Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

конспект урока русского языка
2014-10-14, 3:09 PM
Тема: Состав слова
Задачи:
• обобщить знания учащихся о частях слова (морфемах) Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»
• Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
• Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, навыки самостоятельной, групповой и парной работы.
• Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку.

ОУД
1. Организационный момент. Психологический настрой
- Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
- Сегодня на уроке вы выступите в роли экспертов (знатоков) русского языка, поэкспериментируете над словом, проявите себя не только индивидуально, но и как единое целое, так как впереди вас ждут групповые задания, для которых необходима коллективная работа всех учащихся класса.
- А результатом вашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.
- Итак, начинаем…
- Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы.

УУМУОРУУФЕУУМУУУЫУ
- Тема нашего урока ……………..
- Что такое морфема? (это часть слова)

Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
- Повторим все, что знаем о частях слова.
- Успешно справимся с любыми предложенными заданиями.
- Будем оценивать свои работы, используя различные средства оценивания.
Учитель: Я думаю, ребята, что мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать на уроке.
Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.

2. Словарная работа
Задание: Прочитаем, применяя метод разучивания морфем: один читает, выделяя голосом корни, все повторяют за ним, выделяя корни карандашом в карточке. Затем перепишите в тетрадь с использованием метода корневой записи:

МАШИНа, МЕДВЕДь, МЕЧТа, МОЛОКо, МОРОЗ, МОРКОВь, МАЛИНа.

Взаимопроверка: - Представьте, что вы – справедливые учителя. Возьмите простые карандаши. Проверьте работу соседа по парте. Поставьте оценку на полях тетради.

Групповая работа
- Разгадайте загадки и одновременно составьте кластер. Отгадки приклеивайте снизу вверх, так, чтобы у вас получилась «лесенка»
-Догадайтесь, что это?
1) На конце любого слова
………….. ищет Вова.
С другим словом держит связь.
……………он найдет.
Его в рамочку возьмет (окончание).

2) Я у дуба.
Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту (корень).

3) Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.
И при помощи ……….
Образуются слова (приставка).

4) После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю домиком (суффикс).
- Как вы думаете, каким словом мы можем объединить?
Рядом поставьте обозначение к угаданным морфемам.

Работа в группе. Восстановление деформированных слов
- Слова «рассыпались» на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите в тетрадь получившиеся слова.
к, дар, и, по ______________________ (подарки)
к, гул, про, а ____________________ (прогулка)
ок, гор, при _____________________ (пригорок)
ов , берез, ая ________________________ (березовая)
а, изб, ушк _________________________ (избушка)

- Оцените работу групп подарив им цветочек

Групповая работа.
- Разгадай кроссворд. Запишите ключевое слово (оно «спряталось» в закрашенных клеточках)

1. Запиши корень однокоренных слов:
мирный, мириться, мировая.
2. Найди лишнее слово в ряду однокоренных:
поле, поливать, полевой.
Запиши его.
3. Подбери к слову тяжёлый слово, противоположное по значению.
Запиши его.
4. Подбери к слову золото однокоренное слово, обозначающее признак предмета. Запиши его.
5. Измени слово дороги так, чтобы оно называло один предмет.
Запиши новое слово.
6. Найди среди данных слов лишнее:
тропинка, следы, дорожка.
Запиши его.
7. Запиши корень однокоренных слов:
циркач, цирк, цирковая.
Оцените работу групп подарив им цветочек

Устная работа. Учитель: А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Попробуем составить такие слова.
1. Любитель книг. (Книголюб)
2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
3. Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
4. Машина, которая сама летает. (Самолёт)
5. Человек, который разводит птиц. (Птицевод)
6. Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)
7. Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)
8. Машина, которая косит траву для сена. (Сенокосилка)

Оцените работу групп подарив им цветочек

Творческая работа на развитие критического мышления
Как вы думаете, какая картинка спрятана? Почему вырос нос? Назовите «ласково» часть выросла у Буратино? (носик). Запишите однокоренные слова, выделяя морфемы в словах (нос, носик, носище, носовой, переносица)

Оцените работу групп подарив им цветочек

Видео физминутка.

Самостоятельная работа. Задания дифференцированы.
- Сейчас с новыми силами продолжим работу. - А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.
(У каждого ребёнка карточка на парте индивидуальные карточки трёх цветов по степени трудности: розовая – 3 уровень; красная – 2 уровень; жёлтая – 1 уровень)
- Выберите себе карточку. Ребята, внимательно прочитайте каждый свою карточку и выполните задания.

Уровень 1
К данным словам по образцу подбери однокоренные слова, которые обозначают: предмет, признак, действие. Выдели корень.
Ночь – ноченька, ночной, переночевать.
Зима - _______________________________________________
Мороз - ______________________________________________

Уровень 2
Прочитай. Найди в каждой строке лишнее слово и подчеркни его. Выдели корень в однокоренных словах.
1. Нос, носик, носит, носовой, переносица.
2. Слеза, слезинка, слезать, слезится.
3. Крупа, крупный, крупинка, крупяной.

Уровень 3
Прочитай стихотворение. Впиши подходящие по смыслу однокоренные слова и выдели в них корень.
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
Топал _______________________.
За мамой – лисицей
Крался ______________________.
За мамой-ежихой
Катился _____________________.
За мамой-медведицей
Шёл ______________________________.

Самооценка работы Поставьте себе оценку.

Игра «Закончи фразу»
Устно закончи предложения.
1.Часть слова, которая изменяется, называется …(окончанием).
2. Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов, называется …(суффиксом).
3.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, это …(приставка).
4. Общая часть родственных слов называется…(корнем).

Итог
- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?
- А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?
- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
- Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Давайте послушаем оценщиков
Рефлексия
Сегодня на уроке
 Мне было трудно…
 Теперь я могу…
 Мне захотелось…

Домашнее задание.
Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова
Категория: Начальная школа | Добавил: n@t@li
Просмотров: 356 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru