Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

разработка урока
2014-08-10, 3:31 PM
Название занятия:
Дружба, товарищество
Цель:

учащиеся знают правила дружбы; понимают важность друзей в жизни; анализируют поступки литературных героев

Задачи:

показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению по¬нимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.

Результаты обучения:

Учащиеся знают пословицы о дружбе, правила дружбы; могут составлять модель настоящего друга

Ключевые идеи:

Дружба - 1. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п. // Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений. Дружба – 2. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.


Ход урока

Вызов.
Организация деятельности учащихся. Психологический настрой (10 мин)
Приём «Имя-характер»
Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту своего характера, которая начинается на ту же букву, что и имя.
Деление на группы по цвету фигурок.
Сообщение темы и цели урока.
-Тема нашего урока сегодня зашифрована: РАДБУЖ
-Расставьте буквы так, чтобы получилось слово (ДРУЖБА)
-Задумайтесь, что каждый из вас знает об этом слове и что хотите узнать (Заполнение таблицы ЗХУ)

Осмысление.
Работа по теме урока.
(30 мин) Работа над значением слова (7 мин)
-Чтобы вести разговор о «дружбе», нужно чётко знать и понимать значение этого слова. Как вы думаете, где можно узнать значение этого слова? (в толковом словаре, сети Интернет).
Я предлагаю группам поработать со словарями: познакомиться с толкованием слова «дружба», а 1 ученика приглашаю к компьютеру – найти толкование в общем толковом словаре русского языка tolkslovar.ru. (в строке «поиск слова» печатает «дружба» кликает на результате поиска и получает толкование нескольких авторов, учитель помогает скопировать и распечатать:
Значение слова Дружба по Ефремовой:
Дружба - 1. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п. // Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений. // Дружелюбие, взаимопонимание и т.п. между народами, странами, государствами.
2. перен. разг. Доброжелательное отношение друг к другу человека и животного.
Значение слова Дружба по Ожегову:
Дружба - Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Значение слова Дружба по словарю синонимов:
Дружба – товарищество, приятельство, дружество).
- Давайте сравним разные толкования этого слова. Прочитайте значение этого слова и скажите, в чём сходство и есть ли отличия в толковании? (Ответы детей).
- А теперь, когда мы познакомились с толкованием и сравнили разные мнения, давайте определим цель нашего занятия. (Ответы детей. Учитель подводит к тому, что каждый человек хочет иметь хороших друзей, но, следуя словам «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой», мы должны начинать с себя. Поэтому цель занятия - самому стать хорошим другом. А для того, чтобы стать им, нужно чётко представлять, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Поэтому мы построим модель настоящего друга, которую каждый сможет примерить на себя.
Физкультминутка для глаз.
- Жизнь – это долгий путь, который невозможно преодолеть в одиночку. Каждому человеку бывает необходимо дружеское плечо рядом. Некоторые утверждают, что им не нужны друзья, но они заблуждаются, просто им еще не встретились те люди, с которыми они могли бы поделиться своими радостями и проблемами. Попробуйте определить качества, которые можно отнести к настоящему другу. Даю подсказку – их 10. (3 мин)
(Ответы детей. Если ответы совпадают с запланированными качествами, прикреплять их на доске.)
- Итак, у нас проблема, все 10 качеств настоящего друга мы пока не смогли раскрыть, значит, эту задачу нам и предстоит решить.
- Давайте вместе подумаем: как нам лучше поступить в данной ситуации, какие действия помогут нам приблизиться к цели?
(Примерные ответы детей: мы можем анализировать тексты о дружбе, читать стихотворения в учебнике…)
-А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. (7 мин)
Для каждой группы есть свое задание.
1 группа читает и обсуждает рассказ В.Осеевой «Три товарища»
ТРИ ТОВАРИЩА
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял…
– Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко еще!
– А где ты его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:– Бери, ешь!
В о п р о с ы для анализа рассказа
-Кто из детей поступил правильно? Почему? О каких качествах друга говорится в этом рассказе? ( забота)

2 группа читает рассказ «Две подруги»
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
– Мы во всем, во всем одинаковые, – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
– Я получила по математике «5», а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
– Да, ты стала хуже…
– Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила не я!
– Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Н. Чабаевский
В о п р о с ы для анализа рассказа:
– За что мама осудила Соню?
– Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась – и это значительно хуже»?
-Что бы вы сказали Соне? Какое качество дружбы потеряла Соня?
( уважение)
З группа читает текст песни М.Танича и В.Шаинского о дружбе.
Текст песни "Когда мои друзья со мной"
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь -
Веселей дорога!
Без друзей меня - чуть-чуть,
Без друзей меня - чуть-чуть,
А с друзьями много!
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
2
Там, где трудно одному,
Там, где трудно одному, -
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Где чего-то не пойму -
Разберем с друзьями!
Припев.
3
На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь - без друга!
В о п р о с ы для анализа:
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Развёрнутые ответы детей).
- Как вы думаете, о каких качествах друга говорится в этой песне?
(Подвести к ответам: Поддержка, надёжность) Учитель прикрепляет карточки с этими словами.)

-Теперь посмотрите на слайд и назовите те слова, которые дополнят модель настоящего друга.
- На слайде показаны слова:
честность, юмор, услужливость, зависть, невнимательность, прощение, обидчивость, умение выслушать, грубость, принятие недостатков
Вывод: Значит настоящий друг должен быть каким?
Физкультминутка под музыку «Пяточка, носочек…»
-Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждой группы карточка, на которой написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
Друга ищи, (а найдёшь береги).
Друг за друга стой, (выиграешь бой).
Доброе братство, (лучше богатства).
Друг лучше старый, (а платье новое).
Старый друг – (лучше новых двух).
Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
ИР Заполнение таблицы ЗХУ (что узнал о дружбе)
Домашнее задание: составить правила дружбы для первоклассников.
Рефлексия
(5 мин)
Что на уроке было легко? Какие трудности были? Помогут ли вам в жизни правила дружбы? Как вы оцениваете свою работу на уроке? А как оценивают твои друзья? (заполнение листа оценивания)
«Лесенка» красным карандашом поставь точку на ту ступеньку, где сейчас ты, а синим карандашом укажи своего друга.
Ресурсы

Тексты для анализа, карточки с пословицами, толковые словари, интернет, таблицы ЗХУ, разрезанное слово ДРУЖБА, карточки со словами для модели друга, слайд со словами, электронные физминутки.
Источники

Рекомендуемая литература АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя (второй уровень), 2012.
Категория: Начальная школа | Добавил: Алекса
Просмотров: 358 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 9:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru