Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2014-03-28, 12:19 PM | |
Урок литературы по теме: З.Топелиус «Три ржаных колоска» (1 урок) Цель: познакомить учащихся с творчеством Захария Топелиуса, его сказкой «Три ржаных колоска»; способствовать развитию навыков выразительного беглого чтения, коммуникативных качеств, умения пересказывать содержание произведений; содействовать воспитанию доброго отношения к людям и животным, сострадания. Ход урока: 1. Психологический настрой. 2. Проверка домашнего задания - Кто такая Наталья Абрамцева? Что вы о ней можете рассказать? - Перескажите понравившийся отрывок из сказки Н.Абрамцевой «Волшебная сказка» 3. Новая тема: 1) Внимательно посмотрите на ленту букв и найдите в ней зашифрованные слова: МЕВАТРИКВЦРЖАНЫХДРОЛКОЛОСКАТИВЕ - Как вы думаете, почему были зашифрованы именно эти слова? ( потому что так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся) - Кто же его автор? ( предположения детей) - Написал это произведение Захарий Топелиус 2) Знакомство с биографией З.Топелиуса, показ портрета. Топелиус был сыном врача и известного собирателя народной поэзии. Мальчик получил прекрасное домашнее образование и воспитание, очень много читал. Уже в детстве проявились его художественные способности: богатое воображение, наблюдательность, интерес к таинственному и мистическому. В возрасте одиннадцати лет он был отправлен на обучение в школу в Улеаборге – чтобы закалить характер и овладеть финским языком. Через три года юноша отправился в столицу, Гельсингфорс, для подготовки к экзамену на аттестат зрелости. В 1833 году, в возрасте пятнадцати лет, Топелиус сдал экзамен и поступил в университет. Далее его научная карьера развивалась стремительно: в двадцать девять лет он стал доктором исторических наук, а еще через семь лет – профессором. Топелиус долгие годы преподавал в Хельсинском университете, а с 1854 по 1878 гг. был его ректором. Топелиус (Zacharias Topelius, 1818-1898) – один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, – он заслужил любовь и признание, как на родине, так и далеко за ее пределами. Топелиус писал на шведском языке, хотя прекрасно владел и финским. Произведения Топелиуса переведены более, чем на двадцать языков. Он обладал необыкновенно многогранным талантом и удивительной работоспособностью, полное собрание его сочинений насчитывает тридцать четыре тома. Однако по прошествии более чем столетия со дня смерти автора, можно сказать, что он вошел в историю финляндской и мировой литературы, прежде всего как автор сказок для детей, а затем уже как писатель, открывший миру Финляндию - ее ландшафт, историю, культуру. Книги Топелиуса «Путешествие по Финляндии», «Финляндия в рисунках», «Финляндия в XIX веке» были переведены на многие языки, в том числе и на русский язык. Сакариас Топелиус прожил долгую жизнь – ровно 80 лет. Восьмидесятилетие писателя торжественно отмечалось в разных городах Финляндии – более всего в Гельсингфорсе и Бьёркуддене. Умер Топелиус 12 марта 1898 года в Бьёркуддене. 3) Словарная работа: в группах - Прежде чем мы начнём читать сказку, давайте подумаем над значением слов, записанных на карточке. Нынче, не унимается, вздор, возня, не оробел, черёд, сноп, пир. Нынче – сегодня, теперь Не унимается – не успокаивается, не останавливается Вздор – нелепость, глупость, ерунда Возня – беспорядочные, шумные движения; занятие, доставляющее много хлопот, кропотливой работы Не оробел – не испугался Черёд – очередь Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями Пир - богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей; об обильном угощении, вкусной еде - Значение слов, которые вызывают у вас затруднения, можно посмотреть в словарях. 4) Чтение сказки «Три ржаных колоска» ( читают учащиеся по цепочке) 5) Первые впечатления о прочитанном: - Какое произведение вы читали: рассказ, стихотворение, сказку, повесть? - К какому виду относится эта сказка? (авторская) - Кто главные герои сказки? Кто из них больше всего вам понравился? Почему? 4. Рефлексия: Что интересного о жизни и творчестве З.Топелиуса вы узнали на уроке? 5. Оценки. Домашнее задание. Придумать своё продолжение сказки. Урок литературы по теме: З.Топелиус «Три ржаных колоска» (2 урок) Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Захария Топелиуса, его сказкой «Три ржаных колоска»; способствовать развитию навыков выразительного беглого чтения, коммуникативных качеств, умения пересказывать содержание произведений, анализировать текст; содействовать воспитанию доброго отношения к людям и животным, сострадания. Ход урока: 1. Психологический настрой. 2. Проверка домашнего задания - Кто такой Захарий Топелиус? Что вы о нём можете рассказать? - Дома вы должны были придумать своё окончание сказки. Давайте послушаем, что у вас получилось. 3. Работа по теме урока 1) Выборочное чтение: - О чём вздохнула хозяйка, когда услышала воробьиную возню? - Что попросили дети у отца, когда собрались идти в деревню за хлебом и молоком? - Кого дети встретили первым на своём пути? Как себя повели в этой ситуации? - Кого они встретили после волка? Что сделали? - Что они принесли домой? - О чём думали богатый крестьянин и его жена? 2) Характеристика героев сказки. - Назовите всех героев этой сказки. На сколько групп можно их разделить? Почему? - Дайте характеристику каждому герою. 3) Пересказ отрывка из сказки по опорной картинке и опорному слову. - воробьи - волк - Маша и Ваня - медведь - богатый крестьянин и его жена 4) деление текста на части. Озаглавливание каждой части. 1. Жадность богатого крестьянина 2.Щедрость бедняка 3.Встреча детей с волком 4. Встреча детей с медведем 5.Празднование рождества. 6.Три колоска для воробьёв 5) Работа в группах: Составить вопросы по содержанию сказки. 1группа – 1 часть 2 группа – 2 часть 3 группа – 3 часть 4 группа – 4 часть 5 группа – 5 часть 6 группа – 6 часть 6) Проверка работы групп. Каждая группа задаёт свои вопросы остальным учащимся. 4.Рефлексия: - Зачем З. Топелиус написал эту сказку? Чему она нас учит? 5.Оценки. Дом. задание: 1) пересказ по плану 2) Написать эссе на тему «Щедрость» | |
Просмотров: 6494 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|