Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

"Личные местоимения »
2015-03-18, 8:08 PM
Русский язык 3 класс
Тема урока: « Личные местоимения »
Цель урока: способствовать закреплению знаний детей о правописании личных местоимений с предлогами; систематизировать и обобщить полученные знания детей о личных местоимениях.
Задачи урока: образовательная: закрепить и обобщить знания детей о личных местоимениях; выявить роль местоимений в нашей речи;
воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку;
развивающая: развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, память. Развивать умения употреблять местоимения в тексте.
Материалы и оборудование: компьютер, презентация, доска, тесты, рабочие тетради детей, плакат с падежами.
Тип урока: урок повторения.
Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.
Ход урока.
Орг. Момент
Ребята, сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о личных местоимениях, повторим правописание личных местоимений с предлогами, вспомним на какие 3 группы делятся личные местоимения, на какие две группы делятся, какую роль играют личные местоимения в нашей речи.
И для этого мы с вами отправляемся в путешествие страну Местоимению. На экране вы видите маршрут нашего путешествия.
Первым этапом, который мы должны будем преодолеть это Озеро чистописание, следующее это Лес премудрости, где нас встретят лесные жители. Далее побываем на Поляне загадок. Следующий этап, который мы с вами должны будем, преодолеть самый трудный она называется Горой грамотности. И последний этап, где мы с вами отдохнём это Пещера развлечений.
I. Итак, первый этап, который мы должны преодолеть это «Озеро Чистописание». Чтобы переплыть озеро, мы должны красиво и правильно написать слова, которые вы видите на доске: по про у к для
Прочитайте. Как они называются? (предлоги)
-Давайте запишем.
-А теперь прочитаем пословицы на слайде:
Друг он мой, а ум (у) него свой. (у него я написала раздельно)
Живи для людей, поживут и люди (для) тебя.
Ребята, вам нужно будет списать эти пословицы раскрывая скобки и вспомнить правописание личных местоимений с предлогами. (один уч. будет работать у доски)
(Проверка: чтение, объяснение написания.)
Ну, вот мы и переплыли озеро.
II. Дальше мы попадаем в «Лес премудрости»
Лесные жители предлагают вам прочитать эти два предложения
Журчит под деревом ручей. Ручей торопится к реке.
- и ответить.
- Какие премудрости вы заметили?
( Существительное ручей повторяется).
- Как этого избежать? ( Во втором предложении существительное РУЧЕЙ заменить личным местоимением ОН)
Спишите в исправленном виде.
- Что такое местоимение?
(Местоимение – это часть речи, которая не обозначает, не называет предмет или живое существо, а только указывает на него.)
А с какими личными местоимениями мы знакомы? Давайте перечислим.
( Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)
- Почему их называют личными?
( Указывают на лицо, которое участвует в речи.)
-Какую роль играют личные местоимения?
( Личные местоимения помогают объединять предложения в связанный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи.)
- Какими членами предложениями могут быть личные местоимения?
(Подлежащим, дополнением.)
- И сейчас ребята выполним разбор этих предложений по членам предложения и частям речи. Будем работать и в тетрадях и у доски.
Журчит под деревом ручей. Он торопится к реке.
III. Молодцы, этот этап мы преодолели, и следующий пункт нашего путешествия «Поляна загадок».
-Местоимения относятся к одним из наиболее часто употребляемых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов. Часто местоимения встречаются в шарадах. Давайте попробуем их отгадать. Но сначала скажем, что такое шарада.
(Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.)

1 ученик.
Когда мы очень близки с человеком,
Ему слог первый говорим.
Второй - в прудах лягушки
скажут летом,
А целое мы с кашею едим.
(тык-ва)
2 ученик.
Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который в море,
Выбрасывают, когда он нужен.
И поднимают, когда он нужен.
(я-корь)
3 ученик.
Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила:
«Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?
(Они вы – мы – ты).


IV. Ну, вот и поляна закончилась, у нас на пути «Гора Грамотности», но перед трудным восхождением, сделаем привал.
Физкультминутка.
Я, ТЫ, ОН, ОНА –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове мы сто тысяч я.
- Ребята, какие личные местоимения мы назвали в стихотворении Роберта Рождественского?
- А что имеют личные местоимения? ( три лица и два числа.)
- Назовите местоимения по лицам:
1лицо? – я – мы - указывают на говорящее лицо
2лицо? – ты – вы - указывают на лицо, к которому обращена речь
3лицо?- он – она – оно – они - указывают на лицо или предмет, о котором говорят.
-Ребята скажите, в каком лице местоимения изменяются по родам?
(В 3 лице он – м.р.; она – ж.р.; оно – с.р.)
-Во множественном числе можем определить род лич. местоимения?
V. Молодцы, теперь мы можем отправиться покорять «Гору Грамотности». Для преодоления этой горы нам потребуются внимание и знания.
Прочитайте на экране отрывки из стихотворений. Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме и определите падеж местоимений.
И скачут лягушки
За (я) по пятам. (Местоимение я нужно поставить в Т. п. мной)
Ласточка с весною
В сени к (мы) летит. (нам Д. п.)
Если б ливень проливной
Не прошёл бы над (ты) (тобой Т. п.)
- А сейчас, обратимся к учебнику и выполним упражнение 6 на странице 96 по заданию аналогично данной. Будем работать по вариантам. Образец пишут оба варианта.1-в пишет первое предложение, 2-в пишет второе предложение.
Работаем самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
И так на слайде вы видите правильный ключ, по которому можете проверить
Друг друга.
После проделанной такой большой работы, давайте сделаем вывод:
1.Личные местоимения, как им. сущ., изменяются по падежам?
2. При склонении личных местоимений изменяется их основа?
3. К личным местоимениям 3-го лица после предлога прибавляется буква Н?
VI. Молодцы! Ну, вот мы и преодолели «Гору Грамотности», а теперь можно отдохнуть в прохладной «Пещере развлечений». Она так называется, потому что в ней живут гномы, которые любят задавать хитрые и весёлые вопросы и задания. И для нас они кое - что приготовили.
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните почему. Четвёртое-лишнее
• Я, они, на, ты
• Я, Яна, ты, вы
• Он, она, они, оно
• Мы, я, вы, они
• Ты, она, оно, они
- Какие небесные тела имеют названия: мужского, женского, среднего рода.
А поможет вам ответить на этот вопрос стихотворение, которое расскажет Настя.
( Стихотворение ученик читает наизусть)
Мое стихотворение –
Про местоимения...
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей...
А стемнеет - ОН придет.
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет долькою лимонной.
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)
- Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?
- Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей. У рыб нет зуб. У рыбы нет зубов.
VII. Итог урока. И так, мы многое повторили о стране «Местоимение». Мы вспомнили
- Какую роль играют местоимения в нашей речи.
-На какие две группы можно разделить личные местоимения.
-На какие три группы можно разделить личные местоимения.
- Как пишутся личные местоимения с предлогами.
И сейчас вспомнив и закрепив наши знания о личных местоимениях, мы легко справимся с тестами. Выберите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке. Номер выбранного смайлика отметьте на своих листочках.
Дорогие ребята!
Я поздравляю Вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Самыми активными туристами на нашем уроке были:
Результаты тестов вы узнаете на следующем уроке.
Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Спасибо за внимание. Урок окончен, можете быть свободны.
ТЕСТ
1. Обведи кружочком правильный ответ:
А) местоимение обозначает предмет;
Б) местоимение указывает на предмет;
В) местоимение называет предмет.
2. Личные местоимения пишутся с предлогами:
А) раздельно;
Б) слитно.
3. Личные местоимения изменяются по родам:
А) в 1 лице;
Б) во 2 лице;
В) в 3 лице.
4. К личным местоимениям после предлога прибавляется буква н
А) в 1 лице;
Б) во 2 лице;
В) в 3 лице.
5. При склонении личных местоимений по падежам изменяется их
____________
6. Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.

Отпустил . . рыбку золотую и сказал . . ласковое слово.

На . . . . старуха лишь взглянула, и с очей прогнать . . . велела.
Категория: Начальная школа | Добавил: wirba
Просмотров: 393 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 10:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru