Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Статья на тему "Новые подходы в обучении на уроках чтения в начальных классах"
2014-05-25, 6:17 PM
Новые подходы в обучении на уроках чтения в начальных классах
Гуранская Снежана Станиславовна, учитель нач. классов
Гимназии № 45 города Караганды
Применение новых подходов в преподавании и обучении всегда должны быть направлено на улучшение, потому что применение нового заинтересовывает тех, кто находится рядом. Когда определённые формы и методы работы на уроках не меняются, то у ребёнка с каждым днём всё больше и больше пропадает желание учиться. А применение новых подходов в обучении, заставляет учителя задуматься над своими уроками, над результатами учеников. Я думаю, что этот модуль направлен на повышение мотивации учеников, потому что дети всегда любят, когда учитель им даёт учебный материал в различных формах. Поэтому, применение новых подходов оказывает положительное воздействие на весь учебный процесс. Я считаю, что все предложенные модули проходят через применение новых подходов.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» включает в себя раздел «Обучение тому, как учиться». Ключевая идея раздела заключается в утверждении: информация передаётся, но знание и понимание формируются у самого учащегося, и учитель должен оказывать помощь в этом процессе [1, с.62]. В этом процессе учитель помогает учащемуся:
- понимать требования, предъявляемые образовательной задачей;
- изучать отдельные мыслительные процессы и принцип их работы;
- разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи;
- выбирать стратегии, наиболее подходящие для решения конкретной задачи.
Для реализации этих четырёх позиций обучающимся требуется научиться обучению [2, с.148].
В прежней своей педагогической практике я в основном использовала монолог, и, все темы пыталась раскрыть сама. По окончанию курсов, я взглянула на всё другими глазами и приняла решение внести существенные изменения в свою собственную педагогическую деятельность. Необходимо сосредоточить своё внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться, создавать на уроке такую образовательную среду, в ходе которой ученики не усваивают готовые правила и определения, а сами активно добывают знания. Любой процесс предполагает наличие конечного результата. Ребенок должен видеть свою перспективу, знать общие планы и программы своего учения. В начале каждого урока он ставит перед собой вопросы, на которые должен сам найти ответы к концу урока. Это тот минимум, который должен быть обязательно освоен всеми учащимися. Сюда включаются наиболее существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы, и при том такие, овладение которыми лично поддаются учету и контролю. Это помогает самому ребенку определять границы знания и незнания.
Информация о ходе и результатах научения, получаемая учеником, сопоставляется с заранее известной нормативной, и результаты этого сопоставления служат для ученика основанием для самооценки и самокоррекции своей учебной деятельности. Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессом обучения и самообучения.
Для развития у своих учеников навыка самооценки и самоконтроля, на своих уроках я использую следующие формы работы:
– взаимное рецензирование работ;
– групповая оценка;
– оценочная деятельность школьника в роли учителя;
– различные виды само- и взаимопроверки.
Включение детей в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль в формировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении.
Например, чтобы привить навыки саморегуляции у детей, я на уроках применяю задания с тестами разного уровня. По завершению работы, на доске вывешиваю ключи тестовых заданий. Учащиеся проверяют друг друга по ключам и оценивают. Для формирования навыков самооценки, я раздаю листы оценивания с критериями, разработанными совместно с учениками. И выполнив эти задания, дети видят свои ошибки. Каждый ученик, у которого были ошибки, приходит к выводу, над какими вопросами ему ещё надо поработать, чтобы в будущем ошибок не допустить. Но не смотря на то, что основная часть детей хорошо справляется с работой, есть дети, которые затрудняются работать по листу оценивания. Я предложила обсудить возникшую трудность, после чего ребята пришли к единогласному решению – необходимо создать в классе креативную группу «Знайки», состоящую из более успешных в учёбе учащихся, для того, чтобы помогать одноклассникам преодолевать возникающие трудности в обучении. После чего, учащиеся, которые испытывали затруднения, обратившись за помощью к одноклассникам, получили необходимую консультацию и тоже смогли справиться с данным заданием, что меня очень порадовало.
Узнавать и открывать может сам школьник, наблюдая, сравнивая, строя цепочку рассуждений, проводя исследовательскую работу, в которой дети не только частично получают подтверждение уже известному, но и приобретают новые знания, устанавливают связи между явлениями, видят причину и следствие, испытывают эмоциональный всплеск от своих открытий. Например, при изучении русской народной сказки «Иван Царевич и Серый Волк» я предложила учащимся, работая в парах, исследовать текст сказки и выделить доказательства того, что эта сказка волшебная. Ребята высказывали друг другу свои мнения, рассуждали, оказывали взаимную помощь, это помогло и им успешно справиться с заданием, способствовало развитию любознательности и стимулировало к дальнейшим исследованиям.
Высокий уровень самообучения школьников возникает при постановке перед ними задач проблемного характера, требующих от них самостоятельного поиска способа решения проблемы. Мнение учителя – одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственнной. Поиск истины в одиночку невозможен, необходим постоянный обмен мнениями, дискуссии, диалоги.
Опираясь на Руководство для педагогов, можно сказать, что изучая модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно, рассматривая важность диалога в классе, можно сделать вывод, что диалог дает возможность ученику развиваться как личности. Ведь через диалог ребенок развивается, берет много информации, взаимодействует с окружающей средой и познает мир. Модель обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог, «роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика» [1, с.155].
Например, проводя урок на тему «Сказка умница и прелесть, с нами рядышком живёт...», предлагая ученикам выполнить творческую работу на флипчарте, наблюдая за процессом выполнения задания, я видела, как дети вступали в разговор, общались, обменивались своими мнениями, которые способствовали вовлечению их в диалог.
Или же в такие моменты урока, как ответы на предлагаемые мною вопросы: «На какие виды делятся сказки? Назовите особенности каждого вида. Как определить, к какому виду относится сказка?», отвечая на вопросы, ученики становятся участниками диалога.
Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать сверстники или учителя [1, с.155]. Ученик понимает, осознаёт, добавляет или аргументирует свои идеи. Диалогическая беседа в обучении не является односторонним процессом, а, наоборот, взаимным процессом, которое проходит в двух направлениях и на этой основе обучение ученика продвигается вперёд. Диалоговое преподавание должно базироваться на развитии речемыслительной деятельности, что в свою очередь обязывает строить свою работу так, чтобы заработали все механизмы способствующие развитию высших психических функций. Процесс говорения очень важен для учащихся и учителя. Ученик понимает, осознаёт, добавляет или аргументирует свои идеи. В свою очередь, учителю открываются возможности зондирования почвы - знаний, которыми обладает ученик. Существует много видов построения бесед, но та беседа, в которой принимают активное участие ученики, всегда ведёт к продуктивному результату. В беседу включаются пассивные слушатели, переходя из разряда слушателей в активных участников разговора. Добытые знания в ходе диалога обязательно оставят свой след в мыслительной деятельности учащихся. И ещё в результате анализа соответствующих исследований была установлена связь между говорением слушанием и обучением учеников.
Согласно исследованию Мерсера, «беседа является неотъемлемой частью обучения учеников». Он различает 3 вида типа беседы, в которую вовлечены субъекты:
1. Беседа – дебаты
2. Исследовательская беседа
3. Кумулятивная беседа [2, с.156].
4. Бранс и Мерсер утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, которую необходимо развивать учителям [2, с.156].
И я часто на уроках использую исследовательскую беседу и диалог. Работа в парах и в малых группах заставляет детей думать совместно, рассуждать и принимать общие решения. Диалоговое обучение можно применять на всех уроках и на всех этапах занятия, главное правильно задать вопрос, чтобы мотивировать и заинтересовать учащихся и чтобы они могли рассуждать, наблюдать, использовать жизненный опыт, который играет огромную роль в развитии процесса. Дети прислушиваются друг к другу. В ходе диалога стараются доказать, что правильно, а что нет, это и есть речевая активность, которая способна заставить учеников думать, размышлять, делать выводы. В процессе диалога открываются разные характеры детей, с разным складом ума, уровнем речевого и психологического развития. Я думаю, применение диалогового преподавания на занятиях покажет очень хорошие результаты, так как речь и мышление неразрывно связаны. У учащихся развиваются коммуникативные свойства, умение слушать учителя, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение друг другу. Когда ученики работают, их обоснование становится явным следствием диалога. Но, однако, подобный тип беседы не является для них естественным. Мы должны им помочь понять ценность совместной работы. Есть два типа вопроса: это - вопросы низкого порядка и высокого порядка, которые в основном учителя используют для достижения понимания учениками. В основном, на уроках я применяю тесты с вопросами низкого порядка. Вопросы низкого порядка направлены только на запоминание и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные». А вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким- либо образом
Применяя исследовательскую беседу, участники задают друг другу вопросы, например: по завершению творческих заданий, ученики защищают свой проект. После защиты они задают друг другу вопросы, касающиеся проекта, или же каждый предлагает уместную информацию, таким образом, каждая группа объясняет другой группе новый материал.
Я думаю, что было бы неправильным не поговорить с учениками и о том, что кроме интеллектуального общения, которое обязательно возникает в обстановке группы или в парах при обсуждении трудных вопросов, постепенно складывается и человеческое общение, часто переходящее в дружбу. Поэтому, каждый ученик сам должен решать, когда ему вступать в диалог.
Меньше всего пользы от диалога получит ученик, занявший позицию «молчаливого отсиживания» Не нужно бояться, задавать простые вопросы и делать очевидные замечания Необходимо помнить, что ходу диалога мешают отвлекающие переговоры членов группы между собой. Мне кажется, нужно всегда детей вовлекать в диалог для того, чтобы в процессе обучения ученик мог свободно выражать свои мысли. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» позволяет повысить эффективность урока, ведь диалоговое обучение необходимо на всех этапах урока, для того, чтобы отследить продуктивное и динамичное развитие детей.
Обратная связь от каждого учащегося ориентирует педагога на оказание своевременной помощи всем учащимся нуждающемся в ней, и позволяет полностью исключить пробелы в знаниях и умениях учащихся. В связи с чем, я применяю различные стратегии формативного и суммативного оценивания, для возможности получать от каждого ученика непрерывную информацию о состоянии его познавательного процесса, понимания им того, что объясняется. На основе получаемой информации я производила корректирование познавательного процесса до полного понимания всеми учащимися сути объясняемого учебного материала.
Например, применяя стратегию «Свободное письмо», я предложила учащимся выразить свои собственные мысли по теме урока, выбирая начало из предложенных фраз на доске. Анализируя «письма» ребят, я смогла увидеть, какие задания вызывали трудности, что усвоили на уроке, что получилось, к каким выводам пришли, что захотелось узнать. «Сегодня мне удалось решить тест. Я поняла, что такое сказка», «Мне захотелось узнать ещё больше о сказках. Теперь я могу различать сказки», «Сегодня я узнала, чем отличаются бытовые, волшебные и сказки о животных. Мне захотелось прочитать много таких сказок», «Я смогла работать в команде», «….Мне захотелось написать одну сказку». Особенно для себя я отметила «письмо» Ярославны: «Сегодня я научилась слушать и понимать. Было интересно познавать и учиться новым открытиям. Меня удивило поведение команды. Я смогла научиться быть спокойной»
Таким образом, принципы педагогической деятельности по формированию у младших школьников умения учиться, в которых преобладают активные методы обучения, выступают для растущего человека важной побуждающей силой к самоосмыслению, самопониманию и саморазвитию.
Такой человек в результате изобретает то, чего раньше не было; любит искать такие ситуации, для решения которых у него нет опыта и умений; занимается трудом самовоспитания, умеет сомневаться, спрашивать, слушать и слышать, смотреть и видеть, формулировать трудности, намечать пути их преодоления.

Список использованной литературы:
[1] Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
[2] Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
Категория: Начальная школа | Добавил: Снежана1219
Просмотров: 1445 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru