Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Из опыта интегрирования идей модулей Программы 3-х месячных курсов на уроках литературного чтения
2015-01-26, 3:12 AM
Тема: Из опыта интегрирования идей модулей Программы 3-х месячных курсов на уроках литературного чтения
СЛАЙ 1( название, учитель, школа)
Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподается ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Выполняя задания учащиеся должны научиться критически мыслить, брать на себя ответственность за собственное обучение, работать сообща.
Программа 3- х месячных курсов предполагает адаптацию сознательного обдуманного подхода к развитию критического мышления не только учеников, но и учителя.

СЛАЙД 2, 3 ( фото учеников)
Вильгельм Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Он с детства размышлял. В гимназии он отставал от одноклассников, над ним посмеивались учителя. Постепенно Вундт научился контролировать свою склонность к фантазированию и даже стал пользоваться популярностью в школе, которую, правда, так никогда и не смог полюбить. Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.
Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания. Моя задача на уроке - создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности.
Поначалу было трудно. Казалось, что на уроке шумно. Не все ученики могли слажено работать в группах. Потребовалось два месяца, чтобы они привыкли к новой посадке за партами, к коллективному обучению.
Как же изменилось обучение?

СЛАЙД 4
В начале учебного дня мы делимся на группы, работа в которых продолжается на всех уроках. Я считаю, что одного деления достаточно в начальных классах, так как это экономит время. Деление на группы проводим ежедневно.
Работа в группах сближает одноклассников, а самое главное - на каждом уроке в учебную деятельность включён каждый ученик. В одной группе можно менять несколько пар сменного состава.

СЛАЙД 5 Краткосрочный план
Уроки оформляю в виде таблицы, которая позволяет мне проследить за моими действиями и действиями учащихся. После проведения урока, я почти всегда вношу коррективы в данную таблицу ручкой. В плане есть предполагаемые результаты, также, после окончания урока, я делаю сравнительный анализ с достигнутым результатом. Я внесла для удобства небольшие изменения при печатании краткосрочного плана. Сначала я печатаю шаблон - краткий план, а после уже приложения.

СЛАЙД 6 Знакомство с биографией писателя.
Остановлюсь на некоторых этапах урока «Литературное чтение» и применяемых мной стратегиях.
Расскажу, какую работу в группах я провожу при знакомстве с биографией писателя.
1.Ученики заранее к уроку подбирают биографический материал о писателе или поэте. В группах обмениваются собранными данными за определённое время и выбирают спикера, который будет пересказывать обобщённую биографию. Если выслушивать каждую группу, уйдёт много времени. Поэтому способом жеребьёвки выбираем одну из групп, а другие группы дополняют биографию.
2.Предлагаю учащимся в группах ознакомиться с биографией автора произведения, которая напечатана на листах, и определить его фамилию и имя. Даю биографии писателей или поэтов, с которыми учащиеся уже были знакомы в предыдущих классах. Данный мной материал иногда дополняется учащимися, которые что-то знают о жизни писателя или поэта.
3.Иногда предлагаю портрет автора, а учащиеся в группах обмениваются идеями, кто этот автор. Определив, прорабатывают на уроке для пересказа его биографию, которую я раздаю или дана в учебнике.
4.Заранее раздаю биографию автора всем учащимся, как домашнее задание для пересказа. Но на уроке в группах ученики не пересказывают, а составляют в сотрудничестве вопросы по знанию биографии. Условие: каждая группа задаёт другой группе один вопрос. Выбирается самый лучший вопрос, над которым задумались. Лучшими считаются вопросы высокого порядка, начинающиеся со слов «Почему?», «Каким образом…?»
Например, «Почему Ыбрая Алтынсарина при жизни называли казахским Ломоносовым? (Один из родоначальников художественной казахской прозы. Его рассказы и сказки - первые произведения в казахской литературе, написанные в этом жанре)
или Почему Ыбрай Алтынсарин отбирал для своих сказок и рассказов образцы фольклора разных народов? (отбирал их согласно своим воспитательным целям)
5.Составляем небольшой кластер.

СЛАЙД 7
Например: Музафар Алимбаев: поэт, один из авторов первого Госгимна РК, участник ВОВ.
СЛАЙД 8
или Абай Кунанбаев: поэт-мыслитель, просветитель, основоположник казахской письменности, классик казахской литературы.

СЛАЙД 9 Словарная работа.
1. Я определяю объём чтения текста, чаще всего постранично, и даю задание каждой группе выписать из текста непонятные слова в тетрадь, дать им объяснение устно. Те слова, смысл которых не понятен был при обсуждении, подчеркнуть красным карандашом. ( красный цвет в оценивании означает – не понятно). После временного регламента выслушивается данная работа, проходит взаимообмен мыслями. Другие группы помогают определить смысл непонятных слов.
2.Другой вариант. Заранее раздаю красные небольшие листы бумаги. Красный цвет показывает, что не понял, затрудняешься. На этих листах члены группы выписывают слова, которые им непонятны и передают любой группе для объяснения. Здесь также необходим объём текста, регламент и условие, чтобы у каждой группы при обмене была только одна карточка. После обсуждения в группах учащиеся по очереди в группе объясняют смысл данных им слов. Объяснения дополняются. Другая группа зачитывает слова, которых не было.

СЛАЙД 10 Модуль «Обучение талантливых и одарённых учеников»
Для реализации модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников», применяю творческие задания, которые способствуют развитию задатков учащихся.

Предварительная работа перед чтением сказки.
1. Творческое задание. Даю Опорные слова отрывка из сказки, которую будем читать. Сказка знакома ученикам, но в классе мы её не читали. По опорным словам каждая группа готовит задание, рассказывает. Затем , после чтения отрывка, отмечаем схожий вариант.
Например, Братья Гримм «Храбрый портной»:
Птица, великан, камень, творожный сыр.
2 Заполнить таблицу, написать сказки, работая в группе. После регламента проверяются коллективно работы, оцениваются группами.

Народные сказки
волшебная о животных бытовая


Литературные сказки
Автор:
Название:

СЛАЙД 11 Стратегия «Прогнозирование»
3.Стратегию «Прогнозирование» применяю как в начале, так и в середине урока.
Например, при чтении сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» был задан такой вопрос:
- Как вы думаете, подружится Ромашка с цветами?
или такие вопросы при чтении других произведений:
- Предположите, какие слова он мог сказать?
- Что будет дальше?
4.Составление различных советов, рецептов, писем-обращений к людям, пожеланий.
5.Учебно - исследовательская работа (проект). Мои ученики готовили такие проекты, связанные с литературным чтением: В третьем классе моя ученица работала над проектом «Секреты долголетия удивительных сказок Шарля Перро». В 4-м классе были работы под названиями: «Золотая рыбка», «Драконы», «Как рождаются сказки», в 3-м «Дед Мороз: сказка или быль».

СЛАЙД 12 Работа над составлением характеристики главных героев.
Остановлюсь на том, как мы составляем характеристику главных героев, работая в группах.
1.Даю задание одинаковое для всех групп: например, составить характеристику на одного героя. Проверяем, сравниваем, оцениваем.
2.Или каждой группе: составить характеристику на определённых героев. Так, читая сказку «Волшебник Изумрудного города», группы описывали сначала внешний вид Страшилы, Железного Дровосека, Льва, Элли, Тотошки. Затем менялись имена сказочных героев в группах и давалось новое задание: перечислить черты характера. Ещё раз обменивались именами героев и перечисляли уже их заветные желания.
3. Карточка Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
1. Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, аккуратный, целеустремлённый, неряшливый, сообразительный, стеснительный, спокойный, организованный.
2………………………………………………………………………………………………
3………………………………………………………………………………………………
Учитель: Перед вами карточки, на которых написаны качества человека и хорошие и плохие.
1. Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиваться успехов в учёбе. Можете тихонько советоваться между собой. (Работа в паре).
2. А теперь, выберите и напишите те качества, которые помогают тебе в учёбе. (Индивидуальная работа).
3. Каких качеств, вы считаете, вам недостает, и вы бы хотели развить в себе? Напишите.

СЛАЙД 13
Работа над содержанием текста.
1.Стратегия «Карусель». Предлагаемый мной проблемный вопрос записан на листе. На цветных стикерах (у каждой группы свой цвет) ученики пишут ответ, который прикрепляется затем по движению карусели на лист. После зачитываются все ответы, выбирается оригинальный.
Или, каждая группа задаёт один вопрос другой группе по движению карусели. Вопросы составляются по отрывку текста или по одной части рассказа. Соблюдается условие – вопросы не должны повторяться.
2. Стратегия «Кубик» Каждой группе раздаётся кубик, на гранях которого даны слова, с которых надо начать вопрос к тексту. Как..? Почему..? Зачем…? Каким образом…? Какой…? Что..? Иногда одну сторону кубика оставляю пустой для творческого вопроса.
3.Некоторые сказки навеяны сюжетами других сказок. Мы проводим исследовательскую работу, ищем сходство в таких сказках: сказка Шарля Перро «Спящая красавица», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сравнивали сказки Ы.Алтынсарина «Золотой чуб», «Рикке с хохолком» Шарля Перро(единственной придуманной им сказкой) с русскими сказками. Также узнали, что Александр Волков свою сказку «Волшебник Изумрудного города» написал на основе сказки Френка Баума “Мудрец из страны Оз”.
4. Предлагаю сама и учеников прошу задавать больше проблемных вопросов, вопросов высокого порядка.
Например:
-Почему Серый Волк помогал Ивану- царевичу?
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
-Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?

СЛАЙД 14
При составлении плана произведения применяю стратегию «Зигзаг». Один ученик с каждой группы по часовой стрелке перемещается в другую группу и зачитывает составленный его группой план.

СЛАЙД 15
Рефлексия
Ответы на вопросы:
-Чему учит произведение?
-О чём заставил задуматься рассказ?
учащиеся дают чаще сформулированный в группах.
Как вы заметили, что даётся время на обдумывание. Это аналогия стратегии «20 секунд»,
Пишем синквейны, одноминутное (трёхминутное) эссе.( письменная обратная связь)
Рефлексивный экран
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Рефлексивный экран
Мне понравилось в рассказе…
Меня заставило задуматься…
Я хотел бы изменить…

По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку «Белый Бим , Чёрное ухо», и каждый высказывает своё мнение:
-- Я понял…
-- Я верю…
--Я подумал…
--Я узнал…

«Оцени свою работу в группе по схеме»:
0 – не работал, ленился
1 – работал нехотя, заставляли
2 – активно работал
3 – очень активно работал

СЛАЙД 16
Таблица «Выводы»
Напишите выводы
«+» положительные «-» отрицательные




СЛАЙД 17
Особое внимание уделяю самооцениванию, взаимооцениванию работ групп.

Лист самооценки Выбери ответ « + », « - »

1. Могу определить вид сказки?
2. Все ли я знаю об авторе сказки?
3. Правильно отвечаю на вопросы?
4. Могу дать характеристику героя?
5. Могу сочинять?

Такие листы заполняем в течение урока или в конце.

1- умение анализировать
2 - умение сравнивать
3- умение выявлять логические связи
4-умение систематизировать
5- умение выявлять причинно-следственные связи
6 - умение формулировать цели
7 - умение обобщать и делать выводы

СЛАЙД
Разноуровневые домашние задания:
По сказке
Составить план сказки.
Составить викторину по сказке.
Пересказать отрывок
для друга/подруги
для маленьких детей
для читателей

Краткосрочный план
Класс: 3
Предмет: Литературное чтение
Дата:
Тема:
Цель:
Задачи:
Модули:
Результаты
обучения:

Ресурсы урока:
№ Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учеников Оценивание

I

1

II

III

1

2

3

4
IV

V

1
2

3

VI
VII Организация
учебного процесса.
Деление на группы
Психологический настрой на урок.
Проверка домашнего задания
Новая тема
Работа в группах
Знакомство с биографией писателя.
Стратегия «Прогнозирование»
Пересказ текста учителем.
Словарная работа
Физминутка

Работа над содержанием текста
Стратегия
Стратегия
Творческое задание
Работа по разно-
уровневым
карточкам
Рефлексия
Домашнее задание

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5
Приложение 6

Приложение 7
Категория: Начальная школа | Добавил: helena3569
Просмотров: 313 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru