Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2014-10-23, 7:09 PM | |
Игровые формы работы на уроках русского языка в начальной школе.» Дуанбекова Д. В. КГУ СОШ - лицей № 7 Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес у младших школьников к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н.Кругликов, 1988). Игра всегда была одним из самых мощных инструментов развития, воспитания и обучения детей. Игра наряду с учением и трудом, является одним из основных видов человеческой деятельности. Игра – это часть учебного процесса. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Дидактические игры по русскому языку способствует формированию орфографической зоркости младшего школьника. Цель игры: пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно возрастает. На уроках русского языка, я часто пользуюсь упражнениями и дидактическими играми, которые помогают усвоить ту или иную тему в игровой форме. Учащиеся запоминают правило, сами того не замечая. Детям очень нравятся такие задания, как: Заменить словосочетания, одним словом: o Военнослужащий, стоящий на посту. o Ребёнок, любящий сладкое. o Очень смешной фильм o Промежуток времени в 60 минут Закончи предложения: У Ромы и Жоры есть… Однажды они пошли… Вдруг из кустов… Потом ребята долго вспоминали как… Составь рассказ по опорным словам: o Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Предлагаю подборку дидактических игр и упражнений к урокам русского языка. Я надеюсь, что предлагаемые игры будут полезными учителям и их ученикам. Тема: «ЖИ, ШИ; ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ» Игра «Лишняя буква» Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами. Описание. В игре участвуют поочерёдно несколько групп детей по 4-6 человек. Победитель определяется с помощью секундомера. К доске выходит первая группа. Каждый ребёнок получает по одной букве, но одна буква лишняя. Задание: составить слово, используя только нужные буквы. Вариант для ЖИ, ШИ: ЕРШИ (Ы), НОЖИ (Ы), ШИЛО(Ы) и т.п.; для ЧА,ЩА;ЧУ,ЩУ – аналогично. Когда дети составляют слова из букв, то одна буква каждый раз оказывается лишней. («лишняя» буква от используемых выделена цветом). Многогранное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ её несовместимости с ним. Кроме того, эта игра даёт детям возможность подвигаться на уроке, снять напряжение. Тема: « Перенос» Игра «Мячик - разделитель» Цель: закрепление учебного материала с использованием невербальных средств. Описание. Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие – нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит слово разделённым для переноса. • Мячик – средство для превращения обычного письменного задания в игру, позволяющую ребёнку подвигаться. Трудность предлагаемых слов может сильно снизить темп ответов, поэтому данную игру рекомендуется использовать в случаях, когда ответы уже есть (например, при проверке домашнего задания) Упражнение «Что нельзя переносить?» Цель: развитие внимания, памяти, операций мышления, закрепление учебного материала. Описание. Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове тридцать все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает всё, что нашёл, остальные дополняют. В заключение все вместе ещё раз проверяют. • Самостоятельный поиск односложных названий предполагает «отбрасывание» неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не казалось слишком лёгким и поэтому скучным. Тема: « Обозначение мягкости согласных гласными» Упражнение «Медведь и медвежата» Цель:развитие фонематического слуха, закрепление учебного материала через активацию слухового анализатора и артикуляции. Описание. Учитель рассказывает сказку: «Жили - были два медведя. Один медведь был большой, а другой маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Большой медведь пел: «та-та-та», а маленький «тя-тя-тя». Песенки похожие, но поют медведи по – разному: большой поёт грубым, твёрдым голосом, а маленький – ласковым, мягким голоском. Теперь давайте поиграем. Я буду большой медведь, а вы – маленькие медвежата, и мы будем петь одну песенку, но по-разному. Вот так: - Ла-ла-ла! – а медвежата - … - Ду-ду-ду! – а медвежата - … » • Эмоциональное и наглядное связывание в сказке ярких характеристик слуховых и зрительных образов помогает детям услышать и осознать разницу между согласными, которые слышатся как «твёрдые» и «мягкие». Самостоятельное воспроизведение разных вариантов способствует лучшему закреплению этого осознания. Тема: «Ударные и безударные гласные» Упражнение «Разноцветные мячики» Цель: развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала, активизация пассивных учеников. Описание. 1 вариант. («Много - один»). Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ученик, бросая обратно, - в единственном. Возможные слова: КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ, ХОЛМЫ, СЛЕДЫ, ДОМА, КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА, ШКАФЫ, ШАРФЫ, СЛОНЫ. 2 вариант. («один - много»). Учитель, бросая мяч, называет слово в единственном числе. Ученик, бросая обратно, - во множественном. Возможные слова: ТРАВА, ЗИМА, РЕКА, СТРАНА, СОСНА, ВОЛНА, СТЕНА, ДОСКА, ГОРА, КОЛЬЦО, ОКНО, НОГА, СЕСТРА. • Здесь стереотипность ожидаемого ответа также помогает привлекать к игре детей, обычно «не ладящих» с мячиком. . Игра «Хитрые буквы» Цел: закрепление учебного материала через игровую мотивацию. Описание. На доске записаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных. Задание для двух участников: как можно скорее найти и обвести кружком все «хитрые буквы» Слова для 1 –го ряда: ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД. Слова для 2 –го ряда: МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ. • Чтобы победить, ученику нужно быстро произвести ряд умственных действий, которые сами по себе, может быть, и не вызвали бы у него интереса и активности. . Тема «Глагол» Упражнение «Мячик с путаницей» Цель: развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка. Описание. Учитель, бросая мяч, называет одушевлённое существительное. Ученик, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но «неподходящим» (ворона…МЫЧИТ, врач...ЧИРИКАЕТ и т.д.) • Условие (подбирать «неподходящий» глагол) не только даёт детям возможность проявить чувство юмора и воображение, но, главное, поддерживает интерес к традиционному учебному упражнению, которое, таким образом, может выполняться достаточно долго, не теряя своей эффективности. | |
Просмотров: 635 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|