Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Обучение грамотному письму
2014-03-23, 5:09 PM
Обучение грамотному письму.
Наверное, всем учителям знакома ситуация, когда ребёнок правило знает, а пишет с ошибками. И причин тому может быть много. И одна из них -- несформированность того необходимого качества, которое позволяет обнаружить в слове «опасные» места ещё до записи. В цепочке орфографического действия теряется тот самый первый шаг, сформированность которого позволяет увидеть, услышать наличие орфограммы в слове, то есть поставить орфографическую задачу. С этим шагом и связано качество, которое имеет название орфографическая зоркость.
Уже с букварного периода обучения начинаю работу по формированию и развитию орфографической зоркости, так как именно этот этап считаю принципиально важным и ответственным для формирования орфографических навыков.
Начиная работу в первом классе, я составила таблицу и собрала всю работу, которую всегда проводила в букварный период , а затем объединила всё и получилась система работы над развитием орфографической зоркости.
Система работы над орфографической зоркостью
№ урока Программное содержание. Орфографические задачи.
Подготовительный период.
2 Способ определения количества слов в предложении Слова в предложении пишутся раздельно. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
3 Слова – названия предметов. Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы.
6. Служебные слова. Предлоги – это маленькие слова и пишутся они отдельно: так как все слова в предложении пишутся раздельно.
7. Составление моделей предложений. Границы предложений. Пауза – это граница предложения при говорении, а точка – граница предложения на письме.
Звуковой анализ слова.
1. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове.
2 Ударение. Сильная, слабая позиция звука. Умение находить ударный слог.
3. Определение количества звуков в слове. Различие в произношении гласных и согласных звуков.
6. Согласные звонкие и глухие. Оглушение согласных звуков на конце слова. Парные согласные звуки. Введение схем.
Формирование действия чтения.
1. Звук (а), буквы А а. Написание имён, союз а.
2. Звук (у), буквы У у Написание имён, предлог у.
3. Звук (и), буквы И и Написание имён, союз и.
4. Звук (о), буквы О о Написание имён, предлог о.
7. Звуки (м, м), Буквы М м Правописание слов в предложении. Оформление предложения на письме. Письмо под диктовку.
8. Звуки (т, т) Буквы Т т Оформление предложения на письме. Замена печатных букв письменными.
9. Звуки ( н, н), буквы Н н. Составление и запись предложений. Вставить в слова пропущенные буквы
10. Звуки (л, л),Буквы Л л. Правило работы над словом с пропущенными буквами. Точный подбор слов при составлении предложения
11. Звуки (с, с). буквы С с. Порядок действий при списывании. Р.О.З. письмо слов со слабой позицией гласных
(И, О)
12. Звуки (р, р), буквы Р, р. Правила списывания с печатного текста. Удвоенная согласная.
14. Слова с (ш – с) Р.О.З. Правописание гласных после шипящих
16. Звуки (к, к), буквы К к. Р.О.З. Гласные непроверяемые ударением. Письмо предложений под диктовку.
17. Звуки (п, п), буквы П,п Р.О.З. Письмо слов с безударными гласными. Алгоритм проверки.
19. Звуки (п-б). Письмо слов с парными согласными на конце. Отработка умения определять сильную и слабую позицию звука в слове.
21. Звуки (г-к) Письмо слов с парными согласными на конце. Отработка умения определять сильную и слабую позицию звука в слове
23. Звуки (д-т) Письмо слов с парными согласными на конце. Отработка умения определять сильную и слабую позицию звука в слове.
25. Звуки (з-с) . Отработка умения определять сильную и слабую позицию звука в слове.
26. Звук (ж), буквы Ж, ж Правописание гласных после шипящих
27. Правописание жи-ши. Правописание гласных после шипящих.
28. Буква Е,е Двойная роль буквы е
29 Слова с буквой е. Двойная роль буквы е
33. Звуки (в,в), буквы В, в Р.О.З. Клички животных. Род имён существительных.
34. Звук (й), буквы Й, й Закрепление изученного.
35. Буква Ь знак. Обозначение мягких согласных на письме.
36. Буквы две, а звук один. Обозначение мягких согласных на письме
37. Звук (э), буквы Э, э. Удвоенные согласные в словах. Введение термина «словарные слова»
38. Буква Я. Р.О.З. Правописание безударных гласных в словах с Я. Диктант.
39. Буква Ю. Двойная роль букв Я, Ю.
42. Звук (ц ), Буквы Ц, ц Правописание Ы и И после Ц
43. Звук (ч), буквы Ч, ч. Правописание ЧА—ЧУ, ЧК--ЧН
44. Звук (щ), буквы Щ, щ. Правописание ЩА – ЩУ, НЩ -- ЩН
47. Звуки (ф,ф),буквы Ф,ф. Правописание имён и фамилий людей и кличек животных.
48. Разделительный твёрдый знак. Правописание слов с разделительным Ъ.
50. Закрепление изученного Закрепление изученного.

Начинаю я с того, что учу детей хорошо слышать звуки, определять их характеристику. Считаю, это умение главным в развитии орфографической зоркости и работу эту провожу, начиная с первого урока. Дети проводить звуковой анализ слов учились в классе предшкольной подготовки, поэтому на первых порах тех знаний, которые они получили до школы вполне достаточно. В дальнейшем дети знакомятся со схемой звуков, принятых в начальной школе. Следующий шаг очень ответственный и один из главных -- это деление слов на слоги и ударение. Работая в школе 33 года, я встречала таких детей, которые и в 4 классе не умеют делить слова на слоги и переносить слова по слогам.
Принято считать, что ударение всеми первоклассниками усваивается легко. Но очень часто дети 1, 2, 3, и даже 4 класса, читая произведения, искажают слова тем, что не чувствуют ударного слога и не видят в тексте поставленного знака ударения. Чем может удивить и заинтересовать ребёнка эта чёрточка над словом? Тем, что именно знак ударения становится той волшебной палочкой, которая сумеет «мёртвую» схему слова превратить в «живую». Для этого предлагаю детям две схемы двусложных слов. Над первым слогом первой схемы стоит акут (знак ударения). Сравниваем, чем похожи схемы и чем отличаются. Объясняю, что чёрточка сверху -- это знак ударения. Мы так и будем её называть: знак ударения. Знак ударения над первым слогом означает, что первый слог в слове ударный. Осмыслить роль акута помогает озвучивание схемы. Схему слова со знаком ударения можно протянуть, позвать и даже пропеть как песенку без слов. (Та-та-та или ля-ля-ля) Давайте оживим нашу схему. Послушайте как я её пропою: та-а-ата. А теперь попробуем вместе: та-а-ата. Работаем со второй схемой, «оживляем», Ставим знак ударения над вторым слогом и пропеваем. Затем работаем по тому же принципу и с трёхсложными словами. Для чего нужно пропевать схемы, а не настоящие слова. Отсутствие в данных словах лексического значения как раз и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на ударении как самостоятельном лингвистическом явлении. На уроках обучения грамоте полезно практиковать чтение (пение) с ударением схем слов, разных по своей слоговой структуре. Одним из вариантов названного упражнения является чтение слов –схем, а затем и самих слов с перемещением в них знак ударения. Читая схемы слов с перемещением в них знака ударения, школьники овладевают умением любой слог в слове наделять свойством ударности. Подбор слов к озвученным схемам идёт гораздо успешнее, чем к «немым», воспринимаемым только глазами. Схема вслед за учителем озвучивается всем классом и тем самым в сознании каждого ребёнка откладывается как некий слого-ритмический эталон. ( Начальная школа « 12.1989).
Со слогом дети знакомятся в школе, а до этого они о нём никогда не слышали. В течение нескольких уроков ребёнок получает представление о многих существенных признаках слога. При первоначальном знакомстве со слогом возникает опасность неразличения части слова и части предмета, называемого словом.
Для предупреждения такой ошибки беру игрушку, например игрушечный грузовик и вместе с детьми «разбираем» его на части: колёса, кабина, кузов. Что может делать каждая часть? Колёса -- это часть машины. Они вращаются, крутятся, катятся и т.д. Итак,в машине-игрушке 3 части. Каким словом называется этот предмет? Машина. Это слово тоже можно разложить на части. Послушайте, как я это сделала. Ма-ши-на. Отдельная часть слова называется слогом. Из слогов « слагается» слово. Каждый слог можно произнести, пропеть, прочитать, написать, увидеть, услышать. К слогу можно подобрать схему. Колесо – это часть слова машина или часть самой машины? Слог ма – это часть игрушки машины или часть слова машина? Правильно ли говорят: « В машине три слога? Как надо сказать грамотно?» -- «В слове машина три слога». Для обучения определения количества слогов в слове лучше использовать такой предмет, который передавал бы движение воздуха при произнесении любого слога. Таким универсальным помощником может стать свеча. На зажжённую свечу через трубку из плотной бумаги произношу на выдохе слово. Пламя свечи колеблется на гласный звук. Делается вывод. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Можно затем использовать и хлопки в ладоши на каждый гласный звук и приём упора в подбородок, но опыт со свечой все дети запоминают крепко. Отработка знаний слога проводится и на следующих уроках. Умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове поможет избежать ошибок при переносе слов, а умение чувствовать, ощущать ударение важно для формирования орфографического навыка, например, при изучении правописания безударного гласного в корне слова. Конечно обо всех особенностях формирования грамотного письма в одной статье написать невозможно, да и не нужно. У каждого учителя найдутся свои « находки с секреты», позволяющие учить детей орфографической зоркости.
Но работа с первого класса над привитием навыков грамотного письма позволила мне научить детей к концу 4 класса писать грамотно. 78% -- 86% всех детей, которые выпущены мною из 4 класса, пишут грамотно и в средней школе.
Категория: Начальная школа | Добавил: КлавдияДзюбина
Просмотров: 263 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru