Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

оптимальное чтение
[ · Скачать удаленно () ] 2014-11-16, 4:22 PM
Формирование оптимальной скорости чтения у младших школьников
Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на плечи учителя. Перед ним стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи к концу 4 класса. Плохое чтение, заниженная по отношению к оптимальной скорости, влекут за собой почти все беды школьной системы, т. е скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту. Немаловажное значение имеет знание учителем психологической основы скорости чтения. Флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения; здесь нужно терпение, бережное отношение к успехам ребенка, постоянное подбадривание и фиксация его внимания на успехах, т.е. необходимо расковать ученика, подарить ему надежду на успех.
Как добиться оптимальной скорости чтения?
Я предлагаю использовать эффективные резервы обучения чтению.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
Любой урок начинается с того, что учащиеся открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.
4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
В самом деле, если учащийся не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать и поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда учащийся прочитает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку... Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Что это означает? Часто можно наблюдать такую картину. Учащийся читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае проработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.
В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется 6 предложений. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной, две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что учащийся уже может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов.
Теперь учащийся легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Я предлагаю текст для диктантов по произведениям А.С.Пушкина.
Эти зрительные диктанты можно использовать во втором полугодии второго класса или в первой четверти третьего класса.
Главное в достижении цели – это вера в ученика и ежедневные тренировки!

п/п Предложения Число букв

Время экспозиции
Набор №1
1. Пёс бежит 8 4
2. Шлёт гонца 9 4
3. Сел у берега 10 5
4. Царь забылся 11 5
5. Кашу заварит 11 5
6. Подставил лоб 12 6
Набор № 2
1. Хвать - поймала 12 6
2. Ест за четверых 13 6
3. Толоконный лоб 13 6
4. Ждут, бывало с юга 14 7
5. Чудо видят наяву 14 7
6. И на терем набрела 15 8
Набор № 3
1. А приданое готово 15 8
2. Спит себе на соломе 16 8
3. Королевич зарыдал 16 8
4. Рать побитая лежит 16 8
5. Ветер далее побежал 16 8
6. Ветер по морю гуляет 17 8
Набор № 4
1 Ядра - чистый изумруд 17 8
2. Ночью землю освещает 18 7
3. Град на острове стоит 18 7
4. Не спокойно синее море 19 7
5. Горе! Смерть моя пришла 19 7
6. В муху князь оборотился 20 7
Набор № 5
1. Месяц под косой блестит 20 6
2. Старуха пряла свою пряжу 21 6
3. Из скорлупок льют монету 21 6
4. Спит царевна вечным сном 21 6
5. В синем небе звёзды блещут 22 6
6. Бьётся лебедь средь зыбей 22 6
Набор № 6
1. Шлёт за ним гонца с поклоном 23 5
2. Царь ступил на двор широкий 23 5
3. Добро! Будет старуха царицей 24 5
4. С башни князь Гвидон сбегает 24 5
5. Что, батька, так рано поднялся? 24 5
6. Царь хватил его жезлом по лбу 24 5
Набор № 7

Набор №7
1. Лишь хвостом по воде плеснула 25 4
2.
^_, . А поп, завидя Балду, вскакивает 25 4
3. Братья милую девицу полюбили 25 4
4. Только поп один Балду не любит 25 4
5. Видит - море слегка разыгралось 26 4
6. А лебедь там уж гуляет по волнам 26 4
Набор № 8
1. Вьётся вьюга 11 5
2. Он горько плачет 14 7
3. Видно, на море не тихо 17 8
4. И в светлицу входит царь 20 10
5. Видят холм в широком поле 21 10
6. Князю прибыль, белке честь 22 10
Набор № 9
1. Живёт Балда в поповом доме 22 7
2. Долго у моря ждал он ответа 22 7
3. Смотрит: коршун в море тонет 23 7
4. Он за ним с мольбой погнался 23 7
5. Сел Балда на кобылку верхом 23 7
6. Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит 24 7
Набор № 10
1. Стало на сердце у попа веселей 25 5
2. Поклонись ей, выпроси уж избу 24 5
3. Она бьёт их, за чупрун таскает 24 5
4. Окажи своё усердье и проворье 25 5
5. Пришёл невод с травой морскою 25 5
6. Море вздуется бурливо, закипит 25 5
Набор № 11
1. Вынырнул подосланный бесёнок 26 4
2. Испугался старик, взмолился 24 4
3. Хочу быть владычицей морскою 25 4
4. Чёрт ли сладит с бабой гневной? 25 4
5. Князь Гвидон зовёт их в гости 24 4
6. Море вдруг всколыхалося вокруг 27 4
Набор № 12
1. Попляши-ка ты под нашу балалайку 27 4
2. Не гонялся бы ты поп за дешевизной 28 4
3. Лошадь запряжёт, полосу вспашет 27 4
4. Не дождался, к старухе воротился 27 4
5. Да понадеялся он на русский авось 28 4
6. Ступай к морю, говорят тебе честью 28 4
Набор № 13
1. Хвостик поджал, совсем присмирел 28 4
2. Чай, теперь твоя душенька довольна 29 4
3. Глядит вокруг изумлёнными глазами 30 4
4. И трубит уже молва: дочка царская жива 31 4
5. Дядька впереди идёт и ко граду их ведёт 32 4
6. Вдруг сердито под крыльцом пёс залаял 32 4
Набор № 14
1. И соседям то и дело наносил обиды смело 32 4
2. Воеводы не дремали, но никак не успевали 33 4
3. Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая 33 4
4. И кричит: «Кирикуку. Царствуй лёжа на боку» 33 4
5. Ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море 34 4
6. Да версту проскакал, так что пыль столбом 34 4
Набор № 15
1. Вот идёт, и поднялась пред ним гора крутая 34 4
2. Снег валится на поля, вся белёшенька земля 35 4
3. Тут же на берег она бочку вынесла легонько 35 4
4. В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла 36 4
5. Белка в нём живёт ручная да чудесница, какая! 36 4
6. Засветила богу свечку, затопила жарко печку 37 4
Набор № 16
1. И стоят в глазах царя тридцать три богатыря 36 5
2. Семь торговых городов да сто сорок теремов 36 5
3. Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал 37 5
4. Коли красная девица, будь нам милая сестрица 37 5
5. Дверь тихонько заперла, под окно за пряжу села 38 5
6. Пёс бежит и ей в лицо жалко смотрит, грозно воет 38 5
Набор № 17
1. Сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок 39 5
2 Вкруг шатра, в ущелье тесном рать побитая
лежит 39 6
3. Царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце 39 6
4. Царь к востоку войско шлёт, старший сын его ведет
40 6
5. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы 41 7
6. И в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы 42 7
Набор № 18
1. Пошёл он ко своей землянке, а землянки нет уж и следа
42 7
2. Лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море 43 7
3. Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились 44 7
4. Снова восемь дней проходят, люди в страхе дни проводят 45 8
5. Так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют 46 8
6. Пошёл Балда в ближний лесок, поймал двух зайцев и в мешок 46 8

Многократное чтение.
При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат.

Чтение в темпе скороговорки.
Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.
При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Упражнения для развития угла зрения.
Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
а) чтение первого и последнего слогов на строке.
б) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применеии этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

Упражнение “Губы”.
В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении вводилось упражнение “Губы”.
При команде “Губы” к плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” дети убирали палец и читали вслух текст.
По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подавалась все реже и, наконец, отменялась совсем.

Упражнение “Буксир”.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.
Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.
Упражнение “Бросок – засечка”.
Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
Упражнение “Молния”.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке, чтения, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Учителя начальных классов имеют на своем вооружении много приемов стимулирования. Однако я бы хотела остановиться на двух из них.
В конце урока чтения я оставляю 3-4 минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст /каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам/, замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.
Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ученику и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке.
Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение “Спринт”. К доске выходят несколько учеников /3-5/, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
У некоторых учителей не получаются хорошие результаты из-за ошибок в использовании рекомендаций.
1. Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия.
2. Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения, ученики не могу судить, каковы их успехи.
3. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко. Только при ежедневном и постепенном наращивании длины предложений можно развить оперативную память.

Проверка домашних заданий.
Чтобы проверка домашнего задания не состояла из скучных пересказов и прочтений текстов, ее можно разнообразить.
1. Учитель читает домашний текст /при этом у учащихся книги закрыты/ и специально делает замены слов, дети должны на слух уловить эту замену и исправить учителя.
“Лиса и козел”
/Русская народная сказка/
Бежала лиса, на кур /правильно ворон/ зазевалась и попала в яму /колодец/. Воды в колодце было много /немного/: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет баран /козел/, глупая /умная/ голова. Идет бородой /бородищей/ трясет, рогами /рожищами/мотает…
2. Учитель зачитывает или записывает на доске начало, конец или середину предложения, входящего в домашний текст, а дети должны отыскать его в тексте и полностью зачитать.
“Два жадных медвежонка”
/Венгерская народная сказка/
а) В этом нехоженом, невиданном густом лесу …
б) …все припасы у них…
в) … с теми, кто жадничает.
3. Учитель пишет на доске предложение, заранее исказив его. Дети отыскивают его в тексте и правильно зачитывают.
Лиса Патрикеевна.
К. Ушницкий.
Кума хорошо приодета: пушистая шерсть, золотая; жилеточка на груди, белый галстучек на шее. Правильный вариант: Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
4. Если к тексту в классе составлялся коллективный план, учитель может зачитать предложение из текста, а дети определяют, к какому пункту плана относится это предложение.
5. Детям может быть предложено дома сделать рисунки к тексту и подписать их предложениями из текста. Остальные ребята класса определяют, на сколько точно подобраны предложения.
Категория: Начальная школа | Добавил: stoliarova
Просмотров: 243 | Загрузок: 106 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru