Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2015-01-26, 7:19 AM | |
Урок русского языка по теме «Антонимы. Повторение» 3 класс Подготовила: Калниниекс Ольга Ильинична, учитель начальных классов гимназии № 26 города Жезказгана, Республика Казахстан Цель занятия: • Дать учащимся представление об антонимах, их образовании (однокоренные, разнокоренные), с тем, что антонимов может быть много у многозначных слов; • Расширение словарного запаса школьников; • Развитие навыков связной речи, логического мышления, памяти зрительной и слуховой, познавательного интереса; • Использовать занимательный материал, увлечь детей делать вывод, межпредметная связь; • Воспитывать трудолюбие, доброту, положительное отношение к учебе. Наглядность: • Красочно оформленная тема урока; • Слайды. Ход занятия I. Организационный момент - Здравствуйте, ребята, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует и по какой причине? Дежурный: На уроке никто не отсутствует, а все присутствуют, отсутствующих нет, есть только присутствующие. Учитель: Ребята, ответ дежурного получился многословным и смешным, потому что не сумел правильно употребить в речи слова противоположенного значения: отсутствовать – присутствовать. Ведь ясно, что ели никто не отсутствует, значит все присутствуют! Именно о таких случаях сегодня мы и будем с вами говорить. Тема нашего урока «Антонимы». Слайд 1. А пока, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать, Думать и напоминать? II. Вступительное слово учителя. Интересные слова есть в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Например, слово «язык». Что может означать это слово. (Язык колокола, язык сапога, язык во рту, иностранный язык). Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? (синонимы). Например, смелый, отважный, мужественный. А есть слова с противоположенным значением. Знакомство с темой урока. 1. Отгадайте загадки и найдите в них слова, противоположенные по значению. Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел). Антонимы: враг – друг. Записываем в тетрадь. Как споткнутся – стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьет – Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь) Записать в тетрадь. Антонимы: толстый – тонкий. Слайд 2. Вывод: слова разные по звучанию и противоположенные по значению называются антонимами. Слово пришло из греческого языка и образовано с помощью приставки «анти», что означает «против» и слова «анима» - имя. Вы, наверное, слышали, что в этом году Жезказгану исполняется 60 лет. Это вроде бы много и в тоже время мало. Сейчас мы увидим достопримечательности нашего города. Смотрим и называем антонимы. Слайд 3. 2. Работа с предметными картинками. Задание: рассмотрите картинки и назовите словосочетания прил. + сущ. Противоположенные по значению. Слайд 4: Грязные руки – (чистые руки); Старый человек – (молодой человек); Тупой карандаш – (острый карандаш); Широкая лента – (узкая лента). - Как звучат эти слова: одинаково или по-разному? - Значения этих слов одинаковые или разные? - Как называются такие слова? 3. Игра «Кто быстрее?» Слайд 5. Назвать антонимы: Соединить линиями Трудолюбивый День Зимой Левая Прибавить Друг Далеко Работать Жара Пасмурный Веселый Скажите, можно ли назвать эти слова разнокорневыми? Слайд 6. А теперь попробуйте подобрать противоположное по значению слово, но… с таким же корнем. Присутствовать - … (отсутствовать) Веселый - … (невеселый) Друг - … (недруг) Аккуратный – … (неаккуратный). Это однокоренные антонимы. Записать антонимы. Слайд 7. А возможно ли, чтобы у одного слова было несколько антонимов? Давайте проверим! Запись на доске: Легкая (ноша) – тяжелая Легкая (задача) – трудная Легкая (походка) – грузная Легкий (мороз) – сильный Легкая (музыка) – серьезная Легкий (сон) – глубокий. Сколько антонимов мы подобрали к слову «лекгая»? А теперь подберите антонимы к словам: тетрадь, нос, часы. Слайд 8. Вывод: Антонимы могут быть разнокоренными и однокоренными, их может быть несколько, а может и не быть совсем. Физминутка. А теперь мы дружно встали. Повторяйте-ка за мной, Если вы со мной согласны. Я говорю вам: «Высоко» (руки вверх) А вы в ответ мне: низко (присели) Скажу я слово: «далеко» (руки от себя) А вы в ответ мне: «близко» (руки к себе) Скажу вам: «Руки шире» (руки в сторону) А вы в ответ мне: «уже» (руки в замок) Скажу вам: «Дети, встали!» А вы в ответ мне: «Сели!» (сели за парты). Слайд 9. 4. Закончить рассказ (используем наглядность). Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь… Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению. - А вы, ребята, хотите быть хорошими учениками? 5. Отдыхалочка: Знаете ли вы? Слайд 10. А) Знаете ли вы, что самая большая книга находится в Америке? Ее высота 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат. Б) Самая маленькая русская книга – это сборник басен Ивана Андреевича Крылова. Эта книга в несколько раз меньше спичечной коробки. В) Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква. Г) Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. ... и маленькая викторина. 1. Какое молоко дает черная корова? 2. Если взять сухой березовый листик и бросить его в чистую дождевую воду, какой он будет? 1. Может ли быть такое? Может ли один и тот же человек в разное время быть грустным и веселым, аккуратным и небрежным? Послушайте стихотворение В. Орлова «Спор» (инсценировка). - Жила плохая девочка. Она была хорошая, Она была хорошая, Хотя была плохая. - Ну, да! Вот это выдумки! - Ха-ха! Вот это выдумки! Не может быть хорошая, Когда она плохая! - И ничего не выдумки Она была хорошая! И ничего не выдумки Она была плохая! Она была хорошая, Когда была послушная. Когда она не слушалась, Она была плохая! Учитель: - А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает П. Ребров в стихотворении «Кто прав?». Вьется синяя река, Убегает к морю. - Мелка! - Глубока! – я спорю. Так мелка иль глубока? Как же быть нам с нею? До колен отцу река, Ну а мне – по шею. - Кто же прав? 7. Загадка. Бывает он и в холод, Бывает он и в зной, Бывает он добрый, Бывает он злой. В открытые окна Нежданно влетит, То что-то прошепчет, То вдруг загудит. Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять. (Н. Найденова) - Назовите антонимы, которые встретились в загадке (холод – зной, добры – злой, прошепчет – загудит, примчится - умчится). Записываем в тетрадь. Слайд 11. 8. Работа с индивидуальными заданиями. А) Найдите в отрывке из сказки антонимы. Мафин последовал в самый центр зала. Когда он проходил через отделение кабачков, все остальные владельцы кабачков приуныли и их надежды на премию рухнули. Но они сразу успокоились и повеселели, видя, что Мафин прошел дальше а отделение «Необыкновенное употребление обыкновенных овощей». (Хогарт Н. «Мафин и его знаменитый кабачок»). (приуныли – повеселели, необыкновенное – обыкновенное). Какие из них однокорневые? Какие разнокорневые? Б) «Уж если нам тесно в доме родном, Найдем ли мы место в доме чужом?» («Три друга» Казахская народная сказка) В) «С тех пор прошло много лет… Человек понял, что не один он на Земле живет, умнее стал. Он теперь знает: чтобы жить, надо не только брать, но и отдавать свою любовь и заботу соседям по планете». («Как человек с Землей поспорил», кубинская народная сказка). Г) «Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка». (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»). Слайд 12. Д) «Платье хорошо новое, а друг … старый» «Доброе слово лечит, а … калечит» «Маленькое дело лучше … плохого безделья». Дописать, записать в тетрадь. 9. Прослушайте шуточное стихотворение Г. Сапгира «Яблоко». У прохожих на виду ВИСЕЛО ЯБЛОКО В САДУ. Ну, кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, Что – низко, А Мышонок – Высоко, Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко, А Теленок – озабочен Тем, что Яблоко Мало. А Цыпленок – тем, Что очень Велико и тяжело. А котенку все равно: - Кислое – зачем оно? - Что вы? – Шепчет Червячок. – Сладкий у него бочок. - Как говорили о яблоке Конь и Мышонок? (низко – высоко), Воробей и Улитка (близко – высоко), Теленок и Цыпленок (мало – велико, тяжело), Котенок и Червячок (кислое – сладкое). - Почему каждый говорил о яблоке по-своему? - Можно ли к слову «яблоко» подобрать антоним? - Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать антонимы? IV. Подведение итогов занятия. Игра «наоборот» Прощальная игра Д. Чиадри. Скажу я слово Высоко, А ты ответишь: … Скажу я слово Далеко, А ты ответишь … Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты … Теперь начало Я скажу, - Ну, отвечай: …. Закончить пословицы. Ученье – свет, а неученье – …(тьма). Корень учения горек, а плод (сладок). Не было бы счастья, да … (несчастье) помогло. Хороша веревка длинная , а речь … (короткая). Подальше положишь, … (поближе) возьмешь. | |
Просмотров: 1973 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|