Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Интегрированный урок литературы и казахского языка
[ Скачать с сервера (97.5Kb) ] 2015-03-12, 7:27 PM
Акмолинская область г.Кокшетау СШ №6
Интегрированный урок литературы и казахского языка в 3 классе с русским языком обучения.
Учитель первой категории Млейник Берта Реингольдовна и учитель высшей категории казахского языка и литературы
Журунтаева Сауле Байкешевна.
Тема урока: Виталий Бианки Кто чем поёт?
Тема урока: Виталий Бианки Кто чем поёт?
Цель:
-Учащиеся познакомятся с творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки
- Смогут назвать животных на трёх языках, составить пословицы и предложения на трёх языках о птицах и животных
- Смогут установить взаимосвязь явлений в живой и неживой природе
- Узнают об образе жизни и повадках представителей животного мира: земноводных, птиц, насекомых
- Разовьют умения и навыки устной речи, грамотного, выразительного чтения, пересказа
- Научатся выполнять простейшие предположения, строить гипотезы, развивать умения сравнивать и делать выводы.
Оборудование
• Компьютер.
• Проектор.
• Презентация “Сказки-несказки”.
• Фонограмма голосов птиц.
• Выставка книг В.В.Бианки.
Ход урока:
1.Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок,
Нам пора начать урок
Девиз: Скучать некогда.
Учитель: Ну а вам не надоело,
Не наскучило читать?
Дети: Нет!
Тому, кто занят делом.
Просто некогда скучать!

2 Деление на группы. (Собери картинку)
Правила работы в группе
Домашнее задание: Сдать тетради с сочинениями

3.Речевая разминка.
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
-Прочитайте медленно.
-Прочитайте, ускоряя темп.
-Прочитайте, замедляя темп.
-Прочитайте с интонацией восторга
_Прочитайте с вопросительной интонацией
4.Постановка цели урока.
-Почему слова каждой строчки написаны с заглавной буквы? -Какое слово в тексте написано с заглавной буквы? -Почему? -Что писал В. В.Бианки? -О ком эти произведения? -Как одним словом сказать?- С какой целью Бианки их писал? -Кто догадался , какая тема сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Поставьте цель урока. Закончите предложения:
Узнать… . Узнать о том чем поют животные
Учиться…. Учиться правильно читать.
Определить…. Определить главную мысль произведения
Развивать…. Развивать речь

5. Знакомство с биографией.
- Познакомьтесь с фактами из биографии этого человека .Будьте внимательны, так как каждая группа получает свой материал, и вам придётся поделиться с другими тем, о чём вы узнаете.
Работа в группах. (Читают биографию. Рассказывают друг другу прочитанное)
Задание 1. (по карточкам )
1 группа.
Виталий Валентинович Бианки родился 30 января 1894 г. в Санкт-Петербурге в семье ученого-орнитолога (учёный, изучающий птиц). Отец Бианки приобщал сына к природе. Он рано начал брать его с собой в лес. Отец каждую травинку, каждую птицу и зверушку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда.
2 группа.
Он много путешествовал по великой русской реке Волге, по Уралу , по Алтаю.
В. В.Бианки вспоминал.
«Могу только в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришелся мне по душе. Это Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там 4 года - и до сих пор вспоминаю это время, как чудесный сон».
3 группа.
Виталий Валентинович Бианки был хорошим футболистом. Его ставили в сборную города Петербурга. Бил с обеих ног. Славился резким рывком и точной передачей.
4 группа.
Писать для детей Виталий Бианки начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло приблизительно 300 произведений рассказов, сказок, повестей.
Виталий Валентинович Бианки писал:
«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
5 группа.
Главная тема произведений Виталия Бианки – лес и его обитатели. С большой любовью пишет о животных, птицах. Он много путешествовал, наблюдал за животными и свои впечатления от увиденного передавал в рассказах о природе.
Проверка.
-Что вы узнали о В. В.Бианки?
1 группа.
-Где родился В. Бианки?
-Кто привил ему любовь к природе?
-Как отец приобщал сына к природе?
2 группа.
-Какой уголок страны был больше всего по душе писателю?
-Сколько лет он там прожил?
-Как называл это время?
3 группа.
-Что узнали о Бианки?
4 группа.
-Для кого писал свои произведения В. Бианки?
-Сколько произведений написал Бианки?
5 группа.
-Какова главная тема его произведений? (Лес и его обитатели: животные, растения и грибы.)
-Только ли о животных писал Бианки? (Он писал и о растениях, о грибах)
6.Сегодня мы познакомимся с произведением В.Бианки. «Кто чем поет?»
Предвиденье содержания текста по названию.
-Как вы думаете, о чем будет это произведение?
7. Словарная работа.

а) быстрое чтение слов по карточкам:
-Соотнесите карточки названия животных и птиц с переводом на казахском языке

б) предвиденье содержания текста по прочитанным словам
- Познакомившись со словами, которые встретятся в произведении, предположите, о чем будет это произведение?
8. Знакомство с произведением «Кто чем поёт?»
Видеозапись со звуками
1 часть « Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.
Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.
«Вот послушай, чем и как поют безголосые.» Пауза.
Ученик рассказывает о лягушках.
Ранней весной, когда появляется солнышко, вода от его лучей становится теплее. Лягушки просыпаются и откладывают свои икринки, из икринок появляются головастики. Летом головастики растут, превращаются в лягушек, которые плавают в воде, охотятся на берегу, а ночью поют свои песни. «Поёт» лягушка заушными мешками, которые наполнены воздухом и кажется,что у неё на голове воздушные шарики! В холодное время года, зимой, лягушка спит на дне водоема. Она зарывается в ил, потому что там теплее ,а когда вновь наступит весна и пригреет солнышко, лягушка вылезет из своего убежища, начнет опять плавать, охотиться и громко квакать — петь свои лягушачьи песни. Учитель объясняет детям, что лягушки совершенно безопасны для человека и с ними надо обращаться бережно. Если к ним присмотреться внимательнее, то они могут показаться даже красивыми, а их лягушачьи песни звучат не хуже птичьих. Лягушка не может долго жить без воды, так как у нее высыхает кожа. Поэтому она бывает то в воде, то на суше. Дышит лягушка и носом, и через кожу. Лягушка — прекрасный охотник за летающими насекомыми. В этом ей помогают язык и умение хорошо прыгать Может показаться, что лягушке все равно, где жить, но это не так. У каждой лягушки есть свой дом, который она хорошо знает. И если вдруг она очутится вдали от него, то обязательно найдет дорогу и вернется к себе. Даже если она попадет в хорошее место, оно для нее будет чужим. Поэтому не нужно уносить лягушек с берега реки, пусть они живут в своих домах.
2 часть текста:
«Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался.
– Целый хор! Будет мне чем поживиться!
И полетел на озеро завтракать.» Пауза
Ученик рассказывает об аистах.
Аисты действительно любят селиться рядом с человеком, вблизи деревень и хуторов. Почему? Да потому, что на возделанных человеком полях больше насекомых, рядом с жильем водятся мыши, а на пойменных лугах –ящерицы. В наши края аисты прилетают в конце марта, в начале апреля. Первыми прибывают самцы, выбирая место для гнезда. Самцы нередко дерутся друг с другом за гнездо. Гнезда аистов «живут по 100 лет и более» каждый год обновляясь и достраиваясь, разрастаются в огромные платформы из веток и прутьев весом в несколько центнеров.
Вскоре прилетают и самки. Аисты откладывают от 1 до 7 яиц и насиживают их по очереди: самец днем, самка ночью. Вылупившиеся птенцы будут находится под опекой родителей 70 дней, за это время их выкормят и научат летать, и добывать корм.
Есть поверье, что обижать аистов нельзя, а то подожгут дом. Аисты действительно могут поджечь дом. Когда аисты начинают ремонтировать свое гнездо, то собирают все палочки в округе. Бывает, прямо из костра тлеющую головешку выхватят и несут в гнездо. А если разгорится головешка, то и гнездо спалит до тла и дом на котором расположилось гнездо.
3 часть текста:
А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:
«Безголосая я цапля! Да ведь и Аист – не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает». И придумала: « Дай-ка на воде сыграю!» Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул:
«Прумб-бу-бу-бумм!..» – словно бык проревел. Пауза
Ученик рассказывает про выпь
Выпь птица крупная, тело сильно сжато с боков и достигает 62-79 сантиметров. Клюв сильный и прямой. Шея и ноги довольно длинные. Окраска глинисто-рыжая, пестрая и неяркая. Большая Выпь осторожная ночная птица. Характерной чертой Большой Выпи является ее способность затаиваться в камыше, при этом птица вытягивается, словно палка, и застывает неподвижно. Покровительственная окраска Выпи делает ее совершенно незаметной.
Выпь птица перелетная, прилетает в марте – апреле. Гнездится Выпь парами близ леса по болотистым местам в густых зарослях камыша. Гнездо делает из камыша на земле или кочке среди болота. Кладку осуществляет в мае из 3-5 яиц буровато-серого цвета. В период ухаживания и насиживания самец издает громкий крик, похожий на рев зверей – «уханье». Пищей для Выпей является мелкая рыба, земноводные, беспозвоночные и в небольшом количестве растения.
4 ,5, 6,7части текста:
Вылез из-под коры Жук с предлинными усами. Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея – тоненький-тоненький писк послышался.
Пищит усач, а всё напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил – зато сам своей песнею доволен.
А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок. Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.
Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве. Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки колонками назад. На крыльях – зазубринка, а на ножках зацепочки. Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет.
Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр. Пауза
Ученик рассказывает про саранчу
Стадное насекомое, перелетающее огромными массами, вредитель сельского хозяйства., оставляет за собой опустевшее, мёртвое пространство.
8 часть текста:
«Эх, – думает долгоносый Бекас под кочкой, – надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была, – полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!» Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял
А это Бекас.Отадай, чем он поёт? Хвостом!
Ученик рассказывает про бекаса
Бека́с — небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом. Небольшой кулик размером примерно с большого пёстрого дятла. Длина тела около 26 см, масса 80—180 г, размах крыльев 40—45 см[2].
-От английского названия бекаса snipe в начале XIX века произошло слово «снайпер».[3] Особенности полёта и сравнительно небольшие размеры бекаса делают его весьма трудной мишенью, и поразивший её стрелок по праву мог считаться виртуозом (особенно с учётом уровня развития оружия того времени
При токовании самец бекаса поднимается на высоту до 100 м и затем стремительно пикирует вниз. При этом он издаёт звук, напоминающий блеянье барашка[4][5], причём источником звука являются перья хвоста, вибрирующие под напором воздуха.[6]

9.Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз- присели, два – привстали
Полетели, полетели,
На полянку тихо сели.

10. Проверка восприятия текста. Каждой группе даны вопросы, читают готовят ответ
Кто играет на воде так, словно бык ревет?
С каким инструментом сравнивается пение саранчи?
На что похоже пение Бекаса?
4 Кто поёт так: "Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной половинкой о другую ..."?
5 Кто поёт так: "Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли ..."?
Прием «Горящий стул»
Кто играет на дереве, как на барабане стучит?
Кто поёт своей шеей?
Чем поёт шмель?
Кто трёт себя лапками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает, поёт?
Кто поёт хвостом?

11. Повторное чтение. Самостоятельно.
12. Определить жанр произведения.(Сказка.)
13.Работа по карточкам в группе, затем обмен карточками. Взаимопроверка
Кто чем поет? Соедини стрелочками правильный ответ
аист набирает в клюв воду и дует
лягушка долбит носом по суку
выпь крутит шеей, издает писк
дятел Трет ножками по бокам , задевает зазубринки на крыльях
жук надувает пузыри за ушами
шмель поет хвостом
саранча стучит, трещит клювом
бекас стрекочет крылышками
14. Идейное содержание. Основная мысль произведения.
15 Итог. - Какую музыку приходилось вам слышать в лесу? (пение листочков, скрип деревьев, пение кузнечиков, свист птиц, завывание ветра)-Правильно, ребята, в лесу, как в волшебном царстве: можно слышать пение не только животных, но и музыку ветра, листьев. Кажется, что у всех жителей есть свои, особенные голоса, и они стараются их произнести. А, если нам удается их услышать, значит, мы чувствуем природу, понимаем ее.
-Надо ли беречь такое сокровище?

9.Рефлексия. Заполнение оценочных листов
Оценочный лист____________________________________

Мне понравилось работать на уроке
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Мне захотелось прочитать рассказы В. Бианки о животных и растениях
Какую отметку за урок ты поставишь себе?
-Вызвал ли интерес у вас этот урок?
-Какие книги хотелось бы вам прочитать?
-Читайте, познавайте мир!
10 Домашнее задание
Биографич. статья в учебнике о В. Бианки.стр.160
Чтение сказки стр123-125
Работа в тетради стр.29,Задания 1, 2.
Категория: Начальная школа | Добавил: saule071977
Просмотров: 291 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 4:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru