Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Нравственно-эстетическое воспитание в центрах по технологии
[ Скачать с сервера (640.5Kb) ] 2014-01-26, 1:41 PM
Нравственно-эстетическое воспитание
в центрах по технологии

Петухова Е.А.
учитель нач.классов СОШ № 22
Цель:
Показать творческую работу в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка в центрах по технологии «Шаг за шагом», используя разные методы обучения, воспитания и развития на современном этапе, а также личный опыт ребенка в его повседневной жизни. Формировать и развивать личность ребенка в его отношении к родине, обществу, к людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Нравственное воспитание личности ребенка одна из самых важных
задач современной школы. И это закономерно, потому что в жизни
нашего общества все более возрастает роль нравственных начал,
расширяется сфера действия морального фактора. Что же такое
нравственность?
Это правила определяющие поведение; духовные и душевные
качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих
правил поведения.

НРАВСТВЕННОСТЬ

ДУХОВНЫЕ ДУШЕВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕСТВО
КАЧЕСТВА ПОВЕДЕНИЯ

Нравственное воспитание является процессом, направленным на
целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает
становление его отношений к Родине, обществу, коллективизму, к
людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Моя задача в воспитании нравственности состоит в том, чтобы
социально необходимые требования общества превратились во
внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как
долг, честь, совесть, достоинство.
Решающее значение для нравственного воспитания имеет
положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает
главным образом и прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он
привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и
где он может сам убедиться в их необходимости.
Проводя уроки по технологии «Step by step» («Шаг за шагом»),
очень хорошо прослеживается активная работа детей в центрах, где
нравственный опыт показывает общение и совместную деятельность в
небольших группах сверстников, в коллективе, в центрах.
Так в центре литературы, читая и обсуждая любое произведение,
дети высказывают свои мысли, показывают чувство сопереживания
или негативно осуждают героя.
Стихотворение «Две книжки».
Чтение стихотворения «Две книжки» М. Ильина (сценка)
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
Ну, как, твои делишки ?
- Одна спросила у другой?
Ох, милая как стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да, что обложки.... Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей...
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
-Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня.
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильный не увидишь точки
Про кляксы я молчу, - о них
И говорить-то неприлично...
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»
- Ну мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе...
В басне нет загадки: «Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
Вывод: Бережное отношение, не рвать, не рисовать, не писать, брать
чистыми руками, подклеить. Ведь книга - твой лучший друг.
Многие сочувствовали разорванной книге, у которой был плохой
ученик, что сделали свой вывод: книгу надо беречь, аккуратно пользоваться ею, ведь она дает столько знаний и ответов на все жизненные
вопросы.
Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок может
ошибиться, неправильно поступить. Я помогаю ему осознать и
пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, конечно, помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на
направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
В центре по русскому языку дети часто описывают внешний вид
своих друзей, животных, которые живут рядом с ними, а также у растений. Рассказывая о них, ребята по своим наблюдениям делают вывод, что многие животные имеют такой же характер и поведение, как и у людей. Они живут по
своим правилам и нормам, а люди живут в обществе.

Какой большой наш лес! И он такой чистый. Кто его убирает? Явно не уборщик. Представьте себе - это грибы. Да, вы не ослышались – это грибы. Все грибы ядовитые и хорошие, санитары леса. Все они помогают лесу жить. Казалось бы, вот мухомор, ядовитый гриб, но для леса он очень полезен так же, как и все грибы.(Макеев Тимур, ученик 4 класса СОШ №22)

