Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Тема: Разнообразие мира животных.
2014-09-19, 7:48 AM
Открытый урок по познанию мира . 3 класс.
Учитель начальных классов Пригородной средней школы Матвеенко Александра Ивановна.
Тема: Разнообразие мира животных.
Цель: ознакомление с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.
Задачи:
• ознакомить с разнообразием видового состава животных на Земле;
• формировать у учащихся общие представления о животном мире как о важном элементе научных взглядов и убеждений;
• расширять кругозор учащихся и общие представления о животных,
• воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.
• воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
• ручки, карандаши,
• компьютерная презентация, выполненная в Microsoft Power Point по теме "Разнообразие животных",
• компьютер,
• мультимедийный проектор с экраном,
• магнитная доска,
• карточки с названием групп животных, таблицы с названием групп животных.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать:
Только лишь оценку "5".

2. Проверка домашнего задания.
Игра “Доверяй, но проверяй”
- Малина живет 2 года. Это многолетнее растение.(двулетнее)
- Тополь живет много- много лет, значит он вечное растение.(многолетнее)
- К однолетнему растению относится помидор, огурец, морковь.(неверно)
- У шиповника и смородины сухие плоды.(только у шиповника)
- Под ель приникает много солнца, поэтому там вырастает купена, вороний глаз, иван-чай.(неверно)
- Мы гуляли за селом в степи и увидели верблюжью колючку.(верно)
- Растения, которые растут в хорошо освещенных местах, называются солнцелюбивыми.(неверно,светолюбивые)
- Рис, пшеница, кукуруза одуванчик - культурные растения.(верно, кроме одуванчика)
- Белена, дурман - ядовитые растения.(верно)
- Из ромашки, календулы варите чай и пейте как лекарственное и укрепляющее растение.
(верно)
Выберете раздел и номер вопроса.
1 группа: Какие бывают растения.
• Что такое среда обитания? Расскажи о влаголюбивых растениях
• Расскажи о засухоустойчивых растениях.
• К каким растениям относятся хлопок и подсолнечник. Почему?
2 группа: Продолжительность жизни растений.
• Расскажи о многолетних и многолетних растениях.
• Расскажи о двухлетних растениях.
3 группа: Дикорастущие и культурные растения.
• Расскажи о дикорастущих растениях
• Расскажи о культурных растениях.
4 группа: Растениям нужна защита человека.
• Как человек использует природу и как это влияет на природу.
• Проблема Арала.
• Какие работы проводятся по сохранению растений?
3. Мини-тесты с самопроверкой.
1. В каком документе отражена забота государства о сохранении окружающего мира?
а) В Конвенции о правах ребёнка.
б) В Конституции республики Казахстан
2. Какие растения многолетние?
а) сосна, дуб
б) фасоль, капуста
3.Как называются растения, которые дают плоды и семена за один год?
а) многолетние
б) однолетние
4. Почему пшеницу, овёс и ячмень сажают ранней весной?
а) это влаголюбивые растения
б) легко переносят низкую температуру
4. Введение в тему урока.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Почему? Во-первых, у нас на уроке гости, а во-вторых, нам сегодня будет помогать наш друг компьютер.
Для того чтобы узнать тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд.
Послушайте и отгадайте загадки:
1. Он пятнистый, длинношеий,
Нет длинных ног его длиннее.
Ходит важно, словно граф,
Называется …(жираф)
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее …(лиса)
3. В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной,
Отправляется … (медведь)
4. Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло… (сова)
5. В лесу под щебет и под свист,
Стучит лесной телеграфист:
Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись… (дятел)
6. Краской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая… (ворона)
7. У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)
8. Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это … (белка)
Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке?
5. Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации
Тема нашего урока - разнообразие животных, сегодня мы заглянем в мир животных.
( Слайд 1)
Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Н. Сладкова.
«Главное богатство природы – её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным». (Слайд 2)
-Наука о животных называется: ЗООЛОГИЯ.
- Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп.
С самого зарождения между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных, например в, древнем Египте кошку почитали как богиню Баст, покровительницу ночи, охоты. Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их.
Давайте вспомним виды животных, которых мы знаем.
Дикие звери, их тело покрыто шерстью. Родившихся детенышей вскармливают молоком,
Это … млекопитающие.
Тело этих животных покрыто перьями. Детеныши появляются из яйца. Одни из них питаются растениями, другие мясом. Это… птицы.
Их тело покрыто чешуёй. Дышат они жабрами, потому что живут в воде. Мечут икру, из которой появляется потомство. Это… рыбы.

Без ног. Всем телом ползают по земле. Потомство появляется из яиц это … пресмыкающиеся.
Могут жить в воде и на суше. Мечут икру, из которой появляются головастики Они вырастают в воде, а потом выходят на сушу. Это … земноводные
Есть крылья, 6 ног. Бывают куколкой, гусеницей, бабочкой. Это … насекомые.
(отгадать загадки детей, написать название животных в таблицу)
А сейчас, давайте познакомимся с другими видами животных более подробно.
Ученым известно около 1 миллиона 500 тысяч видов животных. (Слайд 3)
Группа Черви насчитывает около15 000 видов (Слайды 4,5,6)
Рассказ подготовленного ученика:
Черви – длинные, извивающиеся трубкообразные беспозвоночные животные. Кольчатые черви, например дождевой червь, имеют разделенное на сегменты тело. Самый большой земляной червь обитает в Австралии и имеет длину более одного метра.
Плоские черви выглядят как ленты или как кольчатые черви, которых разгладили утюгом. В морях и океанах их сотни видов (видеосюжет «Дождевой червь»)
Пиявки тоже относятся к группе червей (видеосюжет «Пиявка»)
Моллюски (Слайд 7)
В следующей группе – моллюски – 80 000 видов.
Это улитки, слизни, осьминоги, кальмары. У них мягкое тело, поэтому их называют мягкотелами.
А сейчас мы познакомимся с паукообразными, которых определено 70 000 видов;
Рассказ подготовленного ученика:
Паукообразные – это пауки и им подобные: скорпионы, сенокосцы, клещи. Все они имеют восемь ног. У пауков 4 или 8 глаз, но зрение у них плохое и охотятся они, ощущая ногами колебания почвы и воздуха.
Пауки – охотники и питаются в основном насекомыми. Многие пауки ловят добычу, плетя из нитей сети, называемые паутиной. Некоторые паутины – просто цилиндры в норах, но есть и сложные круговые паутины. Паутина липкая, чтобы насекомые не ускользнули.
6. Закрепление изученного материала
а) Работа в парах.
Перед вами таблица «Классификация животных» (Раздаточный материал)
На экране вы видите фотографии животных
Необходимо обозначить цифрой группу, к которой относится данное животное.
Взаимопроверка.
Отгадай животного.
А) Этот зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником.
– Подсказка: Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)
Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: “Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав”.
– Подсказка: Этих зверей называют санитарами леса. (Волки)
В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. – Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)
Г) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
– Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Заяц)
Д) Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.
– Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)
Е) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
– Подсказка: Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
Обменяйтесь таблицами, проверьте результаты по таблице на экране, поставьте оценки за работу.
б) Игра «Где живут животные?» найди пару.
Сорока берлога куры
Лошадь улей конюшня
Медведь гнездо оса
Нора лиса курятник.
в) Охрана животных.
Мы много говорили о животных, узнали, что они делятся на различные группы. И у меня возник вопрос: «А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» А почему?
Стихотворение «Все на свете нужны» Б. Заходера (читает учитель)

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!


Все животные, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые существа. Вспомните об этом, когда просто, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.
8. Рефлексия.
Очень жаль, но урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я вами довольна.
- Что понравилось на уроке?
- Какое настроение было во время урока?
А сейчас, положите, пожалуйста. Руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку теплее от тепла наших сердец. Урок окончен.
9. Домашнее задание:
Подготовить сообщение о любом животном с картинкой или фотографией.
Категория: Начальная школа | Добавил: RAU
Просмотров: 281 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 9:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru