Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Тема: антонимы – противоположные по смыслу слова.
[ Скачать с сервера (28.8Kb) ] 2015-02-10, 5:55 PM
Коровина Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, КГУ «Общеобразовательная средняя школа-интернат №1», города Петропавловска.

МПС русский язык с самопознанием, литературой.
Тема: антонимы – противоположные по смыслу слова.
Цели урока:
Обучающая: формировать умение правильно подбирать слова противоположные по своему значению
Развивающая: развивать письменную речь учащихся, развивать умение правильно подбирать антонимы к данным словам
Воспитывающая: воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению. Приобщение к многонациональной культуре общения.
Ход урока
Орг. момент
Психологический настрой (звучит тихая спокойная музыка)
Вдохните…. Как хорошо, что мы все вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И подобно этим цветам раскроются наши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
Сообщение цели урока
Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок сказка.
Мы с вами и с героями нашей сказки закрепим наши знания об антонимах. На практике проверим наши умения правильно подбирать антонимы к словам. А также узнаем новое слово, о понятии которого будем говорить на протяжении всего урока.
Урок - сказка «Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок
Мимо муха-горюха летела, увидала теремок
-Терем-теремок, кто в теремочке живёт?
-Никто не отзывается.
-Влетела муха – горюха и стала в нем жить.
Живёт муха в тереме одна и стало мухе скучно.
Придумала она себе занятие: скороговорки говорить.
-Давайте и мы вместе с мухой прочитаем скороговорку.
Речевая разминка
Дети в пол- голоса, сначала проговаривают скороговорку медленно, затем быстрее, а потом быстро.
На доске написана скороговорка :
“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.
-А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по-другому и с разной интонацией:
-Какой усердный ученик! (Восторженно)
-Почему щеки в чернилах? (С удивлением)
-Бежала мимо мышка – норушка. Увидала теремок, остановилась и спрашивает
- Терем – теремок кто в тереме живёт?
-Я, муха – горюха. А ты кто?
-А я мышка – норушка.
- Иди ко мне жить.
-Вошла мышка в теремок, и стали они жить вдвоем. Ведь двоим веселее. Стали они друг другу загадывать загадки, да отгадывать их.

Словарная работа
( Казахстан, Астана, народ, Родина, спасибо, город, человек, страна)
1) Страна, в которой коренными жителями являются казахи( Казахстан)
2) Столица нашей республики ( Астана)
3)всё население какого-либо государства. ( народ)
4) место, где родился человек,.( Родина)
5) волшебное слово, которым мы благодарим кого – либо.( спасибо)
6) крупный населённый пункт, ( город)
7) высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. ( человек)
8)Казахстан – это многонациональная….( страна)
Учитель читает загадку или пояснение, дети отгадывают, записывают в тетрадь самостоятельно.
В конце написания словарной работы, дети меняются тетрадями, а учитель вывешивает на доске правильно написанные словарные слова.( взаимопроверка)
Прискакала к теремку лягушка – квакушка и спрашивает.
-Терем – теремок, кто в тереме живёт?
- Я муха – горюха.
- Я мышка – норушка. – А ты кто?
- А я лягушка квакушка. Иди к нам жить.
Прыгнула лягушка – квакушка в теремок. И стали они жить втроём.
Веселее прежнего живут. Пословицы по очереди читают и смысл их объясняют.

Работа с пословицами
Давайте и мы ребята тоже поучаствуем . Работа в группах детям даются разрезанные пословицы а они их собирают. Та группа, которая первой выполнит работу, скрепляет руки и поднимает дружно их.
Дерево крепко корнями, человек друзьями.( казахская)
Неверный друг - что дырявая шуба (татарская).
Лучше друг верный, чем камень драгоценный (русская).
Над бедой друга не смейся, тоже может произойти с тобой(казахская)
Дружно за мир стоять — войне не бывать. (армянская)
Доброе слово лечит, а злое убивает. ( украинская)
Нет друга - ищи, а нашел - береги. (русская пословица)
Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь. (русская пословица)
Одинокое дерево ветер легче валит.(узбекская)
Дружный дом счастья полон, дружбу потерял счастье расплескал. ( казахская)

Ребята мы сейчас разобрали смысл пословиц, пословицы разных народов,
-А о чём же они нам говорили ?
-Конечно же о дружбе, о сплочении народа!
-Какой вывод можем сделать?

ВЫВОД:
- Не смотря на свою национальность, на цвет кожи каждому человеку нужны друзья!
- А чтобы иметь друзей нужно и самому быть каким?
-Нужно быть Другом( Какие качества должны быть у человека)
-Доброта
- Терпение
-Справедливость
- Уважение к другим людям.
- Понимание друг друга
Работа в тетради
-Записать в тетрадь ту пословицу, которая больше понравилась(работа в парах)
Дети сидящие за одной партой записывают одну и туже пословицу(умение договориться, понять другого)
К выделенным словам в пословице устно подобрать антонимы (работа в парах)
Дополнительно на усмотрение учителя(сопоставь пословицы).
Бежит мимо зайчик – побегайчик. Остановился и спрашивает
-Терем-теремок. Кто в тереме живёт?
- Я, муха – горюха.
- Я, мышка – норушка.
- Я, лягушка квакушка. А ты кто?
- А я зайчик – побегайчик.
- Иди к нам жить.
Заяц скок в теремок и стали они дружно жить вчетвером.
Живут они дружно не ругаются не ссорятся друг другу помогают.
Предложил зайчик – побегайчик заняться зарядкой, и мы вместе с жителями теремка тоже немного отдохнём и сделаем зарядочку.
ФИЗМИНУТКА
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Шла мимо теремка лисичка- сестричка. Постучала в окошечко и спрашивает:
-Терем- теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, муха – горюха.
- Я, мышка – норушка.
- Я, лягушка- квакушка.
-Я, зайчик - побегайчик. А ты кто?
- А я лисичка сестричка.
- Ступай к нам жить.
И зажили они впятером дружнее прежнего.
Решила лисичка – сестричка рассказать своим друзьям стихотворение.
Давайте и мы послушаем.(стих читает учитель, дети следят за чтением учителя)

Работа с текстом
Точка, точка, запятая...
Точка, точка, запятая-
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик –
Появился человечек.'
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его?
Как он будет жить на свете
Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали –
Только и всего.
«Что вы, что вы.
Это важно,
Чтобы вырос он отважным
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно:
Только так из человечка
Выйдет человек!»
Впрочем, знают даже дети,
Как прожить на белом свете;
Легче этого вопроса
Нету ничего!
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным,
честным,
сильным,
добрым –
Только и всего!..
-О ком рассказал нам стихотворение зайчик – побегайчик?
-Кто нарисовал человечка?
-Почему художник, должен быть в ответе за человечка, которого он нарисовал?
- А мы с вами за кого должны быть в ответе?( за младших братьев и сестёр, за себя)
Прочитайте самостоятельно себе стихотворение Точка, точка, запятая.
Работа в тетради
Давайте запишем к себе в тетрадь последние стоки из этого стихотворения. И к выделенным словам подберём антонимы.
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным,
честным,
сильным,
добрым –
Только и всего!..
Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, муха – горюха.
- Я, мышка – норушка.
- Я, лягушка- квакушка.
-Я, зайчик - побегайчик.
-Я, лисичка- сестричка. А ты кто?
- А я волчок- серый бочок.
- Ступай к нам жить.
И стали они жить вшестером. Живут дружно, весело. Загадки разгадывают, сказки читают.
Тут волк и говорит:
Беседа о Казахстане
Долго я бродил по белу свету кого только не встречал, в каких только странах я не был.
В каждой стране проживает свой народ. У каждого народа есть свои обычаи, есть свои традиции, пословицы, песни, загадки, сказки.
-А в какой стране сейчас я нахожусь?
- Казахстан!
Какой народ здесь проживает?
( коренной народ – это казахи. Но Казахстан – это многонациональная страна. В ней проживают люди разных национальностей.)
- А как они живут?( живут они дружно, уважают другие народы и друг друга. Ведь внутри мы все одинаковые)
Песенка «Солнечный круг» 1 куплет на казахском и припев на казахском
2 куплет на русском и припев на казахском.

Әрқашан күн сөнбесін!
1 куплет 2 куплет
Күн әдемі көкәлемі. Против беды. Против войны.
Айрылмас дос айнамас дос, Встанем за наших мальчишек!
Бұл суреті жас баланың, Солнце – навек. Счастье – навек.
Бейбіт өмір керек елге. Так повелел человек!

Әрқашан күн сөнбесін! Әрқашан күн сөнбесін!
Әрқашан бұлт төнбесін! Әрқашан бұлт төнбесін!
Әрқашан болсын мамам, Әрқашан болсын мамам,
Болайын мен де аман! Болайын мен де аман!
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал смех, песни, остановился и говорит:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, муха – горюха.
- Я, мышка – норушка.
- Я, лягушка- квакушка.
-Я, зайчик - побегайчик.
-Я, лисичка- сестричка.
- Я, волчок- серый бочок. А ты кто?
- А я медведь косолапый.
- Ступай к нам жить.
Терем был большой, в нём места всем хватило. Даже огромному медведю.
И живут они все вместе в одном теремочке. Горя и беды не знают. Живут дружно, весело, каждый своё дело знает и друг другу помогают. Ведь внутри мы все одинаковые.
- Чему нас весь урок учили герои сказки Теремок?
-С помощью ответов детей учитель составляет кластер в виде цветка
В подведении итога при составлении кластера, учитель сообщает детям о том, что все вот эти хорошие качества можно назвать одним словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Итог:
-Что обычно желают люди друг другу, поздравляя с праздниками?
-(Счастья, добра, благополучия, мира).
-Да, об этом мечтает каждый. Но чтобы сохранить мир на нашей планете, приумножить добро и добиться благополучия для всех, нужно научиться понимать друг друга, принимать друг друга такими, какие мы есть, уважать культуру и внутренний мир других, быть терпимыми к непохожести других на нас. Ведь все мы – люди, жители одного дома – планеты под названием Земля.

Домашнее задание: Используя словарные слова, которые мы с вами сегодня записали, дома вы составите мини рассказ (о своей стране или о своей Родине или о столице нашей родины)
Категория: Начальная школа | Добавил: ДОМИНГО
Просмотров: 568 | Загрузок: 13 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru