Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2014-11-30, 1:17 PM
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Хузина Е.В., Косилова К.С.
Школа «Бакалавриат»
при университете «Кайнар»

«Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления».
Альберт Эйнштейн

«Современный подход к образованию никуда не годится!» - кричат в один голос педагоги и родители. А дети? А дети просто наотрез отказываются усваивать все то, чем их усердно пичкаем мы, взрослые.
Что же, видимо, действительно, назрел кризис: «низы» не хотят, в «верхи» и хотели бы, да не могут существовать более в морально устаревшей классно-урочной системе получения знаний.
С нашей точки зрения выход – в изменении мышления. Мы все привыкли начинать с малого и постепенно «идя к цели» достигать большего. А что если посмотреть на вещь, понятие, объект не «изнутри», а «снаружи»? Что если нам попробовать не дробить мир на части, а попробовать его увидеть сразу, целиком?
Именно такой подход, соответствующий законам Природы, представляющий собой процесс гармоничного, экологически здорового, совокупного левополушарного и правополушарного мышления, мы и стремимся осуществить.
Несколько лет назад, окончив курсы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», а также используя знания модульной технологии обучения Жанпеисовой М.М, мы пришли к выводу, что ребенок уже на начальной стадии изучения предмета должен иметь перед глазами целостную картину содержания курса. И, действительно, составленная схема «Русский язык (1-4)» вызвала большой интерес у детей, что подпитало мотивацию к изучению предмета, исподволь заставило каждого протестировать себя и очертить для себя зону ближайшего развития в плане знакомства с языком.

См. Рис. 1

В 2006 году мы впервые познакомились с теорией Ноосферного образования, обещающей совершить революцию в традиционной системе обучения. Нам особенно понравилось, что все элементы Ноосферного образования нацелены на соблюдение принципа «Не навреди!», «Твори добро, созидай». Данная технология собирает воедино лучшие наработки мировой и отечественной педагогики, психологии, науки, культуры на базе общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей. Оценив всю необычность и неординарность подхода Ноосферного образования к уроку и прослушав курс лекций у таких талантливых исследователей, как профессор РАЕН Маслова Н.В., академик РАЕН, доктор медицинских наук Астафьев, кандидат психологических наук, невропатолог Давыдовская Н.А., мы ощутили необходимость в продолжении педагогического поиска.
Теперь мы стали стараться преподносить материал посредством ярких природных образов – схем( т.н. образонов), структурированных опорной информацией по теме, с последующим текстовым пояснением в традиционной форме, упражнениями и творческими заданиями.
Дети с радостью включались в новую игру, совершенно не думая о том, что идет обучение таким сложным темам, как «Части речи». Надо ли говорить, что качество усвоения нового материала, преподнесенного без насилия над психикой ребенка, без сопротивления с его стороны, значительно улучшается.
На одном из этапов Ноосферного урока предполагается введение релаксации(не путать с медитацией!). Если раньше к релаксации мы относились как к приятному дополнению, то теперь она выступает ключевым звеном в процессе усвоения новых знаний. Для нас, учителей, было открытием, что именно в режиме расслабления, мозг воспринимает и надолго удерживает наибольшее количество информации, особенно если предложить ее в виде образов. Поэтому мы с особой тщательностью разрабатывали тексты для релаксации и подбирали музыкальное сопровождение.
Вот одна из первых релаксаций, которая была апробирована на внеклассном занятии по познанию мира! Командир моего организма» во 2 -3 классе учителем Косиловой Ксенией Сергеевной.

Релаксация.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «МОЙ МОЗГ – ХУДОЖНИК»


- Сегодня вы узнаете о способности мозга «рисовать» воображаемые картины. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза. Слушайте музыку и постарайтесь выполнять все то, о чем я буду говорить. (звучит тихая мелодичная музыка.)
Тело расслабляется, мышцы теряют упругость. Ноги, туловище, руки становятся легкими, невесомыми. Ты ни о чем сейчас не думаешь, тебе очень хорошо и спокойно.
А теперь направь свой внутренний взор глубоко в себя. Приглядись, что ты видишь? Какая прекрасная картина: огромный, песчаный пляж и бескрайнее море. И вот ты уже стоишь на этом берегу. Ты ощущаешь дуновение ветерка и слышишь легкий плеск волны. Посмотри себе под ноги. Какой чистый золотой песок! Он так искрится под лучами солнышка. Тебе хочется разуться и походить босиком. Ты снимаешь обувь. Но песок такой горячий, он греет тебе ноги. И ты устремляешься к спасительной влаге, к воде. Ты заходишь в море по колено. Тебе очень хорошо. Ты любуешься красотами природы, бескрайним морем цвета бирюзы. И вот ты опускаешь свой взор вниз. Вода такая чистая и прозрачная, что ты видишь даже пальчики на своих ногах. Посмотри вниз. Что ты еще видишь? Да! Это маленькие красивые рыбки. Они весело резвятся около твоих ног. Тебе так хочется оказаться среди них. И, как будто по прикосновению волшебной палочки, ты уменьшаешься, погружаешься в воду. Но ты не боишься. Ведь ты умеешь хорошо плавать и дышать под водой как рыба.
И ты уже среди рыб. Полюбуйся ими. Понаблюдай за их поведением. Выбери рыбку, которая тебе больше всех нравится. Мысленно познакомься с ней, назови свое имя, а она пусть назовет свое. Рассмотри ее: какого она цвета, размера, какие у нее плавнички, хвостик, глазки. Поиграй с ней. Как хорошо! Но тебе пора возвращаться. Мысленно поблагодари рыбку за встречу, за общение. Попроси ее сказать тебе пожелание, дать добрый совет. Слушай внимательно, услышь, что рыбка говорит тебе. Еще раз с любовью поблагодари рыбку, попрощайся с ней и отпусти глубоко в море.
-А сейчас, ребята, ощутите свое тело здесь, за столом. Почувствуйте свои ноги, туловище, руки, шею, голову. Откройте глаза. Пошевелите пальчиками ног, наклоните голову вперед, назад. Молодцы!
- Как? Вам понравилось путешествие? Кто увидел свою рыбку? Какая она? Расскажите. Прекрасно!


Конечно, для развития творческого правополушарного восприятия учебного материала уже не подходили наши старые строгие сухие схемы. На ведь и логику никто не отменял! Поразмыслив над этим, мы решили воспользоваться техникой наложения четкой научной информации на яркий природный образ. У нас получилась веселая схема по некоторым разделам морфологии русского языка, которая сразу понравилась детям и вызвала интерес педагогов.

См. Рис. 2

Своеобразным новаторством является то, что разделы и темы русского языка не по отдельности, а показана их неразрывная связь: морфология, орфография и синтаксис – это части единого целого. Замечательно то, что на уроке русского языка в школе дети учатся не столько правилам правописания, сколько целостному видению единой картины мира, не упуская ни малейшей ее части.
Используя на своих уроках элементы методики Ноосферного образования (см. Маслова Н. В. «Ноосферное образование», Антоненка Н.В., Ульянова М.В. «Педагогика Ноосферного развития»), мы пришли к выводу, что такой подход позволяет легко, сравнительно быстро, не развивая у детей комплекса «Я никогда этого не смогу», вызывая только положительные эмоции и моделируя «ситуацию успеха» для всех, добиться повышения качества знаний учащихся, сохраняя их здоровье и позволяя им находиться в Мире и Гармонии с собой и Природой.

В заключении хотим поделиться фрагментом открытого биоадекватного урока русского языка в 3 классе по теме «Три типа склонения Имени существительного», проведенного учителем Хузиной Еленой Васильевной.

Словарная работа.

Ст . рик, с . ва, м . локо, к . рова, шм . ли, мыш . , кл . вер, . пылять.
Дети вставляют пропущенные буквы, объясняя их правописание.

Развитие ассоциативного мышления по опорным словам.
- Ребята, о каком литературном произведении вам напомнили эти слова?
Ученики вспоминают, что речь идет о сказке В. Бианки «Сова», изученной ими во 2-м классе.

Изменение существительных по падежам.
Определение трех типов склонения

- напомню, что тема урока «Три типа склонения существительных». Предлагаю вам просклонять слова из словарной работы. Все ли слова склоняются? (Слово «опылять» это глагол. Его нельзя склонять).
Учитель раздает детям листы формата А3 и фломастеры, ученики индивидуально склоняют существительные. Затем учитель предлагает сравнить окончания, ребята замечают, что у некоторых слов падежные окончания совпадают. Составляются группы таких слов и вывешиваются на доске.
1 2 3
Сова Старик Мышь
Корова Молоко
Шмель
Клевер

На основании проделанной работы дети делают вывод о трех группах существительных, определяющих типы склонения.
Затем дети сверяют свои выводы с правилом в учебнике. Учитель хвалит детей за прекрасную работу и предлагает отдохнуть, расслабиться.

Релаксация.

Звучит приятная негромкая музыка со звуками природы.
- закройте глаза, сядьте так, как вам удобно, сделайте три глубоких вдоха и послушайте музыку. Ее звуки переносят вас на зеленый луг. Где то вдалеке щебечут птицы. Солнышко греет так ласково. Ветерок нежно овевает вас. А трава сочная, сочная. Кое- где в ней видны луговые цветы. Вот синенький василек, а там дальше ромашки. Вдохните полной грудью запах луговых цветов (здесь учитель может воспользоваться эфирными маслами). Здесь так хорошо, так спокойно, вы абсолютно счастливы.
Наклонитесь пониже к траве – что это за розовый цветочек, похожий на пушистую шишечку, который так сладко пахнет медом? Да это же клевер. Рассмотрите внимательно его нежный цветок, тонкий стебель, его тройные листики. Листья у клевера особенные – они соединены по три продолговатых закругленных листика на одном стебле.
Приглядитесь внимательно – на одном из листьев проступают буквы, слова: существительные мужского и женского рода, с окончаниями на –а, -я относятся к первому склонению. На другом листике: существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е относятся ко второму склонению. А на третьем листике: существительные женского рода, оканчивающиеся на шипящую с мягким знаком – это третье склонение.
Какой замечательный трилистник, он нам очень пригодился бы при изучении склонений существительных. Попросите клевер подарить вам этот трилистник. Получив согласие клевера, возьмите трилистник и поместите его там, где он сможет помогать вам, откуда вы сможете взять его и освежить в памяти свои знания о трех склонениях имен существительных.
И когда вы почувствуете, что ваша работа закончена, сделайте три глубоких вдоха и возвращайтесь в класс.


Закрепление
Учитель просит детей рассказать о том, что они увидели, каким был их луг, трава, удалось ли увидеть клевер, трилистник, определить склонения на нем. При обмене впечатлениями учитель поддерживает яркий, положительный настрой детей.
Затем учитель раздает детям листы белой бумаги и предлагает зарисовать увиденный трилистник и попытаться воспроизвести правила определения склонения существительных.
По истечении времени, отведенного для этой работы, учитель показывает свой вариант рисунка и помещает его на доске. Детские работы обсуждаются (не акцентируя на недочетах), но не собираются. Они остаются у детей до конца урока, чтобы была возможность доработать их и устранить неточности.
_____________________
1. Маслова Н.В.Ноосферное образование – М. 2002г.
2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. 1994г.
3. Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты. Москва – Алматы. 2004г.
Категория: Начальная школа | Добавил: xuzinahelen
Просмотров: 475 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 2:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru