Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок обучения грамоте. Согласный звук [й’]. Буквы Й, й. «Клей» (Я. Бжехва).
[ Скачать с сервера (28.0Kb) ] 2015-02-13, 9:23 PM
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1 «Б» КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: ЧАЛКО Ж.П.

Тема: Согласный звук [й’]. Буквы Й, й.
«Клей» (Я. Бжехва).
Цель: систематизация знаний учащихся о согласном звуке [й’], совершенствование навыков чтения
Задачи:
 Закрепить понятие о согласных звуках и их классификации, подробнее остановиться на звуке [й’];
 Развивать речь, логическое мышление, внимательность, фонематический слух, орфографическую зоркость, умение слушать товарищей; расширять и обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать навыки чтения и письма.
 Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.
Оборудование: лепестки цветика-семицветика, тестовые и разноуровневые задания, портрет Я. Бжехвы, карточки с деформированными словами.

Ход урока

I. Психологический настрой.
Во саду ли, в огороде
Девочка гуляла.
И старушку добрую
Случайно повстречала.
Ей дала старушка
Цветочек непростой
В нем каждый лепесточек
Красивый, расписной.
- О каком цветочке идет речь? Как он назывался? (цветик – семицветик)
- Как называется сказка, в которой рассказывается о нем? (сказка В.П. Катаева «Цветик – семицветик»)
- В чем особенность этого цветка? (исполняет желания)
- А хотели бы вы получить такой цветочек?
- Вы сможете его получить. Но сначала нам предстоит его собрать, поскольку лепестки нашего цветка облетели и осталась одна сердцевинка.
- Чтоб вернуть цветку прежнюю красоту, вам придется потрудиться, применить свои знания – исполнить его желания. Вы готовы к испытанию?
II. Актуализация знаний.
Красный лепесток.
- Красный цвет - прохода нет! Вам предстоит выполнить тест, а помогут вам в этом ваши знания. В тесте семь заданий, по количеству лепестков в цветке. Будьте очень внимательны: если вы согласны с утверждением, ставьте знак +, если не согласны -
(Тест по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»)
1. В слове йогурт два слога.
2. Слово ёжик нельзя перенести.
3. В слове троллейбус третий слог ударный.
4. В слове чайка все согласные звуки твердые.
5. В слове заяц: 4 буквы и 5 звуков.
6. В слове воробей нет звука [о].
7. В слове йод последний звук [д].
- Оцените свою работу.
- В парах сверьте ответы. (взаимопроверка)
- Проверим тест. (коллективная проверка)
- У кого совпала ваша оценка с результатом работы?
- Прочитайте выделенные слова. Какой звук встречается во всех словах?
( звук [й] )
- Докажите, что этот звук есть в словах «ёжик», «заяц». (Буквы ё, я обозначают два звука – [йо, йа], поскольку стоят вначале слова и после гласной)
Формулирование цели урока учащимися:
- Чему будем сегодня учиться на уроке?
- Сегодня на уроке мы поработаем над буквой Й и звуком, который она обозначает. Поупражняемся в распознавании и составлении слов с этой буквой.
- Дайте характеристику этой буквы. (буква Й согласная, обозначает звонкий, мягкий непарный звук)

II. Минутка чистописания
Оранжевый лепесток.
- Начнем урок грамоты, как обычно, с каллиграфической минутки. Повторим написание буквы Й.
- Пропишите пары заглавной и строчной букв. Из каких элементов состоит буква Й? (наклонные палочки с закруглением)
- А теперь напишите соединения буквы Й с буквами, которые схожи с ней по каким либо признакам. Как вы думаете, какие это буквы? ( сонорные: л, м, н, р; мягкие непарные: ч, щ)
IV. Игра в слова
Желтый лепесток.
- Послушайте небольшое четверостишие. Постарайтесь запомнить слова с буквой Й.
Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем:
Клей, случай , лишний.
- Запишите слова с буквой Й.
- Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.
- Придумайте слова с Й в середине.
- Какие из слов можно назвать лишними? (клей, йод – 1 слог, не переносятся)
- А что у этих слов еще общего? (оба слова обозначают вещество)
- И не только… А что именно, узнаем позднее.
V. Физкультминутка
Зеленый лепесток.
- В сказке «Цветик – семицветик» есть волшебное заклинание. Давайте произнесем его хором с движениями:
Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)
Через запад на восток, (показывают правой рукой направления)
Через север, через юг, (показывают левой рукой направления)
Возвратившись, сделай круг. (крутятся)
Лишь коснёшься ты земли (приседают)
Быть по – моему вели! (топают ногой)
VI. Работа над произведением Я. Бжехвы «Клей»
Голубой лепесток.
- Что такое клей? ( Клей - вещество, обладающее вязкостью и способностью склеивать различные по структуре и составу материалы: древесину, кожу, бумагу, различного рода металлы, фарфор, пластмассу и др.). Даже самолеты собирают при помощи клея.
- Из чего его получают? (Из костей крупного рогатого скота, из частей кожи животных, из пленки плавательного пузыря рыбы, из высушенного и обезжиренного творога.)
- Что общего между клеем и йодом? (Йод – лекарственный препарат. И клей тоже используют, как лекарственный препарат. Существует клей для заклеивания ран. Он и микробы убивает, и заживляет. Вот такой чудо-клей!

- Сегодня познакомимся с творчеством польского поэта, писателя, переводчика Яна Бжехвы. Бжехва – это его псевдоним, вымышленное имя. Настоящее имя писателя - Ян Лесман. Необходимость воспользоваться псевдонимом была вызвана тем, что двоюродный брат писателя Болеслав Лесман был известен в Польше как поэт, что создавало путаницу в литературных кругах. «Бжехва» переводится как «весельчак, балагур шутник».
- Как вы думаете, какими по характеру будут произведения у человека с таким именем? (Веселыми, шутливыми).
А) Прогнозирование.
- Стихотворение называется «Клей». Попробуйте определить, о чем пойдет речь в нем?

Б) Словарная работа:
 Плошка – низкая широкая посуда, в форме чашки, тазика.
 Наутек – бегом
В) Чтение учителем стихотворения. (стр. 81)
Г) Анализ стихотворения.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Веселье, радость).
- Что вас развеселило?
- Кто является главным героем произведения?
- С чего началось приключение?
- Почему это случилось?
Д) Выборочное чтение.
- Найдите строчки, в которых говорится о том, как ведет себя клей?
- Что на ваш взгляд можно назвать невероятным?
- К какому жанру относится это произведение: рассказ, сказка или небылица? Почему? (Небылица)
- Где происходят описанные события? (В квартире)
- Мы прочитали только отрывок стихотворения. У этой истории есть продолжение.
Прогнозирование:
- Как вы думаете, клей остановится? ( Нет, он пустился наутек)
- Что произойдет дальше?
VII. Игра «Путаница»
Синий лепесток.
- Но чтобы узнать, кто еще пострадает от клея, вам необходимо правильно собрать слова из частей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Путаница» (дети работают в парах)

по мейки
рото вай
трам зей
ска стовой

- Зачитайте полученные слова. ( Скамейка, ротозей, трамвай, постовой)
- Значение каких слов вам непонятно?
• Постовой – человек, который стоит на посту, охраняет что-либо.
• Ротозей – разиня, зевака, рассеянный, невнимательный человек
- Чтение учителем продолжения стихотворения «Клей».
- Кто по своей вине «прилип»? (ротозей, кот и собака)
- Чему учит нас это произведение? Что хотел нам сказать автор?
VIII. Игра «Грамотей» (разноуровневые задания)
Фиолетовый лепесток.
1 уровень. Подчеркни орфограммы.
Жили – были дед и внучка,
кот Пушок, собака Жучка,
свинка Чуня и козлята.
Сколько правил здесь, ребята?
2 уровень. Исправь ошибки.
Почька, бочка, шышка, друг,
пёсик булька и утюк,
чяйник, клас и варобей
исправляйте поскорей!
IX. Составление «Цветка желаний»
- Вот мы и собрали наш волшебный цветок. За хорошую работу и старание цветик-семицветик дарит вам свой портрет и готов исполнить одно ваше желание. Возьмите лепесток и напишите на нем самое заветное желание. Помните, что только одно ваше желание цветок может исполнить. (Ученики под музыку пишут свое желание. Все хором говорят волшебное заклинание и приклеивают лепестки на доске – составляют «цветок желаний».)
X. Рефлексия.
- Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я …
Категория: Начальная школа | Добавил: Жанна-63
Просмотров: 472 | Загрузок: 45 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 11:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru