Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Диагностика и коррекция психологической адаптации учащихся первого класса к процессу обучения
[ Скачать с сервера (927.9Kb) ] 2015-03-27, 12:54 PM
Министерство образования и науки Республики Казахстан ВКО Бородулихинский район

Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения

Подготовила педагог – психолог
КГУ«СОШ № 3 с.Буркотово »
Холодова А.А.
Бородулиха 2014

На сегодняшний день данная тема очень актуальна, так как адаптация детей к школе и коррекция ее нарушения связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс.(Слайд № 1) Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.
Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе. Имеющиеся данные, касающиеся психологической адаптации детей к обучению в школе, показывают, что от 37% до 60% - детей в том или ином отношении имеют трудности в адаптации к обучению в школе и полноценном усвоении действующих в начальных классах школьных программ. У многих даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития сталкиваются с трудностями в процессе обучения, поскольку ребенок не готов к социальной позиции школьника. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной неуспеваемости.
(слайд № 2)И так, что такое адаптация? Этоестественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
(слайд 3)Целью адаптационного периода является: Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
(Слайд 4)Причинами дезадаптации выступают следующие условия:
 Состояние здоровья
 Социально-бытовые условия семьи
 Внутрисемейные отношения
 Режим дня
 Коммуникативные особенности личности
(Слайд 5) Задачами моего исследования являются:
1.Подобрать диагностические методики позволяющие изучить уровень психологической адаптации ребенка к процессу обучения.
2.Разработать коррекционно-развивающую программу.
3.Проведение коррекционно-развивающей программы с учащимися.
Перейдем к методам диагностики. Не менее важный критерий при подборе диагностических методик это учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному и межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступившим в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики младших школьников, другим - только методики, рассчитанные на детей 5 - 6- летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она интеллектуально доступна для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.
На современном этапе развития существует множество подходов к проблеме диагностики. И поскольку процесс адаптации затрагивает все сферы жизни ребенка, то и при оценке адаптации необходимо использовать системный подход. При оценке эффективности адаптации необходимо учитывать: субъективные и объективные критерии измеряемого параметра, и возрастные и индивидуальные особенности респондентов
Нам необходимо тщательно изучить те методы психодиагностики, которые дадут нам возможность исследовать психологическую адаптацию к обучению ребенка в школе, и особенности личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, пришедшего в первый класс.
Существует множество диагностик определяющих уровень школьной адаптации. Например, М.Р.Битянова предлагает следующий алгоритм, включающий в себя многостороннее исследование адаптации к школе.
1. Поэтапное обследование учащихся с целью первичной диагностики уровня адаптации и выявления «группы риска», т.е. учащихся, у которых могут возникнуть проблемы с обучением, поведением, общением со сверстниками и учителями.
2. Анкетирование учителей с целью получения экспертной оценки адаптации учащихся.
3. Анкетирование родителей с целью выявления изменений, произошедших в поведении, психоэмоциональном состоянии и общем самочувствии ребенка в первые недели обучения, отношении к школьным занятиям.
4. Выделение «группы риска», деление учащихся на подгруппы по вероятным причинам неблагополучного протекания адаптационного периода.
5. Проведение углубленного исследования учащихся, отнесенных к «группе риска», а также получение более детальной экспертной оценки педагогов и родителей (с применением подробных опросников).
6. Анализ полученных результатов, составление плана коррекционных и развивающих мероприятий. Организация помощи ученику в формировании навыков и внутренних психологических механизмов, необходимых для успешного обучения и общения в школьной среде.
(Слайд 6,7)Из предложенных методик я выбрала следующие:
Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов.
 Лесенка Самооценки.
 Цветовой тест отношений.
 Тест Тулуз-Пьерона (корректурная проба)
 Анкета для родителей.
 Цель: исследование уровня адаптации ребенка и эмоциональное принятие им новой социальной ситуации.
 Анкета учителя.
 Цель: исследование уровня адаптации с позиции учителя и освоение способов и приемов новой деятельности ребенком.
В данном исследовании приняли участие младшие школьники, первого класса (11 человек) обучающиеся в школе № 3 с.Буркотово, их родители и 2 педагога, работающие в этих классах.

На 1 этапе я провела психодиагностическое исследование по выявлению психологической адаптации учащихся 1 класса, их адаптированности и дезадаптированности к процессу обучения. Были проведены беседы с учащимися и учителями данного класса. Велось наблюдение за поведением и общением учащихся на уроках и переменах. Диагностика личностных особенностей проводилась индивидуально с каждым ребенком.
Методы психологической диагностики при работе с учащимися:
Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов
Цель: исследование школьной мотивации учащихся.
Процедура исследования: учащимся предлагается анкета вопросов с вариантами ответов, нужно выбрать только один ответ.
Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл и положительный 3 балла. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют онизкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль - роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.
Лесенка Самооценки.
Цель: выявление самооценки ребенка
Процедура исследования. Рисунок лесенки содержащей 10 ступеней с обозначенными под ней цифрами и ребенок выбирает себе ступеньку и обозначает себя на ней. Ему предлагается ответить на несколько вопросов:
Какой ты ученик?
С каким настроением ты идешь в школу?
Как сильно ты устаешь в школе? (энегрозатраты)
Дружный ли у тебя класс?
Какой ты ребенок?
Обработка результатов: завышенная самооценка - 10 ступень, адекватная самооценка - 7-9 ступени и заниженная ниже седьмой ступеньки.
Цветовой тест отношений.
Цель: изучить эмоциональное отношение ребенка к школьной жизни.
Процедура исследования. Психолог предлагает ребенку подобрать к каждому из людей и понятий (я, учитель, девочки класса, мальчики класса, школа), которые последовательно им предлагаются, цвета по Люшеру. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов психолог разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.
После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».
Обработка результатов: оценивается эмоциональное состояние ребенка по вычисляемому вегетативному коэффициенту. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: 0 - 0,5 - хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка 0,51 - 0,91 - компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. 0,92-1,9 - оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Свыше 2,0 - перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Углубленное исследование с учащимися «группы риска» было проведено с использованием следующих диагностических методик:
Тест Тулуз-Пьерона.
Цель: выявление устойчивости и концентрации внимания, переключения и распределения внимания и его избирательности, работоспособность учащегося.
Стимульный материал для каждого ребенка в соответствии с возрастом.
Процедура исследования: Бланк для каждого учащегося, соответствующий возрасту. Объяснение инструкции что и как необходимо выполнять на бланке. После того, как психолог убедился, что инструкция понята, и выполнена пробная строка, учащийся начинает работать по инструкции. На его выполнение дается одна минута. Произносится команда на выполнение задания и одновременно включает секундомер, через минуту звучит команда «Стоп, переход на следующую страницу».
По истечении 10 минут: "Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто ничего больше не пишет».
При обработке данных необходимо подсчитать количество просмотренных знаков и допущенные ошибки по каждой строке. Полученные данные оформляют в таблицу и по формулам высчитывают скорость и точность работы учащегося.
После обработки диагностик получились следующие результаты:
(слайд 8)Высокий 16 процент ,средний 72 пр, низкий 12 пр., дезадаптация 0.
(слайд 9)Уровень адаптации учащихся по анкете родителей
Родители отмечают, что дети охотно идут в школу, они делятся школьными впечатлениями, которые чаще всего положительны и не отмечали, чтобы ребенок жаловался на отрицательное самочувствие и изменение физического состояния. Некоторые из родителей ответили, что ребенок не вполне приспособился к новому распорядку дня, очень переживает по поводу неудач или имеется некоторое напряжение и утомление, в процессе учебной деятельности.(В соответствии с результатами опроса и анализа анкет, заполненных родителями, 76% учащихся имеют высокий уровень школьной адаптации, 24% - средний и никто из детей, по их мнению, не имеет дезадаптации.
(Слайд 10) Степень адаптации учащихся по анкете учителя
Работоспособность учащихся не всегда соответствует предъявляемым требованиям со стороны школы и многим детям ещё трудно организовать свою деятельность, как на уроке, так и перемене. При этом 39% учащихся имеют успешную степень адаптации. И 6% (два ребенка) - имеют оценки, свидетельствующие о трудностях в процессе адаптации. Можно предположить, что учащиеся еще не овладели навыками учебной деятельности: на уроках пассивны, часто отвлекаются и нуждаются в дополнительном контроле. Имеются трудности в отношениях с другими учащимися в классе.
(Слайд 11)По методике мотивации учебной деятельности младших школьников Лускановой Н.Г. у учащихся было выявлено:
У 24% детей выявлен средний уровень школьной мотивации, учащиеся положительно относятся к школе, понимают учебный материал, внимательны при выполнении заданий, способны самостоятельно решать типовые задачи, но новая деятельность требует контроля со стороны.
Учащиеся ориентированы на получение знаний и учебную деятельность, которая стала ведущей.
Высокую школьную мотивацию имеют 32% учащихся. Этот уровень так же характеризуется положительным отношением к школе, учебный материал осваивается легко и в полной мере. Учащиеся внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе и при выполнении заданий или поручений внешний контроль может не требоваться.
видно, что для 34% детей в большей мере характерна внешняя мотивация обучения, для них более значимы внешние атрибуты новой деятельности (красивая новая форма, портфель и учебные принадлежности) и они в большей мере склонны поступать «как все», то есть в школу ходить надо, поскольку так говорят родители. Учебная мотивация еще не сложилась, нет ориентации на учебную деятельность и ценность получения знаний.
Так же по результатам исследования присутствуют учащиеся, имеющие низкую школьную мотивацию и негативизм по отношению к школе , дети отрицательно относятся к школе, учебный материал усваивается фрагментарно и без интереса, самостоятельности в учебной деятельности не проявляют и могут не регулярно готовиться к урокам. Это свидетельствует о нарушении в поведении, имеющихся проблемах в общении с одноклассниками и во взаимоотношении с учителем. Низкий уровень учебной мотивации может осложнить процесс адаптации к обучению в школе, особенно, если учащиеся склонны испытывать негативные эмоции в связи с какими-либо школьными ситуациями или событиями.
Таким образом, учащиеся разделились на две группы: одна имеет высокий уровень сформированности социальной позиции школьника, который сопряжен с ориентацией на учебно-школьную действительность, и другая, где преобладает внешняя школьная мотивация и еще не сложилось ценности получения знаний.
В моем исследовании был использован цветовой тест отношений, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений индивида к окружающему миру. На основе анализа полученных данных были выявлены следующие результаты:у 34% учащихся преобладают положительные эмоций в школьной жизни. Ребенок весел, счастлив и настроен оптимистично. У 53% детей эмоциональное состояние находятся в норме, ребенок может справиться со своим состоянием. И 13% учеников имеют преобладание отрицательных эмоций. У детей доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. Именно на эту группу детей необходимо обратить внимание педагогу-психологу в своей работе с учащимися.
(Слайд 12 )Измерение самооценки настроения детей в школе показало следующие данные: 48% опрошенных учеников отметили самый высокий уровень - события школьной жизни вызывают у них положительные эмоции, многое в школе радует детей. 26% показали адекватный уровень самооценки настроения и столько же приходят в школу со сниженным эмоциональным фоном. Причиной такого состояния может быть, как низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, так и ситуативные факторы продолжительного генеза.
После школьного дня чувствуют себя достаточно бодро 21% детей. Утомляемость в процессе учебной деятельности отмечают 18% учеников, это может быть связано с трудностями концентрации внимания на уроках и гиподинамией.
По результатам исследования учащиеся считают свой класс дружным, хотя в некоторой степени и идеализируют его 37% учащихся и 24% детей имеют трудности во взаимоотношениях с одноклассниками или еще не успели подружиться с ними. В позиции «я ребенок» 63% детей не всегда могут адекватно оценить свои возможности и способности. Это может свидетельствовать о преувеличении своих возможностей и низком уровне критичности, что для этого возраста еще является допустимой нормой.
Таким образом, у некоторых учащихся доминирует завышенное представление о себе, они не всегда адекватно могут оценить собственные силы и затраты организма. Это свидетельствует о преувеличении своих возможностей и низком уровне критичности и иногда, о наличии выраженного мотива достижения.
В результате исследования психологической адаптации всех первоклассников в процессе обучения были выявлены учащиеся, имеющие трудности и попадающие в «группу риска», это дети, нуждающиеся в особом внимании со стороны взрослых, а именно специалиста психолога, с целью разрешения имеющихся трудностей и помощи в адаптации учащимся.
Сегодня существует множество разработанных программ, с целью психологической поддержки учащихся в период адаптации. Я хочу поделиться некоторыми программами, взятых из электронных источников, которыми пользуюсь сама и они очень доступны интересны детям.(Слайды-фото)
С целью проверки эффективности коррекционной работы, направленной на повышение уровня психологической адаптации у учащихся «группы риска», была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику изменения уровня адаптации в процессе обучения. С этой целью испытуемым были предложены методики по выявлению уровня адаптации. Мною были получены следующие данные:
по наблюдениям родителей и педагогов за детьми, посещающими занятия, повысился уровень внимания и наблюдательности, и снизилась тревожность.
при сравнении данных исследования, проведенного с учащимися после обучения по программе были выявлены существенные отличия по показателям: степень адаптации с точки зрения учителя, восприятие школьной жизни и самооценка учащихся, кроме позиций настроение, утомляемость и оценка взаимоотношений в классе на вербальном уровне.
Таким образом, результаты проведенной работы говорят о том, что целенаправленные действия, ориентированные на повышение уровня адаптации, способствуют психологической адаптированности учащихся имеющих трудности на основе программы, представленной в данной работе, и изменили его с дезадаптации до среднего либо высокого уровня.
На основании этого можно сделать выводы о том, что программа, направленная на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников является эффективной.
В процессе адаптации у школьников могут возникнуть разные трудности в процессе обучения и задача психолога на этом этапе выявить учащихся, имеющих нарушение адаптации, и оказать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение. Для выявления и уточнения проблем в адаптации психолог использует диагностику всех участников образовательного процесса. При проведении коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений адаптации необходимо четко ставить цели проводимых занятий и отслеживать динамику развития каждого учащегося.
В результате проведенного исследования я пришла к выводу, что диагностика всех участников образовательного процесса позволила выявить учащихся имеющих трудности в адаптации. И своевременно оказанная психологическая помощь выявленным учащимся способствовала успешной адаптации в процессе обучения.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2001.623c.
2. Агафонова И.Н. «Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа "Я и мы"». СПб, Экспресс 2003.- 70 с.
3. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе - Екатеринбург, 2004.
4. Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991.
5. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
6. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка - М., 1997. - 145с.
7. Битянова М.Р. Профессия школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: рабочая тетрадь школьника - М.: Генезис, 2008. - 95 с.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
9. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001. - 157 с.
10. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.
11. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 1995. - 124 с.
12. Диагностика школьнойдезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М.: Редакционно-издательский цент Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995
13. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999
14. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция: учеб.пособие. - М.: Питер, 2004. - 480 с.
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
15. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 1993.
16. Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000.
17. Овчарова Н.Е. Психология в начальной школе. М., 2003.
18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ "Сфера", 2005.
19. Подласый И.П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.
20. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 200
21. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С. Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.Г. Лидерс и др.; под ред. Т.Ю. Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 1995. - 284 с.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996
23. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
24. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинг. - М.: Психотерапия, 2008. - 241 с.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1998.
26. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

Приложение
1 Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).
Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.
Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
• неохотно (ДА)
• без особой охоты (ВДА)
-охотно, с радостью (А)
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
• пока нет (ДА)
• не совсем (ВДА)
• в основном, да (А)
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
• скорее нет, чем да (ДА)
• не вполне (ВДА)
• в основном да (А)
4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?
• иногда (В ДА)
• довольно часто (А)
• затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
• в основном отрицательные впечатления (ДА)
• положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
• в основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).
7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
• довольно часто (ДА)
• иногда (В ДА)
• не нуждается в помощи (А)
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
• перед трудностями сразу пасует (ДА)
• обращается за помощью (ВДА)
• старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)
• настойчив в преодолении трудностей (А)
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
• сам этого сделать не может (ДА)
• иногда может (ДА)
• может, если его побудить к этому (А)
• как правило, может (А)
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
• довольно часто (ДА)
• бывает, но редко (ВДА)
• такого практически не бывает (А)
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
• нет (ДА)
• скорее нет, чем да (ВДА)
• скорее да, чем нет (А)
А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация.
При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.
2 Анкета для учителя
Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи. Анкета учителя. Учитель должен ответить на вопросы анкеты, охарактеризовав каждого из учащихся своего класса по принципу: если можно утверждать «безусловно да», поставить в соответствующей графе напротив его фамилии цифру «1», если «скорее да, чем нет» - цифру «2», «скорее нет, чем да» - цифру «3», «безусловно нет»- цифру «4».
Вопросы:
Охотно ли, с интересом ли ребенок учится?
Достаточно ли ответственно относится ребенок к учению?
Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?
Стремится ли к улучшению своих результатов?
Активен ли на уроках, часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?
Вполне ли дисциплинирован?
Умеет ли организовать свою работу?
Достаточно ли внимателен?
Соответствует ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?
10. Достаточно ли контактен ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?
11. Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?
12. Нуждается ли ребенок в дополнительной помощи при выполнении заданий?
13. Легко ли откликается на помощь?
14. Вполне ли удовлетворительно усваивает программные знания, умения, навыки?
Обработка результатов:
Подсчитывается средний балл по каждому ребенку. Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности в адаптации к школе. Исходя из этого, можно заключить, что у большинства учащихся, в процессе адаптации, произошло приспособление к школьным нагрузкам на физическом уровне.

3 Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов
Цель: исследование школьной мотивации учащихся.
Процедура исследования: учащимся предлагается анкета вопросов с вариантами ответов, нужно выбрать только один ответ.
Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл и положительный 3 балла. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют онизкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль - роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.
4 Лесенка Самооценки.
Цель: выявление самооценки ребенка
Процедура исследования. Рисунок лесенки содержащей 10 ступеней с обозначенными под ней цифрами и ребенок выбирает себе ступеньку и обозначает себя на ней. Ему предлагается ответить на несколько вопросов:
Какой ты ученик?
С каким настроением ты идешь в школу?
Как сильно ты устаешь в школе? (энегрозатраты)
Дружный ли у тебя класс?
Какой ты ребенок?
Обработка результатов: завышенная самооценка - 10 ступень, адекватная самооценка - 7-9 ступени и заниженная ниже седьмой ступеньки.
5 Цветовой тест отношений.
Цель: изучить эмоциональное отношение ребенка к школьной жизни.
Процедура исследования. Психолог предлагает ребенку подобрать к каждому из людей и понятий (я, учитель, девочки класса, мальчики класса, школа), которые последовательно им предлагаются, цвета по Люшеру. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов психолог разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.
После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».
Обработка результатов: оценивается эмоциональное состояние ребенка по вычисляемому вегетативному коэффициенту. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: 0 - 0,5 - хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка 0,51 - 0,91 - компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. 0,92-1,9 - оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. Свыше 2,0 - перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Углубленное исследование с учащимися «группы риска» было проведено с использованием следующих диагностических методик:
6 Тест Тулуз-Пьерона [67].
Цель: выявление устойчивости и концентрации внимания, переключения и распределения внимания и его избирательности, работоспособность учащегося.
Стимульный материал для каждого ребенка в соответствии с возрастом.
Процедура исследования: Бланк для каждого учащегося, соответствующий возрасту. Объяснение инструкции что и как необходимо выполнять на бланке. После того, как психолог убедился, что инструкция понята, и выполнена пробная строка, учащийся начинает работать по инструкции. На его выполнение дается одна минута. Произносится команда на выполнение задания и одновременно включает секундомер, через минуту звучит команда «Стоп, переход на следующую страницу».
По истечении 10 минут: "Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто ничего больше не пишет».
При обработке данных необходимо подсчитать количество просмотренных знаков и допущенные ошибки по каждой строке. Полученные данные оформляют в таблицу и по формулам высчитывают скорость и точность работы учащегося.
Категория: Начальная школа | Добавил: педагог-психолог
Просмотров: 739 | Загрузок: 32 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 10:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru