Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

методические разработки уроков литературы в 3 классе: З.Топелиус "Три ржаных колоска"
2014-03-28, 12:19 PM
Урок литературы по теме: З.Топелиус «Три ржаных колоска» (1 урок)
Цель: познакомить учащихся с творчеством Захария Топелиуса, его сказкой «Три ржаных колоска»; способствовать развитию навыков выразительного беглого чтения, коммуникативных качеств, умения пересказывать содержание произведений; содействовать воспитанию доброго отношения к людям и животным, сострадания.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания
- Кто такая Наталья Абрамцева? Что вы о ней можете рассказать?
- Перескажите понравившийся отрывок из сказки Н.Абрамцевой «Волшебная сказка»
3. Новая тема:
1) Внимательно посмотрите на ленту букв и найдите в ней зашифрованные слова:

МЕВАТРИКВЦРЖАНЫХДРОЛКОЛОСКАТИВЕ

- Как вы думаете, почему были зашифрованы именно эти слова?
( потому что так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся)
- Кто же его автор? ( предположения детей)
- Написал это произведение Захарий Топелиус

2) Знакомство с биографией З.Топелиуса, показ портрета.
Топелиус был сыном врача и известного собирателя народной поэзии. Мальчик получил прекрасное домашнее образование и воспитание, очень много читал. Уже в детстве проявились его художественные способности: богатое воображение, наблюдательность, интерес к таинственному и мистическому. В возрасте одиннадцати лет он был отправлен на обучение в школу в Улеаборге – чтобы закалить характер и овладеть финским языком. Через три года юноша отправился в столицу, Гельсингфорс, для подготовки к экзамену на аттестат зрелости. В 1833 году, в возрасте пятнадцати лет, Топелиус сдал экзамен и поступил в университет. Далее его научная карьера развивалась стремительно: в двадцать девять лет он стал доктором исторических наук, а еще через семь лет – профессором. Топелиус долгие годы преподавал в Хельсинском университете, а с 1854 по 1878 гг. был его ректором. Топелиус (Zacharias Topelius, 1818-1898) – один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, – он заслужил любовь и признание, как на родине, так и далеко за ее пределами. Топелиус писал на шведском языке, хотя прекрасно владел и финским. Произведения Топелиуса переведены более, чем на двадцать языков. Он обладал необыкновенно многогранным талантом и удивительной работоспособностью, полное собрание его сочинений насчитывает тридцать четыре тома.
Однако по прошествии более чем столетия со дня смерти автора, можно сказать, что он вошел в историю финляндской и мировой литературы, прежде всего как автор сказок для детей, а затем уже как писатель, открывший миру Финляндию - ее ландшафт, историю, культуру. Книги Топелиуса «Путешествие по Финляндии», «Финляндия в рисунках», «Финляндия в XIX веке» были переведены на многие языки, в том числе и на русский язык. Сакариас Топелиус прожил долгую жизнь – ровно 80 лет. Восьмидесятилетие писателя торжественно отмечалось в разных городах Финляндии – более всего в Гельсингфорсе и Бьёркуддене. Умер Топелиус 12 марта 1898 года в Бьёркуддене.

3) Словарная работа: в группах
- Прежде чем мы начнём читать сказку, давайте подумаем над значением слов, записанных на карточке. Нынче, не унимается, вздор, возня, не оробел, черёд, сноп, пир.
Нынче – сегодня, теперь
Не унимается – не успокаивается, не останавливается
Вздор – нелепость, глупость, ерунда
Возня – беспорядочные, шумные движения; занятие, доставляющее много хлопот, кропотливой работы
Не оробел – не испугался
Черёд – очередь
Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями
Пир - богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей; об обильном угощении, вкусной еде
- Значение слов, которые вызывают у вас затруднения, можно посмотреть в словарях.

4) Чтение сказки «Три ржаных колоска» ( читают учащиеся по цепочке)

5) Первые впечатления о прочитанном:
- Какое произведение вы читали: рассказ, стихотворение, сказку, повесть?
- К какому виду относится эта сказка? (авторская)
- Кто главные герои сказки? Кто из них больше всего вам понравился? Почему?

4. Рефлексия: Что интересного о жизни и творчестве З.Топелиуса вы узнали на уроке?
5. Оценки. Домашнее задание. Придумать своё продолжение сказки.

Урок литературы по теме: З.Топелиус «Три ржаных колоска» (2 урок)
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Захария Топелиуса, его сказкой «Три ржаных колоска»; способствовать развитию навыков выразительного беглого чтения, коммуникативных качеств, умения пересказывать содержание произведений, анализировать текст; содействовать воспитанию доброго отношения к людям и животным, сострадания.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания
- Кто такой Захарий Топелиус? Что вы о нём можете рассказать?
- Дома вы должны были придумать своё окончание сказки. Давайте послушаем, что у вас получилось.
3. Работа по теме урока
1) Выборочное чтение:
- О чём вздохнула хозяйка, когда услышала воробьиную возню?
- Что попросили дети у отца, когда собрались идти в деревню за хлебом и молоком?
- Кого дети встретили первым на своём пути? Как себя повели в этой ситуации?
- Кого они встретили после волка? Что сделали?
- Что они принесли домой?
- О чём думали богатый крестьянин и его жена?

2) Характеристика героев сказки.
- Назовите всех героев этой сказки. На сколько групп можно их разделить? Почему?
- Дайте характеристику каждому герою.

3) Пересказ отрывка из сказки по опорной картинке и опорному слову.
- воробьи
- волк
- Маша и Ваня
- медведь
- богатый крестьянин и его жена

4) деление текста на части. Озаглавливание каждой части.
1. Жадность богатого крестьянина
2.Щедрость бедняка
3.Встреча детей с волком
4. Встреча детей с медведем
5.Празднование рождества.
6.Три колоска для воробьёв

5) Работа в группах: Составить вопросы по содержанию сказки.
1группа – 1 часть
2 группа – 2 часть
3 группа – 3 часть
4 группа – 4 часть
5 группа – 5 часть
6 группа – 6 часть

6) Проверка работы групп. Каждая группа задаёт свои вопросы остальным учащимся.

4.Рефлексия: - Зачем З. Топелиус написал эту сказку? Чему она нас учит?
5.Оценки. Дом. задание: 1) пересказ по плану
2) Написать эссе на тему «Щедрость»
Категория: Начальная школа | Добавил: Илья
Просмотров: 6494 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 4:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru