Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Игровые формы работы на уроках русского языка.
2014-10-23, 7:09 PM
Игровые формы работы на уроках русского языка в начальной школе.»

Дуанбекова Д. В.
КГУ СОШ - лицей № 7

Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес у младших школьников к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н.Кругликов, 1988). Игра всегда была одним из самых мощных инструментов развития, воспитания и обучения детей. Игра наряду с учением и трудом, является одним из основных видов человеческой деятельности.

Игра – это часть учебного процесса. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Дидактические игры по русскому языку способствует формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Цель игры: пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно возрастает.
На уроках русского языка, я часто пользуюсь упражнениями и дидактическими играми, которые помогают усвоить ту или иную тему в игровой форме. Учащиеся запоминают правило, сами того не замечая.
Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания, одним словом:
o Военнослужащий, стоящий на посту.
o Ребёнок, любящий сладкое.
o Очень смешной фильм
o Промежуток времени в 60 минут
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть…
Однажды они пошли…
Вдруг из кустов…
Потом ребята долго вспоминали как…
Составь рассказ по опорным словам:
o Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Предлагаю подборку дидактических игр и упражнений к урокам русского языка. Я надеюсь, что предлагаемые игры будут полезными учителям и их ученикам.
Тема: «ЖИ, ШИ; ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ»
Игра «Лишняя буква»
Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание. В игре участвуют поочерёдно несколько групп детей по 4-6 человек. Победитель определяется с помощью секундомера.
К доске выходит первая группа. Каждый ребёнок получает по одной букве, но одна буква лишняя. Задание: составить слово, используя только нужные буквы.
Вариант для ЖИ, ШИ: ЕРШИ (Ы), НОЖИ (Ы), ШИЛО(Ы) и т.п.; для ЧА,ЩА;ЧУ,ЩУ – аналогично.
Когда дети составляют слова из букв, то одна буква каждый раз оказывается лишней. («лишняя» буква от используемых выделена цветом). Многогранное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ её несовместимости с ним. Кроме того, эта игра даёт детям возможность подвигаться на уроке, снять напряжение.
Тема: « Перенос»
Игра «Мячик - разделитель»
Цель: закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие – нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит слово разделённым для переноса.
• Мячик – средство для превращения обычного письменного задания в игру, позволяющую ребёнку подвигаться. Трудность предлагаемых слов может сильно снизить темп ответов, поэтому данную игру рекомендуется использовать в случаях, когда ответы уже есть (например, при проверке домашнего задания)
Упражнение «Что нельзя переносить?»
Цель: развитие внимания, памяти, операций мышления, закрепление учебного материала.
Описание. Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове тридцать все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает всё, что нашёл, остальные дополняют. В заключение все вместе ещё раз проверяют.
• Самостоятельный поиск односложных названий предполагает «отбрасывание» неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не казалось слишком лёгким и поэтому скучным.
Тема: « Обозначение мягкости согласных гласными»
Упражнение «Медведь и медвежата»
Цель:развитие фонематического слуха, закрепление учебного материала через активацию слухового анализатора и артикуляции.
Описание. Учитель рассказывает сказку:
«Жили - были два медведя. Один медведь был большой, а другой маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Большой медведь пел: «та-та-та», а маленький «тя-тя-тя». Песенки похожие, но поют медведи по – разному: большой поёт грубым, твёрдым голосом, а маленький – ласковым, мягким голоском. Теперь давайте поиграем. Я буду большой медведь, а вы – маленькие медвежата, и мы будем петь одну песенку, но по-разному. Вот так:
- Ла-ла-ла! – а медвежата - …
- Ду-ду-ду! – а медвежата - … »
• Эмоциональное и наглядное связывание в сказке ярких характеристик слуховых и зрительных образов помогает детям услышать и осознать разницу между согласными, которые слышатся как «твёрдые» и «мягкие». Самостоятельное воспроизведение разных вариантов способствует лучшему закреплению этого осознания.
Тема: «Ударные и безударные гласные»
Упражнение «Разноцветные мячики»
Цель: развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала, активизация пассивных учеников.
Описание.
1 вариант. («Много - один»). Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ученик, бросая обратно, - в единственном.
Возможные слова: КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ, ХОЛМЫ, СЛЕДЫ, ДОМА, КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА, ШКАФЫ, ШАРФЫ, СЛОНЫ.
2 вариант. («один - много»). Учитель, бросая мяч, называет слово в единственном числе. Ученик, бросая обратно, - во множественном.
Возможные слова: ТРАВА, ЗИМА, РЕКА, СТРАНА, СОСНА, ВОЛНА, СТЕНА, ДОСКА, ГОРА, КОЛЬЦО, ОКНО, НОГА, СЕСТРА.
• Здесь стереотипность ожидаемого ответа также помогает привлекать к игре детей, обычно «не ладящих» с мячиком.
.
Игра «Хитрые буквы»
Цел: закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание. На доске записаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных.
Задание для двух участников: как можно скорее найти и обвести кружком все «хитрые буквы»
Слова для 1 –го ряда: ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД.
Слова для 2 –го ряда: МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.
• Чтобы победить, ученику нужно быстро произвести ряд умственных действий, которые сами по себе, может быть, и не вызвали бы у него интереса и активности.
.

Тема «Глагол»
Упражнение «Мячик с путаницей»
Цель: развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет одушевлённое существительное. Ученик, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но «неподходящим» (ворона…МЫЧИТ, врач...ЧИРИКАЕТ и т.д.)
• Условие (подбирать «неподходящий» глагол) не только даёт детям возможность проявить чувство юмора и воображение, но, главное, поддерживает интерес к традиционному учебному упражнению, которое, таким образом, может выполняться достаточно долго, не теряя своей эффективности.
Категория: Начальная школа | Добавил: dilyara
Просмотров: 635 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru