Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок познания мира "Свойства воды" 2 класс
[ Скачать с сервера (38.0Kb) ] 2015-01-18, 8:35 PM
Зерендинская средняя школа № 1

Конспект
открытого урока
по познанию мира
на тему:
«Свойства воды»
(2 класс)

Подготовила: учитель начальных
классов Иващенко Л.В.

2014-2015 учебный год

Тема урока: «Свойства воды»
Тип урока: урок открытия и предъявления новых знаний (практическая работа).

Цель урока: формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды через практическую работу.

Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма ); различные источники информации (учебник, тетради, инструкция, лист оценивания, критерии оценки).

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Оборудование: проектор, компьютер, учебник, тетради, инструкция, конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, ручки, капельки для эмоционального отклика ,лист оценивания, критерии оценки, презентация , наборы для проведения ).

Предварительная работа: написание сочинений - сказок о воде (выставка книжек-малышек)

Характеристика деятельности учащихся:
- формирование представлений о значении воды в жизни живых существ, свойствах воды
- побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Планируемые результаты:
личностные:
-формировать интерес к новому материалу и стремление к приобретению новых знаний о воде и её свойствах;
-способность к самоконтролю и самооценке;
регулятивные:
-уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного;
-самостоятельно определять цель учебной деятельности;
-уметь планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий.
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль);
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.
познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-проводить опыты, выделять главное, представлять полученные результаты в виде простых таблиц;
-самостоятельно делать выводы;
коммуникативные:
- формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные:
-иметь представление о воде и ее свойствах;
-коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования (опыты), их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание;

Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (3 мин)
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
Всем удачи пожелайте,
И работать начинайте.

Сегодня на уроке вы будете оценивать себя и друг друга. И в этом вам помогут Маршрутные листы оценивания. Которые уже лежат на ваших столах. По ходу урока при выполнении задания вы будете оценивать вашу работу в группе и на уроке.

- Сегодня ребята, я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые? (слайд № 1)
(ответы детей)
• Задают вопросы
• Ищут ответы на эти вопросы
• Наблюдают, проводят опыты
• Проверяют свои догадки

В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы. В каждой группе есть:
(я называю должность – дети встают, у них бейджики на груди)
• Ведущий научный сотрудник
• Старший научный сотрудник
• Помощник
• Эксперты
Стадия вызова: (4 мин)
-Сегодня мы проведём научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать:


Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Снег
Шумит он в поле и в саду,
A в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Дождь
Он как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи,
0н тут же весь растает.
Лёд
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Туча
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой.
Родник
Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
Туман

(Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок)
- Посмотрите на слова, помещенные на доске: Что общего в этих словах? Что их объединяет? (вода)
-А в чем разница? В какие три группы их можно объединить? Почему? По какому признаку?
Лёд, снег. (твердое состояние )
Дождь, родник. (жидкое состояние)
Облако, туман. (газообразное состояние)

II.Сообщение темы и целей.
Кто из вас ребята догадался, о что мы будем исследовать в нашей научной лаборатории? (Свойства воды)
- Тема нашей научной работы « Свойства воды»

Проблемная ситуация. (2 мин)
- Но перед тем как мы приступим к нашей работе, ответьте мне на такой вопрос: В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете». Как вы думаете, она справилась или нет? (ответы детей) Как у нее это получилось?(воду заморозили и она ее принесла в решете)
Правильно, молодцы!
-Какие еще есть удивительные свойства воды? Имеет ли вода цвет? Запах? Прозрачна ли она? Есть ли вкус? Имеет ли она форму?...
- На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы на нашем уроке.
- Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими «уникальными» свойствами. Сегодня мы это докажем в течение урока.
- Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на эти вопросы.

III. Изучение нового материала. ( мин)

- Изучать свойства воды вы будете в своих лабораториях.
- Определим правила, по которым будут работать юные учёные в группах.
• Ведущий научный сотрудник - защищает проведённый опыт
• Старший научный сотрудник - проводит опыт
• Помощник - зачитывает задание для обсуждения в группе
• Эксперты - наблюдают, помогают.
- Каждый член группы заполняет таблицу. Определяет свойство воды и в нужную графу ставит +.
Сначала по своему опыту, а затем, слушая выступление других групп, заполнят всю таблицу.
- Мы будем работать с лабораторным оборудованием.
Для этого необходимо соблюдать технику безопасности. (слайд № …)
• Будьте осторожны с оборудованием.
• Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться.
• После проведенного исследования подготовьте вывод.
• Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
• С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
• Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
• Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
- А сейчас давайте отдохнем перед такой ответственной работой
Физминутка:
(проводит Эльдар) (2 мин)

Очень всем нужна вода (показываем объем)
Делай – раз, делай – два.(руки в стороны и вверх)
Звери у ручья напились (руки за спину и наклонились вперед)
Вправо влево наклонились.(наклоны в стороны)
Вместе на носочки встали, (выполняют)
Тучку лапками достали.(руки вверх)
Дружно хлопнули в ладоши (хлопок)
До чего же день хороший.(покачивания головой)
Дождик вдруг полил с утра.(пальчики стучат по парте)
За работу нам пора! (садятся на место)

Практическая работа. (5 мин)
- Итак, у вас на столах стоит все необходимое оборудования для проведения опыта, листочки с описанием опыта, таблица для записи результатов опыта.
Опыт №1.
Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?
Зачитаем план опыта.
• Определение запаха воды.
Вам потребуется лимон, лук, вода, чашечки, платок. Распределите кусочки лимона и лука по чашечкам , а в третью налейте немного воды. Осторожно завяжите платком глаза одному из членов своей группы . По очереди подносите к его носу чашечки для определения запаха их содержимого.
Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать?
• Определение вкуса воды.
Вам потребуется кусочек сахара, лимона, лука. Налейте воды в стакан. Разложите по чашечкам кусочки лимона, лука сахара. Попробуйте воду. Какого она вкуса? Попробуйте лимон, сахар, лук? Опишите их вкус. Обсудите основной вопрос своей группы.
• Какие выводы можно сделать?
• Заполните таблицу.
• Расскажем о результатах наблюдений.

Опыт №2.
Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?
Зачитаем план опыта.
• Возьмём стакан с чистой водой, опустим в неё ложку.
• Посмотрим на свет.
• Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.
• Посмотрим на свет.
• Сравнить цвет воды с цветом полосок. Возьмите полоски цветной бумаги и по очереди приложите к стакану с водой. Сравните их с цветом воды. Можно ли сказать что вода красная, жёлтая, синяя, серая?
• Какие выводы можно сделать?
• Заполните таблицу.
• Расскажем о результатах наблюдений.

Опыт №3.
Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?
Зачитаем план опыта.
Возьмите стаканчик с водой, перелейте воду в сосуд, стоящий у вас на столе.
• Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
• Перелейте воду из стакана в баночку, затем из баночки в блюдце
• Что происходит с формой воды?
• Какие выводы можно сделать?
• Заполните таблицу.
• Расскажем о результатах наблюдений

Опыт № 4.
Вопрос: Может ли вода растворять вещества?
Зачитаем план опыта.
Вам потребуется вода, 4 стакана, сахар, соль, песок, ложка. Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит?
Сделайте то же самое с остальными веществами в других стаканах. Что вы наблюдаете?
• Какие выводы можно сделать?
• Заполните таблицу.
• Расскажем о результатах наблюдений

IV.Итог урока. (12 мин)

Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Какими «уникальными» свойствами она обладает.

Защита проведенного опыта ведущим научным сотрудником каждой группы.
Какие же свойства имеет вода?
Речь ведущего научного сотрудника группы № 1
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?
Чтобы определить запах воды, мы взяли и распределили кусочки лимона и лука по чашечкам, а в третью налили немного воды. Завязали платком глаза одному из членов нашей группы и по очереди подносили к его носу чашечки для определения запаха их содержимого.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске.
Чтобы определить вкус воды, мы взяли кусочек сахара, лимона, лука. Налили воды в стакан. Разложили по чашечкам кусочки лимона, лука и сахара. Попробовали каждое вещество.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске.
Речь ведущего научного сотрудника группы № 2
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?
Чтобы определить имеет ли вода цвет. Мы взяли полоски цветной бумаги и по очереди приложили к стакану с водой и сравнили их с цветом воды.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске.
Чтобы узнать прозрачна ли она. Мы взяли стакан с чистой водой, опустили в неё ложку и посмотрели на свет, а затем взяли стакан молока, опустили в него ложку и посмотрели на свет.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске.

Речь ведущего научного сотрудника группы № 3
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?
Чтобы определить имеет ли вода форму и обладает ли свойством текучести. Мы взяли стаканчик с водой, и перелили воду в колбу, затем из колбы в блюдце.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикеры в таблицу на доске
Речь ведущего научного сотрудника группы № 4
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: Может ли вода растворять вещества?
Чтобы определить может ли вода растворять вещества. Мы налили воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешали и увидели что….
Сделали то же самое с солью и увидели что….
Затем положили песок и увидели что…
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикеры в таблицу на доске
(Проведя опыт, в результате наблюдения мы выяснили, что вода хороший растворитель. Она растворяет растворимые вещества. А так же узнали, что есть не растворимые в воде вещества. В данном случае песок.)
- Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим.
(на доске таблица: дети зачитывают свойства воды по ней.)
Скажите ребята, а зачем человеку необходимо знать свойства воды?
Вывод:
-Для человека очень важно знать свойства и состояния воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

Физминутка: (1 мин)
(проводит Санжар). Дети произносят слова и выполняют движения.

Для друзей природы (шагают)
Нет плохой погоды. (отрицают указательным пальчиком)
Если вдруг на улице (протягивают руку в сторону улицы)
Тучей небо хмурится, (руки верх и рисуют круг)
И весёлый дождик (улыбаются)
Капает на нас, (руки вверх, кисти рук свисают вниз)
Мы раскроем зонтик, (движения для открывания зонтика)
Сделаем кораблик, (ладошки лодочкой)
Его в ручей опустим, (приседаем и «опускаем» кораблик)
Скажем: «В добрый час!». (жест прощания)
V. Самооценка учебной деятельности: (4 мин)
- Работу мы выполнили, итог подвели - настало время оценивания нашей работы за урок.
У вас на каждом столе есть маршрутный лист оценивания. Вы наблюдали в течение урока друг за другом и выставляли балы. Давайте послушаем результаты. Ведущие специалисты вам слово.
(выступление каждой группы)


Маршрутный лист оценивания:
Ф.И. ученика Отгадывание загадок Объединение в группы слов- отгадок Участие в проведении опыта Обсуждение в группе выводов опыта Итого балов Оценка
1. ____б
2. ____б
3. ____б
4. ____б
5. ____б
1 б 1 б 1 б 1 б

Критерии отметок:
4 б — «5 +»
3 б — «5»
2 б — «4»
1 б — «3»

VI. Рефлексия (5 мин)

- В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
- Один поэт сказал:
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только Вода!
- Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили сказки. У нас оформлена выставка ваших книжек-малышек .
Сейчас мы послушаем одну……. из лучших сказок.
А остальные сказки мы прочитаем на следующем уроке. Все получат оценки за эту творческую работу.

(1 ученик зачитывает свою сказку)
(если позволит время : прослушивание по одной лучшей сказки из группы)
(Например: «Почему воду так назвали?»
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился: «Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода»)
-А сейчас ребята, посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды - большие и маленькие.
Большая капелька будет обозначать , что урок понравился, было интересно.
Маленькая капелька будет обозначать, что возникали трудности, не всё было понятно.

- Подумайте и поднимите свою капельку. Давайте устроим дождик.
- Какой замечательный дождик у нас получился!

VII. Домашнее задание. (записать в дневник на следующую неделю) (1 мин)

Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.
В учебнике стр. 32-34 прочитать об удивительном свойстве воды.

- В заключении я хочу напомнить:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
- Урок окончен! Спасибо за урок! Можете идти отдыхать.
Категория: Начальная школа | Добавил: vitek_18
Просмотров: 385 | Загрузок: 29 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru