Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 1 классе
[ Скачать с сервера (27.4 Kb) ] 2014-02-05, 9:17 PM
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 1 классе
Тема: Путешествие в мир красок и звуков.
Цель: знакомство с особенностями казахской юрты, с композитором Курмангазы Сагырбаевым.
Образовательная - формирование понятия об орнаментах и музыкальном произведении— кюй.
Развивающая – развитие умения размышлять о музыке, развитие художественного вкуса, творческих способностей.
Воспитательная – воспитание у учащихся патриотических чувств, любовь к Родине, любви к родному краю и его природе; воспитать интерес и уважительные отношения к культурному наследию казахского народа.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Юрта», «Природа Казахстана», кюй «Сары-Арка», портрет композитора Курмангазы Сагырбаева, картина «Родной край»

Ход урока
1. Организационный момент.
(Дети входят под музыку)
УМ: Сәлеметсіздерме, балалар! Сәлеметсізбе, муғалім!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!
УР: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите сколько у нас гостей, улыбнитесь им.
Попевка
К нам гости пришли
Дорогие пришли
Мы не зря кисель варили
Пироги пекли. (поем форте, пиано)
УР: Пусть наш урок принесет нам радость открытий.
2. Вступительная беседа:
УМ: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. Путешествие в мир красок и звуков. И зажурчал наш поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по волнам (кто желает прочесть стихотворение о Родине - передаем кораблик)
Стихи о Родине
УР: Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Я пою - и в вышине подпевают птицы мне.

Ученик. Травы шепчут мне в пути:
«Ты скорей, дружок расти!»
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
«Здравствуй, Родина моя!»
Ученик:
Казахстан - земля родная
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная-
Это Родина моя!
Ученик:
Как велика моя земля,
Как широки её просторы-
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы.

УР: - Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина?
- Родина - это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово, Родина это мы (картинка ДЕТИ)
-Родина – это то место где живут наши мамы и папы, бабушки и дедушки (картинка РОДИТЕЛИ, БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ)
- Понятие Родина это то место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи ( картинка РЕБЕНОК С УЛЫБКОЙ И ПЛАЧУЩИЙ)
- Под этим словом мы понимаем нашу школу, наш класс (картинка ШКОЛА)
- Родина это наш прекрасный город, речка (город, река)
УМ: Давайте исполним песню о родном крае.
Песня «Туған жер»

3. Введение в тему урока.
УМ: Родине посвящают не только стихи, но и пишут музыку. Стихи пишут поэты, а кто сочиняет музыку (композиторы).
И трудно сказать, кто больше и лучше воспел нашу Родину, красоту природы — поэты или композиторы. Мы с вами поговорим о музыке.
Музыка— это особый язык, говорящий не словами, а музыкальными звуками и интонациями. Музыка может воспроизвести очень многие звуки, существующие в окружающей нас жизни, в природе.
В музыкальных произведениях мы можем услышать раскаты грома и пение птиц, завывание ветра и журчание ручья. Все это мы можем услышать в музыке Курмангазы Сагырбаева. И вот с этим композитором и его музыкой я хочу сегодня вас познакомить.
Курмангазы родился в нынешней Уральской области. Семья была очень бедной. Отец всю жизнь батрачил. С 6 лет мальчику пришлось работать пастухом. Он очень любил музыку и никогда не забывал о своей самодельной домбре. В любую свободную минуту играл на инструменте, с увлечением слушал выступления заезших кюйши.
- Ребята, что такое домбра? (казахский народный инструмент). Про домбру говорят «душа народа».
Уже в 18 лет Курмангазы разъезжал по аулам, как профессиональный музыкант. Он написал более 60 кюев. Самые знаменитые кюи «Балбраун» и «Сары-Арка».
- Давайте вспомним, что такое кюй? (музыка без слов, инструментальное произведение для домбры).
Прекрасна ныне степь!
Скрывая тайны,
Она желтела долгие века.
Курмангазы, я знаю, не случайно
Свой лучший кюй назвал Сары-Арка.
Я хочу предложить вам прослушать кюй «Сары-Арка» («Золотая степь»).
Беседа после слушания музыки.
 Ребята, подумайте какое настроение, чувство вас охватывает при слушании кюя? (взволнованное, радостное).
 Какую картину природы вы можете представить? Давайте послушаем кюй с закрытыми глазами. (слушание кюя)
 Ребята, я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о музыке.
 Что музыка смогла изобразить, какую картину природы вы представили? (широкая степь, стремительно несутся кони)
 Какая по характеру музыка прозвучала? В каком темпе?
 Правильно ли сказал норвежский композитор Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем!» Согласимся ли мы с этим? (Да, мы можем слушать музыку без слов)

УР: Ребята, сейчас вы послушали кюй «Сары-Арка». Музыка вызвала определённые чувства и образы, которые постараемся передать в своей работе. А что мы с вами будем делать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь. (Юрта)
- Что же это такое? (Это жилище казахского народа)
- Из каких материалов мог построить свое жилище казахский народ и почему?
- Так как они занимались скотоводством пасли стада, переезжали с места на место, поэтому жилище должно было быть легким, быстро разбирающимся и собирающимся, теплым, большим, надежным защищенным от суровых климатических условий степи. Юрты похожи на маленькие округлые холмики.
- О том как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье. (Звучит музыка)

В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных.
Как-то, проснувшись, он подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце.
Нашел он дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…»
Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой.
И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.
-Сегодня мы с вами будем украшать юрту орнаментом.

УМ: Перед началом работы, давайте немного отдохнем, потанцуем.
Физминутка Танец « Қара жорға»
УР: Выполнение работы.
-Для работы нам понадобится бумага, клей, простой карандаш, ножницы. (Правила ТБ при работе с ножницами)
1.Возьмите лист белой бумаги, положите шаблон юрты и обведите его. Аккуратно вырежьте юрту.
2.Возьмите полоски голубой бумаги. Эти полоски баскур (лента для стягивания юрты)
Приклейте ленту и карандашом дорисуйте двустворчатые двери (сыкырлауык «скрипучий») и шанырак.
3. Осталось только украсить юрту орнаментом.
- Что такое орнамент? (узор)
- Что подсказало человеку в создании орнамента? (растения, животные)
У каждого народа есть свои орнаменты. Казахский народ в своих узорах спрятал изображение растений и животных эти символы использовались для украшения юрты в лентах баскурах, украшений дверей и предметов быта. Существует более 200 видов орнаментов. Основным элементом всех орнаментов, считается «рог» (муйіз). Это древний орнамент, в нем присутствуют элементы, отражающие жизнь кочевников и скотоводов.
Особую красоту орнаменту придают краски. Каждый цвет имеет своё значение. Синий - цвет неба, жёлтый - цвет мудрости, белый – радости и счастья, красный - красоты и весны, зелёный - молодости, чёрный - цвет земли.
4. Перед вами лежат орнаменты 2 видов: бараний рог (қошқармұйіз)
Вам надо выбрать орнамент и украсить им ленту баскур на юрте.
УМ: Музыка Курмангазы вам поможет в работе.
(Звучит кюй «Сары-Арка»)
УР: - Юрты готовы.
 А где мы можем увидеть юрту? (в степи)
 Сейчас мы с вами перенесёмся в степь и оживим её.
(музыка. выходят к доске и вешают на панно юрты)
Чтение стихотворения К. Баянбаева «Юрта»
Юрта – это круглый дом.
С комнатой одною.
Обошел её кругом,
Пес бежал за мною.
Много места для игры,
Чисто и прохладно.
А кругом висят ковры,
Пригнанные ладно.
Хоть прохладны вечера,
В юрте сладко спится.
И до самого утра
Дом родной мне снится.
(входит фея, звучит музыка для феи)
ФЕЯ музыки: Здравствуйте, ребята. Я услышала красивую музыку и решила зайти к вам. Я принесла вам музыкальную шкатулку, но шкатулка не простая, а с вопросами. Она поможет вспомнить, что нового узнали на уроке. Итак, открываю шкатулку. Первый вопрос.
- С каким композитором познакомились? (Курмангазы - казахский композитор)
- Какое произведение Курмангазы вы слушали? (кюй «Сары-Арка»)
- Что нового вы узнали о юрте?
- С какими видами орнаментов вы познакомились?
- Понравился ли вам сегодня наш урок?
УР: Чтобы узнать какое сейчас у вас настроение, мы выберем нотки и покажем нашей фее.
УМ: Ребята, замечательно, что вы выбрали яркие цвета. У вас хорошее настроение. Давайте исполним песню о нашей любимой Родине.
Песня «Родная песенка»
УР: Сегодня на уроке хорошо работали...
Біздің сабақ аяқталды! Сау болыныз!Наш урок окончен. До свидания!
Категория: Начальная школа | Добавил: marina2014
Просмотров: 954 | Загрузок: 115 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 7:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru