Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Игровые формы работы на уроках русского языка.
2014-10-23, 7:09 PM
Игровые формы работы на уроках русского языка в начальной школе.»

Дуанбекова Д. В.
КГУ СОШ - лицей № 7

Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес у младших школьников к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н.Кругликов, 1988). Игра всегда была одним из самых мощных инструментов развития, воспитания и обучения детей. Игра наряду с учением и трудом, является одним из основных видов человеческой деятельности.

Игра – это часть учебного процесса. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Дидактические игры по русскому языку способствует формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Цель игры: пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно возрастает.
На уроках русского языка, я часто пользуюсь упражнениями и дидактическими играми, которые помогают усвоить ту или иную тему в игровой форме. Учащиеся запоминают правило, сами того не замечая.
Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания, одним словом:
o Военнослужащий, стоящий на посту.
o Ребёнок, любящий сладкое.
o Очень смешной фильм
o Промежуток времени в 60 минут
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть…
Однажды они пошли…
Вдруг из кустов…
Потом ребята долго вспоминали как…
Составь рассказ по опорным словам:
o Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Предлагаю подборку дидактических игр и упражнений к урокам русского языка. Я надеюсь, что предлагаемые игры будут полезными учителям и их ученикам.
Тема: «ЖИ, ШИ; ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ»
Игра «Лишняя буква»
Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание. В игре участвуют поочерёдно несколько групп детей по 4-6 человек. Победитель определяется с помощью секундомера.
К доске выходит первая группа. Каждый ребёнок получает по одной букве, но одна буква лишняя. Задание: составить слово, используя только нужные буквы.
Вариант для ЖИ, ШИ: ЕРШИ (Ы), НОЖИ (Ы), ШИЛО(Ы) и т.п.; для ЧА,ЩА;ЧУ,ЩУ – аналогично.
Когда дети составляют слова из букв, то одна буква каждый раз оказывается лишней. («лишняя» буква от используемых выделена цветом). Многогранное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ её несовместимости с ним. Кроме того, эта игра даёт детям возможность подвигаться на уроке, снять напряжение.
Тема: « Перенос»
Игра «Мячик - разделитель»
Цель: закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие – нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит слово разделённым для переноса.
• Мячик – средство для превращения обычного письменного задания в игру, позволяющую ребёнку подвигаться. Трудность предлагаемых слов может сильно снизить темп ответов, поэтому данную игру рекомендуется использовать в случаях, когда ответы уже есть (например, при проверке домашнего задания)
Упражнение «Что нельзя переносить?»
Цель: развитие внимания, памяти, операций мышления, закрепление учебного материала.
Описание. Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове тридцать все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает всё, что нашёл, остальные дополняют. В заключение все вместе ещё раз проверяют.
• Самостоятельный поиск односложных названий предполагает «отбрасывание» неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не казалось слишком лёгким и поэтому скучным.
Тема: « Обозначение мягкости согласных гласными»
Упражнение «Медведь и медвежата»
Цель:развитие фонематического слуха, закрепление учебного материала через активацию слухового анализатора и артикуляции.
Описание. Учитель рассказывает сказку:
«Жили - были два медведя. Один медведь был большой, а другой маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Большой медведь пел: «та-та-та», а маленький «тя-тя-тя». Песенки похожие, но поют медведи по – разному: большой поёт грубым, твёрдым голосом, а маленький – ласковым, мягким голоском. Теперь давайте поиграем. Я буду большой медведь, а вы – маленькие медвежата, и мы будем петь одну песенку, но по-разному. Вот так:
- Ла-ла-ла! – а медвежата - …
- Ду-ду-ду! – а медвежата - … »
• Эмоциональное и наглядное связывание в сказке ярких характеристик слуховых и зрительных образов помогает детям услышать и осознать разницу между согласными, которые слышатся как «твёрдые» и «мягкие». Самостоятельное воспроизведение разных вариантов способствует лучшему закреплению этого осознания.
Тема: «Ударные и безударные гласные»
Упражнение «Разноцветные мячики»
Цель: развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала, активизация пассивных учеников.
Описание.
1 вариант. («Много - один»). Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ученик, бросая обратно, - в единственном.
Возможные слова: КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ, ХОЛМЫ, СЛЕДЫ, ДОМА, КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА, ШКАФЫ, ШАРФЫ, СЛОНЫ.
2 вариант. («один - много»). Учитель, бросая мяч, называет слово в единственном числе. Ученик, бросая обратно, - во множественном.
Возможные слова: ТРАВА, ЗИМА, РЕКА, СТРАНА, СОСНА, ВОЛНА, СТЕНА, ДОСКА, ГОРА, КОЛЬЦО, ОКНО, НОГА, СЕСТРА.
• Здесь стереотипность ожидаемого ответа также помогает привлекать к игре детей, обычно «не ладящих» с мячиком.
.
Игра «Хитрые буквы»
Цел: закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание. На доске записаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных.
Задание для двух участников: как можно скорее найти и обвести кружком все «хитрые буквы»
Слова для 1 –го ряда: ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД.
Слова для 2 –го ряда: МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.
• Чтобы победить, ученику нужно быстро произвести ряд умственных действий, которые сами по себе, может быть, и не вызвали бы у него интереса и активности.
.

Тема «Глагол»
Упражнение «Мячик с путаницей»
Цель: развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет одушевлённое существительное. Ученик, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но «неподходящим» (ворона…МЫЧИТ, врач...ЧИРИКАЕТ и т.д.)
• Условие (подбирать «неподходящий» глагол) не только даёт детям возможность проявить чувство юмора и воображение, но, главное, поддерживает интерес к традиционному учебному упражнению, которое, таким образом, может выполняться достаточно долго, не теряя своей эффективности.
Категория: Начальная школа | Добавил: dilyara
Просмотров: 253 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 6:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru