Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПОЗНАНИЯ МИРА ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ВОДОЁМОВ». 4 КЛАСС.
2014-11-14, 6:49 PM
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПОЗНАНИЯ МИРА ПО ТЕМЕ «ОХРАНА
ВОДОЁМОВ». 4 КЛАСС.
Автор: Слесаренко Елена Ивановна , учитель начальных классов средней школы им. А. И. Досова, с.Катарколь , Бурабайского района , Акмолинской области.
Цель урока:
Сформировать понятия о путях загрязнения воды и начальные понятия об экологии воды.
Задачи:
1. Расширять кругозор учащихся;
2. Развивать речь учащихся, интерес к познанию окружающего мира;
3. Вырабатывать основные взгляды и убеждения о необходимости охраны природных вод;
4. Прививать нетерпимость к загрязнению природы, плохому отношению к ней.
Оборудование: интерактивная доска, глобус, физическая карта Казахстана, карточки с домашним заданием, учебник 4 класса, тетради.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Побуждение. Психологический настрой.
- Настроение – важный момент в нашей жизни. Предлагаю вам небольшой сюжет (музыкальный сюжет на экране).
3. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проведем урок "Познание мира" в виде устного жур¬нала. Все журналы имеют свои названия, разделы. Угадав загадку, мы определим название нашего устного журнала.
Я и туча, и туман, И летаю, и бегу,
И ручей, и океан, Даже твёрдой быть могу.
- Это, конечно, вода. А вот послушайте, как пишет о воде великий русский писатель Аксаков.
1 слайд.
В природе много прек¬расного, но вода – красота всей природы! Вода живая, она бежит и волнуется ветром, движется и даёт жизнь и движение всему, что её окружает.
Разнообразны явления воды и загадочны законы этого разнообразия. (Аксаков.)
Входит девочка-Вода. Обо мне говорите? Я - Вода! Бываю доб¬рой и полезной: орошаю поля, удовлетворяю нужды людей, промыш¬ленности, всего живого. Но я бываю и опасной: могу затопить целые поля с урожаем, разрушить целые селенья. А вы тягаться со мною вздумали? Да хватит ли у вас смелости и знаний?
- Ребята, я думаю, что знаний и смекалки у нас хватит. Но это, конечно, нужно доказать. А ты, Водица, отправляйся в свое царство пока. Вода оставила нам свои задания.
4. Проверка домашнего задания.
На столе - карточки с заданиями разного уровневого характера. Учащиеся сами выбирают себе задание, исходя из уровня своей подготовки. Если ребенок не справился с заданием высокого уровня, ему предлагается взять карточку более низкого уровня.
Низкий уровень. 1. Отгадай загадку:
Он без рук, он без ног Нас он летом, в самый зной,
Из земли пробиться смог. Ледяной поит водой.
2. Расскажи, что такое озера.


Средний уровень. 1. Составь схему реки . 2. Покажи на карте реки Иртыш, Урал, Сырдарья; Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш. Что ты знаешь о них?
Высокий уровень. 1. Вопрос №4, стр. 52 учебника.
2. Чем отличаются реки равнин от горных рек? Почему так происходит?
2 слайд. «Вода»
- Вторая страница нашего журнала называется «Вода». Игра «Мозговой штурм».На интерактивной доске появляются вопросы.
1) Когда вода бывает в твердом состоянии? (При охлаждении пре¬вращается в лед.)
2) Может ли быть вода в газообразном состоянии? (Да, когда про¬исходит испарение воды. Туман.)
3) Какова вода в морях и океанах - пресная или соленая? (Вода испаряется, соль остается.)
4) Какая вода на вкус? (Нет вкуса, цвета, запаха.)
5) В каких источниках пресная вода? (В реках, в подземных водах. Реки питаются родниками, которые проходя через слои подземных по¬род, очищаются.)
6) Из каких частей состоят реки? (Исток, русло, приток, устье.)
7) Чем отличаются реки от озер? (Озера не имеют начала и конца, истока и устья.)
8) Назовите источники минеральной воды в Казахстане ("Сарыа-гаш", "Алмаарасан", "Кокшетауминводы".)
3,4 слайд. Страница «Эликсир» .
- Эликсир –это вещество, нужное для жизни, либо которое продляет жизнь.
- Почему так говорят о воде? (жизнь невозможна без воды, человек и животные умирают, а растения засыхают, человек на 70% состоит из воды, растение - на 50%. Каждый день мы пьём по 2-3 литра воды вдень.)
5 слайд. Открывается слайд, изображающий пейзаж.
А давайте представим себе, что было бы , если бы на всей земле не стало воды.
(Со слайда убираются части по мере того, что называют дети: растения, птицы, рыбы, звери, человек).
6 слайд - Очень неприглядная получилась картина. Какой можно сделать вывод?
- С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода- и жизнь становится невозможной. Потому, что вода – эликсир жизни. Но, над водой нависло загрязнение.
7 слайд. Страница «Экология».
- Знакомо ли вам это слово? Знаете, что оно обозначает?
«Экос» — дом, «логос» — наука. Наука о доме, а дом — это наша земля. Дом не только человека, ной растений, животных. В любом доме есть свои законы, по которым мы должны жить.
Все мы между собой тесно взаимосвязаны невидимыми нитями, их исследует наука экология. Каждая из этих сторон немыслима без воды. Если какая-то цепь разорвётся — это приведёт к уничтожению других составных частей этой цепи. И могут быть тяжелейшие последствия.
8 слайд. SOS.
- А что этот знак обозначает? (беда, зов о помощи)
- В чём же дело? Что случилось, почему вода просит о помощи? ( она загрязняется)
5. Новая тема.
Стремительное развитие цивилизации, появление промышленности, возведение городов, увеличение численности населения на прямую связано с использованием воды рек. Это можно доказать на примере любой реки. Посмотрите на физическую карту Казахстана. Вдоль реки Иртыш расположены города Оскемен, Семей, Павлодар.
а) Работа с учебником (чтение за диктором).
- Давайте с вами назовём причины, которые вызывают тревогу за живительную воду и составим кластер.

( Источники загрязнения воды: сбросы с заводов и фабрик, неэко¬номное использование воды для нужд сельского хозяйства, необду¬манные действия человека, сточные воды, бытовые отходы, промышленные отходы) - Слайд 9.
б) Сообщения о проблемах Арала, Балхаша, Каспийского моря.(Слайды 10,11)
- Послушайте наших корреспондентов, которые побывали на берегах этого моря и озёр.
Учитель. Кроме всего сказанного, что можно сказать о нашем Катаркольском озере?
На берегу озера поселились люди более 150-ти лет назад. Озеро называется Катаркольское, а село – Катарколь. Люди не случайно облюбовали этот край. На берегу Катаркольского озера расположено много оздоровительных центров. Отдыхающие с удовольствием отдыхают на берегу нашего озера. Но, жители нашего села зимой поят скот на озере, моют машины, паласы и ковры, качают тракторами воду, заезжая прямо в озеро. Вода в озере стала очень грязной (Слайд 12).
13, 14 слайды. Охрана воды.
Учитель. Какие меры и приспособления используют для очистки воды?
Дети. На крупных предприятиях в больших городах, потребляющих много воды, устанавливают специальные фильтры для очистки отрабо¬танной воды.
- Очищенная вода снова используется. Например, ежегод¬но на земле очищают около 500 миллиардов кубометров воды. Ежедневно по телевизору рекламируют раз¬личные синтетические порошки. Однако при этом не говорят об отри¬цательных моментах их использования. Например, вода, содержащая эти вещества, уже не подлежит очистке. При концентрации этих ве¬ществ в воде, равной 1 г/мл, погибают все мелкие полезные микроор¬ганизмы, живущие в воде, а при 5 г/мл - погибают рыбы.
22 марта объявлен Международным днём воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. В последние годы учёные всего мира работали над проблемой чистой воды. Но, тем не менее, учёные предупреждают: запасы воды достаточно чистой в ближайшие десятилетия будут всё более и более сокращаться. Не забывайте, что каждый человек должен вложить крупинку своей заботы в дело охраны природы. А что сможете сделать вы?
в) Работа в группах. Обсуждение. Выступление спикеров.
(На отдыхе убирать за собой мусор. Не выливать грязную воду в озеро, реку. Не мыть автомобили возле водоёмов. Бережно использовать воду в быту).
- Правильно, ребята, беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть по¬даваемой в краны воды бесполезно утекает в канализа¬цию. Когда Владимир Маяковский делал подписи к плакатам «Окна РОСТА», он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так:
Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь к нашему водопроводу!
А ты не забыл закрыть водопроводный кран?
- Давайте решим задачу. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 г и ему хватает, чтобы почистить зубы и прополоскать рот, Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране, за это время из крана выбегает воды по 1000 г каждую минуту. Во сколько раз больше потратит воды Вова, чем Саша?
Саша - 300 г.
Вова - 3 мин. по 1000 г. Во сколько раз больше?
3 • 1000: 300 = 10 раз.
Ответ: в 10 раз больше.
Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струёй, зазвонил телефон. Мама решила, что это

всего на секун¬дочку, не закрыв кран она взяла трубку. Звонила подруга. Разговор длился 10 минут, Всё это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 литра воды?
Ответ: 30 литров.
Каким образом можно сэкономить воду при мытье посуды?
15,16 слайды. «Мать воды- родник».
Учитель. Ребята, ученик нашей школы Лазарев Георгий работал над исследовательским проектом и занял в районе второе место. Сейчас он коротко ознакомит нас со своей работой. (выступление сопровождается показом фотографий)
Лазарев С. Тема моей работы: «Сохранение естественных источников питьевой воды. Какую
воду лучше пить?»
Часто от взрослых приходится слышать: «Опять нет воды. Придется ехать на родник за
водой. Далеко, но зато вода хорошая». Я задумался: а разве может быть вода хорошая или
плохая? Какую воду можно пить, а какую нельзя и почему? Почему на роднике вода лучше?
Вокруг села, в лесной глубине спрятались от взора людей несколько родников. А в
селе во многих дворах люди выкопали колодцы, пробурили скважины. Есть в селе и
центральная водопроводная сеть. Но тогда почему люди именно здесь, так далеко от дома
набирают воду? Водопровод – то в селе есть, да только он в очень плачевном
состоянии. Да и воду подают только по графику. Случаются часто аварии. Это когда
вода протекает на поверхность земли, разливается на большой территории, затапливает
огороды и дороги. Вода, вследствие порыва труб, наносит большой ущерб людям.
Многие колонки сломаны, или попросту разворованы. Родниковую воду не сравнить с той, что бывает в наших колонках. Хотя нашу воду тоже качают из - под земли, да только, проделав свой путь по старым, ржавым трубам, она становится не вкусной и вредной, подвергаясь частому хлорированию, при котором умирает в ней все живое. Вода наша очень жесткая: если регулярно кипятить ее в чайнике, то на стенках чайника образуется большой слой вредного осадка (осадок). (ПОКАЗывает). Глядя на него, можно себе представить, что попадает в наш организм. Родниковую же воду, сколько не кипяти, нет никакого осадка. По-всему видно, что родниковая вода лучше. Потому и приходят на родник люди издалека и пожилые, и молодые. Жаль, что люди стали небрежны и неблагодарны, не ухаживают за родником, а наоборот выбрасывают мусор, где им вздумается, устраивая целые свалки.
Мы всем классом пришли на родник, чтобы навести здесь порядок. Наша школа проводит каждый год проводит экологический рейд по берегу озера и на роднике. У нас девиз:
«Если вместе, если дружно,
Мы возьмёмся за дела,
Станет чище и вкуснее
Родниковая вода!»
6. Обобщение.
Знакомство с законом об охране воды.
7. Входит девочка-Вода. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы дей¬ствительно много знаете обо мне. На память я дарю вам капельки.
- А тебе, Вода, ребята нашего класса хотят посвятить свои стихи.
"Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек,
И поэтому всегда
-Хором. Всем везде нужна вода.
VI. Домашнее задание. Сделать книжечки с пословицами и загадками о воде.

Список литературы.
1. Газета «Педсовет» № 1 2004 год
2. Журнал «Начальная школа Казахстана» № 8 2005 год.
3. Портал News - City
Категория: Начальная школа | Добавил: elenaslesarenko2014
Просмотров: 1244 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru