Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2015-01-07, 4:57 PM | |
Тема урока: Водоёмы. Растения и животные водоёмов. Цели: Обучающая цель: сформировать представление учащихся об огромном разнообразии природных сообществ, познакомить учащихся с природными сообществами на примере сообществ пруда и озера, рассказать о растительном и животном мире водоёмов. Развивающая цель: развить умение обобщать и систематизировать; развить умение сравнивать изученное; продолжить развитие логического мышления учеников. Воспитательная направленность урока: формирование научного мировоззрения и уважительного отношения к природе. Ход урока. 1.Орг.момент. Проверка домашнего задания в виде теста. Мы все снимаем угол свой у матушки - природы, И крыша нам над головой - суть купол небосвода. А весь большой и старый дом битком набит жильцами, И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами. Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее, Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее. Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться. Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться. Соседство сложное подчас, сообщество не дружба. Быть может, он порой для нас - спасательная служба. Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт, С ним есть чем поживиться. Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен! - В природе всё взаимосвязано. - Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа? - Какие условия необходимы растениям для жизни? - Какие условия необходимы животным для жизни? - Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах и сообществах. 2. -Как вы понимаете термин «природное сообщество»? (ответы детей) -Природное сообщество – это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определённым условиям окружающей среды. -Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами. Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то будут появляться буквы ответа. Ответ: ВОДОЁМ Загадки: 1. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. (Озеро) 2. Все обходят это место: Здесь земля Как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи: Нет опоры для ноги. (Болото) 3. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река) 4. Молодые берёзки Свои перед нами Поправляют причёски. И месяц, и звёзды - В нём отражается: Как это зеркало называется? (Пруд) 5. К маме речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился - весной. (Ручей) 6. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна - И горька, и солона. (Море) - Почему водоём мы можем назвать природным сообществом? - Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить всё о водоёме. 3. На уроке будем говорить о водоёмах. Узнаем о растениях и животных водоёма, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека . - Как вы представляете, что такое пресный водоём? (Представление учащихся о водоёме.) - Пресный водоём – водоём с пресной водой, расположенный в естественных углублениях земной поверхности. - Посмотрим, какие растения живут в водоёме и растут возле него. (заранее подготовленные дети рассказывают о растениях водоёмов, показывая картинки) - Растения имеют длинные узкие листья, прочные гибкие стебли высотой до 3 м (зависит от уровня стояния воды), корневища толстые длинные ветвистые, прикреплены ко дну водоёма (камыш, рогоз, тростник); корни не прикрепляются ко дну, а являются органом равновесия, способным поддерживать растение на поверхности воды, стебельки, соединённые по 2-5 пластинок размером до 5-6 мм (ряска); толстое длинное ветвистое корневище, крупные яркие цветки с сильным запахом, опыляемые насекомыми (кубышка жёлтая, кувшинка белая); похожи на злаковые растения, но имеют трехгранный стебель, ребра которого могут быть острыми или закругленными, листья длинные узкие тонкие (осоки); не имеют разделения на органы (стебель, лист, корень), могут плавать в воде и прикрепляться к грунту – (водоросли) Второй объект нашего изучения - типичные животные водоёмов. - Богат и своеобразен животный мир водоёмов. Это разнообразные насекомые, рыбы, птицы, земноводные и млекопитающие. - Посмотрим, какие животные обитают вблизи водоёма и в нём самом. . (заранее подготовленные дети рассказывают о растениях водоёмов, показывая картинки) Водная среда нужна для откладывания яиц и развития личинок (стрекоза); конечности покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, чтобы не тонуть в воде, хищник, питается мелкими насекомыми (клоп - водомерка); обтекаемая форма тела, гладкий покров, плоские острые бока, задние плоские ноги-вёсла, приспособленные для гребли, хищник, питается ракообразными, головастиками, мальками рыб, лягушатами (жук-плавунец); обтекаемая форма тела, чешуя, покрытая слизью, плавники, плавательный пузырь, жабры, окраска в цвет воды или дна водоёма (рыбы: щука, карась, окунь лещ, карп, толстолобик, судак и др.); голая кожа, покрытая слизью, дышат лёгкими и всей поверхностью кожи, задние и передние конечности снабжены плавательной перепонкой, при размножении яйца откладывают в воду, личинка – головастик, питаются комарами, москитами, оводами, слепнями и их личинками, а также моллюсками и червями (лягушки); плотное оперение, смазанное выделениями копчиковой железы, имеющими водоотталкивающие свойства, кожная перепонка, натянутая между пальцами ног, ноги отставлены далеко назад, хвост короткий (утки, гуси, лебеди, пеликаны и др.); мягкое тело, защищённое раковиной, питаются органическими остатками, процеживая воду через своё тело, животные - фильтраторы (беззубка, прудовик); обтекаемая форма тела, густой плотный мех, лапы с перепонками, хорошо плавают и ныряют + а) плоский лопатообразный хвост-руль, жилище – хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (бобр); б) жилище – нора или хатка, вход в неё расположен под водой, питается растительной пищей (ондатра); Каждое животное занимает своё место, свою нишу в природном сообществе) - Зная о растениях и животных водоёма, можно ли ответить на наш главный вопрос? - Почему водоём можно назвать природным сообществом? (Жизнь растений и животных находится в зависимости от условий в данном сообществе (температура, тепловой и световой режим, водная среда обитания и др.; главная связь между членами природного сообщества происходит через цепи питания – ряды видов растений и животных, связанных друг с другом отношениями: пища – потребитель) 4.Чтение текста в учебнике(цепочкой)стр.93-95 5.А сейчас выполним задания:1 задание. Установи соответствие. - Определи, какие животные, живут в водоёме или вблизи него: Белка, ондатра, волк, дятел, бобр, лягушка, судак, синица, выдра, лебедь, медведь, жук-плавунец, сова, окунь, водомерка. 2 задание. - Поставь крестик на правильный ответ.. (раздаю детям карточки-таблицы) 1. Реки и озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности. Да. Нет. 2. Озёра бывают только солёными. Да. Нет. 3. Кубышка жёлтая и кувшинка белая растут в степи. Да. Нет. 4. Беззубка и прудовик являются животными - фильтраторами. Да. Нет. 5. Цветки рогоза собраны в початки. Да. Нет. 6. Если в водоёме нет раков, то это показатель чистоты водоёма. Да. Нет. 7. Стебли камыша используют для изготовления плетёных изделий. Да. Нет. 8. Мельчайшие рачки-дафнии очищают воду от мути и служат кормов для мальков рыб, головастиков, личинок насекомых. Да. Нет. 9. Водоросли имеют тонкие разветвлённые корни. Да. Нет. 10. Бобры и ондатры живут в хатках. Да. Нет. Любой водоём – уникальное природное сообщество. Поэтому любое вмешательство в его жизнь приводит к изменениям. Они могут быть и положительными, и отрицательными. 6.Итог урока Оцените свою работу на уроке. «Всё в твоих руках» На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.Большой – для меня всё было важным и интересным. Указательный – по теме урока я получил (а) конкретную информацию. Средний – мне было трудно. Безымянный – мне было спокойно, комфортно работать на уроке. Мизинец – для меня было недостаточно информации. Оценивание детей учителем 7.Д\задание: 1. Сделайте коллаж «Жизнь водоёма» . | |
Просмотров: 955 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|