Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок русского языка в 4 классе "Имя прилагательное как часть речи "
[ Скачать с сервера (35.0Kb) ] 2015-01-15, 11:29 AM
Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

Цель урока: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи;
Задачи: 1) научить уч-ся использовать и выделять в речи имена прилагательные, обобщить морфологические знания уч-ся об имени прилагательном как части речи.
2) продолжить формировать умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; обогащение словарного запаса
3) воспитывать бережное отношение к птицам; пробудить интерес к урокам русского языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями для групп, карточки для рефлексии, рейтинг – листы.

Ход урока.
1. Орг. момент. Психологический настрой на урок.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.

Сегодня вы сами будете оценивать свою работу своей группы на протяжении всего урока. На каждом этапе будете сами выставлять не оценку, а «+» за правильно выполненное задание, или «-» за неправильно выполненное задание, допущенную ошибку при выполнении задания. В конце урока подсчитаете «+».
5 «+» - «5»
4 «+ - «4»
3 «+» - «3»
2 «+» - «2»
Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в столбце баллы вы будете выставлять свои результаты.

2. Запись числа и классной работы. Словарно – орфографическая работа.
Загадка.
- Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы).
- Узнать тему нашего урока, изучить её, нам помогут птицы.
- Перед вами слова:
Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз…. (Слайд 6).
- Какие буквы пропущены в словах? Объясните орфограмму.. (Подбирают проверочные слова к пропущенным парным согласным на конце).
Письмо с комментированием.
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы подчеркните их.

3. Актуализация знаний
Какой частью речи являются эти слова? ( имя существительное).
Какие постоянные признаки существительных мы знаем? Эти слова относятся к одушевленным существительным или нет? Докажите.

4. Развитие читательской грамотности.
-Кто такие птицы?
- Каких птиц вы знаете?
- Чем питаются птицы?
Все ли птицы улетают в тёплые края? Какие не улетают? Почему?
- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти только одна или две доживают до весны. Вот тут –то на помощь им приходит человек. Как мы можем помочь птицам зимой?

1) Работа со стихотворением. (Приложение)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен
не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Анализ стихотворения:
- О ком говорится в стихотворении?
- Почему птицы погибают зимой?
- С какой просьбой автор обращается к нам? Почему?
- Как вы понимаете эти строки:
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
- О каком тепле говорит автор?
- Прочитайте строки, в которых автор говорит, почему нужно кормить птиц зимой.
- Определите идею стихотворения.

5. Введение в тему урока
- Отгадайте загадку.
Непоседа … ,
Птица … ,
Птица … ,
Самая … .
- Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему? (Это сделать трудно, не указаны признаки).
- А если вставить пропущенные слова: ( пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая).
- Теперь можно понять о какой птице идёт речь? (сорока). Что помогло нам угадать? На какой вопрос отвечают слова, которые помогли угадать птицу? Какой частью речи они являются? (имя прилагательное).
- Определите тему урока.
- Сформулируйте учебную задачу. Что мы должны сделать сегодня на уроке? (Узнать как изменяются имена прилагательные.)

(Запись загадки и отгадку самостоятельно. Подчёркивание имён прилагательных коллективно, с объяснением и вопросами).

- Для решения задачи урока, мы станем научными исследователями и проведём исследовательскую работу в группах.
- Вспомните правила групповой работы. Выберите РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ.
- Каждая группа получит карточку для исследования, в ней 4 задания, по каждому заданию вы проведёте наблюдение и сделаете необходимые выводы.

Первичное закрепление
Задание для групп № 1 (Приложение)
1 группа. Прочитайте предложение. В зелёной роще путники встретили весёлые голоса птиц.
- Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает

2 группа. Прочитайте предложение. В зелёной роще путники встретили весёлые голоса птиц.
- Определить морфологические признаки (изменение по числам, родам, падежам)

3 группа. Прочитайте предложение. В зелёной роще путники встретили весёлые голоса птиц.
- Какова роль в предложении
Проверка работы групп. Спикеры каждой группы отвечают на вопрос, приводя примеры.
-Оцените работу группы:

Обобщение
Что такое имя прилагательное? (1 - 2 ученика)

Наблюдение за морфологическими признаками.
- Сравните. Слова какой части речи изменяются по родам, а какой нет? Докажите. (Устно)
Солнечн… утро, солнечн… день, солнечн… погода.

Задание для групп № 2

- Спишите словосочетания, вставьте и выделите окончания у прилагательных. Определите род прилагательных. (Приложение)
Зимн… стужа, ярк… солнце, холодн… ветер, добрый день, красивый закат, хорошая погода.
Взаимопроверка.Обменяйтесь тетрадями в своей группе, проверьте правильность выполнения работы.
Какой вывод можно сделать? (Имя прилагательное принимает форму имени существительного: если существительное женского рода, то и прилагательное женского рода и т.д.)

- Оцените работу группы.

5. Разминка для глаз.

6. Закрепление изученного
1) Работа с текстами
Прочитай тексты. (Приложение)
Райские птицы.
Обитают эти птицы не в раю, а на далёких островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них яркое и пышное разноцветное оперение. Есть птицы зелёные, золотистые, жёлтые, белые, чёрные. Перья у одних птиц широкие, а у других узкие и оканчиваются кисточками.
Ноги у райских птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на высоких деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их густых и зелёных кронах.
Райские птицы.
Обитают эти птицы не в раю, а на … островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них … и … разноцветное оперение. Есть птицы …, …, …, белые, чёрные. Перья у одних птиц …, а у других … и оканчиваются кисточками.
Ноги у … птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на … деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их … и … кронах.

Сравните их. Чем они отличаются?
- Какой текст вам нравится больше? Почему? ( более точное описание, более красивый текст).

Задание для групп № 3 (Приложение)
Подготовить ответ на вопрос в течении 1 минуты:
Для чего служат имена прилагательные в речи?
- Оцените работу группы.

Задание для групп № 4 (Приложение)
1 группа – Выпишите словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в форме множественного числа.
2 группа – Найдите в тексте имена прилагательные во множественном числе, измените на единственное число, запишите их.
3 группа – Вставьте прилагательные вместо многоточия во втором тексте.

Самопроверка. Ответы на слайд – шоу.
- Оцените работу группы.
Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание? (Имена прилагательные изменяются по числам)

7. Итог урока.
Задание для групп № 5
- Выполнили ли мы задачу, которую поставили в начале урока? А на сколько хорошо мы её выполнили, сейчас мы и узнаем, выполнив задание, которое называется «Да - нет». Я буду читать вопрос, а вы будете отвечать «да» - если предложение верное, «нет» - если предложение не верное. (карточка с заданием у каждого ученика) (Приложение)
Вопрос Ответ «Да - нет»
Имя прилагательное – это часть речи.
Имена прилагательные отвечают на вопросы: что делает? что сделает? Что будет делать?
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Имя прилагательное связано с глаголом.
Имя прилагательное в предложении является сказуемым.
Слово великий мужского рода?

Самопроверка. Сравните свои ответы с ответами на доске.

8. Оценивание учащихся. Рефлексия.
Посчитайте плюсы, поставьте себе оценку в рейтинг – листах .

Рефлексия. Птицы очень любят свободно парить в небе, под облаками.
Возьмите облачко и нарисуйте свое настроение. (Приложение)

9. Домашнее задание. (Слайд).
Стр.66 упр.195 списать загадки, написать отгадки. Найти имена прилагательные, выделить окончание и определить число. Учить правило.

10. Заключительное слово учителя.
Мы хотим, чтоб птицы пели!
Чтобы были голубыми небеса!
Чтобы речка серебрилась, чтобы белочка резвилась!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела!

Всего хорошего! Спасибо за урок!
Категория: Начальная школа | Добавил: Anna7652
Просмотров: 962 | Загрузок: 72 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru