Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Экологическое воспитание младших школьников.
[ · Скачать удаленно () ] 2015-02-24, 5:12 PM
Экологическое воспитание младших школьников.

Введение.
Важной основой устойчивого развития страны является экологическое просвещение общества. Экологическая культура личности, ответственности всех, живущих на земле, и лично каждого за состояние экологической среды.
Основная идея представленного материала, заключается в формировании экологических знаний, умений применять их на практике. Данный комплекс методических разработок рекомендуются начинающим учителям, вожатым, социальным педагогам, классным руководителям, работающим в начальной школе.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Цель экологического воспитания состоит в том, чтобы воспитать у каждого потребность сознательно соблюдать нормы поведения в окружающей среде в различных видах деятельности.
Данное пособие может помочь в проведении работы по экологическому воспитанию, воспитанию любви к родине, к родной природе.

Классный час.
Сценарий классного часа по теме:
«Всем ребятам нужно знать, как грибы и растения различать».
Цель: 1. Закрепить знания о ядовитых грибах и растениях.
2. Формировать познавательный интерес.
3. Воспитать любовь к родному краю.

Оборудование: Плакаты с изображением съедобных и ядовитых грибов и растений, муляжи грибов, гербарий ядовитых растений.

Ход классного часа.
Учитель: Ребята, скоро лето, вы пойдете на каникулы. Одни поедут в лагерь. Другие в город, а кто и дома останется. Но всех вас будет окружать природа со всем ее разнообразием и богатством. Среди растений очень много красивых и полезных, но есть и такие, которые представляют опасность для здоровья и жизни человека. Вы, ребята, отправитесь в лес за грибами.
Увлекателен и полезен грибной поход! Но только при одном условии- если умеете отличать съедобные грибы от ядовитых.
Людям долгое время не были известны «грибные тайны». О грибах сочиняли самые не вероятные вымыслы и небылицы. Например, внезапное и обильное появление их приписывалось влиянию ударов молнии, обилию выпавшей росы, считалось дурным или, наоборот, хорошим предзнаменованием. Видя, как многие грибы растут, образуя круги правильной формы, а внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, люди называли их «ведьмиными кольцами» и приписывали образование их нечистой силе. В Голландии эти круги считали местом, где черти сбивали масло, в Германии - местом пляски ведьм, а в Швеции - хранение заколдованных кладов, которые могут быть открыты только волшебникам.
В настоящее время «грибные тайны» изучены.
Грибы называют лесными овощами, лесным мясом, лесным хлебом. Это не преувеличение. Они содержат много белков, жиров, сахара, солей калия, фосфора, железа, витаминов. На Руси издавна грибы считали вкусной и здоровой «пригожей к здравию» едой, полагая, что растительная пища по питательности может заменить мясо и рыбу.
Но, не все грибы представляют ценность. Есть среди них и ядовитые.
С некоторыми из них мы сейчас с вами, ребята, и познакомимся. Особенно важно запомнить, различая между съедобными и ядовитыми грибами, чтобы их не спутать. Употребление грибов в пищу может привести к тяжелым заболеваниям и даже смерти.
Ученик 1.
(в костюме мухомора)
Ведущий:

Ученик 1:

Ведущий:

Ведущий:
Ученик П.
(в костюме бледно
поганки).

Ведущий:

Ведущий:

Учитель.

Как красный фонарик, горю я в хвойных потемках, украшая свои хмурые уголки, светлые полянки березовых рощ.
Но красота его обманчива, гриб ядовит, яд его вызывает удушье, судороги, обмороки и приводит иногда к смерти.
В некоторых местах из меня делают отраву для мух, этим я приношу пользу людям. Отсюда и название Мухо - мор.
А кто знает загадку про мухомор?( маленький удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл).
А это - бледная поганка.
Кланяется, представляется классу: «Модница!» Взгляните на мой «воротничок». В молодом возрасте он был ещё больше и окутывал всю меня. А сейчас его
бахромка сохранилась Толька под шляпой и у основания ножки.
Это и есть главное отличительные признаки бледной поганки от шампиньона. Бледная поганка самый страшный гриб. Он содержит ядовитые вещества, опасные для жизни человека.
Очень страшно смешать ложный опенок с настоящим. Ложный опенок отличает яркая желтизна, ржаво - красный тон шляпки. На ножке у него заметны остатки желтого колечка. А у настоящего опенка колечко белое и шляпка серовато бурого цвета.
Ребята, это ядовитые грибы, наиболее часто встречающиеся в нашей местности. Запомните их отличительные признаки и никогда не собирайте.
Есть не только ядовитые грибы, но и ядовитые растения, такие как белена черная, дурман. Белена распространена почти во всех частях света, растет на сорных местах, около заборов, дорог и на огородах. Стебель толстый, ветвистый, листья крупные, сверху темно - зеленые. Все растение покрыто тонкими клейкими волосками, издающими неприятный тошнотворный запах. Цветы светло - желтые в середине лиловые. Плод коробочка с мелкими семенами. Все растение ядовито. Ребята нередко принимают семена белены за семена мака, на которые они очень похожи, и в результате наступает отравление. Действие яда белены на организм человека очень сильное и может даже привести к смерти. Поэтому, вы, ребята, должны принимать активное в уничтожении ядовитых растений вокруг жилых домов, на территории школы, лагерей, следить за младшими и не разрешать откапывать и есть корни растений, их плоды и семена. Если вы, собрались в лес, ребята, помните: природой надо не только, восторгаться, но и хорошо ее знать!

По ходу собрания можно загадывать загадки.
1. Я под шапочкой цветной, на ноге стою одной.
У меня свои повадки, я всегда играю в прядки.

2. Стоит Антошка на одной ножке.
Кто ни пойдет, всяк его найдет.

3. Под кустами, под листами
Мы попрятались в траву,
Нас в лесу глядите сами
Мы не кричим вам «Ау».
(Коровник.)

4. Он растет среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.

Учитель: А кто из вас знает пословицы или поговорки о
грибах? Можно назвать такие: «Будет дождик- будут
и грибки», «С кем по грибки, с тем и по ягодки».
Ученики называют пословицы и поговорки о грибах.

Внеклассное мероприятие.

Сценарий внеклассного мероприятия:
«Люби и знай свой край».

Цель:1.Закрепить знания о животном и растительном мире.
2Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Ход мероприятия.

1.Встреча приглашенных гостей и родителей.
2.Осмотр выставки работ учащихся.
3.Рассказ учителя и выступления детей.

Оборудование:
1.Цветные открытки с животными и растениями, виды «Заповедники».
2. Плакаты: «Мы обязаны беречь природу, охранять её богатства».
«Охранять природу - значит охранять Родину».

1 ученик: Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде и спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
2 ученик: Храните дерево от топора:
Оно, высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
3 ученик: Дерево, трава, цветок и птица
не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
на планете мы останемся одни.

Ход мероприятия.
1. Слово учителя: Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей, мохнатой головки василька в поле.
Ученик: Родина нас окружила
дивной своей красотой,
Родина нам подарила
воздух степной и лесной,
берег крутой с быстрой рекой,
синее небо над головой.
Полна чудес любимая природа,
и хороша она в любое время года.
В Конституции записано: «Граждане обязаны беречь природу, охранять ее богатства». Вы тоже маленькие граждане, и это статья касается вас.

Посмотрите вокруг: какая полнота жизни везде в природе, какая красота! Изучайте и охраняйте окружающий нас растительный мир: леса, парки, сады, скверы, цветники! Берегите природу, украшайте ее.
Ученик:

Все:

Есть одна планета - сад
в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
ландыши в траве зеленой ,
и стрекозы только тут
в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
ведь другой на свете нету.
Нор звериных, птичьего гнезда
разорять не будем ни когда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
хорошо живется с нами рядом!

Учитель: На нашей планете очень много самых разных растений и животных. Есть растения и животные, которые встречаются во многих местах, а есть такие растения и животные которые встречаются очень редко, которым грозит полное исчезновение. Таких человек берет под свою защиту. У нас в стране есть Красная книга. В нее занесены редкие птицы и животные, охота на которых запрещена. /Показать картинки с изображением зубра, гепарда, снежного барса, северного горбача, краснозобую казарку, бородача./
Чтобы сохранить природу в ее естественном виде увеличить количество редких животных, созданных в заповеднике.
На территории Казахстана созданы заповедники. На их территории охраняются законом редкие виды растений и животных. Это заповедники «Барсакелмес» и др.
На полянах нашей области произрастает редкое растение -адонис весенний. Адонис/ горицвет/ - один из первых весенних цветов, пробуждение которого знаменует пробуждение природы. Напоенная влагой тающих снегов степь зацветает, расстилаясь ярким разноцветным ковром. Горицвет - старинное народное средство. Его траву и корни широко применяли в народной медицине при различных сердечных заболеваниях. Нам нужно беречь это ценно растение. Не срывать его цветы без всякой надобности, а оставлять их для того, что Адонис весенний ядовитое растение.
Рассказ о зеленом друге.
Беспредельными и бескрайними казались наши леса. И не берегли, ни щадили лес у нас в старину нерадивые хозяева - помещики. Без меры рубили его, без меры истощали землю.
А там, где уничтожали лес, появились пески, овраги.
Не стало леса вокруг полей - кинулись на них ветры далеких пустынь - суховей. Засыпают поля раскаленными песками - гибнет хлеб, и не кому его защитить.
Не стало леса по берегам рек, прудов и озер - начали водоемы сохнуть, поползли овраги на поля .
Но вот прогнал народ нерадивых хозяев - помещиков, взял сам вести огромное хозяйство. Объявил он войну засухе, суховеям, пескам, оврагам.
И главным его помощником стал зеленый друг - лес.
Мы посылаем его туда, где наши обнаженные реки, пруды, озера надо защитить от горячих лучей солнца. И могучий лес поднимается во весь свой богатырский рост и закрывает их от солнца своей кудрявой головой.
Народ выращивает там, где наши обширные поля надо спасти от злых суховеев, засыпающих пашни раскаленными песками далеких пустынь. И богатырь - лес становится грудью навстречу злым ветрам, защищает от них поля непроницаемой стеной…
Мы садим его там, где осыпается разрыхленная земля, где овраги и балки, жадно гложут края наших пашен. И зеленый друг - лес крепко вцепится в землю своими могучими корнями, укрепит ее и остановит ползучие овраги, не даст глодать им наши пашни.
Одним из красивейших деревьев нашего леса является березка. Это дерево - символ родины, символ красоты. Все любят это дерево, любуются его красотой, берегут его.
Ученик: У красы - березки
платье серебриться.
У красы - березки
зеленые косицы.
Со двора к берёзке
выскочили козы Стали грызть березку,
а березка - в слезы.
Защищать березку
стали мы гурьбою,
чтоб краса - березка
выросла большою.

Учитель: Была всем издали видна
березка - и большим, и детям.
В тумане розовом она
купала косы на рассвете.

Как будто обогнав подруг,
еще не знавших дровосека,
из рощи выбежала вдруг,
чтоб первой встретить человека.
Она давала в знойный день
приют прохожему и птицам.
…. Ее срубили. Только пень
еще живет, еще сочится.

Еще томиться жизнь в корнях,
по капле соком истекая,
но нет березы, в чьих ветвях
недавно пели ветры мая.

тот пень - жесткости укор.
Над ним зимой проплачет вьюга.
Как был безжалостен топор
в руках, лишивших жизни друга!

На перекрестке двух дорог
пустынно стало, сиротливо.
Как больно мне, что не сберег
я это трепетное диво!

Березовые почки и листья издавна применялись в народной медицине. Березовый сок и березовый деготь также применяются при лечении некоторых болезней.
Беречь и охранять нужно это замечательное дерево!
в светлых березовых лесах любит жить одна из красивейших птиц- иволга. Сочно-желтое оперение самца в сочетании с черными крыльями делают его чрезвычайно эффектным. Самка в белесые и зеленоватые краски. Птицы живут в кронах высоких деревьев, на землю спускаются редко, с дерева на дерево перелетают
стремительно. Зато голос иволги можно услышать всегда. Поет иволга красиво, а иногда мяукает как кошка. За это иволгу прозвали лесной «кошкой». Прилетают иволги в середине мая. Очень интересно строит гнездо. Оно имеет вид плотной корзиночки, прикрепленной лишь верхним краем к развилке ветвей, дно же свободно свисает. Выводит 4 - 5 птенцов. Выкармливает их насекомыми, поедая даже мохнатых гусениц, жуков, бабочек-совок. Человеку иволга приносит большую пользу, уничтожая в большом количестве самых разнообразных вредителей лесов, парков, садов.
Нужно беречь и охранять птиц, не разорять их гнезд, не бить их из рогаток.
Природа очень богата растениями, птицами, насекомыми, животными. Все в природе нужно, нет ничего в природе лишнего. Все нужно друг для друга.
Загадки.
1.Ни окошек, ни дверей - полна горница людей.(Огурец).
2. Без рук, без топоренка построена избенка. ( Гнездо)
3. Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
4. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей).
5. Летит ворон, да не черен 6 ног, 6 копыт, есть и роги, а не бык.
(Жук)
6. Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки.
(Гусь)
7. Не дровосек, не плотник, а первый в бору работник. (Дятел)
8. Летом одевается, зимой раздевается. (Лес)
9. Сама в земле, коса наружи. (Морковь)
10. Стоят столбы белы, на них шапки зелены. (Березы)

Сказано народом:
1. Кто рубит леса - тот сушит места, гонит с полей тучи, готовит себе горя кучи.
2. Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
3. Много леса не руби, мало леса - береги, нет леса - посади.
4. Лес и вода - родные братья.
5. Дерево дорого не только плодами, но и листьями.

Список литературы
1. Ваши верные друзья // - М.: Колос,2007г.
2. Егоренков Л.И., Матвеев Н.П. Полевой практикум по охране природы.-М.: МПУ,1993
3. Егоренков Л.И. Основы экологии и охраны окружающей среды.- М.: ГУЗ,2004г.
4. Стрижев А.Н., Гарибова Л.В. Дары подмосковного леса.- М.: Моск.раб.,1995 г.
5. Тутубалина Н.В. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста. Ростов-на –Дону: 2006
6. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание 2002 г
Категория: Начальная школа | Добавил: roza3329
Просмотров: 212 | Загрузок: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru