Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок познания мира, 3 класс. Поваренная соль
2014-01-30, 6:39 AM
Тема : Поваренная соль
учитель Кочка Л.И.
ЭШ «Центральная»

Цель урока: формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека, раскрывая роль поваренной соли в жизни человека и необходимость её бережного использования.

Задачи :
• Расширить знания учеников о горных породах. Расска¬зать о поваренной соли ее хозяйственном значении, полез¬ных свойствах, способах добычи;
организовать исследование учащимися основных свойств поваренной соли.
• Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, на основе анализа строить гипотезы, делать определённые выводы, доказательства;
Развивать умения составлять таблицы.
• Воспитывать любовь к знаниям, показать необходимость охраны полезных ископаемых.

Тип урока: предметный.

Форма урока: урок- исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Термины и понятия: полезные ископаемые, минерал, поваренная соль, выпаривание, кристаллизация, сточные, бессточные озёра.

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник, картинки с изображением зданий, памят¬ников из гранита, поваренная соль, молоток, стакан с водой, яйцо

Дидактические материалы: презентация учителя, слайдовая презентация учащихся, поваренная соль

Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
 Что называют горными породами?
 Что относится к горным породам?
 Прочитай выписанные в тетрадь названия горных пород.
 Какие из горных пород встречаются в твоей мест¬ности?
 Расскажи о применении в народном хозяйстве гор¬ных пород.
(Использование иллюстраций зданий, памят¬ников из гра¬нита.)
 Почему гранит часто используют в постройке зда¬ний и памятников?

Побуждение
3. Целевая установка.
• Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока.
Я и в супе, я в кормушках у животных,
без меня невозможно изготовить мыло, стекло, краски и лекарства.
Живу я в соленых озерах.
Кто же я? (поваренная соль).
• Постановка цели урока.
-Сегодня познакомимся с поваренной солью.
- Какие цели вы поставите перед собой на урок?
-Что бы вы хотели узнать?
-Молодцы! В конце урока подведём итог.
-Девиз урока: "Всё из жизни и всё для жизни".
Как вы понимаете это высказывание?

Реализация
4.Знакомство с новой темой.
Вернемся, мысленно, на много- много лет назад. Еще нет магазинов, что бы купить соль. Да и соли нет. Люди живут натуральным хозяйством, все что им нужно производят сами: шьют одежду из шкур, делают сыр из молока , собирают коренья и травы…
И вот однажды часть собирателей ушла далеко от поселения, солнце сильно полило, всем страшно хотелось пить. Они нашли источник, но что за чудо –вода в нем не такая, и пить ее нельзя. Набрав необычную воду в емкости для воды, люди к заходу солнца добрались до дому. Оказалось, что если найденную воду развести обычной водой, то ее можно использовать для приготовления пищи. Всем понравились кушанья приготовленные таким способом. Но вот беда, носить соленую воду было очень далеко.
– Что же делать? (ответы детей)
-Соль. Продукт, который сейчас есть у каждого в доме и мы не задумываемся о том, какую роль он играет в нашей жизни. Откуда берётся соль?
Рассказ подготовленного материала
1уч. Кристаллизация соли (опыт).
Слайдовая презентация.
(В соляной раствор положили веточку(кристаллизация). Что же оказалось на веточках? (Кристаллики соли))

2уч. Выпаривание соли(опыт).
Слайдовая презентация.
(Нагреем соляной раствор (выпаривание).
А что же оказалось на донышке посудины? (Кристаллики соли))
-Как вы думаете, какой способ эффективнее? Почему?
Вывод: соль получают, вываривая ее, поэтому она называется – поваренная соль.
3уч.Позднее люди нашли соляные пещеры, где можно было брать соль в готовом виде.
Соль когда-то добывали вручную, с помощью лопаты и кирки, вывозили на верблюдах. Десятки тысяч рабочих безжалостно эксплуатировались солепромышленниками, погибали от болезней, жары и недоедания. Современный солепромысел оснащен высокомеханизированной техникой. Солекомбайны добывают и погружают в вагоны по 300 тонн в час, заменяя 250-300 рабочих. Обслуживают такой комбайн всего 4 человека. Солекомбайн выполняет несколько операций: разрыхляет соляной пласт, всасывает образуемую при этом соль, обезвоживает её, дробит обезвоженную соль, неоднократно промывает её рассолом с целью устранения нерастворимых примесей. В итоге из солекомбайна соль отгружается в открытые железнодорожные вагоны.
4уч. - Откуда пришла на наш стол соль?
( - Основными источниками поваренной соли в Казахстане являются соленые озера. Это- озеро Балхаш, Аральское море, Аллаколь.
- Озеро Балхаш-это третье по площади озеро в Казахстане, после Каспийского и Аральского морей. Оно расположено на юго-востоке республики. Площадь озера18,2тыс.км,длина614км, наибольшая ширина 74 км. Балхаш делится на две части: западную и восточную.
В западной части Балхаша, куда впадает река Или, вода пресная, а в восточной части соленая.
- Как образуются соленые озёра?
Река вливается в озеро, она содержит небольшое количество соли. Вода испаряется с его поверхности, а соли остаются в озере. Озерная вода постепенно насыщается солью. Соль оседает на дно и накапливается там (как выпаривание). )

Это интересно!
(каждый ученик зачитывает доп. материал – 2мин на подготовку,)

• Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека. Соль приравнивалась по цене к золоту. В древнем Риме легионерам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат.

• В царской России, несмотря на богатые залежи соли, из за примитивного способа добычи и транспортировки соли не хватало. Многие века она была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета-соль рассыпал к ссоре.

• Врач и путешественник Мунго Парк видел негритят в Африке, которые с наслаждением лизали куски каменной соли, потому что они постоянно употребляли растительную пищу, которая возбуждала тоску по соли.

• Но с другой стороны, есть примеры, когда люди могут обходиться без соли. Это чукчи, коряки, тунгусы - жители некоторых Сибирских районов, Киргизы, живя в солончаковых степях, совершенно не употребляют соли, питаясь только мясом и молоком.

• Действительно без соли многое не вкусно. Поваренная соль-это единственное минеральное вещество, которое человек употребляет в чистом виде.
• Многие изобретения человеку подсказала природа. Природа помогает человеку сделать открытие в науке. Я вам хочу рассказать об одном очень простом изобретении. Чтобы аккуратно, равномерно посолить нр., рыбу или огурец, посыпая соль сначала прямо из солонки, а затем с помощью ложки , как вы думаете, в каком случае соль распределилась равномернее? Почему?
-Это изобретение человек "подсмотрел" у природы. Может быть, вы догадались, у какого растения?
-У мака.
-Австрийский учёный Рауль Франсе изобрел солонку, когда он в своих опытах пытался равномерно высеять микроорганизмы. Он попробовал много разных способов, и в конце концов ему пришла идея использовать головку мака, который равномерно разбрасывает семена. Успех превзошел все ожидания. И уже почти сто лет человечество пользуется его изобретением.
-Видите, оказывается, и у простой солонки есть своя история.

• В древнем Риме соль подносили каждому гостю в знак дружбы.

• В Индии выражение "я ем его соль" означает, что"он меня содержит и я ему обязан".

• До недавнего времени соление было основным способом длительного хранения пищевых продуктов.

• Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она "умрет",- перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, "мертвец" оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание.

• Если ко льду прибавить одну двадцатую соли, то она растворит лед и образуется раствор, который замерзнет при более низкой температуре, чем вода. На этом основано посыпание солью проезжей части и тротуаров, когда надо, чтобы растаял слежавшийся снег или лед при гололеде.

• Прибавляя к пище ежедневно около 20гр. соли, человек съедает в среднем в год 7-8кг соли. К семидесятому году жизни это число составит полтонны.
• У многих народов существовал обычай "солить" новорожденных, в предохранение от злых духов, которыми олицетворялись болезни, бессонница и даже капризы детей.

• "Уйти не солоно хлебавши». Она означает, что хозяева плохо приняли гостя, не покормив его подсолённой, дорогой вкусной пищей.

• -Среди всех солей самая главная та, которую мы называем просто поваренная соль. Соль играет важную роль в жизни человека, её используют в кулинарии, в народном хозяйстве, в медицине, в химической промышленности, в косметике. Соль необходима при обработке мехов, при варке мыла и т.д.

5.Физминутка
-Как живёшь?
-Вот так!
-Как идёшь?
-Вот так!
-Как бежишь?
-Вот так!
-Ночью спишь?
-Вот так!
-Как даёшь?
- Вот так!
-Как берёшь?
-Вот так!
- Как шалишь?
-Вот так!
-А грозишь?
-Вот так!
-А сидишь?
-Вот так!

6.Исследовательская работа(стр.59) - групповая

-Сейчас давайте рассмотрим, в группах, соль и назовем её свойства. ( На столах находится соль с ней проводим опыты и отвечаем на вопросы . Дети называют, учитель открывает на доске запись. Дети записывают свойства в тетрадь в табл.).
1.Твёрдое вещество в виде кристалликов.
2.Бесцветное.
3.Без запаха.
4.Соленая на вкус.
5."В воде родится, а воды боится", "В земле родилась, а в воду попала и пропала". О каком свойстве говорится в загадках?
-Растворяется в воде.

7. Опыты - учитель
Опыт 1. Растворить соль в воде
Опыт 2.Интересный опыт. Яйцо сырое в воде пресной тонет, а в соленой нет – всплывает (показываю).
Вывод: если в воде есть соль, то плотность воды повышается, предмет поднимается вверх. Этот опыт показывает, что в соленых водоёмах легко учиться плавать - человека поднимает вверх.

8.Работа с книгой
- «Чтение с пометами»
! – это мне уже знакомо
+ - новая информация (узнал)
- - думал иначе
? – возник вопрос
-Обсуждение
Рефлексия
9.Итог урока
- Составьте «Пятистишие» по теме
1. Сущ. – 1
2. Прил.-2
3. Глал.-3
4. Моё отношение к теме
5. Синоним к слову

- Молодцы!
-Понравился вам урок?
Урок:
• привлек меня тем…
• показался интересным…
• взволновал…
• заставил задуматься…
• навел меня на размышления…

-Что больше всего понравилось?
-Что вы расскажите вашим близким?
-Ответили ли вы на вопросы, достигли цели, которые ставили ?

10.Домашнее задание
Стр 58-59, чит, отв на ?
Слов.работа в тетрадь. По желанию, подготовить реферат о соли.
Категория: Начальная школа | Добавил: oxana6090
Просмотров: 1807 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 3:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru