Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Антонимы.
2015-01-26, 7:19 AM
Урок русского языка по теме «Антонимы. Повторение»

3 класс

Подготовила: Калниниекс Ольга Ильинична, учитель начальных классов гимназии № 26 города Жезказгана, Республика Казахстан

Цель занятия:
• Дать учащимся представление об антонимах, их образовании (однокоренные, разнокоренные), с тем, что антонимов может быть много у многозначных слов;
• Расширение словарного запаса школьников;
• Развитие навыков связной речи, логического мышления, памяти зрительной и слуховой, познавательного интереса;
• Использовать занимательный материал, увлечь детей делать вывод, межпредметная связь;
• Воспитывать трудолюбие, доброту, положительное отношение к учебе.

Наглядность:
• Красочно оформленная тема урока;
• Слайды.

Ход занятия
I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует и по какой причине?
Дежурный: На уроке никто не отсутствует, а все присутствуют, отсутствующих нет, есть только присутствующие.
Учитель: Ребята, ответ дежурного получился многословным и смешным, потому что не сумел правильно употребить в речи слова противоположенного значения: отсутствовать – присутствовать. Ведь ясно, что ели никто не отсутствует, значит все присутствуют!
Именно о таких случаях сегодня мы и будем с вами говорить. Тема нашего урока «Антонимы».

Слайд 1.

А пока, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и напоминать?

II. Вступительное слово учителя.

Интересные слова есть в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Например, слово «язык». Что может означать это слово.
(Язык колокола, язык сапога, язык во рту, иностранный язык).
Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? (синонимы). Например, смелый, отважный, мужественный.
А есть слова с противоположенным значением.

Знакомство с темой урока.

1. Отгадайте загадки и найдите в них слова, противоположенные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел).
Антонимы: враг – друг. Записываем в тетрадь.
Как споткнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь) Записать в тетрадь.
Антонимы: толстый – тонкий.

Слайд 2.

Вывод: слова разные по звучанию и противоположенные по значению называются антонимами.
Слово пришло из греческого языка и образовано с помощью приставки «анти», что означает «против» и слова «анима» - имя.
Вы, наверное, слышали, что в этом году Жезказгану исполняется 60 лет. Это вроде бы много и в тоже время мало. Сейчас мы увидим достопримечательности нашего города. Смотрим и называем антонимы.

Слайд 3.

2. Работа с предметными картинками.
Задание: рассмотрите картинки и назовите словосочетания прил. + сущ. Противоположенные по значению.

Слайд 4:

Грязные руки – (чистые руки);
Старый человек – (молодой человек);
Тупой карандаш – (острый карандаш);
Широкая лента – (узкая лента).
- Как звучат эти слова: одинаково или по-разному?
- Значения этих слов одинаковые или разные?
- Как называются такие слова?

3. Игра «Кто быстрее?»

Слайд 5.

Назвать антонимы: Соединить линиями

Трудолюбивый
День
Зимой
Левая
Прибавить
Друг
Далеко
Работать
Жара
Пасмурный
Веселый

Скажите, можно ли назвать эти слова разнокорневыми?

Слайд 6.

А теперь попробуйте подобрать противоположное по значению слово, но… с таким же корнем.

Присутствовать - … (отсутствовать)
Веселый - … (невеселый)
Друг - … (недруг)
Аккуратный – … (неаккуратный).

Это однокоренные антонимы. Записать антонимы.

Слайд 7.

А возможно ли, чтобы у одного слова было несколько антонимов? Давайте проверим!

Запись на доске:
Легкая (ноша) – тяжелая
Легкая (задача) – трудная
Легкая (походка) – грузная
Легкий (мороз) – сильный
Легкая (музыка) – серьезная
Легкий (сон) – глубокий.

Сколько антонимов мы подобрали к слову «лекгая»?
А теперь подберите антонимы к словам: тетрадь, нос, часы.

Слайд 8.

Вывод: Антонимы могут быть разнокоренными и однокоренными, их может быть несколько, а может и не быть совсем.

Физминутка.
А теперь мы дружно встали.
Повторяйте-ка за мной,
Если вы со мной согласны.
Я говорю вам: «Высоко» (руки вверх)
А вы в ответ мне: низко (присели)
Скажу я слово: «далеко» (руки от себя)
А вы в ответ мне: «близко» (руки к себе)
Скажу вам: «Руки шире» (руки в сторону)
А вы в ответ мне: «уже» (руки в замок)
Скажу вам: «Дети, встали!»
А вы в ответ мне: «Сели!» (сели за парты).

Слайд 9.

4. Закончить рассказ (используем наглядность).

Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…
Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.
- А вы, ребята, хотите быть хорошими учениками?

5. Отдыхалочка: Знаете ли вы?

Слайд 10.

А) Знаете ли вы, что самая большая книга находится в Америке? Ее высота 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Б) Самая маленькая русская книга – это сборник басен Ивана Андреевича Крылова. Эта книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
В) Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.
Г) Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

... и маленькая викторина.

1. Какое молоко дает черная корова?
2. Если взять сухой березовый листик и бросить его в чистую дождевую воду, какой он будет?

1. Может ли быть такое?
Может ли один и тот же человек в разное время быть грустным и веселым, аккуратным и небрежным? Послушайте стихотворение В. Орлова «Спор» (инсценировка).
- Жила плохая девочка.
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
- Ну, да!
Вот это выдумки!
- Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая!
- И ничего не выдумки
Она была хорошая!
И ничего не выдумки
Она была плохая!
Она была хорошая,
Когда была послушная.
Когда она не слушалась,
Она была плохая!

Учитель: - А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает П. Ребров в стихотворении «Кто прав?».

Вьется синяя река,
Убегает к морю.
- Мелка!
- Глубока! – я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне – по шею.
- Кто же прав?

7. Загадка.

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
(Н. Найденова)

- Назовите антонимы, которые встретились в загадке (холод – зной, добры – злой, прошепчет – загудит, примчится - умчится). Записываем в тетрадь.

Слайд 11.

8. Работа с индивидуальными заданиями.

А) Найдите в отрывке из сказки антонимы.
Мафин последовал в самый центр зала. Когда он проходил через отделение кабачков, все остальные владельцы кабачков приуныли и их надежды на премию рухнули. Но они сразу успокоились и повеселели, видя, что Мафин прошел дальше а отделение «Необыкновенное употребление обыкновенных овощей».
(Хогарт Н. «Мафин и его знаменитый кабачок»).
(приуныли – повеселели, необыкновенное – обыкновенное).
Какие из них однокорневые? Какие разнокорневые?

Б) «Уж если нам тесно в доме родном,
Найдем ли мы место в доме чужом?»
(«Три друга» Казахская народная сказка)

В) «С тех пор прошло много лет… Человек понял, что не один он на Земле живет, умнее стал. Он теперь знает: чтобы жить, надо не только брать, но и отдавать свою любовь и заботу соседям по планете».
(«Как человек с Землей поспорил», кубинская народная сказка).

Г) «Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка».
(Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

Слайд 12.

Д) «Платье хорошо новое, а друг … старый»
«Доброе слово лечит, а … калечит»
«Маленькое дело лучше … плохого безделья». Дописать, записать в тетрадь.

9. Прослушайте шуточное стихотворение Г. Сапгира «Яблоко».

У прохожих на виду
ВИСЕЛО ЯБЛОКО В САДУ.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что – низко,
А Мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко,
А Теленок – озабочен
Тем, что Яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы? –
Шепчет Червячок. –
Сладкий у него бочок.

- Как говорили о яблоке Конь и Мышонок? (низко – высоко), Воробей и Улитка (близко – высоко), Теленок и Цыпленок (мало – велико, тяжело), Котенок и Червячок (кислое – сладкое).
- Почему каждый говорил о яблоке по-своему?
- Можно ли к слову «яблоко» подобрать антоним?
- Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать антонимы?

IV. Подведение итогов занятия.


Игра «наоборот»
Прощальная игра
Д. Чиадри.

Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты

Теперь начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
….
Закончить пословицы.

Ученье – свет, а неученье – …(тьма).
Корень учения горек, а плод (сладок).
Не было бы счастья, да … (несчастье) помогло.
Хороша веревка длинная , а речь … (короткая).
Подальше положишь, … (поближе) возьмешь.
Категория: Начальная школа | Добавил: Ольга8119
Просмотров: 1973 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru