Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

методические разработки уроков литературы в 3 классе: З.Топелиус "Три ржаных колоска"
2014-03-28, 12:19 PM
Урок литературы по теме: З.Топелиус «Три ржаных колоска» (1 урок)
Цель: познакомить учащихся с творчеством Захария Топелиуса, его сказкой «Три ржаных колоска»; способствовать развитию навыков выразительного беглого чтения, коммуникативных качеств, умения пересказывать содержание произведений; содействовать воспитанию доброго отношения к людям и животным, сострадания.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания
- Кто такая Наталья Абрамцева? Что вы о ней можете рассказать?
- Перескажите понравившийся отрывок из сказки Н.Абрамцевой «Волшебная сказка»
3. Новая тема:
1) Внимательно посмотрите на ленту букв и найдите в ней зашифрованные слова:

МЕВАТРИКВЦРЖАНЫХДРОЛКОЛОСКАТИВЕ

- Как вы думаете, почему были зашифрованы именно эти слова?
( потому что так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся)
- Кто же его автор? ( предположения детей)
- Написал это произведение Захарий Топелиус

2) Знакомство с биографией З.Топелиуса, показ портрета.
Топелиус был сыном врача и известного собирателя народной поэзии. Мальчик получил прекрасное домашнее образование и воспитание, очень много читал. Уже в детстве проявились его художественные способности: богатое воображение, наблюдательность, интерес к таинственному и мистическому. В возрасте одиннадцати лет он был отправлен на обучение в школу в Улеаборге – чтобы закалить характер и овладеть финским языком. Через три года юноша отправился в столицу, Гельсингфорс, для подготовки к экзамену на аттестат зрелости. В 1833 году, в возрасте пятнадцати лет, Топелиус сдал экзамен и поступил в университет. Далее его научная карьера развивалась стремительно: в двадцать девять лет он стал доктором исторических наук, а еще через семь лет – профессором. Топелиус долгие годы преподавал в Хельсинском университете, а с 1854 по 1878 гг. был его ректором. Топелиус (Zacharias Topelius, 1818-1898) – один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, – он заслужил любовь и признание, как на родине, так и далеко за ее пределами. Топелиус писал на шведском языке, хотя прекрасно владел и финским. Произведения Топелиуса переведены более, чем на двадцать языков. Он обладал необыкновенно многогранным талантом и удивительной работоспособностью, полное собрание его сочинений насчитывает тридцать четыре тома.
Однако по прошествии более чем столетия со дня смерти автора, можно сказать, что он вошел в историю финляндской и мировой литературы, прежде всего как автор сказок для детей, а затем уже как писатель, открывший миру Финляндию - ее ландшафт, историю, культуру. Книги Топелиуса «Путешествие по Финляндии», «Финляндия в рисунках», «Финляндия в XIX веке» были переведены на многие языки, в том числе и на русский язык. Сакариас Топелиус прожил долгую жизнь – ровно 80 лет. Восьмидесятилетие писателя торжественно отмечалось в разных городах Финляндии – более всего в Гельсингфорсе и Бьёркуддене. Умер Топелиус 12 марта 1898 года в Бьёркуддене.

3) Словарная работа: в группах
- Прежде чем мы начнём читать сказку, давайте подумаем над значением слов, записанных на карточке. Нынче, не унимается, вздор, возня, не оробел, черёд, сноп, пир.
Нынче – сегодня, теперь
Не унимается – не успокаивается, не останавливается
Вздор – нелепость, глупость, ерунда
Возня – беспорядочные, шумные движения; занятие, доставляющее много хлопот, кропотливой работы
Не оробел – не испугался
Черёд – очередь
Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями
Пир - богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей; об обильном угощении, вкусной еде
- Значение слов, которые вызывают у вас затруднения, можно посмотреть в словарях.

4) Чтение сказки «Три ржаных колоска» ( читают учащиеся по цепочке)

5) Первые впечатления о прочитанном:
- Какое произведение вы читали: рассказ, стихотворение, сказку, повесть?
- К какому виду относится эта сказка? (авторская)
- Кто главные герои сказки? Кто из них больше всего вам понравился? Почему?

4. Рефлексия: Что интересного о жизни и творчестве З.Топелиуса вы узнали на уроке?
5. Оценки. Домашнее задание. Придумать своё продолжение сказки.

Урок литературы по теме: З.Топелиус «Три ржаных колоска» (2 урок)
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Захария Топелиуса, его сказкой «Три ржаных колоска»; способствовать развитию навыков выразительного беглого чтения, коммуникативных качеств, умения пересказывать содержание произведений, анализировать текст; содействовать воспитанию доброго отношения к людям и животным, сострадания.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания
- Кто такой Захарий Топелиус? Что вы о нём можете рассказать?
- Дома вы должны были придумать своё окончание сказки. Давайте послушаем, что у вас получилось.
3. Работа по теме урока
1) Выборочное чтение:
- О чём вздохнула хозяйка, когда услышала воробьиную возню?
- Что попросили дети у отца, когда собрались идти в деревню за хлебом и молоком?
- Кого дети встретили первым на своём пути? Как себя повели в этой ситуации?
- Кого они встретили после волка? Что сделали?
- Что они принесли домой?
- О чём думали богатый крестьянин и его жена?

2) Характеристика героев сказки.
- Назовите всех героев этой сказки. На сколько групп можно их разделить? Почему?
- Дайте характеристику каждому герою.

3) Пересказ отрывка из сказки по опорной картинке и опорному слову.
- воробьи
- волк
- Маша и Ваня
- медведь
- богатый крестьянин и его жена

4) деление текста на части. Озаглавливание каждой части.
1. Жадность богатого крестьянина
2.Щедрость бедняка
3.Встреча детей с волком
4. Встреча детей с медведем
5.Празднование рождества.
6.Три колоска для воробьёв

5) Работа в группах: Составить вопросы по содержанию сказки.
1группа – 1 часть
2 группа – 2 часть
3 группа – 3 часть
4 группа – 4 часть
5 группа – 5 часть
6 группа – 6 часть

6) Проверка работы групп. Каждая группа задаёт свои вопросы остальным учащимся.

4.Рефлексия: - Зачем З. Топелиус написал эту сказку? Чему она нас учит?
5.Оценки. Дом. задание: 1) пересказ по плану
2) Написать эссе на тему «Щедрость»
Категория: Начальная школа | Добавил: Илья
Просмотров: 3378 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.8/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 3:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru