Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Статья. Педагогические мастерские.
[ Скачать с сервера (38.5 Kb) ] 2015-01-22, 11:45 AM
«Педагогическая мастерская – путь к успеху!»
Подготовила: Малахова Н.И.
Сегодня может быть не каждый
Всё принял, понял и достиг,
Но безусловно очень важно
Почувствовать хоть малый сдвиг.
Ведь после ваших мастерских
В душе не будет уж покоя,
Творить захочется такое!!!
Что уж не вместит этот стих.
Ирина Б.
Младший школьный возраст – важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребёнок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.
Как повысить интерес к обучению? Как сделать, чтобы школьники не только усвоили определённые знания, но стали умнее, научились самостоятельно мыслить? Как развивать у учащихся не только исполнительские, но и творческие способности? Эти вопросы волнуют каждого педагога.
Современная школа ставит перед собой задачи развития инициативы детей, их творческого потенциала. Деятельность ребёнка должна быть направлена на создание чего-то нового, в данном случае – знаний.
Современная жизнь школьников требует от них больше смекалки, сообразительности и творчества. Всё это можно развивать в начальных классах на уроках, которые проводятся в форме игр, сравнений, показывают связь с окружающей жизнью. Учителя начальных классов находят новые формы проведения уроков. Одним из таких открытий были педагогические мастерские.
В 2000 году группа учителей города Астаны в течение месяца обучалась в Санкт-Петербургском Государственном Университете педагогического мастерства. Семена новой педагогической технологии, посаженные в стенах этого университета, дали свои ростки. Появилось желание создавать мастерские. В нашем городе ежегодно проводятся семинары-тренинги, на которых обучаются учителя, желающие познакомиться с инновационными технологиями Нельзя сказать, что все учителя, посетившие эти семинары, создают мастерские или используют данную работу на практике. Может быть не все мастерские, отвечают требованиям, но положительные моменты всё-таки есть, и заключаются они в переломе стереотипов построения уроков. Педагогические мастерские открыли простор для творчества самого учителя.
Чем отличается педагогическая мастерская от урока?
Мастерская – это специально подготовленное действо, событие в жизни мастера и учеников, где в специально подготовленном пространстве ученики создают, конструируют, строят свои знания. Учитель выступает в роли мастера – консультанта, советчика, помогающего осмысливать учебную работу, передать не информацию, а способы деятельности (исследования, анализа, обобщения, создания творческих работ). Цель мастерской – не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Проблема ставится учениками, как необходимость, а мастер помогает учащимся пройти путь от создания хаоса к построению знаний.
Взаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципов: «все свободны», «все способны», «все равны», ученик достоин такого же уважения и признания, как учитель.
Существует многообразие типов мастерских: мастерские конструирования или построения знаний, мастерские письма, позиционные мастерские, проектные мастерские, мастерские сотрудничества и многие другие. Каждая мастерская несёт в себе свой секрет, свою тайну познания и творчества. И тайна раскрывается только в том случае, когда весь процесс будет пережит. Рождается радость открытия, вера в собственные силы. Знания, полученные таким путём, не забудутся, отложатся в сознании каждого ученика. Творческие личности получат толчок для творческой деятельности.
Можно ли построить такую работу с учениками первых классов?
Организация работы мастерских с учениками первых классов нуждается в предварительной подготовке. Начинать работу необходимо с проведения дидактических игр, заданий и упражнений, выполняемых в парах, в четвёрках, в группах малого состава. Во время проведения таких игр и упражнений необходимо соблюдать правила общения и сотрудничества, развивать коммуникативные способности, воспитывать объективную самооценку. И только после такой предварительной подготовки можно пережить мастерскую, построенную в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
Создавая мастерские необходимо помнить о жизненном опыте, о зоне ближайшего развития каждого ребёнка, о круге его интересов.
В 2-х, 3-х и 4-х классах удаются мастерские построения новых знаний по литературному чтению, по познанию мира, творческие мастерские письма. Ученикам 3-х, 4-х классов можно предлагать такие мастерские, в которых учащиеся, используя свои знания и навыки, дружно работая в поисковых группах, смогут самостоятельно вывести, «открыть» орфографическое правило, способов решения математической задачи, и т.д. В четвёртых классах можно проводить проектные мастерские и мастерские сотрудничества.
Каждый этап мастерской должен быть тщательно продуман, чтобы «запустив индуктор», суметь «завести весь механизм» педагогической мастерской, и в конечном итоге достичь поставленной цели урока.
Пример. Перед учителем стоит цель: подготовить учащихся к восприятию рассказов о войне. Для достижения поставленной цели необходимо через зрительное и слуховое восприятие включить эмоции и чувства.
Индуктором выбрано обращение к ассоциативному и образному мышлению. Доска делится на три части, в каждой из которых записываются ассоциации: 1) к слову война, 2) к прослушанному музыкальному произведению «Песня бравого солдата», 3) к прослушанному стихотворению Т.Молдагалиева «Отец» (литературное чтение 2 класс).
Второй этап – работа с материалом: ученикам предлагается написать эссе на тему «Война».
На этапе социализации происходит соотнесение своей деятельности и деятельности других. Дети представляют результаты своего труда.
Появляется запрос, желание узнать, как жили люди в то тяжелое время? В хрестоматии по литературному чтению для 2 класса есть произведение А.Жарикова «Максимкин орден», оно поможет ребятам найти ответ на возникший вопрос. После самостоятельного прочтения данного рассказа учащимся предлагается обсудить прочитанное произведение у в группах, затем предложить на выбор способ предъявления результата всему классу.
Последний обязательный этап – рефлексия. Самоанализ. Не оценочное суждение: «это хорошо, это плохо», а анализ собственных мыслей, чувств, знаний, мироощущений…
Мастерскую трудно пересказать, её нужно видеть.
Педагогическая мастерская – творческий акт. Однако, как и любой другой творческий акт, процесс обучения, чтобы быть эффективным, требует хорошо осознанных знаний, позволяющих преподавателю варьировать характер обучения в соответствии с его целями и требованиями конкретной ситуации. Для этого педагог должен понимать, что такое умственное развитие, по каким показателям о нём следует судить, каковы те основные принципы, реализация которых может обеспечить высокий темп психического развития учащихся, и те условия, при которых каждый из этих принципов будет наиболее эффективным.
Педагогические мастерские дают большие возможности для творческого роста детей, позволяют каждому ребёнку включиться в поисковую работу. Мастерская позволяет в рамках учебной деятельности смоделировать ситуацию, максимально приближающую учебную задачу к субъекту, решающему её.
Проанализировав работу по внедрению педагогических мастерских в практику можно назвать положительные результаты:
1. Повышается познавательная и творческая активность учащихся;
2. Учащиеся получают навыки самостоятельной работы с научной и художественной литературой;
3. Происходит развитие мыслительных процессов: умение анализировать, синтезировать и классифицировать учебный материал;
4. Приобретаются навыки коллективной работы.
Категория: Начальная школа | Добавил: nadin4212
Просмотров: 703 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 1:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru