Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок обучения грамоте. Согласный звук [й’]. Буквы Й, й. «Клей» (Я. Бжехва).
[ Скачать с сервера (28.0 Kb) ] 2015-02-13, 9:23 PM
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1 «Б» КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: ЧАЛКО Ж.П.

Тема: Согласный звук [й’]. Буквы Й, й.
«Клей» (Я. Бжехва).
Цель: систематизация знаний учащихся о согласном звуке [й’], совершенствование навыков чтения
Задачи:
 Закрепить понятие о согласных звуках и их классификации, подробнее остановиться на звуке [й’];
 Развивать речь, логическое мышление, внимательность, фонематический слух, орфографическую зоркость, умение слушать товарищей; расширять и обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать навыки чтения и письма.
 Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.
Оборудование: лепестки цветика-семицветика, тестовые и разноуровневые задания, портрет Я. Бжехвы, карточки с деформированными словами.

Ход урока

I. Психологический настрой.
Во саду ли, в огороде
Девочка гуляла.
И старушку добрую
Случайно повстречала.
Ей дала старушка
Цветочек непростой
В нем каждый лепесточек
Красивый, расписной.
- О каком цветочке идет речь? Как он назывался? (цветик – семицветик)
- Как называется сказка, в которой рассказывается о нем? (сказка В.П. Катаева «Цветик – семицветик»)
- В чем особенность этого цветка? (исполняет желания)
- А хотели бы вы получить такой цветочек?
- Вы сможете его получить. Но сначала нам предстоит его собрать, поскольку лепестки нашего цветка облетели и осталась одна сердцевинка.
- Чтоб вернуть цветку прежнюю красоту, вам придется потрудиться, применить свои знания – исполнить его желания. Вы готовы к испытанию?
II. Актуализация знаний.
Красный лепесток.
- Красный цвет - прохода нет! Вам предстоит выполнить тест, а помогут вам в этом ваши знания. В тесте семь заданий, по количеству лепестков в цветке. Будьте очень внимательны: если вы согласны с утверждением, ставьте знак +, если не согласны -
(Тест по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»)
1. В слове йогурт два слога.
2. Слово ёжик нельзя перенести.
3. В слове троллейбус третий слог ударный.
4. В слове чайка все согласные звуки твердые.
5. В слове заяц: 4 буквы и 5 звуков.
6. В слове воробей нет звука [о].
7. В слове йод последний звук [д].
- Оцените свою работу.
- В парах сверьте ответы. (взаимопроверка)
- Проверим тест. (коллективная проверка)
- У кого совпала ваша оценка с результатом работы?
- Прочитайте выделенные слова. Какой звук встречается во всех словах?
( звук [й] )
- Докажите, что этот звук есть в словах «ёжик», «заяц». (Буквы ё, я обозначают два звука – [йо, йа], поскольку стоят вначале слова и после гласной)
Формулирование цели урока учащимися:
- Чему будем сегодня учиться на уроке?
- Сегодня на уроке мы поработаем над буквой Й и звуком, который она обозначает. Поупражняемся в распознавании и составлении слов с этой буквой.
- Дайте характеристику этой буквы. (буква Й согласная, обозначает звонкий, мягкий непарный звук)

II. Минутка чистописания
Оранжевый лепесток.
- Начнем урок грамоты, как обычно, с каллиграфической минутки. Повторим написание буквы Й.
- Пропишите пары заглавной и строчной букв. Из каких элементов состоит буква Й? (наклонные палочки с закруглением)
- А теперь напишите соединения буквы Й с буквами, которые схожи с ней по каким либо признакам. Как вы думаете, какие это буквы? ( сонорные: л, м, н, р; мягкие непарные: ч, щ)
IV. Игра в слова
Желтый лепесток.
- Послушайте небольшое четверостишие. Постарайтесь запомнить слова с буквой Й.
Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем:
Клей, случай , лишний.
- Запишите слова с буквой Й.
- Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.
- Придумайте слова с Й в середине.
- Какие из слов можно назвать лишними? (клей, йод – 1 слог, не переносятся)
- А что у этих слов еще общего? (оба слова обозначают вещество)
- И не только… А что именно, узнаем позднее.
V. Физкультминутка
Зеленый лепесток.
- В сказке «Цветик – семицветик» есть волшебное заклинание. Давайте произнесем его хором с движениями:
Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)
Через запад на восток, (показывают правой рукой направления)
Через север, через юг, (показывают левой рукой направления)
Возвратившись, сделай круг. (крутятся)
Лишь коснёшься ты земли (приседают)
Быть по – моему вели! (топают ногой)
VI. Работа над произведением Я. Бжехвы «Клей»
Голубой лепесток.
- Что такое клей? ( Клей - вещество, обладающее вязкостью и способностью склеивать различные по структуре и составу материалы: древесину, кожу, бумагу, различного рода металлы, фарфор, пластмассу и др.). Даже самолеты собирают при помощи клея.
- Из чего его получают? (Из костей крупного рогатого скота, из частей кожи животных, из пленки плавательного пузыря рыбы, из высушенного и обезжиренного творога.)
- Что общего между клеем и йодом? (Йод – лекарственный препарат. И клей тоже используют, как лекарственный препарат. Существует клей для заклеивания ран. Он и микробы убивает, и заживляет. Вот такой чудо-клей!

- Сегодня познакомимся с творчеством польского поэта, писателя, переводчика Яна Бжехвы. Бжехва – это его псевдоним, вымышленное имя. Настоящее имя писателя - Ян Лесман. Необходимость воспользоваться псевдонимом была вызвана тем, что двоюродный брат писателя Болеслав Лесман был известен в Польше как поэт, что создавало путаницу в литературных кругах. «Бжехва» переводится как «весельчак, балагур шутник».
- Как вы думаете, какими по характеру будут произведения у человека с таким именем? (Веселыми, шутливыми).
А) Прогнозирование.
- Стихотворение называется «Клей». Попробуйте определить, о чем пойдет речь в нем?

Б) Словарная работа:
 Плошка – низкая широкая посуда, в форме чашки, тазика.
 Наутек – бегом
В) Чтение учителем стихотворения. (стр. 81)
Г) Анализ стихотворения.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Веселье, радость).
- Что вас развеселило?
- Кто является главным героем произведения?
- С чего началось приключение?
- Почему это случилось?
Д) Выборочное чтение.
- Найдите строчки, в которых говорится о том, как ведет себя клей?
- Что на ваш взгляд можно назвать невероятным?
- К какому жанру относится это произведение: рассказ, сказка или небылица? Почему? (Небылица)
- Где происходят описанные события? (В квартире)
- Мы прочитали только отрывок стихотворения. У этой истории есть продолжение.
Прогнозирование:
- Как вы думаете, клей остановится? ( Нет, он пустился наутек)
- Что произойдет дальше?
VII. Игра «Путаница»
Синий лепесток.
- Но чтобы узнать, кто еще пострадает от клея, вам необходимо правильно собрать слова из частей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Путаница» (дети работают в парах)

по мейки
рото вай
трам зей
ска стовой

- Зачитайте полученные слова. ( Скамейка, ротозей, трамвай, постовой)
- Значение каких слов вам непонятно?
• Постовой – человек, который стоит на посту, охраняет что-либо.
• Ротозей – разиня, зевака, рассеянный, невнимательный человек
- Чтение учителем продолжения стихотворения «Клей».
- Кто по своей вине «прилип»? (ротозей, кот и собака)
- Чему учит нас это произведение? Что хотел нам сказать автор?
VIII. Игра «Грамотей» (разноуровневые задания)
Фиолетовый лепесток.
1 уровень. Подчеркни орфограммы.
Жили – были дед и внучка,
кот Пушок, собака Жучка,
свинка Чуня и козлята.
Сколько правил здесь, ребята?
2 уровень. Исправь ошибки.
Почька, бочка, шышка, друг,
пёсик булька и утюк,
чяйник, клас и варобей
исправляйте поскорей!
IX. Составление «Цветка желаний»
- Вот мы и собрали наш волшебный цветок. За хорошую работу и старание цветик-семицветик дарит вам свой портрет и готов исполнить одно ваше желание. Возьмите лепесток и напишите на нем самое заветное желание. Помните, что только одно ваше желание цветок может исполнить. (Ученики под музыку пишут свое желание. Все хором говорят волшебное заклинание и приклеивают лепестки на доске – составляют «цветок желаний».)
X. Рефлексия.
- Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я …
Категория: Начальная школа | Добавил: Жанна-63
Просмотров: 1272 | Загрузок: 53 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 1:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru