Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок познания мира "Свойства воды" 2 класс
[ Скачать с сервера (38.0 Kb) ] 2015-01-18, 8:35 PM
Зерендинская средняя школа № 1

Конспект
открытого урока
по познанию мира
на тему:
«Свойства воды»
(2 класс)

Подготовила: учитель начальных
классов Иващенко Л.В.

2014-2015 учебный год

Тема урока: «Свойства воды»
Тип урока: урок открытия и предъявления новых знаний (практическая работа).

Цель урока: формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды через практическую работу.

Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма ); различные источники информации (учебник, тетради, инструкция, лист оценивания, критерии оценки).

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Оборудование: проектор, компьютер, учебник, тетради, инструкция, конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, ручки, капельки для эмоционального отклика ,лист оценивания, критерии оценки, презентация , наборы для проведения ).

Предварительная работа: написание сочинений - сказок о воде (выставка книжек-малышек)

Характеристика деятельности учащихся:
- формирование представлений о значении воды в жизни живых существ, свойствах воды
- побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Планируемые результаты:
личностные:
-формировать интерес к новому материалу и стремление к приобретению новых знаний о воде и её свойствах;
-способность к самоконтролю и самооценке;
регулятивные:
-уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного;
-самостоятельно определять цель учебной деятельности;
-уметь планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий.
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль);
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.
познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-проводить опыты, выделять главное, представлять полученные результаты в виде простых таблиц;
-самостоятельно делать выводы;
коммуникативные:
- формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные:
-иметь представление о воде и ее свойствах;
-коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования (опыты), их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание;

Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (3 мин)
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
Всем удачи пожелайте,
И работать начинайте.

Сегодня на уроке вы будете оценивать себя и друг друга. И в этом вам помогут Маршрутные листы оценивания. Которые уже лежат на ваших столах. По ходу урока при выполнении задания вы будете оценивать вашу работу в группе и на уроке.

- Сегодня ребята, я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые? (слайд № 1)
(ответы детей)
• Задают вопросы
• Ищут ответы на эти вопросы
• Наблюдают, проводят опыты
• Проверяют свои догадки

В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы. В каждой группе есть:
(я называю должность – дети встают, у них бейджики на груди)
• Ведущий научный сотрудник
• Старший научный сотрудник
• Помощник
• Эксперты
Стадия вызова: (4 мин)
-Сегодня мы проведём научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать:


Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Снег
Шумит он в поле и в саду,
A в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Дождь
Он как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи,
0н тут же весь растает.
Лёд
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Туча
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой.
Родник
Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
Туман

(Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок)
- Посмотрите на слова, помещенные на доске: Что общего в этих словах? Что их объединяет? (вода)
-А в чем разница? В какие три группы их можно объединить? Почему? По какому признаку?
Лёд, снег. (твердое состояние )
Дождь, родник. (жидкое состояние)
Облако, туман. (газообразное состояние)

II.Сообщение темы и целей.
Кто из вас ребята догадался, о что мы будем исследовать в нашей научной лаборатории? (Свойства воды)
- Тема нашей научной работы « Свойства воды»

Проблемная ситуация. (2 мин)
- Но перед тем как мы приступим к нашей работе, ответьте мне на такой вопрос: В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете». Как вы думаете, она справилась или нет? (ответы детей) Как у нее это получилось?(воду заморозили и она ее принесла в решете)
Правильно, молодцы!
-Какие еще есть удивительные свойства воды? Имеет ли вода цвет? Запах? Прозрачна ли она? Есть ли вкус? Имеет ли она форму?...
- На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы на нашем уроке.
- Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими «уникальными» свойствами. Сегодня мы это докажем в течение урока.
- Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на эти вопросы.

III. Изучение нового материала. ( мин)

- Изучать свойства воды вы будете в своих лабораториях.
- Определим правила, по которым будут работать юные учёные в группах.
• Ведущий научный сотрудник - защищает проведённый опыт
• Старший научный сотрудник - проводит опыт
• Помощник - зачитывает задание для обсуждения в группе
• Эксперты - наблюдают, помогают.
- Каждый член группы заполняет таблицу. Определяет свойство воды и в нужную графу ставит +.
Сначала по своему опыту, а затем, слушая выступление других групп, заполнят всю таблицу.
- Мы будем работать с лабораторным оборудованием.
Для этого необходимо соблюдать технику безопасности. (слайд № …)
• Будьте осторожны с оборудованием.
• Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться.
• После проведенного исследования подготовьте вывод.
• Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
• С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
• Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
• Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
- А сейчас давайте отдохнем перед такой ответственной работой
Физминутка:
(проводит Эльдар) (2 мин)

Очень всем нужна вода (показываем объем)
Делай – раз, делай – два.(руки в стороны и вверх)
Звери у ручья напились (руки за спину и наклонились вперед)
Вправо влево наклонились.(наклоны в стороны)
Вместе на носочки встали, (выполняют)
Тучку лапками достали.(руки вверх)
Дружно хлопнули в ладоши (хлопок)
До чего же день хороший.(покачивания головой)
Дождик вдруг полил с утра.(пальчики стучат по парте)
За работу нам пора! (садятся на место)

Практическая работа. (5 мин)
- Итак, у вас на столах стоит все необходимое оборудования для проведения опыта, листочки с описанием опыта, таблица для записи результатов опыта.
Опыт №1.
Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?
Зачитаем план опыта.
• Определение запаха воды.
Вам потребуется лимон, лук, вода, чашечки, платок. Распределите кусочки лимона и лука по чашечкам , а в третью налейте немного воды. Осторожно завяжите платком глаза одному из членов своей группы . По очереди подносите к его носу чашечки для определения запаха их содержимого.
Обсудите основной вопрос своей группы. Какие выводы можно сделать?
• Определение вкуса воды.
Вам потребуется кусочек сахара, лимона, лука. Налейте воды в стакан. Разложите по чашечкам кусочки лимона, лука сахара. Попробуйте воду. Какого она вкуса? Попробуйте лимон, сахар, лук? Опишите их вкус. Обсудите основной вопрос своей группы.
• Какие выводы можно сделать?
• Заполните таблицу.
• Расскажем о результатах наблюдений.

Опыт №2.
Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?
Зачитаем план опыта.
• Возьмём стакан с чистой водой, опустим в неё ложку.
• Посмотрим на свет.
• Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.
• Посмотрим на свет.
• Сравнить цвет воды с цветом полосок. Возьмите полоски цветной бумаги и по очереди приложите к стакану с водой. Сравните их с цветом воды. Можно ли сказать что вода красная, жёлтая, синяя, серая?
• Какие выводы можно сделать?
• Заполните таблицу.
• Расскажем о результатах наблюдений.

Опыт №3.
Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?
Зачитаем план опыта.
Возьмите стаканчик с водой, перелейте воду в сосуд, стоящий у вас на столе.
• Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
• Перелейте воду из стакана в баночку, затем из баночки в блюдце
• Что происходит с формой воды?
• Какие выводы можно сделать?
• Заполните таблицу.
• Расскажем о результатах наблюдений

Опыт № 4.
Вопрос: Может ли вода растворять вещества?
Зачитаем план опыта.
Вам потребуется вода, 4 стакана, сахар, соль, песок, ложка. Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит?
Сделайте то же самое с остальными веществами в других стаканах. Что вы наблюдаете?
• Какие выводы можно сделать?
• Заполните таблицу.
• Расскажем о результатах наблюдений

IV.Итог урока. (12 мин)

Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Какими «уникальными» свойствами она обладает.

Защита проведенного опыта ведущим научным сотрудником каждой группы.
Какие же свойства имеет вода?
Речь ведущего научного сотрудника группы № 1
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?
Чтобы определить запах воды, мы взяли и распределили кусочки лимона и лука по чашечкам, а в третью налили немного воды. Завязали платком глаза одному из членов нашей группы и по очереди подносили к его носу чашечки для определения запаха их содержимого.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске.
Чтобы определить вкус воды, мы взяли кусочек сахара, лимона, лука. Налили воды в стакан. Разложили по чашечкам кусочки лимона, лука и сахара. Попробовали каждое вещество.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске.
Речь ведущего научного сотрудника группы № 2
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?
Чтобы определить имеет ли вода цвет. Мы взяли полоски цветной бумаги и по очереди приложили к стакану с водой и сравнили их с цветом воды.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске.
Чтобы узнать прозрачна ли она. Мы взяли стакан с чистой водой, опустили в неё ложку и посмотрели на свет, а затем взяли стакан молока, опустили в него ложку и посмотрели на свет.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикер в таблицу на доске.

Речь ведущего научного сотрудника группы № 3
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?
Чтобы определить имеет ли вода форму и обладает ли свойством текучести. Мы взяли стаканчик с водой, и перелили воду в колбу, затем из колбы в блюдце.
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикеры в таблицу на доске
Речь ведущего научного сотрудника группы № 4
- Нашей группе нужно было ответить на вопрос: Может ли вода растворять вещества?
Чтобы определить может ли вода растворять вещества. Мы налили воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешали и увидели что….
Сделали то же самое с солью и увидели что….
Затем положили песок и увидели что…
В результате мы выяснили, что ……
Помощник прикрепляет стикеры в таблицу на доске
(Проведя опыт, в результате наблюдения мы выяснили, что вода хороший растворитель. Она растворяет растворимые вещества. А так же узнали, что есть не растворимые в воде вещества. В данном случае песок.)
- Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим.
(на доске таблица: дети зачитывают свойства воды по ней.)
Скажите ребята, а зачем человеку необходимо знать свойства воды?
Вывод:
-Для человека очень важно знать свойства и состояния воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

Физминутка: (1 мин)
(проводит Санжар). Дети произносят слова и выполняют движения.

Для друзей природы (шагают)
Нет плохой погоды. (отрицают указательным пальчиком)
Если вдруг на улице (протягивают руку в сторону улицы)
Тучей небо хмурится, (руки верх и рисуют круг)
И весёлый дождик (улыбаются)
Капает на нас, (руки вверх, кисти рук свисают вниз)
Мы раскроем зонтик, (движения для открывания зонтика)
Сделаем кораблик, (ладошки лодочкой)
Его в ручей опустим, (приседаем и «опускаем» кораблик)
Скажем: «В добрый час!». (жест прощания)
V. Самооценка учебной деятельности: (4 мин)
- Работу мы выполнили, итог подвели - настало время оценивания нашей работы за урок.
У вас на каждом столе есть маршрутный лист оценивания. Вы наблюдали в течение урока друг за другом и выставляли балы. Давайте послушаем результаты. Ведущие специалисты вам слово.
(выступление каждой группы)


Маршрутный лист оценивания:
Ф.И. ученика Отгадывание загадок Объединение в группы слов- отгадок Участие в проведении опыта Обсуждение в группе выводов опыта Итого балов Оценка
1. ____б
2. ____б
3. ____б
4. ____б
5. ____б
1 б 1 б 1 б 1 б

Критерии отметок:
4 б — «5 +»
3 б — «5»
2 б — «4»
1 б — «3»

VI. Рефлексия (5 мин)

- В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
- Один поэт сказал:
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только Вода!
- Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили сказки. У нас оформлена выставка ваших книжек-малышек .
Сейчас мы послушаем одну……. из лучших сказок.
А остальные сказки мы прочитаем на следующем уроке. Все получат оценки за эту творческую работу.

(1 ученик зачитывает свою сказку)
(если позволит время : прослушивание по одной лучшей сказки из группы)
(Например: «Почему воду так назвали?»
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился: «Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода»)
-А сейчас ребята, посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды - большие и маленькие.
Большая капелька будет обозначать , что урок понравился, было интересно.
Маленькая капелька будет обозначать, что возникали трудности, не всё было понятно.

- Подумайте и поднимите свою капельку. Давайте устроим дождик.
- Какой замечательный дождик у нас получился!

VII. Домашнее задание. (записать в дневник на следующую неделю) (1 мин)

Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.
В учебнике стр. 32-34 прочитать об удивительном свойстве воды.

- В заключении я хочу напомнить:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
- Урок окончен! Спасибо за урок! Можете идти отдыхать.
Категория: Начальная школа | Добавил: vitek_18
Просмотров: 1501 | Загрузок: 61 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2025-07-03, 10:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru