Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Рекомендации для родителей по воспитанию интереса к чтению
[ Скачать с сервера (59.5 Kb) ] 2014-01-30, 6:29 AM
Рекомендации для родителей
по воспитанию интереса к чтению.

Речь-это то, по чем судят развитие ребенка, потому что речь неразрывно связана с мышлением. Эффективность развития мышления обеспечивается, если на уроках будет организована целенаправленная работа над развитием устной и письменной речи.
Вопрос о том, как воспитывать интерес к чтению, меня волнует давно. Почему родители отстраняются, мотивируя тем, что не хватает знаний, заняты на работе, их свободного времени, интересы детей сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерам. А потом бьются над тем, чтобы заставить и научить ребенка читать .
Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашних заданий, в то же время наличие дома у учащихся библиотеки положительно влияет на успехи в школе.
В настоящее время проблема развития речи в начальных классах – одна из самых насущных. Как привить ребёнку любовь к чтению, как научить его правильно читать? Одно из лучших средств это сотрудничество с родителями. Совместная работа с семьей заключается в обучении их конкретным приемам и методам.
Воспитывая маленького читателя, родители должны, придерживаться определенных правил.
1. Личный пример родителей.
2. Ничего не делать за ребенка, если не умеет делать сам.
3. Единство книжного окружения книжных интересов у детей и родителей.
Дошколята любят, чтобы им читали. Книги должны быть ярко иллюстрированными. Ребёнок, рассматривая картинки и слушая, чтение должен чувствовать себя активным участником прочитанных событий.
Первоклассники любят, чтобы им читали т.к. сами они ещё не овладели хорошей техникой чтения и не любят самостоятельно читать, их силы направлены на правильное прочтение, а не уяснение смысла слова. И в этот период родителям следует помочь своим детям:
1. Читать книгу необходимо поочередно ( по слову, предложению, абзацу и т.д.)
2. Прочитать взрослым самый яркий эпизод, а ребенку самостоятельно дочитать и рассказать, что случилось после.
3. Фантазировать с ребенком о дальнейших приключениях героя, а потом сравнивать удалось ли предвидеть события.
4. Спрашивать у ребенка собственное мнение о поступках героев.
5. Обмениваться книгами из домашней библиотеки со своими друзьями и одноклассниками.
Работу с первоклассником следует начинать с разговора о его успехах в школе, порадуйтесь вместе с ним, а потом принимайтесь за уроки. Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги - привьешь любовь – все предметы будут даваться легко.
Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и не требовать отчета, что и сколько он прочитал, что он понял, надо размышлять над книгой.
Вот несколько игр для детей.
• Игра называется « Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.
• Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодеев. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.
• Игра называется « Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
• Игра называется « Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.
Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению.
В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.
Многие младшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому взрослым необходимо следить за подбором книг, которые читают их дети. В детских и школьных библиотеках имеются такие рекомендательные списки литературы. Целесообразно придерживаться этих рекомендаций.
Следя за чтением, обращайте внимание на то, чтобы книги дети читали разнообразной тематики: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения, научно- популярную литературу. Желательно, чтобы у учащихся был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе – значит привить ему навык умственного труда
Это только маленькая часть того, как привить любовь к чтению. Основу любого чтения составляет правильное, выразительное, сознательное чтение.
Что следует понимать под словом правильное? Это значит – не допускать замены, пропусков, перестановки и искажения слов, букв, слогов; повторы букв ( звуков), слогов и слов в читаемом тексте, читать с нормативным ударением.
Ошибки бывают из-за непонимания или искаженного понимания текста. Некоторые ошибки появляются от неправильного прочитываемого слова или смысла предложения. Третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа, каких-то букв.
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.
В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя).
Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без речевых движений.
• Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось.
• Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речевого аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой (нр, скороговорки). Можно использовать разнообразные виды чтения:
• чтение вслух громко и уверенно
• чтение медленно и тихо
• чтение шепотом.
Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, сначала в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, можно пропеть, а затем вслух и быстро, но четко.
Первоклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту.
За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8- 10 слов в минуту.
Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:
1. Проведение ежедневных тренировок
2. Самозамеры (по времени)
3. Чтение перед сном.
Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так: Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.
Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:
1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
2. Числительных быть не должно.
3. Прилагательных должно быть мало.
4. Короткие слова тоже нужно учитывать.
Жужжащее чтение, которое нашло широкое применение в наши дни. Такое чтение можно порекомендовать и для домашнего чтения.
Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха читает следующую часть и т.д.
Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой памяти. Ребенок читает предложение, состоящее из 6–8 слов, дочитав до четвертого, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может указать все слова воедино. В данном случае необходимо работать над оперативной памятью.
Родителям можно посоветовать проведение зрительных диктантов: устных – посмотреть на картинки (30 сек) и закрыв их, попросить назвать увиденное (постепенно увеличивая количество картинок); письменных – прочитать заданные слова, запомнить (30 сек), записать по памяти (постепенно переходить к предложениям и четверостишиям).
Сознательное чтение – это такое чтение, в результате которого ученик почерпнул из текста все виды информации, смог понять идею и сюжет произведения.
В произведении имеется главная мысль или идея произведения. Понять ее сложно. Надо быть хорошо подготовленным читателем, чтобы из смысла слов, словосочетаний и предложений выделить идею произведения, она не лежит на «поверхности». Один из способов – анализ заголовка произведения. Именно по заголовку отыскивают интересную книгу. Детей надо учить, по заголовку угадывать, о чем произведение. Родители могут пофантазировать с ребёнком, о чём или о ком будет рассказываться в книге, а потом прочитать произведение и сравнить совпали или нет предположения.
В каждом произведении имеется и информация, которая определяется сюжетом. Сюжет произведения – это система событий в произведении, которая помогает раскрыть характеры героев.
Книги помогают ребенку понимать познавательные, нравственные и житейские ценности, а также понимать поступки героев.

Чтение должно быть и выразительным. Кажется, это просто читать выразительно. Нередко родители говорят своим детям: «Читай выразительно. Громко. Проговаривай каждое слово. Выделяй голосом слово». И хорошо, если ребенок интуитивно чувствует, как надо читать. А если интуиция молчит?

Для этого необходимо объяснить, к какому жанру принадлежит произведение?
Песню или сказку надо читать напевно. Вспомним, кто рассказывал сказки? Были такие люди, которые ходили по деревням, садились на завалинку собирали народ – и начинали сказывать.
Как читать басню? В баснях есть диалог. Читать басню, надо как будто разговариваешь. Ведь басня – это разговорный жанр. Мораль читать как нотацию.
В лирических стихотворениях присутствует задушевность, задумчивость. И нужно передать слушателям эти чувства автора. А если ребенку не удалось прочитать выразительно. Он не смог передать мысли, настроение автора. Карандашом можно сделать разметку, потом стереть. Читать могут сначала родители, а потом ребенок.
Существует памятка. Как подготовиться к выразительному чтению?
1. Перечитай текст внимательно. Вспомни содержание. Мысли, чувства, настроение и переживания героев.
2. Определи свое отношение к событиям, героям, описаниям картин природы.
3. Мысленно представь себе их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.
5. Продумай и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь логические паузы, расставь логические ударения.
6. Сначала прочитай текст для себя. Проверь еще раз. Со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты общаешься со слушателями.
7. Прочитай текст выразительно.
Очень важно, чтобы ваш ребенок научился любить книги, читать их, определять идею произведения, добывать информацию из текста. Но как вы поняли, за один день всего этого не добьешься. Это большой совместный труд учителей, родителей и детей. Родители постоянно должны находить 20–30 минут для совместного чтения и обсуждения прочитанного, проявлять заинтересованность.
Литература:
1.В.Г.Горецкий. «О проверке навыка чтения».
2.В.В.Зайцев. «Как добиться оптимальной скорости чтения».
3.М.И.Оморокова. «Совершенствование чтения младших школьников».
Категория: Начальная школа | Добавил: oxana6090
Просмотров: 2314 | Загрузок: 120 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 8:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru