Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

сочинение по картине
2014-09-30, 2:27 PM
Урок русского языка 3-4 класс
Левенцова Ольга Григорьевна учитель начальных классов
школа-гимназия № 6 им. Абая Кунанбаева г. Степногорск
Тема урока: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень» 3-4класс
Цель урока:
обучающая – учить писать сочинение по картине, формировать умение систематизировать материал, строить текст в формате описания, предупредить речевые и грамматические ошибки; формировать навыки самоконтроля;
воспитывающая – воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке; воспитывать самостоятельность, творческую активность;
развивающая – развивать способность внимательного отношения к слову и его употреблению в устной и письменной речи, сознательного использования выразительных средств языка, способствовать развитию чувств и эмоций детей.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация или репродукции картин И. Левитана, детские рисунки на тему «Золотая осень», индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя, прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
- Такие строки приходят на память, глядя на ваши рисунки.
- На какую тему вы рисовали? Как назвал ты свой рисунок?
- Какие цвета вы больше использовали в своем рисунке?
- А какие стихи вам хочется прочитать о золотой осени?
- Ученики читают стихи И. Бунина, Е. Трутневой, 3. Федоровской:

Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой...
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Стало вдруг светлее вдвое.
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.

Осень на опушке краски разводила,
по листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены.
в пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!
III. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине И. Левита¬на «Золотая осень». Мы с вами недавно ходили в лес, были восхищены и очарованы красотой осенней природы. Как красив и наряден осенний лес! При написании сочинения используйте свои впечатления, наблюде¬ния, полученные на экскурсии.
IV. Слово учителя Слайд 2,3,4
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 г. в семье служащего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Левитан вынужден был сам добывать себе средства к существованию.
Двенадцати лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими рабо-тами. Уже в ранних ученических работах проявилось свойственное Левитану поэтическое восприятие природы.
Левитан любил стихи русского поэта Е. Баратынского. И про него са¬мого можно сказать словами этого же поэта:
С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье.
И говор древесных листков понимал.
И чувствовал трав прозябанье.
Художник обостренно чувствовал жизнь природы. Он писал: “Мало написать землю, надо передать чувства в этой земле”. Его любовь к родине, к родной русской природе и определила столь поэтическое ее восприятие.
Слайд 5- 14
Рассмотрите картины И. Левитана, “войдите в неё” попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
V. Беседа по содержанию картины «Золотая осень». Слайд 15-16
-Какое настроение вызывает у вас пейзаж?
-Что вы чувствуете, глядя на картину?
-Какое состояние передает художник?
-Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда?
-Почему автор дал картине такое красивое название?
-Ребята, хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?
-Подумайте, как автор добился того, чтобы вы смогли почувствовать всё это.
— Расскажите, что изображено на переднем плане картины. Опишите, как выглядят кусты у берега. Как разукрасила осень осинку? Почему осин¬ки можно назвать трепетными? Что еще можно рассказать про осинки? (Они собрались на пригорке, греются в последних лучах солнца.)
— Какие деревья изображены вдали? Что можно сказать о березках?
— В какой наряд одела осень березки? (Она накинула на них легкие сарафаны.)
— Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? (Береза.)
— Чем отличается ее окраска от окраски других берез? (Одинокая бе¬реза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеле¬ный лист.)
— Какими показал художник лесные полянки, пригорки, дальние поля?
— Дайте описание воздуха, облаков.
— А какая речка?
— Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теп¬лый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, сол¬нечные зайчики на траве, речке.)
— Какие краски использовал художник? Какие краски преобладают? Почему?
— Почему картина так названа?
— Что чувствуете вы, глядя на эту картину? Какое у вас возникает на-строение? (Учащиеся говорят о чувствах приподнятости, радости, свеже-сти, спокойствии, поэтичности.)
-Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного грустный – ведь это красота прощания. Скоро – зима.
VI. Коллективное составление плана сочинения
-Перед нами стоит задача описать картину в своих сочинениях. Вспомним, из каких частей состоит сочинение?
-Как можно начать сочинение?
-Что вы напишите в основной части?
-Чем закончите описание картины? Слайд 17
План:
Картина и ее автор.
Осенний день на картине.
Впечатление, которое производит картина И.Левитана “Золотая Осень”.
VII. Речевая подготовка к сочинению. Слайд 18
Запись опорных слов в лист-таблицу

Небо Ясное, лучистое, голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.
Река Неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная.
Деревья Желтые, золотые, разноцветные, осенние как свечки, как будто повязались желтыми косынками, красивые.
Трава Пожухлая, сухая, желтая как ковер, бурая.
Поле Зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик, широкое.
Деревушка Маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке
-Подбери синонимы к словам:
картина - полотно, репродукция, произведение;
художник – пейзажист, живописец, мастер;
создает – пишет;
сияет – сверкает, блестит, играет.
VIII. Устное составление рассказа по плану.
Можно послушать готовые сочинения, как образец письма. Слайд 19,20,21,22
«На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона».
«Художник понимал осень, прежде всего, как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть».
IX. Написание сочинения учащимися.
На столах у учеников памятка «Проверка сочинения»
Проверь:
а) есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (глав.члены предложения);
б) правилен ли порядок слов;
в) правильно ли связаны слова по смыслу;
г) не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
д) правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания
X. Проверка и сдача сочинений.
XI. Итог урока Слайд 23
-Ребята, не забывайте: поэзия и красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок, как это умел видеть Исаак Левитан, с творениями которого мы познакомились сегодня.
Категория: Начальная школа | Добавил: лог
Просмотров: 1053 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru