составление и решение уравнений сложной структуры.

Ход урока:
I. Организационный момент.
Минуты вхождения в день.
1. Круг доброты “От сердца к сердцу»
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас с вами очень важный и необычный урок. Давайте встанем в круг радости, возьмемся за руки, подарим тепло своих рук друг другу. Я вчера прочитала притчу «Подарки мудреца» и мне хочется рассказать ее вам. Вы готовы внимательно слушать?
2. Сказкотерапия.
Подарки мудреца
-Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
-Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
- Как вы понимаете слова «подарить свое сердце»? (ответы детей)
- Кому «дарил» свое сердце мудрый старец»?
- Как вы думаете, чему он хотел научить детей?
- Чему нас учит притча?
- А сейчас приложите правую руку к сердцу, мысленно наполните свое сердечко добротой, вежливостью, милосердием. Возьмитесь за руки и передайте мысленно все свои пожелания, подарите теплоту ваших сердец друг другу. А теперь поднимите руки вверх и похлопайте, чтобы по всему миру разлетелись ваши добрые пожелания. А я желаю вам прекрасного зимнего дня, хорошего настроения и верных друзей.
II.Вводно-мотивационный этап.
1.Сообщение темы урока.
Фронтальный опрос.
- Кто отгадает загадку, тот узнает тему нашего урока. Будьте внимательны!
1. А ну-ка, угадай! Загадки.
-Всем она давно знакома-
Ждёт послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот-
Куда хочешь поведёт.
(Дорога)
- О чем идет речь в загадке? Подберите синоним к слову дорога (путь). Замените это слово математической величиной.
-Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
(Транспорт)
- Какое действие совершает транспорт?
(Движется, движение)
- Какие величины, характеризуют движение?
- Сформулируйте тему урока.
Решение задач на движение.
- Подумай! Нужны ли нам умения решать задачи на движения?
- Д.Пойа говорил: «…Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!»
2.Целеполагание.
- Какие цели вы ставите перед собой на уроке?
-Что хотите узнать? Чему научиться?
- Пригодятся ли полученные знания в жизни? Приведите примеры из собственного опыта.
III. Операционно-познавательный этап.
1. Актуализация знаний.
Создание «ситуации успеха».
А) Фронтальная работа.
- Какие виды задач на движение вы знаете?
• Движение в противоположном направлении
на удаление
• Движение в противоположном направлении
навстречу друг другу
- Сегодня мы познакомимся с новым видом задач на движение в одном направлении вдогонку.
-Что общего и в чем различие этих задач?
Что общего?
• есть объекты движения,
• есть величины: скорость, время, расстояние
В чём различия?
• направление движения объектов
• пункт отправления объектов
• время отправления
• значения величин и единицы их измерения
- Что такое скорость? Назовите единицы измерения скорости.
Соедините картинку со значением скорости.
- Что такое время? Назовите единицы измерения времени.
- Что такое расстояние? Назовите единицы измерения расстояния.
- Вспомните, как найти скорость, время, расстояние.
СКОРОСТЬ V= S: t ВРЕМЯ t = S: V РАССТОЯНИЕ S = V × t
(Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние)
Б) Работа в парах.
- Выполните задания тренажёра. Верхнюю строчку выполняем коллективно, остальные самостоятельно в парах.


3. Самопроверка. ( Слайд 7)
- Проверьте свою работу.
- Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка? Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ!
Физминутка (сидя на стуле) ( Слайд № 10)
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд, тут немножко отдохнёт.
Что там слева, что там справа? Слева, справа, слева, справа.
А потом опять вперёд, тут немножко отдохнёт.
Вдруг Варвара смотрит вверх, выше всех, всё дальше вверх.
Возвращается обратно, расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись.
Возвращается обратно, расслабление приятно.
Вверх и вниз, вверх и вниз. Теперь соседу улыбнись.
Настроение?
- Хорошее!
Ноги?
– На месте!
Руки?
– На месте!
Локти?
– У края!
Спинка?
– Прямая!
4. Ознакомление с новой темой.
Создание «ситуации разрыва». Устная работа по учебнику.
- Прочитайте задачу.
1.Реши задачу (с.26)

Расстояние между школой и домом 200 м. Одновременно из школы вышел ученик (У), а из дома - бабушка (Б). Они пошли в одном направ¬лении. Скорость ученика 110 м мин, а бабушки - 60 м/мин.
- Что узнали из задачи?
- Какое расстояние было между школой и домом? Что вы узнали о времени отправления ученика и бабушки?
- В каком направлении они двигались? Какова скорость движения ученика? Какова скорость движения бабушки?
- Чья скорость больше и на сколько? Сможет ли ученик догнать бабушку? Как вы думаете, через какое время ученик догонит бабушку? Как можно решить эту задачу?
(Ответы детей)
Вывод: Задача нового вида на движение вдогонку. Нужен новый подход в решении задачи.
- Решим новую задачу поэтапно.
- Рассмотрите схемы и заполните таблицу.
.

-На сколько метров уменьшается расстояние каждую минуту?
Вывод:
1. Нужно найти скорость сближения
110 - 60 = 50 м/мин - скорость сближения ученика и бабушки.
2. Чтобы догнать бабушку, ученику надо преодолеть расстояние 200 м, которое было между ними в начале. 200 : 50 = 4 мин
3. Ученик догонит бабушку через 4 минуты.
- В чем сходство и различие задач вдогонку и задач, связанных с противоположным направлением?
(находится скорость сближения; скорость сближения в задачах на противоположное направление (навстречу друг другу суммой), а скорость сближения вдогонку – разностью скоростей).
Физминутка
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели – встали, сели – встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
4.Первичное закрепление нового материала.
- Прочитайте задачу. К какому виду относится эта задача? Как догадались? Назовите ключевые слова, по которым можно определить вид задачи.
Расстояние между домами Алибека и Мурата 160 м. Они вышли в школу одновременно. Алибек шёл со скоростью 100 м/мин, а Мурат шёл вдогонку Алибеку со скоростью 120 м/мин. Через сколько минут Мурат догонит Алибека?

- Что вы можете рассказать о расстоянии, времени и скорости объектов? Сколько минут понадобиться Мурату, чтобы догнать Алибека?
- Как решить задачу? Объясните выбор решения.
5. Закрепление ранее изученного материала.
Комментированное письмо.
Задание № 4.
- Рассмотрите таблицу. Назовите компоненты, которые вы будете использовать при составлении уравнений. Какие знаки будете использовать для составления уравнений? (-,=)
- Назовите компоненты, представленные в виде выражений. Составьте уравнение, прочитайте правильно, запишите в тетрадь.
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка.
Задания № 5-6.
5. Во время уборки урожая с поля вывезли на шести машинах по 328 ящиков овощей на каждой. После этого осталось вывезти ещё 476 ящиков овощей. Сколько всего ящиков овощей было собрано?
А) Краткая запись задачи.
Вывезли – 65 (м.) по 328(ящ.)
Осталось – 476 (ящ.)
Было - ? (ящ.)
Б) Запись решения задачи.
(65*328)+476=21796 1) 65*328=21320(ящ.) 2)21320+476=21796(ящ.)
В) Запись ответа задачи.
Ответ: 21796 ящиков было собрано.
6. Велосипедист по асфальтированной дороге проезжает 60 км за 4 ч. А такое же расстояние по полевой дороге он проедет за 6 ч. Где скорость движения велосипедиста больше и на сколько?
1) 60: 4= 15км/ч
2)60:6=10 км/ч
3)15-10= 5км/ч 15 км/ч > 10 км/ч на 5 км/ч
Ответ: на 5км/ч больше на асфальтированной дороге.
- Прочитайте следующую задачу.

7. Диаметр арены цирка в г. Астане 13 м, а радиус музея Президентско¬го центра культуры 1 950 см. Диаметр чего больше - арены цирка или музея и на сколько?
- О каких достопримечательностях столицы рассказывается в условии задачи? Что вы знаете о них?
- Дайте определение диаметра и радиуса окружности.
- Какие преобразования нужно выполнить, прежде чем перейти к решению задачи? В каком отношении находятся радиус и диаметр окружности?
(ответы детей)
1. Найти диаметр музея Президентского центра культуры.
2. Привести числовые данные к одной единицы измерения.

1) 1950*2=3900см=39 (м)
3. Сравнить диаметры.

39-13=26 (м)
Ответ: на 26 метров больше диаметр музея.

Дополнительный материал к уроку
Цирк в Астане


В конце 2005 года на территории Астаны приземлился НЛО, в виде огромной «летающей тарелки». Но быстро выяснилось, что это не визит внеземной цивилизации, а новый столичный цирк. Благодаря своей космической архитектуре, здание заметно выделяется на городском фоне. К нему примыкает гостиничный комплекс, административный блок, манеж, вольер и другие цирковые сооружения.
Зрительный зал цирка вмещает 2000 зрителей. В центре находится классическая арена диаметром 13 метров, которая снабжена современными механизмами для различных номеров: полетов, ледового шоу, манежа и т.д.
Коллектив Цирка составляет 320 человек, большую часть которого составляют артисты. В труппу входят как молодые циркачи, ставшие лауреатами различных премий Казахстана, так и заслуженные мастера циркового искусства, победители международных фестивалей и конкурсов. Помимо этого, в рамках сотрудничества творческих коллективов, артисты Астанинского цирка проводят туры в России, Узбекистане, Турции, Японии.
В программу Цирка входят номера практически всех направлений: акробатика, гимнастика, иллюзия, клоунада, шоу с животными и т.д. Артисты постоянно работают и улучшают свои номера, чтобы еще сильнее удивить и поразить своего зрителя.
Президентский центр культуры
Одним из самых красивых зданий в архитектуре Астаны является Президентский центр культуры Республики Казахстан. С высоты птичьего полета он представляется как круг, от которого идут четыре луча по сторонам Света. Этот круг является пятиэтажным музеем, вершину которого венчает голубой купол, отражающий традиционную тюркскую архитектуру. Общая площадь комплекса составляет 20 тысяч кв.м. Центр является синтезом духовного наследия страны и культурных традиций народа, объединив под своими сводами Государственный музей Республики Казахстан и Республиканскую публичную библиотеку им. С. Сейфуллина.
Музей Президентского Центра культуры – это не просто экспонаты, отражающие историческое развитие Казахстана, это и отличная возможность понять прошлое и настоящее Республики. Фонд музея включает 143 тысячи предметов, относящихся к археологии, этнографии, истории, культуре и искусству. Композиционно он разделен на несколько блоков:
Коллекция «Золото Береля» посвящена открытию в 1998 году кургана у села Берель. Уникальные артефакты и предметы быта, относящиеся к эпохе ранних кочевников (IV-ІІІ вв. до н.э.), сохранились в первозданном виде благодаря вечной мерзлоте. В практике археологов, такие находки – редкость.
Довольно интересна Коллекция подарков, преподнесенных Президенту Республики Казахстан от глав государств и правительств многих стран ближнего и дальнего зарубежья. Их разнообразие свидетельствует о широком сотрудничестве Казахстана со странами мирового сообщества.
Коллекция «Этнография казахов» является отражением традиционного уклада жизни казахского народа. Здесь представлены предметы культуры и быта – казахская юрта, мебель, посуда, одежда, украшения и многое другое. Самым ярким и ценным экспонатом является головной убор невесты – саукеле, изготовленный в начале XIX века.
Одной из самых интересных является частная коллекция музыкальных инструментов Б. Сарыбаева, которая состоит из 315 экспонатов. Каждый из них имеет свои неповторимые особенности. Материалом для этих инструментов выступали глина, камыш, древесина, кости и рога, жилы и конский волос. Здесь представлены инструменты для различных условий кочевой жизни: шаманские, пастушьи, военные, любительские и профессиональные.
Библиотека Центра Культуры является хранилищем знаний по истории Казахстана, от альфы до омеги. Помимо этого, здесь имеется большой фонд общественной и научной литературы. Суммарно, в библиотеке находятся более 700 тысяч единиц хранения на различных носителях. Но самая ценная часть книжного фонда – это собрание редких изданий конца XVII и начала XX веков, насчитывающие более 3000 экземпляров.
IV. Итоговый этап.
1.Фронтальная беседа.
- Чему научились на уроке?
- Что узнали нового?
- Достигли ли вы своей цели?
- Оцените свои знания по новой теме.
- Какие затруднения возникали в ходе урока?

• Ошибка в ходе решения задачи
• Ошибка в вычислениях
• Забыл(а) формулы
• Затруднений не было

2. Рефлексия.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке было______
4) Самым сложным для меня сегодня было________
5) Сегодня на уроке я почувствовал______
6) Сегодня я понял____________
7) Сегодня я научился_________
8) Сегодня я задумался_________
9) Сегодняшний урок показал мне_________
10) На будущее мне надо иметь в виду_________
VI. Постановка домашнего задания.
Дифференцированное домашнее задание.
1 уровень (А)
стр. учебника 27 № 2, 8
2 уровень (В)
Составление и решение собственных задач на движение вдогонку.
- Известно, что скорость
гепарда – 110км/ч,
антилопы – 96 км/ч,
скаковой лошади – 80 км/ч,
борзой - 60 км/ч,
носорога – 40 км/ч,
жирафа – 50 км/ч.
- Придумайте задачи на движение вдогонку, используя эти данные.
3 уровень (С)
Старинная русская задача:
Роскошно липа расцветала.
Под ней червяк завелся малый.
Да вверх пополз во всю он мочь-
Четыре локтя делал в ночь.
Но днем сослепу полз обратно
Он на два локтя аккуратно.
Трудился наш червяк отважный,
И вот итог работы важной,
Награда девяти ночей:
Он на верхушки липы сей.
-Теперь, мой друг, поведай ты,
Какой та липа высоты.
- Ответ запиши в привычных единицах длины, используя собственный локоть.
VII. Оценка деятельности детей.
1. Самооценка.
2. Оценка учителя.
Категория: Начальная школа | Добавил: SVETL@N@
Просмотров: 2873 | Загрузок: 338 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 1:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru