Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Красная книга. Будь природе другом.
2015-01-13, 11:51 AM
Учитель начальных классов: Костоглод Наталья Ивановна
Акмолинская область, Шортандинский район, средняя школа №1

ТЕМА: Красная книга. Будь природе другом.
ЦЕЛЬ: расширение знаний детей о животном и растительном мире, формирование представлений о необходимости охраны природы.
ЗАДАЧИ: познакомить детей с Красной книгой Казахстана, ее структурой, некоторыми растениями и животными, внесенными в нее. Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры необходимые для их охраны, развивать умение, осуществлять поиск информации, анализировать, обобщать, делать выводы: через создание в группе правил поведения в природе, будут воспитывать в себе бережное отношение к ней.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг, цветной картон, Красная книга, интерактивная доска, конверты с карточками с изображением животных, музыка
« Звуки природы»
ХОД УРОКА

1.ОРГМОМЕНТ.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс
Урок познания мира у нас.
Образуйте в группе солнышко. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке себе и свои товарищам. Садитесь.
2.Побуждение.
Звучит тихая музыка. Учитель читает стихотворение.
Есть просто храм,
Есть храм науки
А есть ещё природы храм-
С лесами , тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй её святынь.
Слайд 1
- Посмотрите на нашу планету. Сколько на ней красивых животных и растений. Теперь представьте, что это все бесследно исчезло с лица Земли. Нет ни животных, ни растений.
- Почему они вдруг начали исчезать?
Слайд 2. ( люди охотятся, вырубают леса, загрязняют реки, разрушают и.т.д.)
3.РЕАЛИЗАЦИЯ.
Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги и попытаемся создать свою Красную книгу, а также стать друзьями природы.
ТЕМА НАШЕГО УРОКА «КРАСНАЯ КНИГА», БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ.
-Как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной? Слайд 3.
Ситуация: вы едете на машине, подъезжаете к перекрестку и вдруг загорается красный свет.
- Что вы будете делать?
- Что нам говорит красный цвет?
Красный цвет привлекает внимание, это сигнал опасности. Слайд 4
Неспроста Красная книга так и называется.
Красный цвет - это цвет тревоги, который говорит – внимание, стоп. Могут исчезнуть все животные и растения.
- Как вы думаете, почему появилась такая идея создать эту книгу? (Люди охотятся, рвут цветы и не думают, что их становится все меньше и меньше и они могут погибнуть).
Думая о сохранении всего живого на земле, люди образовали Всемирный фонд дикой природы WWF, которой является панда.Эта (слайд 5)
Но этого недостаточно. И тогда учёные всего мира решили создать Красную книгу.
- Послушайте легенду о том, как появилась Красная книга. (слайд 6)
Давным-давно в небольшом французском городе Фонтенбло (недалеко от Парижа). Собрались ученые со всего мира. Очень их взволновало исчезновение некоторых растений и животных на планете Земля. Встретились они, подумали и решили создать службу спасения для живой природы. Разлетелись ученые по всему миру, заглянули в каждый дальний уголок нашей Земли-матушки, а собравшись вновь, составили мировой список животных и растений, находившихся на грани исчезновения. Понадобилось 15 лет, чтобы в 1963 году появилась первая Красная книга. С тех времен и по сей день эта книга предупреждает нас об опасности в природе, советует изучать природу, просит беречь и охранять природу. А хранится она в Швейцарском городе Морже. Для удобства пользования страницы у книги цветные.
Для чего нужна Красная книга? (Читают с доски) ( слайд7)
- информирует
- призывает изучать
- предупреждает
- советует
В нашей стране первое издание Красной книги вышло в 1966 году, в 1978 году издание было посвящено животным, а в 1981 году – растениям. Но потом ее еще раз несколько переиздавали:
- Как вы думаете, почему переиздавалась Красная книга? (Сведения дополнялись и обновлялись).
Почему растения и животные попадают в Красную книгу? (ответы детей)
Наша задача сегодня попытаться стать природе другом.
Слайд Как стать природе другом?

- А что в вашем понимании быть другом? (не предавать, защищать, если нужно, не обижать).
- Молодцы. Верно. Но прежде, чем назвать кого-либо своим другом, вы что делаете? Ведь не каждого вы называете другом? (нужно познакомиться, узнать друг друга)
Верно. Значит и нам нужно сначала, что сделать?
(Познакомиться поближе с растениями и животными)
Получить знания о растениях и животных из Красной книги.(Слайд) Ведь сегодня мы путешествовать будем именно по страницам Красной книги
- Чтобы дружба была настоящая, преданная, что необходимо соблюдать? (правила друзей)
- Верно. А значит, нам нужно будет вспомнить правила бережного отношения к природе.
- Но мало правила знать, нужно их еще и … (выполнять).
- Молодцы!
- Вот такой план работы получился у нас. Согласны ли вы начать работу?
ФИЗМИНУТКА.
РУКИ ПОДНЯЛИ И ПОКАЧАЛИ
ЭТО ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ
РУКИ СОГНУЛИ, КИСТИ ВСТРЯХНУЛИ
ВЕТЕР СБИВАЕТ РОСУ.
В СТОРОНЫ РУКИ, ПЛАВНО ПОМАШЕМ
ЭТО К НАМ ПТИЦЫ ЛЕТЯТ
КАК ОНИ ТИХО САДЯТСЯ, ПОКАЖЕМ
КРЫЛЬЯ СЛОЖИЛИ НАЗАД.
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
- Кто был внимательным и услышал, какие страницы в Красной книге? (цветные).
- Молодцы! Верно! Каждая страница книги имеет свой цвет: (слайд)
Вот эти цвета – черный, красный, желтый, серый, белый, зеленый).
- По какому принципу выбирали цвета?(
* Черная страница – уже вымерли. О них за последние 50 лет нет никаких сведений, от них остались скелеты, чучела. (красный волк, черный хорек, морская корова, гепард, странствующие голуби).
* Красная – исчезающие виды животных и растений, их мало, но еще можно встретить. (пестрый олень, желтая цапля, выхухоль, кулан, снежный барс).
* Желтая – сохраняющиеся. Они встречаются очень редко, их осталось так мало, что они могут исчезнуть совсем. К ним относится рысь, степной рябчик, джейран.
* Белая – редкие виды (розовый фламинго, ящерица, пестрая змея).
* Серая – неопределенные. На страницах записаны названия растений и животных, которые до сих пор малоизученны.
* Зеленая- на них записаны растения и животные, которых удалось спасти от вымирания. (речной бобр, лось, бурый медведь, малый лебедь, синичка)
5. РАБОТА ПО ГРУППАМ. ( СЛАЙД)
Для вас, ребята, сейчас будет первое исследовательское задание. На каждом столе лежит конверт, в котором есть карточки, с изображением животных и лист цветного картона, для создания нашей Красной книги. Так как исследовательских групп получилось 4, то цветов с которыми вы будете работать тоже 4. Это черный, красный, желтый и зеленый. Это цвета страниц нашей Красной книги. Из набора карточек вам нужно выбрать трёх животных, которых нужно поместить на те или иные страницы нашей Красной книги.
В каждой команде выбираете спикера, который после выполнения задания расскажет, каких животных вы выбрали и почему? Задание понятно. Выполняйте.
1 группа -черные страницы.
Странствующий голубь, черный хорек, пестрая змея(редкие виды) , красный волк.
2 группа – красные страницы. (кулан, речной бобр -удалось спасти от вымирания, снежный барс, желтая цапля).
3 группа – желтые страницы. (джейран, степной рябчик, рысь, черный хорек-вымерли)
4 группа – зеленые страницы. (лось, лебедь-шипун, бурый медведь, желтая цапля- на грани исчезновения)
- Итак группы готовы. Спикеры групп расскажут каких животных вы поместили на своих страницах.
Слушаем спикера:1 группы, 2 группы,3 группы,4 группы
(Все страницы прикрепляются на доску).
Послушаем сообщения, которые подготовили ребята. Ведь, чтобы быть природе настоящими друзьями, мы должны знать о животных и растениях как можно больше.
- (выступление ребят, сопровождение слайдами).

Странствующий голубь – вымершая птица семейства голубей. Длина тела около 30 см. Голова и поясница сизые, спина буроватая, грудь рыжеватая.Эти птицы обитали в старых лиственных лесах, где находили обильный корм: буковые орехи, каштаны, жёлуди, семена. Последний странствующий голубь умер в 1900 году.

Кулан(кұлан) — редкое животное, абсолютно запрещенное к добыче и взятое под государственную охрану. В настоящее время в заповеднике Барсакельмес обитает 157 куланов. Но в связи с катастрофическим усыханием Аральского моря соленость воды резко повышается. Вода становится не пригодной к употреблению и может быть причиной гибели животных от отравления. Таким образом, поголовье куланов оказалось под угрозой вымирания.

Джейран(қарақұйрық)теперь редкий, исчезающий зверь. Джейран –антилопа средних размеров, величиной с некрупную овцу. Это красивое, очень изящное животное на тонких стройных ногах, с длинной шеей и небольшой головой. Глаза большие, черные, несколько выпуклые. Уши относительно длинные. Копыта узкие. Хвост короткий,чёрный. Поэтому его ёщё назвают каракуйрык( чернохвостый).Из-за беспощадного отстрела и недостатка пастбищ их осталось очень мало. Охота на джейранов запрещена.

Основной признак лебедя-шипуна (сыбырлақ аққу) - красный клюв с черным наростом на лбу и черным основанием. Издали сидящего на воде или на берегу шипуна можно узнать по манере иногда складывать крылья на спине пышным "домиком", шея относительно более толстая, , клюв немного опущен. Зимует на Северном Каспии, Мангышлаке, в мягкие зимы – на Арале у острова Барса-Кельмес.
-Молодцы!
В РК действует закон «О защите природы». Он предусматривает ответственность людей за нанесение вреда окружающей среде, растениям и животным.
- От кого защищают природу?
- Должны ли дети выполнять этот закон?
Для сохранения многих видов исчезающих растений и животных во всех странах организуются заказники и заповедники.
Слайд
Заповедники – это охраняемые природные участки, где размещена любая деятельность человека на территории Казахстана.
Существует 4 государственных природных парка, 6 заказников и 10 заповедников (карта, слайд).
1. Аксу Жабаггылы - Он был создан 80 лет назад.
2. Алматинский заповедник.
3. Заповедник Барсакельмес.
4. Коргалжынский заповедник был создан в 1968 году в Акмолинской области.Именно там сосредоточено множество различных птиц, имеющих
международное значение- розовый фламинго.
П. Барто « Фламинго»
Вдоль степных солёных плесов, И причудлив и красив
Где трясин покров неплотный, Розовый фламинго:
Птичьей стаей горбоносой Шеи вычурный извив
Гогот слышится фаготный. Крыльев взмах карминный.

День за днём фламинго бродят, Вдруг тревога! Гогот стада,
Крепят гнёзда вязким илом, Всплески ног ходульно – длинных…
Чтоб на зыбком мелководье В небо, с шумом водопада,
Их шальной волной не смыло Взвился вихрь багряных крыльев
5.Маркакольский.
6.Наурзумский.
7.Западно-Алтайский
8Устюрский заповедник.
9.Алакольский. Он был создан в 1988 году.
10. последний 10 Каратауский заповедник. Он был создан 2004 году
- А есть ли другие специальные меры по охране природы? Можем ли мы с вами помочь природе? Можно ли стать друзьями, тем животным и растениям, о которых говорили ребята? Да.
- Мы подошли ко второму этапу.
«ЗНАТЬ ПРАВИЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ».
VI. РАБОТА В ГРУППАХ.
1 и 2 группа будут составлять правила охраны растений. А 3-4 группы правила охраны животных. Можно записать на листочке эти правила.
- Команды должны слушать друг друга внимательно, не повторяться.
- Какие меры охраны растений выполнили 1 и 2 команды.
- не ходить по тропинкам, чтобы не топтать растения.( слайд)
- не ломать ветки деревьев и кустарников.
- беречь почву! Убирать мусор, не оставлять его на природе.
- Какие меры охраны животных выполнили 3 и 4 группы.(Слайды)
- не шуметь на природе.
- не ловить бабочек, стрекоз, жуков.
- не ловить детенышей диких животных и не уносить их домой.
Молодцы! Мы подошли к третьему этапу.
- выполнять правила охраны природы.
Ведь знать эти правила мало, чтобы стать природе другом, нужно их выполнять каждый день
VII. ИТОГ УРОКА.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какие личные качества приобрели, путешествуя по страницам Красной книги? (ответственность, внимательность, заботливость).
Что такое Красная книга? (Она предупреждает о том, что многие виды растений и животных могут навсегда исчезнуть).
Животных заносят в нее?
Охраняется Красной книгой.
Столько редких зверей и птиц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтоб дру… не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи.
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная.
Может, значит она, что
Природа умрет?
Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет.
Давайте сделаем для себя вывод: «Беречь и охранять природу – это самое важное.
Слайды
Берегите эти земли, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех эверей
Внутри природы,
Убивайте лишь внутри себя!
Вы сегодня очень старались, были внимательными, активными. За отличную работу на уроке я вам дарю на память медальончики с изображением «Барса». Это символ нашей страны.
- звучит музыка «Красная книга» Дубровина.
Спасибо за урок.
Категория: Начальная школа | Добавил: Natali7929
Просмотров: 349 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru