Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Учите детей играя
2014-12-18, 6:04 PM
Учите детей играя!
Из опыта работы воспитателя второй категории
К.Г.У. «Вспомогательная школа-интернат» г.Семей В.К.О.
Пак Татьяны Дмитриевны.

«Дитятко – это тесто; как замесил, так и выросло»
/русская народная мудрость/

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями. За время работы с детьми в музыкально-драматическом кружке «Радуга» я изучила методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что одной из эффективных форм работы, которая решает как коррекционные, так и педагогические задачи, является музыкально-театрализованная деятельность.
В совместной деятельности с детьми я систематически провожу музыкально-театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, поза и походка, жест, мелодия создаются конкретные образы. Благодаря музыкально-театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, музыкально-театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Детьми уже поставлены такие сказки, как «Волк и семеро козлят на новый лад», «Теремок», «Зайкин праздник», «Дудочка», «Колобок».
В нашем вспомогательном интернате в соответствии с тематическим планом воспитательно-образовательной работы, одна из недель была посвящена сказкам и называлась «В гостях у сказки». Каждый день недели был посвящен определённой теме:
Понедельник: «День волшебной сказки».
Вторник: «День русской народной сказки».
Среда: «День загадок».
Четверг: «День казахской народной сказки».
Пятница: «Музыкально-театрализованное представление».
Театрализованную пятницу дети ждали с нетерпением. Они готовились всю неделю: подготавливали совместно с воспитателями и учителями костюмы, готовили декорации. Сначала показывали спектакли среди своей группы, а затем другим группам учеников и родителям.

Цель:
Развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, музыкальная память, интонирование, развитие певческого исполнительства. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка.
Задачи:
Способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа, закреплять умение исполнять средства выразительности (позы, жесты, мимика, интонации, движения).
Развивать отчетливое произношение, согласованность диалога персонажей, продолжать закреплять умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Воспитывать умение действовать в музыкально-театральном коллективе, совместно исполняя сольные и хоровые партии.

Предварительная работа:
Чтение и просмотр сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», рассматривание иллюстраций к сказке, заучивание стихотворных текстов, музыкально-сольных образов героев сказки, обсуждение образов персонажей, вокальных партий главных и массовых сцен сказки, подготовка средств театральной выразительности (декорации, костюмы).

Действующие лица:
Муха-Цокотуха, Пчелка, Блошка, Бабочка, Божья Коровка, Тараканы, Кузнечики, Жуки, Паук, Букашки, Комар.
Декорации:
Костюмы для персонажей, самовар, монетка-денежка, цветы, бочонок мёда, фонарики, сетка-паутина, сушки, стол и сервировка стола. Предметы народно-прикладного искусства (ложки, матрёшки, балалайки, шкатулки, свистульки, самовары).
Ведущий:
Наша жизнь скучна без сказки.
Дорог день, как целый год.
Всех добрей и ярче краски,
Если сказка к нам придет!
Звучит русская народная песня «А я по лугу...».
Ведущий:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Выходит Муха, по дороге находит «денежку».
Муха-Цокотуха:
Что же мне купить?
А пойду я на базар, и куплю я самовар.
Потому, что день рожденья
Буду нынче я справлять,
Всех букашек-таракашек
Сладким чаем угощать.
Муха покупает самовар на «базаре». Накрывает на стол, ставит угощение, исполняется вокальня партия «Мухи-Цокатухи»:
«Я Муха-Цокатуха, позолоченное брюхо,
Я сегодня жду гостинца, я сегодня именинница.
Я ходила на базар, я купила самовар,
Угощю друзей чайком, пусть приходят вечерком.
Я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо,
У меня для друзей-друзей
Много вкусных сластей-сластей».
Муха-Цокотуха: (звонит в сотовый телефон)
Ах, какой, ах, какой
Он красивый, расписной!
Не стесняйтесь, прилетайте,
Жду вас в гости ровно в час.
Приходите, приползайте,
Если крыльев нет у вас.
Пых-пых-пых, закипает самовар,
Пых-пых-пых, из трубы пускает пар.
Ведущий: Узнали лесные букашки о празднике – дне рождения Мухи, и полетели к ней поздравлять ее с этим прекрасным днем.
Под русскую народную песню «Пчелки» вылетает Пчела.
Пчелка исполняет вокальную партию:
«Здравствуй Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо
Я со всех родных лугов
Принесла тебе цветов, да цветов!»
Я - соседка Пчела,
Тебе меду принесла!
Ах, какой он чистый,
Сладкий и душистый!
Передает Мухе банку с медом.
Муха-Цокотуха: Спасибо! Прошу за стол!
Выбегает Блошка под русскую народную песню «Я на горку шла».
Блошка:
Ты прими от Блошки
Эти красные сапожки
Будешь часто надевать,
Будешь лихо танцевать
На сафьяновых сапожках
Золоченые застежки,
И задорный каблучок
Отбивает - чок, чок, чок!
Ох, сапожки хороши,
Так и просят - попляши!
Муха-Цокотуха:
Спасибо, спасибо,
Сапожки на диво!
Прошу за стол садиться,
Чайку напиться.
Блошка с Пчелкой садятся за стол.
Выходит жук под русскую народную музыку.
Жук исполняет вокальную партию:
Шшу – шу, шшу – шу,
Вот, вот вот вам цветочки.
шшу – шу, шшу – шу,
Сам собрал их на лужочке.
Муха-Цокотуха: Спасибо, спасибо, букет красивый, прошу за стол!
Звучит мелодия русской народной песни «Посею лебеду на берегу», вылетают Бабочки.
Бабочки исполняя вокальную партию:
« Мы бабочки шалуньи, весёлые певуньи
Порхали по цветам, по рощам и лугам.
Прилетели в гости к вам.
Поздравляем, поздравляем
Счастья, радости желаем!»
Муха приглашает Бабочек за стол.
Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени, мои сени...», к столу подходят Кузнечики, Божья Коровка.
Кузнечики с Божьей коровкой исполняют частушки:
Мы кузнечики, а значит,
Без забот и без хлопот
День и ночь по полю скачем –
Путешествуем весь год.
Божья Коровка:
Я, Божья коровка,
Чёрная головка,
Спинка в горошину -
Гостья хорошая!
Кузнечики и Божья Коровка: Поздравляем с именинами!
Муха-Цокотуха: Спасибо, гости дорогие! Прошу к столу!
Ведущий: Стала Муха-Цокотуха гостей потчевать, угощать.
Муха-Цокотуха:
Бабочка – красавица,
Кушайте варенье,
Или вам не нравится
Наше угощение?
Бабочка:
Очень сладко, очень вкусно,
Просто объеденье!
Как же изумительно клубничное варенье!
Букашки:
Без блинов и чай не чай,
Блины к чаю подавай!
Вкусного печенья, сладкого варенья-
Вот так угощенье!
Ведущий: Как чудесно, как прелестно!
Кузнечик: Очаровательно!
Жук: Замечательно!
Все гости исполняют «Хор гостей»
1. Тут и сливки и конфеты
И чего тут только нету.
Мармеладки, шоколадки
И орехи и помадки.
2. Пряник сладкий ароматный,
Удивительно приятный.
Трубки с кремом, пирожки
И очень вкусные сырки.

Жук обращается к Пчеле:
Пчелка, дорогая,
С цветов мед собираешь,
А с гостями поиграешь?
Все дети играют в игру «Оркестр».
Ведущий: А это кто сюда ползет? Без станка и без рук, а холст ткёт?
Выходит Паук, гости застывают от ужаса. Паук набрасывает веревочную петлю на Муху-Цокотуху и подтягивает ее к себе, приговаривая и напевая:
Паук:
«Я злой паучище,
Длинные ручищи.
Я за мухой пришёл,
Цокотухой пришёл!
Я злой паучище
Длинные ручище.
Я всех мух погублю
В паутину их ловлю, ловлю!»
Муха-Цокотуха:
Дорогие гости, помогите,
Паука-злодея прогоните!
И кормила я вас, и поила я вас.
Не покиньте меня в мой последний час.
Паук: Ха-ха-ха, не шучу,
Ноги, руки скручу!
Ведущий:
Что же вы сидите?
Помогайте, муху из беды выручайте!
Пропадёт ведь Муха-красавица!
Но жуки и червячки испугалися, по углам и щелям разбежалися,
Пропадай- погибай именинница!
Все:
А вдруг он так же с нами расправится?!
Ведущий: Но кто это спешит на помощь?
Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
А в руке его горит маленький фонарик.
Букашка: Это спаситель наш, Комар-Комарище, Длинный носище!
Звучит русская народная мелодия «Полянка», вылетает Комарик с саблей.
Комар: Где убийца, где злодей ?
Не боюсь его когтей.
(звучит вокальная партия Комара)
«Я комар-храбрец,
Удалой молодец.
Где паук, где злодей?
Не боюсь его сетей.
Паука я не боюсь,
С пауком сейчас сражусь!»
Комар разрубает петлю, Паук убегает, Комар берет Муху за руку, все гости выходят вперед.
Комар:
Я тебя освободил,
Я злодея победил.
А теперь, душа-девица,
Будем вместе веселиться!
Муха-Цокотуха: (звучит вокальная партия Мухи)
Я Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Ты меня от смерти спас,
Прилетел ты в добрый час!
Комар: (исполняется вокальная партия Комара)
Ты Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Я тебя от смерти спас
Прилетел я в добрый час!
Букашка:
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Дети из зала изображают сороконожек, они встают друг за другом, первый ребёнок берёт в руки мяч, изображает голову сороконожки, а остальные тело. Дети шагают в ногу за «головой» под музыку.
Ведущий:
Веселье затевайте,
Играть, плясать начинайте!
Звучит оркестр в исполнении детей (ложки, свистульки, шумелки, бубны, треугольники и т.д.) под музыку «Русская плясовая».
Жук:
Ну, а теперь - сапог не жалей,
Не жалей лаптей - давай «русскую» скорей!
Любой танец под русскую народную мелодию или русская народная пляска «Калинка».

Исполняется «Хор гостей»
1. Бом, бом,бом,бом
Пляшет Муха с Комаром
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами – топ, топ.
Пляшет Бабочка шалунья
Машет крылышком игрунья.
Пчёлка с Блошкой обнялись
Словно ветер понеслись.
Нынче Муха-Цокотуха именинница!
2. Тара-ра, тара-ра
Закружилась машкара.
Веселится народ, пляшет, песни поёт.
Хвалит смелого - лихого, удалого Комара.
Стрекоза щеголиха, с Муравьём танцует лихо.
Сам усатый Таракан, громко бьёт в барабан!
Нынче Муха-Цокотуха именинница!

Ведущий:
Представление - веселье
И для вас, и для нас,
Мы закончим в этот час.
Ой, вы гости дорогие,
Приходите чаще к нам!
Рады мы всегда друзьям!
Пришло время расставанья,
Говорим вам: «До свиданья!» (дети хором)
Категория: Начальная школа | Добавил: Тат9236
Просмотров: 210 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 9:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru