Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (38.0 Kb) ] | 2015-01-18, 8:35 PM |
Зерендинская средняя школа № 1 Конспект открытого урока по познанию мира на тему: «Свойства воды» (2 класс) Подготовила: учитель начальных классов Иващенко Л.В. 2014-2015 учебный год Тема урока: «Свойства воды» Тип урока: урок открытия и предъявления новых знаний (практическая работа). Цель урока: формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды через практическую работу. Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма ); различные источники информации (учебник, тетради, инструкция, лист оценивания, критерии оценки). Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык. Оборудование: проектор, компьютер, учебник, тетради, инструкция, конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, ручки, капельки для эмоционального отклика ,лист оценивания, критерии оценки, презентация , наборы для проведения ). Предварительная работа: написание сочинений - сказок о воде (выставка книжек-малышек) Характеристика деятельности учащихся: - формирование представлений о значении воды в жизни живых существ, свойствах воды - побуждение к активному включению в различные виды деятельности Планируемые результаты: личностные: -формировать интерес к новому материалу и стремление к приобретению новых знаний о воде и её свойствах; -способность к самоконтролю и самооценке; регулятивные: -уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного; -самостоятельно определять цель учебной деятельности; -уметь планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий. -осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль); -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы. познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -проводить опыты, выделять главное, представлять полученные результаты в виде простых таблиц; -самостоятельно делать выводы; коммуникативные: - формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные: -иметь представление о воде и ее свойствах; -коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования (опыты), их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание; Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (3 мин) Прозвенел для нас звонок, Начинается урок! Всем удачи пожелайте, И работать начинайте. Сегодня на уроке вы будете оценивать себя и друг друга. И в этом вам помогут Маршрутные листы оценивания. Которые уже лежат на ваших столах. По ходу урока при выполнении задания вы будете оценивать вашу работу в группе и на уроке. - Сегодня ребята, я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые? (слайд № 1) (ответы детей) • Задают вопросы • Ищут ответы на эти вопросы • Наблюдают, проводят опыты • Проверяют свои догадки В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы. В каждой группе есть: (я называю должность – дети встают, у них бейджики на груди) • Ведущий научный сотрудник • Старший научный сотрудник • Помощник • Эксперты Стадия вызова: (4 мин) -Сегодня мы проведём научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать: Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. Снег Шумит он в поле и в саду, A в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. Дождь Он как алмаз: И твёрд, и чист, На солнышке сверкает, Но пригревать начнут лучи, 0н тут же весь растает. Лёд Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Туча Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог Нас он летом, в самый зной Ледяной поит водой. Родник Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. Туман (Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок) - Посмотрите на слова, помещенные на доске: Что общего в этих словах? Что их объединяет? (вода) -А в чем разница? В какие три группы их можно объединить? Почему? По какому признаку? Лёд, снег. (твердое состояние ) Дождь, родник. (жидкое состояние) Облако, туман. (газообразное состояние) II.Сообщение темы и целей. Кто из вас ребята догадался, о что мы будем исследовать в нашей научной лаборатории? (Свойства воды) - Тема нашей научной работы « Свойства воды» Проблемная ситуация. (2 мин) - Но перед тем как мы приступим к нашей работе, ответьте мне на такой вопрос: В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете». Как вы думаете, она справилась или нет? (ответы детей) Как у нее это получилось?(воду заморозили и она ее принесла в решете) Правильно, молодцы! -Какие еще есть удивительные свойства воды? Имеет ли вода цвет? Запах? Прозрачна ли она? Есть ли вкус? Имеет ли она форму?... - На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы на нашем уроке. - Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими «уникальными» свойствами. Сегодня мы это докажем в течение урока. - Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на эти вопросы. III. Изучение нового материала. ( мин) - Изучать свойства воды вы будете в своих лабораториях. - Определим правила, по которым будут работать юные учёные в группах. • Ведущий научный сотрудник - защищает проведённый опыт • Старший научный сотрудник - проводит опыт • Помощник - зачитывает задание для обсуждения в группе • Эксперты - наблюдают, помогают. - Каждый член группы заполняет таблицу. Определяет свойство воды и в нужную графу ставит +. Сначала по своему опыту, а затем, слушая выступление других групп, заполнят всю таблицу. - Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Для этого необходимо соблюдать технику безопасности. (слайд № …) • Будьте осторожны с оборудованием. • Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. • После проведенного исследования подготовьте вывод. • Запрещается пробовать на вкус любые вещества. • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками. - А сейчас давайте отдохнем перед такой ответственной работой Физминутка: (проводит Эльдар) (2 мин) Очень всем нужна вода (показываем объем) Делай – раз, делай – два.(руки в стороны и вверх) Звери у ручья напились (руки за спину и наклонились вперед) Вправо влево наклонились.(наклоны в стороны) Вместе на носочки встали, (выполняют) Тучку лапками достали.(руки вверх) Дружно хлопнули в ладоши (хлопок) До чего же день хороший.(покачивания головой) Дождик вдруг полил с утра.(пальчики стучат по парте) За работу нам пора! (садятся на место) Практическая работа. (5 мин) - Итак, у вас на столах стоит все необходимое оборудования для проведения опыта, листочки с описанием опыта, таблица для записи результатов опыта. Опыт №1. Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Зачитаем план опыта. • Определение запаха воды. Вам потребуется лимон, лук, вода, чашечки, платок. Распределите кусочки лимона и лука по чашечкам , а в третью налейте немного воды. Осторожно завяжите платком глаза одному из членов своей группы . По очереди подносите к его носу чашечки для определения запаха их содержимого. Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать? • Определение вкуса воды. Вам потребуется кусочек сахара, лимона, лука. Налейте воды в стакан. Разложите по чашечкам кусочки лимона, лука сахара. Попробуйте воду. Какого она вкуса? Попробуйте лимон, сахар, лук? Опишите их вкус. Обсудите основной вопрос своей группы. • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений. Опыт №2. Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Зачитаем план опыта. • Возьмём стакан с чистой водой, опустим в неё ложку. • Посмотрим на свет. • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. • Посмотрим на свет. • Сравнить цвет воды с цветом полосок. Возьмите полоски цветной бумаги и по очереди приложите к стакану с водой. Сравните их с цветом воды. Можно ли сказать что вода красная, жёлтая, синяя, серая? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений. Опыт №3. Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Зачитаем план опыта. Возьмите стаканчик с водой, перелейте воду в сосуд, стоящий у вас на столе. • Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. • Перелейте воду из стакана в баночку, затем из баночки в блюдце • Что происходит с формой воды? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений Опыт № 4. Вопрос: Может ли вода растворять вещества? Зачитаем план опыта. Вам потребуется вода, 4 стакана, сахар, соль, песок, ложка. Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит? Сделайте то же самое с остальными веществами в других стаканах. Что вы наблюдаете? • Какие выводы можно сделать? • Заполните таблицу. • Расскажем о результатах наблюдений IV.Итог урока. (12 мин) Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Какими «уникальными» свойствами она обладает. Защита проведенного опыта ведущим научным сотрудником каждой группы. Какие же свойства имеет вода? Речь ведущего научного сотрудника группы № 1 - Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус? Чтобы определить запах воды, мы взяли и распределили кусочки лимона и лука по чашечкам, а в третью налили немного воды. Завязали платком глаза одному из членов нашей группы и по очереди подносили к его носу чашечки для определения запаха их содержимого. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске. Чтобы определить вкус воды, мы взяли кусочек сахара, лимона, лука. Налили воды в стакан. Разложили по чашечкам кусочки лимона, лука и сахара. Попробовали каждое вещество. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске. Речь ведущего научного сотрудника группы № 2 - Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Чтобы определить имеет ли вода цвет. Мы взяли полоски цветной бумаги и по очереди приложили к стакану с водой и сравнили их с цветом воды. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске. Чтобы узнать прозрачна ли она. Мы взяли стакан с чистой водой, опустили в неё ложку и посмотрели на свет, а затем взяли стакан молока, опустили в него ложку и посмотрели на свет. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске. Речь ведущего научного сотрудника группы № 3 - Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести? Чтобы определить имеет ли вода форму и обладает ли свойством текучести. Мы взяли стаканчик с водой, и перелили воду в колбу, затем из колбы в блюдце. В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикеры в таблицу на доске Речь ведущего научного сотрудника группы № 4 - Нашей группе нужно было ответить на вопрос: Может ли вода растворять вещества? Чтобы определить может ли вода растворять вещества. Мы налили воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешали и увидели что…. Сделали то же самое с солью и увидели что…. Затем положили песок и увидели что… В результате мы выяснили, что …… Помощник прикрепляет стикеры в таблицу на доске (Проведя опыт, в результате наблюдения мы выяснили, что вода хороший растворитель. Она растворяет растворимые вещества. А так же узнали, что есть не растворимые в воде вещества. В данном случае песок.) - Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. (на доске таблица: дети зачитывают свойства воды по ней.) Скажите ребята, а зачем человеку необходимо знать свойства воды? Вывод: -Для человека очень важно знать свойства и состояния воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Физминутка: (1 мин) (проводит Санжар). Дети произносят слова и выполняют движения. Для друзей природы (шагают) Нет плохой погоды. (отрицают указательным пальчиком) Если вдруг на улице (протягивают руку в сторону улицы) Тучей небо хмурится, (руки верх и рисуют круг) И весёлый дождик (улыбаются) Капает на нас, (руки вверх, кисти рук свисают вниз) Мы раскроем зонтик, (движения для открывания зонтика) Сделаем кораблик, (ладошки лодочкой) Его в ручей опустим, (приседаем и «опускаем» кораблик) Скажем: «В добрый час!». (жест прощания) V. Самооценка учебной деятельности: (4 мин) - Работу мы выполнили, итог подвели - настало время оценивания нашей работы за урок. У вас на каждом столе есть маршрутный лист оценивания. Вы наблюдали в течение урока друг за другом и выставляли балы. Давайте послушаем результаты. Ведущие специалисты вам слово. (выступление каждой группы) Маршрутный лист оценивания: Ф.И. ученика Отгадывание загадок Объединение в группы слов- отгадок Участие в проведении опыта Обсуждение в группе выводов опыта Итого балов Оценка 1. ____б 2. ____б 3. ____б 4. ____б 5. ____б 1 б 1 б 1 б 1 б Критерии отметок: 4 б — «5 +» 3 б — «5» 2 б — «4» 1 б — «3» VI. Рефлексия (5 мин) - В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. - Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И все это – только Вода! - Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили сказки. У нас оформлена выставка ваших книжек-малышек . Сейчас мы послушаем одну……. из лучших сказок. А остальные сказки мы прочитаем на следующем уроке. Все получат оценки за эту творческую работу. (1 ученик зачитывает свою сказку) (если позволит время : прослушивание по одной лучшей сказки из группы) (Например: «Почему воду так назвали?» Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился: «Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода») -А сейчас ребята, посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды - большие и маленькие. Большая капелька будет обозначать , что урок понравился, было интересно. Маленькая капелька будет обозначать, что возникали трудности, не всё было понятно. - Подумайте и поднимите свою капельку. Давайте устроим дождик. - Какой замечательный дождик у нас получился! VII. Домашнее задание. (записать в дневник на следующую неделю) (1 мин) Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде. В учебнике стр. 32-34 прочитать об удивительном свойстве воды. - В заключении я хочу напомнить: Человек, запомни навсегда Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете не одни! - Урок окончен! Спасибо за урок! Можете идти отдыхать. | |
Просмотров: 1437 | Загрузок: 52 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|