Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Определение спряжения глаголов
2014-11-14, 6:21 PM
Урок : Русский язык ( 4 класс)
Тема: Определение спряжения глаголов
Цели: через сказки А.С.Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения,формировать умения правильно писать безударные личные окончания, развить умения обосновывать написания окончаний глаголов,орфографическую зоркость,продолжать работу над каллиграфией письма, развивать связную, устную и письменную речь, самостоятельность, усидчивость, аккуратность, память,воспитать любовь к сказкам, мотивации к чтению.
Оборудование:портрет А.С.Пушкина, выставка работ к сказкам А.С.Пушкина, сочинения на тему
« За что я люблю Пушкина», отрывки из музыкальных произведений , высказывание А.С.Пушкина: « Что за прелесть эти сказки…»
Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, самостоятельный.
Тип: урок закрепление
Ход урока:
1 Организованный момент.
2.Вступительное слово: читает выразительно ученик ( наизусть)
Cлайд 2
Ваш милый образ снится мне
С пером бумагой,при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки, под пером.
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт
Он гений, в этом спору нет.
Ребята,Вы, я вижу, догадались, что эти строки посвящены замечательному поэту Александру Сергеевичу Пушкину.Наш урок пройдёт в форме путешествия по сказкам Пушкина А.С., попутно мы продолжим изучение темы « Определение спряжения глаголов».
3. Минутка- чистописания .
Слайд 3
Минутка чистописания сегодня тоже будет проходить необычно.До сказочного острова мы сможем доплыть по морю.С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.
Ут ют1 Ат ят 11
Слайд 4
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо- песнь заводит,
Налево-сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Давайте послушаем выразительное чтение этого отрывка.
Слайд 5-8
Какие чудеса есть на острове?( Кот учёный, русалка, леший).
У: Найдите и подчеркните глаголы,определите спряжение.
Какие глаголы Вы подчеркнули, прочитайте их, определите спряжение.(Ходит, заводит,идёт, говорит,бродит,сидит)
У: Что общего объединяет эти глаголы?(Эти глаголы употреблены в наст. Вр., ед. ч.,в 3 лице)
Слайд 9
У: Выполнив задание, мы узнали какие чудеса происходят на волшебном острове.Чтобы продолжить путешествие по острову, мы должны пройти мимо учёного кота.Но он пропустит нас, если мы выполним его задание.А задание такое: продолжаем работать с отрывком из поэмы, подчёркнутые глаголы поставим во 2-ом лице ед.ч..Работаем по цепочке с комментированием в тетради.
У: Какова особенность написания окончаний глаголов 2-го лица ед.числа?( У глаголов 2-го лица ед.ч., наст. Вр., пишется после шипящих ь.)
Кот учёный доволен выполнением нашего задания и пропускает нас на дивный остров.
Мы немного утомились в дороге, давайте отдохнём.
Слайд 10
Я буду называть глаголы, если глагол 1 спряжения, то Вы приседаете, если глагол 2 спряжения, то поднимаете руки вверх.(Блещут, видит, встречает, валит, плещет, хвалит, тонет, подходит)
Слайд 11
У: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Вот это корабль на котором мы с Вами будем путешествовать.
Глядя на слоги с соединениями ,что Вы можете сказать?(Глаголы 1 спряж. Оканчивается на ут/ ют в 3-ем лице мн.ч..Глаголы 2 спряж. Оканчивается на ат/ ят в 3-ем лице мн.ч..)
У:Для того чтобы проплыть по волнам, мы должны выполнить задание .
Слайд 12
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.4
-Почему стоит цифра 4 ?( Нужно разобрать по членам предложение )
У:Как Вы определили спряжение глаголов?
Выполнив это задание и проплывая по морским волнам мы попали на волшебный остров, который называется Лукоморье.А что такое Лукоморье?Я дала Вам задание, чтобы Вы дома посмотрели в толковом словаре значение этого слова.( Лукоморье,-я, ср.р..(стар.)-морской залив.Это означает, что этот остров находится у морского залива.)В каком произведении А.С. Пушкина встречается слово Лукоморье?( В поэме « Руслан и Людмила»).
Для того чтобы понять, почему этот остров волшебный и какие чудеса на нём происходят, мы должны выполнить задание.
-Перед Вами известный отрывок из поэмы « Руслан и Людмила».Подчеркните все глаголы которые А.С. Пушкин употребил для обозначения действий сказочных героев, определите спряжение.( Дети работают в парах).
Слайд 13
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… Там Русью пахнет!
Слайд 14-16
Но что такое, кто-то нам преградил дорогу, и хочет чтобы мы справились с его заданием.Давайте выполним задание, и узнаем кто это мешает нашему путешествию.Задание по учебнику: стр.178 упр.№448(Работа по рядам).
Слайд 17
Мы справились с этим заданием, и миновали преграду,это Русалочка решила над нами пошутить.
Продолжая путешествие по острову, куда мы с Вами попали, мы увидим чудо.А какое,Вы мне скажете после того, как прослушаете музыкальный отрывок.(Звучит отрывок из музыкального произведения Н.А.Римского-Корсокова « Три чуда»)
У:Ребята, какого героя из сказки А.С.Пушкина Вы представили?
Слайд 18
Я Вам помогу.
Ель растёт перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка в нём живёт ручная,
Да затейница какая!
Белки песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
У: Как автор называет белочку?( Затейница)
У: Как объяснить слово затейница?
Из какой сказки этот персонаж?
Слайд 19
( Затейник,-а,м. 1. Весёлый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.
2.Руководитель массовых игр, развлечений.
У:Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.( Затейливый, затевать, затея, затейник).
У: Из этих слов найдите глагол и разберите его по составу.
У: Какие чудеса ещё таит в себе волшебный остров?
Разгадка таится в этом задании.
Слайд 20
Сейчас мы с Вами будем работать по разноуровневым заданиям.Каждый из Вас выберет задание по силам.Перед Вами отрывок из сказки А.С.Пушкина
Слайд 21
Первый уровень-выписывает глаголы, подставляет окончание, определяет спряжение.
Второй уровень-выписывает глаголы, подставляет окончание, определяет лицо, число, время, спряжение.
Слайд 22
Третий уровень-восстановите текст.
Колдун … богатыря;
В темнице там царевна …,
А бурый … ей верно …;
Там … с Бабою-…
…, … сама собой;
Нам всем интересно какие чудеса таит в себе остров, давайте послушаем ответы детей.
Слайд 23
Какие чудеса есть на острове? (колдун, богатырь, царевна, бурый волк, Баба-яга).
Слайд 24
Вот и закончилось наше путешествие и чтобы поскорее благополучно добраться до дома, мы должны выполнить задание: Сделать фонетический разбор слова бьёт.( ученик у доски выполн.)
К какой части речи относится это слово?( опред. Спряж.)
Слайд 25
Наше путешествие завершилось.Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина.Сказки.Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.
Пушкин очень любил сказки, он слышал их от всей души от няни- Арины Родионовны Матвеевой.И каждый раз поэт восклицал: « Что за прелесть эти сказки!»
Слайд 26
Итог урока
Что мы повторяли на уроке?
Чем понравился Вам урок?( За работу на уроке детям выдаются «золотые» и « серебряные» орешки.
Выставление оценок.
Слайд 27
Д/з:Выпишите из сказок А.С.Пушкина по десять глаголов 1 и 2 спряжения. Выучите четверостишие из любой сказки Пушкина и подготовтесь писать по памяти.
Категория: Начальная школа | Добавил: 03000
Просмотров: 366 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru