Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

урок в 1 классе по письму по теме "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
2014-04-07, 6:03 PM
Тема: Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Цель: - систематизировать знания детей о правописании буквосочетаний
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и слов на другие правила;
- развитие умения видеть в словах орфограммы;
- совершенствование каллиграфически правильного письма;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать их связную устную
и письменную речь;
- воспитание интереса к предмету.

Оборудование: индивидуальные карточки
предметные картинки вы
аудиозапись

Ход урока: 1. Орг. момент

Все книжки на столе и здесь лежат тетрадки.
Нам некогда сейчас играть с друзьями в прятки.
А в школе, как всегда, всё ясно и привычно,
Хотя урок у нас сегодня будет необычный.

2. Работа по теме урока.
Не потешу я вас пляской,
Расскажу я лучше сказку:
На широкой на реке,
От истоков вдалеке,
Много-много лет назад
Был построен славный град.
(открывается изображение царского дворца и карты путешествия )
От набегов вражьих он
Был надёжно защищён.
Каменистыми холмами
И дремучими лесами.
В пору ту, о коей сказ,
Правил царствием Слослав.
Слова свои он так любил
О злых волшебниках забыл.
А злой волшебник Абыкак
Сделал в царствие бардак.
Выкрал буквы А, И, У.
Заменил на Я, И, Ю.
Вы, ребята, помогите,
Буквы вы в слова верните!

- А для того, чтобы добраться до замка волшебника Абыкак, вам нужно преодолеть препятствия. Они обозначены на карте. Ну что, справитесь? Тогда, в путь!

• Работа в тетради
- Ребята, а чтобы нам не сбиться в пути с дороги, мы будем с вами вести записи в журнале путешественника.
Итак, открываем тетради. Записываем число.
- Минутка чистописания: Ж/Ш, Ч/Щ.

- Что объединяет эти буквы? (согласные, шипящие)
- Какую букву можно назвать «лишней»? Почему? (Ж – звонкий звук)
- На какие две группы можно их разделить? (всегда твёрдые – всегда мягкие)
- А как вы думаете, почему именно эти буквы записаны в ваших тетрадях? О чём мы будем сегодня говорить на уроке?

• Сообщение темы урока
- Да, сегодня на уроке мы поможем царю Слославу вернуть в его царство буквы А, И, У.
Вы должны правильно писать эти гласные с шипящими, уметь видеть эти сочетания в словах. И конечно повторим все правила русского языка, которые уже знаем.
Вы должны показать свои знания, чтобы помочь царю Слославу.
- А что для этого нужно? (быть дружными, помогать друг другу; «Один за всех и все за одного»).

• Выполнение заданий
- Ну вот и первое испытание.

I. ВОРОТА ПРАВИЛ.

- Чтобы пройти эти ворота, нужно вспомнить и рассказать правила о правописании слов с этими буквосочетаниями.
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи,
Жи да ши, жи да ши,
Пишем только с буквой И.
- Какие слова встретились в стихотворении?
- Запишите: мыши, ужи


Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
Ча и ща, ча и ща
Пишем только с буквой А.
- Какие слова встретились в стихотворении?
- Запишите: туча, роща
Чудесный, чучело, чулан,
Чулки, чудак и щука.
Чу и щу, чу и щу
Пишем только с буквой У.
- Какие слова встретились в стихотворении?
- Запишите: щука, чулки.

- Прочтите слова, которые записали. На какие группы можно их разделить? (одуш. – неодуш.)
- А ещё? (ед.ч. – мн.ч.)
- Взаимопроверка.
- Ну что ж. Дальше могут идти только те ученики, которые все слова написали правильно (если у кого-то из учащихся ошибки, ребята помогают им – повторяют правило).
- Чтобы отправиться дальше, мы должны повторить те правила, которые уже знаем. (Учащиеся выбирают цифру и называют то правило, которое скрывается под ней).
1 - парный согласный
2 - имена собственные
3 - ЧК –ЧН
4 - безударный гласный
5 - разделительный Ь
6 - перенос слов

1. Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды,
Будешь грамотным и ты. (Например …)

2. Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда. (Например …)

3. Знаешь ты наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
Никогда в таких словах
Не пишите Ь. (Например …)

4. Безударный гласный.
Стоп! Писать опасно!
Чтоб развеять все сомненья
Ставьте звук под ударенье.
Гора – горы, дела – дело,
А теперь пишите смело. (Например …)

5. Семья, и братья, и жильё,
Скамья, и листья, и бельё.
В таких словах стою, друзья,
Я перед Е, Ё, И, Ю, Я. (Например …)

6. Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги.
Смело скажем мы всем вам –
Переносим по слогам. (Например …)

- А мы отправляемся дальше…
II. ОЗЕРО ОШИБОК.
- Раз вы справились с первым заданием, должны справиться и со вторым.
Ежы. Ершы.
Щюки. Чяйки.
Волчята.

Догадайтесь-ка, ребята, отчего ежи, ерши, щуки,
Чайки и волчата рассмеялись от души?

- А теперь давайте сделаем фонетический разбор слова ежи – 2сл., 3б., 4зв.

III. ЛЕСНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ.
- А мы с вами попадаем в лес. Как надо вести себя в лесу? Почему?
- Прочтите текст. (Учащимся предлагается текст)
«Зайди в лес зимой. Какая тишина! Какой покой! Не кричат грачи,
не стучат дятлы.
Медведь сладко спит в своей берлоге. Ёжик свернулся клубочком в норке. Только белочка скачет с ветки на ветку, да заяц пробежит между деревьев.
В воздухе летят пушистые снежинки. Лес укрылся снежным одеялом.»

- Как в лесу зимой? Почему?
- Какие звери живут в лесу?
- Чем они занимаются?
- С чем сравнивается снег?

- А теперь я предлагаю вам записать предложения, вставить пропущенные буквы.
I ряд: Медве.ь ж.вёт в л.су.
II ряд: Ёж.к леж.т в н.ре.
III ряд: Белки пряч.т в дупло ш.шки.

- Почему вставили эти буквы?

Медведь Бурый медведь – самый крупный хищник леса. При росте до
2,5 метров и весе до 750 кг он может быстро бегать, делать
большие прыжки, влезать на деревья, плавать.
Медведь - это всеядное животное.
В январе-феврале у медведицы рождаются 2-3 детёныша.
Размером они с рукавицу, а весят меньше 1кг.
Медведь не только очень сильное животное, но и одно
из самых умных (цирк). Живут медведи 35-50 лет.

Ёж Ёж не только лесной житель. Некоторые виды, а их 20 в
мире, обитают в полях, степях даже в горах на высоте до 2-х тысяч метров. В поисках корма ёж проходит за ночь до 3-х километров, а зимой спит под корнями деревьев, в норах. Весной или летом, а иногда и в сентябре появляются ежата.. Их обычно 2-3, но бывает и до 10. Ёж – хищное животное.

Белка Кто не знает белки? Белки живут везде, где есть лес. Они
устраивают себе жилища в дупле или сами сооружают гнездо
(которое называется гайно). В таком гнезде даже в стужу
тепло: +18,+20. Гнездо, как правило, имеет два выхода –
главный и запасной. В апреле появляются бельчата,
крошечные, голые, беспомощные. Только через 2 месяца они
смогут питаться самостоятельно. Белка тоже хищник.

Ф/м Мы немного отдохнём, встанем глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети.
А потом все дружно встали, великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Некогда уже гулять, надо дальше отвечать.

II. ГОРА ГРАМОТНОСТИ.
Игра «Замени одним словом» (В каждом слове обязательно должно быть сочетание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА или ЧУ-ЩУ)

6. Е Ж И

5. Ш И Л О

4. Ч У Г У Н

3. Ч А Й Н И К

2. О В Ч А Р К А
1.Ш И П О В Н И К

1. Дикая роза с ярко-красными ягодами
2. Порода собаки – немецкая …
3. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды…
4. Из чего делают тяжёлые сковородки?
5. Инструмент для прокалывания отверстий…
6. Какие животные носят еду на спине?
- Ну вот мы поднялись на гору и видим, что совсем уже близко замок волшебника Абыкак.
А теперь спускаемся на поляну пословиц.
V. ПОЛЯНА ПОСЛОВИЦ.

- Что такое пословица? (краткое мудрое изречение)

1. Дружбой дорож., забывать её не спш..
2. Сам погибай, а товарищ. выруч.й.
3. Друзья познаются в несч.стье.
4. Дружба как стекло: разобьёшь не слож.шь.
5. Дружба от недружбы близко ж.вёт.

- Какую букву вставили? Почему?
- Объясните смысл пословиц.
- Запишите одну понравившуюся пословицу.

VI. ПЕЩЕРА ЗАГАДОК.
И вот последнее препятствие - Пещера загадок. Вы должны отгадать загадки, а отгадки – записать, без ошибок. Будьте внимательны!

Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (туча)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
У неё во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь - в котёл попала. (щука)
Он ходит голову задрав,
Не потому что важный граф,
Не потому что гордый нрав,
А потому что он … (жираф)
Мы днём не спим,
И ночью мы не спим.
И дни, и ночи
Мы стучим, стучим, стучим. (часы)
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней? (машина)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (ёжик)
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит:
- Эй! Сними меня! – кричит. (чайник)
Ног от радости не чуя,
С горки весело лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе,
Помогли мне в этом … (лыжи)

3. Обобщение
Ну вот мы и добрались до замка волшебника Абыкак, а вот и буквы. Давайте вернём их в царство Слослава.
Он очень рад и прислал вам звуковое письмо.
(звучит аудиозапись)

Дорогие ребята!
Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными детьми. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну слов.
До встречи на страницах учебника!
- Вот и закончилось наше путешествие.
Дома напишите письмо царю Слославу о нашем путешествии. (3-4 предложения)

4. Итог урока. (выставление оценок)
Категория: Начальная школа | Добавил: khvan-1967
Просмотров: 1446 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 4:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru