Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2014-05-29, 9:51 PM | |
Урок познания мира в 4 классе Тема: Горючие полезные ископаемые. Цели урока: Обучающая: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и природным богатствам, трудолюбие, старательность, чувство коллективизма. Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Методы обучения: Словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, тестирование Оборудование: условные обозначения полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, тесты на каждого учащегося, таблицы, кроссворд Ход урока. I. Организационный момент. 1. Приветствие. Начинается урок. Тут затеи и кроссворды, И задания для вас! Пожелаю вам удачи – За работу в добрый час! II. Психологический настрой - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас и наших гостей. Улыбнитесь друг другу, ведь наступил новый день, который принесет вам много радости. Хорошо, всем удачного урока! III. Проверка домашнего задания. - Ребята, у вас на партах лежат белые листы с тестами, это и будет проверкой вашего домашнего задания. 6 вопросов и 3 варианта ответов; естественно, что только один из трех верный ( обвести кружком верный вариант ответа) - Теперь посмотрите на доску, на ней вы видите верный варианты ответов. Возьмем простые карандаши, обменяйтесь тестами и оцените работы друг друга. ( Выставление оценок) IV. Повторение пройденного материала. На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых - бурый уголь - железная руда - фосфориты - медная руда - - золото - асбест - - Ребята, что обозначают эти знаки? - Эти знаки обозначают полезные ископаемые. - Для чего используют эти знаки? - Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте. - Что мы называем полезными ископаемыми? - Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? Ученики. Железная руда. Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно: - Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили? - Мы изучили рудные полезные ископаемые. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ. - Существует подгруппа полезных ископаемых, которые горят, обогревают наши жилища. Ребятишки, как вы, думаете как называется это группа полезных ископаемых? (горючие полезные ископаемые) Сегодня на уроке мы познакомимся с горючими полезными ископаемыми. Как вы думаете, почему их так называют? Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. V. Практическая работа учащихся. Название Состояние Плотность Цвет Горючесть Использование Каменный уголь Твердый Плотный Черный + Отопление, сырьё для получения красителей, взрывчатых веществ,удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов Бурый уголь твердый рыхлый Черный + Отопление, кокс- краска, лекарства Нефть жидкая - Темно - коричневого и черного цвета, иногда красноватого, желтоватого и даже белого + Производство керосина, бензина,смазачных масел, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи Природный газ Жидкий В качестве топлива и химического сырья Торф твердый плотный Темно – коричного Физминутка: На дворе у нас мороз, Чтобы носик не замерз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывем, плывем, плывем; Дно ногами достаем. Мы выходим из речушки Направляемся к опушке. Там садимся на пенек, И опять у нас урок. VI . Обобщение, подведение итогов урока. Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд. По горизонтали: 1. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (Торф) 2. Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий, Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь) 3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. сам он – удобрение. (Известняк) 4. На кухне у мамы – помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спички. (Газ) 5. Этот мастер белый – белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) По вертикали: 6. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. ( Глина) 7. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, Ни поднимется ракета. Что же это?(Нефть) 8. Очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) 1. торф 2. уголь 3. известняк 4. газ 5. мел 6. глина 7. нефть 8. Песок VII. Работа по физической карте Казахстана. Показ месторождений : Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди? Самое крупное месторождение железной руды – Соколовско – Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье. Крупное месторождение меди – Жезказган и Конырат в Сарыарке. Алюминий – в Арколыкском месторождении Костанайской области. Полиметалические руды – на Алтае. Газ и нефть – Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау. Каменный уголь – близ Караганды и Екибастуза. VIII. Итог урока: - На Земле очень много полезных ископаемых. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! Понравился ли вам урок? Сегодня я узнал (а)_________________ Я научился (лась)__________________ IX. Домашнее задание Так как мы живем РК. Подарить детям карту РК с домашним заданием страница читать и пересказывать. Обозначить на карте полезные ископаемые. Тест к открытому уроку Ф.И. ________________________________________________________ 1.Месторождение – это… а) добыча полезных ископаемых б) скопление полезных ископаемых в) обогащение полезных ископаемых 2. Допиши: Полезные ископаемые делятся на группы: Рудные, ………..,…………. 3. Установи соответствие. каменный уголь поваренная соль железная руда 4. Крупнейшее месторождение меди в Казахстане? а) Караганда б) Жезказган в) Павлодар 5. Для добычи полезных ископаемых используют: а) шахты, открытые карьеры, бурение земных слоёв; б) терриконы, отвалы, озёра; в) колодцы, шурфы, овраги 6. К горючим полезным ископаемым относятся: а) соль, гранит, железная руда, уголь; б) медная руда, железная руда, уголь; в) каменный уголь, нефть, газ 7. Металлы делятся: а) на цветные и не цветные В) на черные и цветные С) на черные и медные 8.К жидким полезным ископаемым относится: А) песок, глина; В) каменный уголь, торф; С) ртуть, нефть. 9.Каменный уголь, нефть, газ – это … А) горючие полезные ископаемые; В) рыхлые полезные ископаемые; С) рудные полезные ископаемые. 10.К нерудным полезным ископаемым относятся: А) соль, гранит, песок, глина; В) медная руда, железная руда; С) каменный уголь, нефть, газ. | |
Просмотров: 5689 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|