Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Справочник литературных терминов в начальной школе
[ Скачать с сервера (70.0 Kb) ] 2015-04-08, 8:51 AM
2 КЛАСС

Легенда - рассказ о необыкновенном чудесном событии прошлого, обычно связанного с каким-либо местом. (Танцующие березы. Боровое)

Сравнение - это сопоставление одного явления или предмета с другим. (…Лес точно терем расписной.)

Олицетворением называется изображение в сказках, стихотворениях неодушевленных предметов, явлений природы как живых существ. Они могут говорить, чувствовать, мыслить. (Вот уже девицей – красавицей несется Осень по лесу - в красном сарафане из листочков осины…)

Фольклор- это произведения устного народного творчества. Фольклор - слово английское и в переводе означает «народная мудрость». Фольклорные произведения создавались в устной форме и передавались от одного человечка к другому из поколения в поколение. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

• Песни у каждого народа свои: колыбельные, игровые, праздничные, обрядовые. Песни выражают и создают определенный душевный настрой. Колыбельные песни убаюкивают ребенка. (Баю – баю беленький, в белой колыбеленьке. Спи, малыш, не плач, я куплю тебе калач. )
• Потешка – небольшое шуточное стихотворение, сопровождающее игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В потешке нередко есть наставление, «урок». (Сорока - белобока, кашу варила, деток кормила, этому дала…)
• Пестушка – короткое стихотворное произведение, которое сопровождается движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить» ( -Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки. – Что ели? – Кашку …)
• Прибаутка - забавное произведение устного народного творчества. Своим содержанием она напоминает маленькую сказочку в стихах. (Тили – тили – тили – бом! Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила. Бежит курица с ведром, заливает Кошкин дом.).
• Закличка – стихотворное обращение к явлениям природы. (Солнышко – ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись! Ясное, покажись! )
• Приговорка – небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным. (Уж как я ль мою коровушку люблю, уж как я ль - то ей крапивушки нарву.)
• Считалка – произносимый нараспев стишок. При помощи считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. (На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич…)
• Пословица – краткое мудрое выражение с поучительным смыслом. Пословица содержит законченное суждение, вывод. (Любишь кататься – люби и саночки возить. Чужими руками жар загребать легко. )
• Поговорка – меткое образное выражение, которое не наставляет, не поучает, а сообщает. В поговорке нет суждения, вывода. (Чужими руками жар загребать. )
• Загадка – короткое произведение, которое описывает какой – то предмет, но не называет его. (Шарик пушистый белеет в поле чистом, подул ветерок – остался стебелек. )
• Скороговорка – стихотворение или фраза, придуманная ради забавы, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. В скороговорке используют слова с труднопроизносимым набором звуков. (От топота копыт пыль по полю летит.)
• Чистоговорка – рифмованное упражнение для развития речи. (Ща – ща – ща, дождь идет – я без плаща.)

Сказка – интересный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Сказки, которые сочинил народ, называются народными сказками.
Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
• Присказка, ее значение – подготовить слушателя к восприятию сказки: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.»
• Зачин – начало сказки, он указывает, где и когда произошли события героев: «жили – были…»
• Концовка – ею завершается сказка. «Вот вам сказка а мне – бубликов связка.»
Литературные (или авторские) сказки – сочиняют писатели; их записывают в момент создания, и они навсегда сохраняют имена своих создателей – авторов. В основе литературных сказок часто лежат народные сказки, но писатели пересказывают их по – иному.

Эпитеты – это слова, оценивающие и подчеркивающие какое – либо свойство или качество предмета, явления. Эпитеты помогают писателю создавать яркие, надолго запоминающиеся образы: сверкающая сказка; алмазные деревья; хрустальный холодок.



3 КЛАСС

Былина – произведение устного народного творчества, героическая песня – повествование о подвигах русских богатырей в битвах за родную землю. Любимые народные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович являются главными героями былин.

Былинный сказ – изложение былины в прозе.

Героический эпос – произведения народного творчества патриотического содержания. Они имеют историческую основу и повествуют о богатырях, воинах, батырах.

Гипербола – сильное преувеличение свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы автор подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Например: За дубок ухватился – дуб с корнем вон.

Легенда – поэтический рассказ об историческом событии, дополненный воображением, вымыслом. Например, «Черный бура Ойлыбая» - поэтический рассказ о музыканте, повелителе верблюда.

Литературная сказка – художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок.

Пейзаж в художественном произведении помогает читателю глубже понять переживания героев, их мысли и чувства.

Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка.

Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя.

Сказание – Народный поэтический рассказ с историческим содержанием. Например, «Сказание о золотом человеке» - поэтический рассказ о Суне, юном батыре, одетом в золотые доспехи.

Сказка – это устный занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов и придумка о том, чего не бывает.

Сравнение – это слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим для более яркого описания.

Тема – это то, о чем (или о ком) говорится в произведении. Часто тема произведения отражена в его заглавии.

Основная мысль – идея произведения – это оценка автором того, что он изображает в произведении. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.

Устное народное творчество (фольклор) – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. Эти произведения учат образно мыслить и говорить.

Эпитет – образное художественное определение


4 КЛАСС

Миф – произведение устного народного творчества. Мифы были созданы давным-давно, много веков назад. Сейчас мы их читаем в пересказах писателей как фантастические истории, а когда–то люди верили во все, о чем говорится в мифах. Мифы передают представления древних людей о происхождении жизни на Земле. В них в образной форме объясняется, почему день сменяет ночь, отчего гремит гром, сверкает молния, происходят другие природные явления. Существуют мифы, повествующие об отношениях между богами и людьми, рассказывающие о подвигах героев.
Мифы есть у каждого народа. На протяжении многих веков они передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись и совершенствовались.

Легенда – произведение устного народного творчества, рассказ о событии, происходившем в незапамятные времена. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла.
Иногда событие, о котором рассказывает легенда, привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, озеру. Эти легенды объясняют их названия.
Значительную группу легенд составляют любопытные истории, завершившиеся трагедией, разлукой возлюбленных.
Особое место занимают легенды о казахских батырах, раскрывающие героизм наших предков, отважно сражавшихся с безжалостными врагами.

Героический эпос – произведения устного народного поэтического творчества, повествующие об исторических событиях, о подвигах батыров, защитников родной земли, родного народа.
В создании и сохранении казахского эпоса большую роль сыграли жыра́у – талантливые певцы – сказители. Исполнение эпоса сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. (В учебник помещен казахский героический эпос «Ер-Таргын» в прозаическом переложении современного казахского писателя Мухтара Магауина.)

Древнерусская литература. Литература в Древней Руси возникла в Х веке. Она была близка произведениям устного народного творчества: сказкам, былинам, песням.
Одной из самых древних книг была «Повесть времены́х лет», созданная в ХI – ХII веках. Это сборник летописей – повествований разных летописцев о событиях, случившихся в том или ином году. В летописях рассказывается о происхождении русского государства, о начальном периоде его истории, о первых его деятелях, о защитниках государства.

Поучение – наставление назидательный совет, как жить достойной жизнью.

Басня – небольшое произведение, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.
В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень, глупость.
Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение. Это нравоучение обычно дается в конце или в начале басни и называется моралью.

Стихотворение – произведение, написанное в стихотворной форме. Оно делится на речевые отрезки, называемые стихами. Каждый стих записывается в отдельную стихотворную строку.
Стихотворной речи присущи рифма и ритм.

Рифма – звуковые совпадения в конце стихотворных строк. Например: кроет – завоет.

Ритм – чередование (повторение) в строках стихотворения ударных и безударных слов в определенном порядке. Например, так чередуются слоги в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
Ви́хри сне́жные крутя́, ударные слоги 1, 3, 7
То́, как зве́рь, она́ заво́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
То́ запла́чет, как дитя́… ударные слоги 1, 3, 7

Олицетворение – литературный прием, при котором на явления природы, неодушевленные предметы переносятся свойства и способности живого существа. В литературных произведениях олицетворение является средством создания ярких художественных образов.

Идея произведения – основная мысль, лежащая в основе содержания произведения.

Эпитет - красочное, образное художественное определение, выделяющее в предмете или явлении те его качества, свойства или признаки, на которые писатель хочет обратить наше внимание.
Эпитеты выражают отношение автора к предмету изображения.
Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, но редко встречаются эпитеты - существительные. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Ночевала тучка на груди утеса – великана…» эпитетом является определение «великан» к слову «утес».

Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
Метафора не простое сравнение, а сравнение, доведенное до такой степени близости сравниваемых предметов, когда они как бы полностью сливаются друг с другом в воображении автора, в результате чего название одного предмета переносится на другой, замещает его. М.Ю. Лермонтов использовал метафору в стихотворении «Парус».

Звукопись – прием, используемый в литературном творчестве для усиления звуковой выразительности художественной речи. Например:
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей. ( Ф. И. Тютчев.)

Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором изображается какое-нибудь событие в жизни главных героев. Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – особенность рассказа.
Эпизод – это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять, что – то главное о герое, его характере.

Сравнение – сопоставление предметов, явлений природы с другими, чем – то похожими.
Сравнение или прямо указывает на сходство (он был похож на…) или вводится с помощью слов «как», «точно», «словно», «будто».
Сравнения придают речи образность и выразительность, помогают увидеть новые стороны в давно знакомых предметах и явлениях, а также представить себе предметы и явления незнакомые.

Портрет литературного героя. Писатель стремится к тому, чтобы читатель смог представить действующее лицо произведения, поэтому он описывает его внешность: лицо, мимику, фигуру, жесты, позы, одежду, походку – рисует портрет литературного героя.
Портрет помогает увидеть не только внешность героя, но и понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе.
В портрете проявляется отношение автора к своему герою.

Сюжетом в литературном произведении называется развитие событий, смена событий (эпизодов). Сюжет имеет определенное построение:
• экспозиция – характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действий;
• завязка – событие, с которого начинается действие;
• развитие действия – ход событий, вытекающих из завязки;
• кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия;
• развязка – заключительный момент.
Схема построения сюжета произведения.
Кульминация
Экспозиция Развязка это рядом с вершиной треугольника (по его сторонам – писать ход событий )

Повесть – произведение, в котором, в отличие от рассказа, изображается не одно, а ряд событий, описывается целый период жизни героя.

Пьеса - это литературное произведение, написанное для театрального представления. Содержание пьесы раскрывается в меняющихся действиях. Каждое действие можно увидеть и разыграть по ролям. Роль каждого действующего лица исполняет актер. В пьесе отсутствует авторский текст, расписаны лишь слова, которые произносят персонажи. В скобках даны ремарки – пояснения к тексту пьесы о том, как вести себя актеру. Предметы, которые используются в театральной постановке, называются реквизитом
Руководителем театральной постановки является режиссер.

Пейзаж в литературном произведении – это художественное описание природы.
Пейзаж помогает читателю представить место и время изображаемых событий, глубже понять и почувствовать душевное состояние героя.

Юмористическое произведение основано на доброй шутке, в которой всегда просматривается что – то серьезное, важное и глубокое.

Фантастика – мир невероятных, причудливых представлений и образов, рожденных воображением автора на основе фактов реальной жизни.
Категория: Начальная школа | Добавил: ВалентинаГор
Просмотров: 10958 | Загрузок: 504 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 0:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru