Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Антонимы.
2015-01-26, 7:19 AM
Урок русского языка по теме «Антонимы. Повторение»

3 класс

Подготовила: Калниниекс Ольга Ильинична, учитель начальных классов гимназии № 26 города Жезказгана, Республика Казахстан

Цель занятия:
• Дать учащимся представление об антонимах, их образовании (однокоренные, разнокоренные), с тем, что антонимов может быть много у многозначных слов;
• Расширение словарного запаса школьников;
• Развитие навыков связной речи, логического мышления, памяти зрительной и слуховой, познавательного интереса;
• Использовать занимательный материал, увлечь детей делать вывод, межпредметная связь;
• Воспитывать трудолюбие, доброту, положительное отношение к учебе.

Наглядность:
• Красочно оформленная тема урока;
• Слайды.

Ход занятия
I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует и по какой причине?
Дежурный: На уроке никто не отсутствует, а все присутствуют, отсутствующих нет, есть только присутствующие.
Учитель: Ребята, ответ дежурного получился многословным и смешным, потому что не сумел правильно употребить в речи слова противоположенного значения: отсутствовать – присутствовать. Ведь ясно, что ели никто не отсутствует, значит все присутствуют!
Именно о таких случаях сегодня мы и будем с вами говорить. Тема нашего урока «Антонимы».

Слайд 1.

А пока, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и напоминать?

II. Вступительное слово учителя.

Интересные слова есть в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Например, слово «язык». Что может означать это слово.
(Язык колокола, язык сапога, язык во рту, иностранный язык).
Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? (синонимы). Например, смелый, отважный, мужественный.
А есть слова с противоположенным значением.

Знакомство с темой урока.

1. Отгадайте загадки и найдите в них слова, противоположенные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел).
Антонимы: враг – друг. Записываем в тетрадь.
Как споткнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь) Записать в тетрадь.
Антонимы: толстый – тонкий.

Слайд 2.

Вывод: слова разные по звучанию и противоположенные по значению называются антонимами.
Слово пришло из греческого языка и образовано с помощью приставки «анти», что означает «против» и слова «анима» - имя.
Вы, наверное, слышали, что в этом году Жезказгану исполняется 60 лет. Это вроде бы много и в тоже время мало. Сейчас мы увидим достопримечательности нашего города. Смотрим и называем антонимы.

Слайд 3.

2. Работа с предметными картинками.
Задание: рассмотрите картинки и назовите словосочетания прил. + сущ. Противоположенные по значению.

Слайд 4:

Грязные руки – (чистые руки);
Старый человек – (молодой человек);
Тупой карандаш – (острый карандаш);
Широкая лента – (узкая лента).
- Как звучат эти слова: одинаково или по-разному?
- Значения этих слов одинаковые или разные?
- Как называются такие слова?

3. Игра «Кто быстрее?»

Слайд 5.

Назвать антонимы: Соединить линиями

Трудолюбивый
День
Зимой
Левая
Прибавить
Друг
Далеко
Работать
Жара
Пасмурный
Веселый

Скажите, можно ли назвать эти слова разнокорневыми?

Слайд 6.

А теперь попробуйте подобрать противоположное по значению слово, но… с таким же корнем.

Присутствовать - … (отсутствовать)
Веселый - … (невеселый)
Друг - … (недруг)
Аккуратный – … (неаккуратный).

Это однокоренные антонимы. Записать антонимы.

Слайд 7.

А возможно ли, чтобы у одного слова было несколько антонимов? Давайте проверим!

Запись на доске:
Легкая (ноша) – тяжелая
Легкая (задача) – трудная
Легкая (походка) – грузная
Легкий (мороз) – сильный
Легкая (музыка) – серьезная
Легкий (сон) – глубокий.

Сколько антонимов мы подобрали к слову «лекгая»?
А теперь подберите антонимы к словам: тетрадь, нос, часы.

Слайд 8.

Вывод: Антонимы могут быть разнокоренными и однокоренными, их может быть несколько, а может и не быть совсем.

Физминутка.
А теперь мы дружно встали.
Повторяйте-ка за мной,
Если вы со мной согласны.
Я говорю вам: «Высоко» (руки вверх)
А вы в ответ мне: низко (присели)
Скажу я слово: «далеко» (руки от себя)
А вы в ответ мне: «близко» (руки к себе)
Скажу вам: «Руки шире» (руки в сторону)
А вы в ответ мне: «уже» (руки в замок)
Скажу вам: «Дети, встали!»
А вы в ответ мне: «Сели!» (сели за парты).

Слайд 9.

4. Закончить рассказ (используем наглядность).

Долго я был плохим учеником, тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…
Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположенными по значению.
- А вы, ребята, хотите быть хорошими учениками?

5. Отдыхалочка: Знаете ли вы?

Слайд 10.

А) Знаете ли вы, что самая большая книга находится в Америке? Ее высота 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Б) Самая маленькая русская книга – это сборник басен Ивана Андреевича Крылова. Эта книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
В) Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.
Г) Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

... и маленькая викторина.

1. Какое молоко дает черная корова?
2. Если взять сухой березовый листик и бросить его в чистую дождевую воду, какой он будет?

1. Может ли быть такое?
Может ли один и тот же человек в разное время быть грустным и веселым, аккуратным и небрежным? Послушайте стихотворение В. Орлова «Спор» (инсценировка).
- Жила плохая девочка.
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
- Ну, да!
Вот это выдумки!
- Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая!
- И ничего не выдумки
Она была хорошая!
И ничего не выдумки
Она была плохая!
Она была хорошая,
Когда была послушная.
Когда она не слушалась,
Она была плохая!

Учитель: - А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном, о котором рассказывает П. Ребров в стихотворении «Кто прав?».

Вьется синяя река,
Убегает к морю.
- Мелка!
- Глубока! – я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну а мне – по шею.
- Кто же прав?

7. Загадка.

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
(Н. Найденова)

- Назовите антонимы, которые встретились в загадке (холод – зной, добры – злой, прошепчет – загудит, примчится - умчится). Записываем в тетрадь.

Слайд 11.

8. Работа с индивидуальными заданиями.

А) Найдите в отрывке из сказки антонимы.
Мафин последовал в самый центр зала. Когда он проходил через отделение кабачков, все остальные владельцы кабачков приуныли и их надежды на премию рухнули. Но они сразу успокоились и повеселели, видя, что Мафин прошел дальше а отделение «Необыкновенное употребление обыкновенных овощей».
(Хогарт Н. «Мафин и его знаменитый кабачок»).
(приуныли – повеселели, необыкновенное – обыкновенное).
Какие из них однокорневые? Какие разнокорневые?

Б) «Уж если нам тесно в доме родном,
Найдем ли мы место в доме чужом?»
(«Три друга» Казахская народная сказка)

В) «С тех пор прошло много лет… Человек понял, что не один он на Земле живет, умнее стал. Он теперь знает: чтобы жить, надо не только брать, но и отдавать свою любовь и заботу соседям по планете».
(«Как человек с Землей поспорил», кубинская народная сказка).

Г) «Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка».
(Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

Слайд 12.

Д) «Платье хорошо новое, а друг … старый»
«Доброе слово лечит, а … калечит»
«Маленькое дело лучше … плохого безделья». Дописать, записать в тетрадь.

9. Прослушайте шуточное стихотворение Г. Сапгира «Яблоко».

У прохожих на виду
ВИСЕЛО ЯБЛОКО В САДУ.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что – низко,
А Мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко,
А Теленок – озабочен
Тем, что Яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы? –
Шепчет Червячок. –
Сладкий у него бочок.

- Как говорили о яблоке Конь и Мышонок? (низко – высоко), Воробей и Улитка (близко – высоко), Теленок и Цыпленок (мало – велико, тяжело), Котенок и Червячок (кислое – сладкое).
- Почему каждый говорил о яблоке по-своему?
- Можно ли к слову «яблоко» подобрать антоним?
- Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать антонимы?

IV. Подведение итогов занятия.


Игра «наоборот»
Прощальная игра
Д. Чиадри.

Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты

Теперь начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
….
Закончить пословицы.

Ученье – свет, а неученье – …(тьма).
Корень учения горек, а плод (сладок).
Не было бы счастья, да … (несчастье) помогло.
Хороша веревка длинная , а речь … (короткая).
Подальше положишь, … (поближе) возьмешь.
Категория: Начальная школа | Добавил: Ольга8119
Просмотров: 1027 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 7:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru