Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (27.4 Kb) ] | 2014-02-05, 9:17 PM |
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 1 классе Тема: Путешествие в мир красок и звуков. Цель: знакомство с особенностями казахской юрты, с композитором Курмангазы Сагырбаевым. Образовательная - формирование понятия об орнаментах и музыкальном произведении— кюй. Развивающая – развитие умения размышлять о музыке, развитие художественного вкуса, творческих способностей. Воспитательная – воспитание у учащихся патриотических чувств, любовь к Родине, любви к родному краю и его природе; воспитать интерес и уважительные отношения к культурному наследию казахского народа. Оборудование: интерактивная доска, презентация «Юрта», «Природа Казахстана», кюй «Сары-Арка», портрет композитора Курмангазы Сагырбаева, картина «Родной край» Ход урока 1. Организационный момент. (Дети входят под музыку) УМ: Сәлеметсіздерме, балалар! Сәлеметсізбе, муғалім! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель! УР: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите сколько у нас гостей, улыбнитесь им. Попевка К нам гости пришли Дорогие пришли Мы не зря кисель варили Пироги пекли. (поем форте, пиано) УР: Пусть наш урок принесет нам радость открытий. 2. Вступительная беседа: УМ: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. Путешествие в мир красок и звуков. И зажурчал наш поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по волнам (кто желает прочесть стихотворение о Родине - передаем кораблик) Стихи о Родине УР: Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет. Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица моя!» Я пою - и в вышине подпевают птицы мне. Ученик. Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок расти!» Отвечаю травам я, Отвечаю ветру я, Отвечаю солнцу я: «Здравствуй, Родина моя!» Ученик: Казахстан - земля родная Очень любим мы тебя. Море, горы, даль степная- Это Родина моя! Ученик: Как велика моя земля, Как широки её просторы- Озёра, реки и поля, Леса и степь и горы. УР: - Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина? - Родина - это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово, Родина это мы (картинка ДЕТИ) -Родина – это то место где живут наши мамы и папы, бабушки и дедушки (картинка РОДИТЕЛИ, БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ) - Понятие Родина это то место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи ( картинка РЕБЕНОК С УЛЫБКОЙ И ПЛАЧУЩИЙ) - Под этим словом мы понимаем нашу школу, наш класс (картинка ШКОЛА) - Родина это наш прекрасный город, речка (город, река) УМ: Давайте исполним песню о родном крае. Песня «Туған жер» 3. Введение в тему урока. УМ: Родине посвящают не только стихи, но и пишут музыку. Стихи пишут поэты, а кто сочиняет музыку (композиторы). И трудно сказать, кто больше и лучше воспел нашу Родину, красоту природы — поэты или композиторы. Мы с вами поговорим о музыке. Музыка— это особый язык, говорящий не словами, а музыкальными звуками и интонациями. Музыка может воспроизвести очень многие звуки, существующие в окружающей нас жизни, в природе. В музыкальных произведениях мы можем услышать раскаты грома и пение птиц, завывание ветра и журчание ручья. Все это мы можем услышать в музыке Курмангазы Сагырбаева. И вот с этим композитором и его музыкой я хочу сегодня вас познакомить. Курмангазы родился в нынешней Уральской области. Семья была очень бедной. Отец всю жизнь батрачил. С 6 лет мальчику пришлось работать пастухом. Он очень любил музыку и никогда не забывал о своей самодельной домбре. В любую свободную минуту играл на инструменте, с увлечением слушал выступления заезших кюйши. - Ребята, что такое домбра? (казахский народный инструмент). Про домбру говорят «душа народа». Уже в 18 лет Курмангазы разъезжал по аулам, как профессиональный музыкант. Он написал более 60 кюев. Самые знаменитые кюи «Балбраун» и «Сары-Арка». - Давайте вспомним, что такое кюй? (музыка без слов, инструментальное произведение для домбры). Прекрасна ныне степь! Скрывая тайны, Она желтела долгие века. Курмангазы, я знаю, не случайно Свой лучший кюй назвал Сары-Арка. Я хочу предложить вам прослушать кюй «Сары-Арка» («Золотая степь»). Беседа после слушания музыки. Ребята, подумайте какое настроение, чувство вас охватывает при слушании кюя? (взволнованное, радостное). Какую картину природы вы можете представить? Давайте послушаем кюй с закрытыми глазами. (слушание кюя) Ребята, я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о музыке. Что музыка смогла изобразить, какую картину природы вы представили? (широкая степь, стремительно несутся кони) Какая по характеру музыка прозвучала? В каком темпе? Правильно ли сказал норвежский композитор Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем!» Согласимся ли мы с этим? (Да, мы можем слушать музыку без слов) УР: Ребята, сейчас вы послушали кюй «Сары-Арка». Музыка вызвала определённые чувства и образы, которые постараемся передать в своей работе. А что мы с вами будем делать, вы узнаете, когда отгадаете загадку. В этом доме нет угла. Вот уж рай для неслуха! И такое вот жилище Ты всегда в степи отыщешь. (Юрта) - Что же это такое? (Это жилище казахского народа) - Из каких материалов мог построить свое жилище казахский народ и почему? - Так как они занимались скотоводством пасли стада, переезжали с места на место, поэтому жилище должно было быть легким, быстро разбирающимся и собирающимся, теплым, большим, надежным защищенным от суровых климатических условий степи. Юрты похожи на маленькие округлые холмики. - О том как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье. (Звучит музыка) В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных. Как-то, проснувшись, он подумал: «если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И встав рано утром, он решил сделать себе солнце. Нашел он дерево и сделал из веток жерди лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…» Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой. И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось. -Сегодня мы с вами будем украшать юрту орнаментом. УМ: Перед началом работы, давайте немного отдохнем, потанцуем. Физминутка Танец « Қара жорға» УР: Выполнение работы. -Для работы нам понадобится бумага, клей, простой карандаш, ножницы. (Правила ТБ при работе с ножницами) 1.Возьмите лист белой бумаги, положите шаблон юрты и обведите его. Аккуратно вырежьте юрту. 2.Возьмите полоски голубой бумаги. Эти полоски баскур (лента для стягивания юрты) Приклейте ленту и карандашом дорисуйте двустворчатые двери (сыкырлауык «скрипучий») и шанырак. 3. Осталось только украсить юрту орнаментом. - Что такое орнамент? (узор) - Что подсказало человеку в создании орнамента? (растения, животные) У каждого народа есть свои орнаменты. Казахский народ в своих узорах спрятал изображение растений и животных эти символы использовались для украшения юрты в лентах баскурах, украшений дверей и предметов быта. Существует более 200 видов орнаментов. Основным элементом всех орнаментов, считается «рог» (муйіз). Это древний орнамент, в нем присутствуют элементы, отражающие жизнь кочевников и скотоводов. Особую красоту орнаменту придают краски. Каждый цвет имеет своё значение. Синий - цвет неба, жёлтый - цвет мудрости, белый – радости и счастья, красный - красоты и весны, зелёный - молодости, чёрный - цвет земли. 4. Перед вами лежат орнаменты 2 видов: бараний рог (қошқармұйіз) Вам надо выбрать орнамент и украсить им ленту баскур на юрте. УМ: Музыка Курмангазы вам поможет в работе. (Звучит кюй «Сары-Арка») УР: - Юрты готовы. А где мы можем увидеть юрту? (в степи) Сейчас мы с вами перенесёмся в степь и оживим её. (музыка. выходят к доске и вешают на панно юрты) Чтение стихотворения К. Баянбаева «Юрта» Юрта – это круглый дом. С комнатой одною. Обошел её кругом, Пес бежал за мною. Много места для игры, Чисто и прохладно. А кругом висят ковры, Пригнанные ладно. Хоть прохладны вечера, В юрте сладко спится. И до самого утра Дом родной мне снится. (входит фея, звучит музыка для феи) ФЕЯ музыки: Здравствуйте, ребята. Я услышала красивую музыку и решила зайти к вам. Я принесла вам музыкальную шкатулку, но шкатулка не простая, а с вопросами. Она поможет вспомнить, что нового узнали на уроке. Итак, открываю шкатулку. Первый вопрос. - С каким композитором познакомились? (Курмангазы - казахский композитор) - Какое произведение Курмангазы вы слушали? (кюй «Сары-Арка») - Что нового вы узнали о юрте? - С какими видами орнаментов вы познакомились? - Понравился ли вам сегодня наш урок? УР: Чтобы узнать какое сейчас у вас настроение, мы выберем нотки и покажем нашей фее. УМ: Ребята, замечательно, что вы выбрали яркие цвета. У вас хорошее настроение. Давайте исполним песню о нашей любимой Родине. Песня «Родная песенка» УР: Сегодня на уроке хорошо работали... Біздің сабақ аяқталды! Сау болыныз!Наш урок окончен. До свидания! | |
Просмотров: 954 | Загрузок: 115 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|