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми
нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих
и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и
самооценку.
В центре познания мира при чтении статьи «Кончил дело - гуляй
смело» дети анализируют дела и поступки героя этого рассказа, где
солнце, птицы и вишня звали мальчика совершить прогулку и поиграть
на улице. Ребята сделали вывод, что у мальчика были высокие
требования к своему поведению и к своей самооценке, когда все сделал
можешь идти отдыхать и гулять. Дети рассказали о своем отдыхе и
делах. Сами оценили, что нужно сделать уроки, помочь родителям, а
потом отдохнуть за своим любимым занятием. Дети зачитывают свои сочинения.
Эту сказку. А может и не сказку. Хочу рассказать вам о своих друзьях.
Они сидят высоко-высоко и видят далеко-далеко. И зовут их глазки.
- Красота, да и только, - говорит один другому, - нет ничего прекрасней этих высоких гор, покрытых белым пушистым снегом.
- Нет, озеро с плавающими белыми лебедями еще красивее, - возразил другой.
- А солнце! Смотри, какое яркое! - посмотри вверх, воскликнули друзья. Но они не смогли долго смотреть на жгуче-яркое солнце. Одна за другой потекли слезы, и все расплылось и размазалось. «Фу, какое оно злое, обжигающее» - Обиженно произнесли глазки. И, взяв книгу, начали читать и разглядывать картинки. Солнышко, конечно, на рисунках не злое
совсем, но озера, горы, деревья не сравнить с живым. Зато сказка была интересная и поучительная. Я эту сказку знаю и картинки видела. Ведь мои друзья всегда со мной. Мы неразлучны! (Жмияковская Анна, ученица 4 класса, СОШ №22)
В центре математики можно увидеть место разнообразных
коллективных действий и переживаний, накопления нравственных
взаимоотношений. На уроке дети приучаются к самостоятельной
работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить
свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих
товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,
отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Рассказ ребенка о профессии врача.

Жил в одной стране злой и сердитый Микроб. Он никого не боялся. Микроб подкрадывался к детям и заражал их своим вирусом. Дети часто болели и плакали. Но однажды в эту страну прилетела добрая фея «Вакцина». Она стала приходить к больным и здоровым детям, и стала дотрагиваться волшебной иголочкой до руки каждого ребенка. Дети стали быстро выздоравливать. Скоро в этой стране не осталось ни одного больного ребёнка. Микроб испугался и покинул эту страну. А царствовать в этой стране стала добрая фея «Вакцина». Все люди забыли о болезнях и зажили счастливо. Так добрая фея «Вакцина» победила злого «Микроба». (Дидыч Михаил, ученик 4 класса СОШ №22)
Так в решении задач, где показаны или говорится о профессиях
людей, дети подробно рассказывают о трудной работе врача, хлебороба,
переплетчика и других профессиях. Очень внимательно слушают
рассказчика, а потом дополняют его ответ своими знаниями, что еще раз
подтверждает о расширении кругозора о труде людей.
В разнообразии предметов я узнаю о возможностях каждого
ребенка в учении, его сильную сторону индивидуальности. У одного
острый ум, у другого умелые руки, третий особенно ловок, изящен,
отлично владеет своим телом, движениями, четвертый особенно
восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен.
Эти сильные стороны личности ребенка проявляются, прежде всего,
в учебном процессе, когда каждый ребенок становится более знающим и
умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.
Нравственность и эстетика взаимосвязаны между собой.
Восприимчивость к красоте делает жизнь ребенка богаче, полнее,
радостнее.
Если представить схему об эстетике, то она будет такой:

ЭСТЕТИКА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРИРОДА ЖИЗНЬ
ТВОРЧЕСТВО
Эстетическое воспитание я старалась развивать везде: на прогулках по городу, в загородных домах, в театре, в кинотеатре, в музее и т.д. Во всех случаях любовь к прекрасному увидеть у самих родителей, которые главным образом принимали активное участие в воспитании
ребенка. И это я увидела.
Работа по новой программе «Step by step» («Шаг за шагом»)
показала, что не только дети помогали мне находить нужный материал
к уроку, но и родители проявляли свой интерес и участие в подборе
материала, в оформлении красочных иллюстраций для урока, а также в
приготовлении костюмов для инсценирования.
Таким образом, в центрах труда, изобразительного искусства,
музыки, ЗОЖ дети восхищались славными делами и
благородными поступками людей, их волнует красота природы. Так
постепенно дети осознавали, что красоту природы, человека, создания
труда людей надо ценить, оберегать, защищать.

Делая шаг за шагом, дети познают жизнь животных и растений,
проявляется большой интерес к художественному творчеству, к природе,
к труду и жизни людей.
Художественные занятия детей обязательно со временем окупятся,
помогут воспитать яркие способности и высокие нравственные качества
ребенка.
Категория: Начальная школа | Добавил: ЕвгенияАП
Просмотров: 301 | Загрузок: 87 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 7:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru