Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
[ Скачать с сервера (20.7 Kb) ] 2015-02-07, 4:51 AM
ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе создаются условия для взаимодействия
понимающих сознаний.
М.М. Бахтин.
Диалог – это форма общения, состоящая из регулярного обмена высказываниями. «Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке» (Руководство для учителя третьего (базового) уровня, стр. 144). Продуктивный диалог способствует интеллектуальному развитию и результативности учеников.
По моему мнению, общение в процессе обучения создает условия для более глубокого понимания и осознания изучаемой темы ребенком. При этом ученики формулируют проблему, делают выводы, обобщения. Вместе с тем, развитие диалогической речи – одна из самых острых проблем педагогического процесса.
Для построения продуктивного диалога необходимо устранить тормозящие факторы, такие как нетерпимость учителя к ошибкам, навязывание своего мнения, закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы, неумение быть хорошим слушателем. Так же немаловажным фактором при организации диалоговой работы является комфортная для собеседников атмосфера, так как диалог создает стрессовую ситуацию для ученика. Поэтому, на своих уроках, я стараюсь создавать благоприятный психологический климат в коллективе, который позволяет учащимся не стесняясь выражать свое мнение, не боясь ошибок, строить предположения и делать выводы.
Диалоговое обучение может быть организовано путем развития диалогической беседы трех типов: дебаты, кумулятивная и исследовательская беседа. В практике учителей начальных классов широко применяется два вида беседы: кумулятивная и исследовательская. Беседа-дебаты, в силу возрастных психологических особенностей используется реже. Задачей учителя является обучение детей правилам ведения дебатов.
В качестве примера возможностей использования исследовательской беседы приведу фрагмент урока познания мира в 3 классе на тему «Тела и вещества». Целью беседы является актуализация имеющихся знаний. Беседа сопровождает задание по классификации предметных картин на интерактивной доске, плавно перетекает в постановку проблемы и предполагает выход на тему урока.
Учитель: На какие две группы можно разбить все эти предметы?
Ученик: На живые и неживые.
Учитель: Какими примерами можете дополнить эти группы?
Ученик: Живые: дерево, цветок, собака. Неживые: камень, луна.
Учитель: Что отличает предметы живой природы от предметов неживой природы?
Ученик: Живые рождаются, растут, оставляют потомство, умирают. А неживые нет.
Открываются дополнительные изображения.
Учитель: Что объединяет эти картинки?
Ученик: Они сделаны руками человека.
Учитель: А как назвать одним словом предметы живой природы, предметы неживой природы и предметы, сделанные руками человека?
Ученик: Окружающий мир.
На доске появляется слово «тела»
Учитель: Какое из понятий «Окружающий мир», «Живая природа», «Неживая природа», «Предметы, сделанные руками человека» мы можем заменить этим словом?
Дети высказывают множество предположений.
Учитель: С какой проблемой мы столкнулись?
Ученик: Мы не знаем, что такое тела.
Учитель: Какой будет тема нашего урока?
Ученик: Тела.
При ведении бесед я столкнулась с проблемой: учащиеся не дают полные ответы на вопросы, используют в качестве ответа одно слово. Причина этого в слабом словарном запасе детей и непонимании ими структуры высказывания.
С целью формирования у учащихся навыков постановки вопроса и построения логически грамотных, развернутых ответов может использоваться кумулятивная беседа учеников, в ходе которой целесообразно применение речевых опор. В ходе этой беседы ее участники приобретают опыт общения по заданной теме. Я считаю, что систематическая работа по речевым опорам со временем приведет к тому, что учащиеся смогут самостоятельно задавать последовательные вопросы и строить развернутые, аргументированные ответы. Помимо работы над построением высказываний необходимо постоянно работать над обогащением словарного запаса, так как учащиеся в ответах допускают стилистические ошибки, используют просторечные названия предметов.
Успешность любой беседы зависит от грамотной постановки вопросов. В Руководстве для учителя сказано, что «…постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников». (Руководство для учителя, стр. 146)
Значение имеют вопросы, которые сопровождают практические работы детей. При проведении опытов, наблюдений дети не умеют отслеживать промежуточные результаты, что приводит к тому, что они не могут сделать выводы по завершении работы. На уроке познания мира в 3 классе по теме «Вещества» учащимися проводится опыт «Растворение сахара в воде». Работа строится по алгоритму. В качестве помощи по отслеживанию результатов проводимых действий учащимся предлагаются вопросы:
1.Налейте в стакан воды. Какое это вещество?
2.Бросьте туда кусочек сахара. Что увидели?
3.Помешайте ложкой. Что произошло с сахаром?
4.Попробуйте воду на вкус. Какая она?
5.Подумайте и ответьте: Почему мы не видим сахар?
Ответы на вопросы дети записывают в карточке. Перед этим возможные варианты ответа обсуждаются учащимися в группе. Таким образом, для каждого ребенка создается возможность высказать свое мнение, послушать и оценить точку зрения других, а в конечном итоге прийти к единому заключению. Можно сказать, что продуктивный диалог способствует взаимообучению детей.
Обучение детей правильной постановке вопросов является одним из приоритетных направлений в процессе диалогового обучения.
Мое понимание значимости вопросов детей в процессе учения отражается в высказывании: «В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя и ответы учеников. Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания учеников, но и для того, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять, развивать и расширять свое мышление». (Руководство для учителя, стр. 147) Вопросы детей по теме урока показывают учителю, насколько она понимается детьми. Научиться правильной реакции на вопросы и ответы детей – задача каждого учителя.
В процессе опроса бывают ситуации, когда дети дают неверные ответы на вопросы. В такой ситуации ни в коем случае нельзя отрицать ответ ребенка, используя фразы: «Неверно!», «Неправильно!», «Ты не прав!». Такая схема поведения педагога может привести к тому, что ребенок начнет бояться высказывать свое мнение, а впоследствии не будет даже пытаться его обозначить. В момент, когда происходит такая ситуация, я использую следующие фразы: «А кто думает по-другому?», «Какие еще будут предположения?». При проведении бесед незаменимой становится техника «20 секунд», которая дает возможность всем учащимся включиться в беседу, учитывая индивидуальные психологические особенности.
В заключение необходимо отметить, что коммуникативные навыки учителя, его чувство сопереживания являются необходимым условием для создания такого взаимодействия, при котором как учитель, так и ученики вносят значимый вклад в обучение.
Список литературы:
1. Руководство для учителя третьего (базового) уровня. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
Категория: Начальная школа | Добавил: tatakon
Просмотров: 2513 | Загрузок: 64 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 0:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru