Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок по познанию мира в 4 классе
2014-01-27, 3:23 PM
Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Нефть, уголь, газ"
Учитель начальных классов: Жакупова А.Ж.
(Развивающая система обучения Л.В. Занкова)
Цели урока:
• Изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
• Развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.
• Развивать умение работать в группах.
• Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, коллекция минералов, физическая карта Казахстана, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.
Ход урока
I. Минутка вхождения в урок
(создание психологического комфорта)
– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.
II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
А) Тест.
1. Выбери верное утверждение:
А)Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:
А) Гранит;
Б) Рубин;
В) Руда.
3. Металлы – это:
А) Соль, агат, базальт;
Б) Медь, алюминий, железо, олово;
В) Известняк, глина, песок.
4. Из железной руды получают:
А) Чугун, сталь;
Б) Алюминий, гранит;
В) Бриллиант, малахит.
5. Крупнейшие месторождения железной руды:
А) Качарское, Соколовское, Сарбайское ;
Б) Карагандинское, Экибастузкое;
В) Палодарское, Алматинское.
6. Условное обозначение месторождения железной руды:

Проверка, если все верно ставим 2 балла на полях, если есть ошибки 1 балл
Б) Творческое домашнее задание:
– Какие пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека. (лучшие работы оценить).Ставим 1 балл
III. Постановка проблемы.
– Такие ценные полезные ископаемые – руды металлов. Без металла человек станет беспомощным, беззащитным.
– А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать?
IV. Сообщение темы урока.
– О чем сегодня на уроке будем говорить?
– Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых - горючих.
Слайд 1.
V. Работа по изучению новой темы:
1) Беседа.
– Для самых разных нужд человека необходимо топливо. Какие виды топлива вы знаете? (дрова, уголь, торф, газ)
– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)
– Почему сейчас не отапливают древесиной? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты …)
2) Работа с учебником. чтение (стр. 32-33)
– Что заменило дрова? (каменный уголь, бурый уголь, торф)
– Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений)
– Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы, чудо-консервы».
3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.
Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:
Каменный уголь Торф Нефть Газ
А) Исследование свойств каменного угля. Слайды 2-4.–Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.
внешний вид блестит
состояние твердый
цвет черный
запах не имеет
легче или тяжелее воды тяжелее воды
хрупкость хрупкий
горючесть хорошо горит
V. Каменный уголь
Топливо
Для электростанций Выплавки чугуна, стали Для получения жидкого топлива
нагревают воду (поезда, станки …) (каменноугольной смолы)
пар бензин, керосин
вращает турбины и
вырабатывается
электроэнергия краски, резина, лекарства, пластмасса …
2) Исследование торфа. Отгадайте загадку и найдите следующее ископаемое для исследования:
– Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрение.
Слайды 5-8.
внешний вид Не блестит
состояние Твердый, пористый
цвет коричневый
запах имеет
легче или тяжелее воды легче воды
хрупкость хрупкий
горючесть хорошо горит

3) Исследование нефти.
– Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)
– Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами.
Слайды 9-11.
внешний вид блестит
состояние жидкое
цвет черный
запах имеет
легче или тяжелее воды тяжелее воды
хрупкость
горючесть хорошо горит

4) Природный газ
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. Что это?
Выступление ученика-эксперта о природном газе.
Заполнение таблицы. Слайды 12-14.
внешний вид
состояние газообразное
цвет бесцветный
запах не имеет
легче или тяжелее воды
хрупкость
горючесть хорошо горит

VI. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем
VII. Работа с физической картой Казахстана.
– Посмотрите на карту Казахстана. Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения:
• угольные бассейны: Экибастузский и Карагандинский
• природного газа: три крупнейших месторождения: Карачаганак, нефтяные Кашаган и Тенгиз.
• нефтяные месторождения: Тенгизское , Узеньское , Карачаганакское , Жанажол , Каламкас .
– Нефть занимает особое место в экономике , потому что очень широко применяется в промышленности. Ее называют «черным золотом», «кровью экономики», так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире. Наша страна по запасам нефти занимает место в мире, но они не бесконечны. Чтобы сохранить запасы для будущих поколений , надо более разумно их использовать.
VIII. Закрепление. Проверочная работа в группах.
Слайд 17.
– Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
• 1 группа – свойства нефти
• 2 группа – свойства каменного угля
• 3 группа –свойства торфа
• 4 группа – свойства природного газа
1. горючее
2. твердое
3. жидкость
4. имеет запах
5. маслянистый
6. сыпучее
7. хрупкое
8. коричневого цвета
9. черного цвета
10. легкий
11. бесцветный
12. легче воды
13. газообразное
14. тяжелее воды
15. не имеет запаха
Проверка. Если все верно ставим 2 балла, если допустили ошибки ставим 1 балл.
IX. Рефлексия.
повторил
Я запомнил
узнал
удивился
горжусь
X. Оценивание. Подсчитайте баллы и назовите свои оценки.
XI. Д/З
1. Описать одно горючее полезное ископаемое(дополнительные сведения);
2. Составить кроссворд по полезным ископаемым.

Над залежами нефти располагаются воздушные подушки, наполненные газом. Газ- очень легкое вещество. Вы не раз видели, как он горит в газовой плите.По мнению ученых, газ, как и нефть, образовался из растений и животных, которые когда-то жили на нашей планете.
Газ-очень хорошее топливо. Он бесцветный, без запаха, легкий (легче воздуха), горит.
Чтобы добыть газ из-под Земли, бурят скважины, по специальным трубам газ идет в разные районы нашей страны и в другие страны.
Из-за того, что газ не имеет запаха и цвета, его утечка очень опасна. В природный газ, который в наших газовых плитах, добавляют специальные вещества с резким запахом, чтобы в случае утечки люди могли его почувствовать.

Полезные ископаемые Каменный уголь Торф Нефть Газ
Внешний вид
Состояние
Цвет
Запах
Легче или тяжелее воды
Хрупкость, жирность
Горючесть

Полезные ископаемые Каменный уголь Торф Нефть Газ
Внешний вид
Состояние
Цвет
Запах
Легче или тяжелее воды
Хрупкость, жирность
Горючесть
Категория: Начальная школа | Добавил: жансая1642 | Теги: 4 класс, познание мира
Просмотров: 1117 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 7:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru