Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Справочник литературных терминов в начальной школе
[ Скачать с сервера (70.0Kb) ] 2015-04-08, 8:51 AM
2 КЛАСС

Легенда - рассказ о необыкновенном чудесном событии прошлого, обычно связанного с каким-либо местом. (Танцующие березы. Боровое)

Сравнение - это сопоставление одного явления или предмета с другим. (…Лес точно терем расписной.)

Олицетворением называется изображение в сказках, стихотворениях неодушевленных предметов, явлений природы как живых существ. Они могут говорить, чувствовать, мыслить. (Вот уже девицей – красавицей несется Осень по лесу - в красном сарафане из листочков осины…)

Фольклор- это произведения устного народного творчества. Фольклор - слово английское и в переводе означает «народная мудрость». Фольклорные произведения создавались в устной форме и передавались от одного человечка к другому из поколения в поколение. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

• Песни у каждого народа свои: колыбельные, игровые, праздничные, обрядовые. Песни выражают и создают определенный душевный настрой. Колыбельные песни убаюкивают ребенка. (Баю – баю беленький, в белой колыбеленьке. Спи, малыш, не плач, я куплю тебе калач. )
• Потешка – небольшое шуточное стихотворение, сопровождающее игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В потешке нередко есть наставление, «урок». (Сорока - белобока, кашу варила, деток кормила, этому дала…)
• Пестушка – короткое стихотворное произведение, которое сопровождается движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить» ( -Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки. – Что ели? – Кашку …)
• Прибаутка - забавное произведение устного народного творчества. Своим содержанием она напоминает маленькую сказочку в стихах. (Тили – тили – тили – бом! Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила. Бежит курица с ведром, заливает Кошкин дом.).
• Закличка – стихотворное обращение к явлениям природы. (Солнышко – ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись! Ясное, покажись! )
• Приговорка – небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным. (Уж как я ль мою коровушку люблю, уж как я ль - то ей крапивушки нарву.)
• Считалка – произносимый нараспев стишок. При помощи считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. (На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич…)
• Пословица – краткое мудрое выражение с поучительным смыслом. Пословица содержит законченное суждение, вывод. (Любишь кататься – люби и саночки возить. Чужими руками жар загребать легко. )
• Поговорка – меткое образное выражение, которое не наставляет, не поучает, а сообщает. В поговорке нет суждения, вывода. (Чужими руками жар загребать. )
• Загадка – короткое произведение, которое описывает какой – то предмет, но не называет его. (Шарик пушистый белеет в поле чистом, подул ветерок – остался стебелек. )
• Скороговорка – стихотворение или фраза, придуманная ради забавы, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. В скороговорке используют слова с труднопроизносимым набором звуков. (От топота копыт пыль по полю летит.)
• Чистоговорка – рифмованное упражнение для развития речи. (Ща – ща – ща, дождь идет – я без плаща.)

Сказка – интересный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Сказки, которые сочинил народ, называются народными сказками.
Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
• Присказка, ее значение – подготовить слушателя к восприятию сказки: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.»
• Зачин – начало сказки, он указывает, где и когда произошли события героев: «жили – были…»
• Концовка – ею завершается сказка. «Вот вам сказка а мне – бубликов связка.»
Литературные (или авторские) сказки – сочиняют писатели; их записывают в момент создания, и они навсегда сохраняют имена своих создателей – авторов. В основе литературных сказок часто лежат народные сказки, но писатели пересказывают их по – иному.

Эпитеты – это слова, оценивающие и подчеркивающие какое – либо свойство или качество предмета, явления. Эпитеты помогают писателю создавать яркие, надолго запоминающиеся образы: сверкающая сказка; алмазные деревья; хрустальный холодок.



3 КЛАСС

Былина – произведение устного народного творчества, героическая песня – повествование о подвигах русских богатырей в битвах за родную землю. Любимые народные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович являются главными героями былин.

Былинный сказ – изложение былины в прозе.

Героический эпос – произведения народного творчества патриотического содержания. Они имеют историческую основу и повествуют о богатырях, воинах, батырах.

Гипербола – сильное преувеличение свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы автор подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Например: За дубок ухватился – дуб с корнем вон.

Легенда – поэтический рассказ об историческом событии, дополненный воображением, вымыслом. Например, «Черный бура Ойлыбая» - поэтический рассказ о музыканте, повелителе верблюда.

Литературная сказка – художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок.

Пейзаж в художественном произведении помогает читателю глубже понять переживания героев, их мысли и чувства.

Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка.

Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя.

Сказание – Народный поэтический рассказ с историческим содержанием. Например, «Сказание о золотом человеке» - поэтический рассказ о Суне, юном батыре, одетом в золотые доспехи.

Сказка – это устный занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов и придумка о том, чего не бывает.

Сравнение – это слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим для более яркого описания.

Тема – это то, о чем (или о ком) говорится в произведении. Часто тема произведения отражена в его заглавии.

Основная мысль – идея произведения – это оценка автором того, что он изображает в произведении. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.

Устное народное творчество (фольклор) – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. Эти произведения учат образно мыслить и говорить.

Эпитет – образное художественное определение


4 КЛАСС

Миф – произведение устного народного творчества. Мифы были созданы давным-давно, много веков назад. Сейчас мы их читаем в пересказах писателей как фантастические истории, а когда–то люди верили во все, о чем говорится в мифах. Мифы передают представления древних людей о происхождении жизни на Земле. В них в образной форме объясняется, почему день сменяет ночь, отчего гремит гром, сверкает молния, происходят другие природные явления. Существуют мифы, повествующие об отношениях между богами и людьми, рассказывающие о подвигах героев.
Мифы есть у каждого народа. На протяжении многих веков они передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись и совершенствовались.

Легенда – произведение устного народного творчества, рассказ о событии, происходившем в незапамятные времена. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла.
Иногда событие, о котором рассказывает легенда, привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, озеру. Эти легенды объясняют их названия.
Значительную группу легенд составляют любопытные истории, завершившиеся трагедией, разлукой возлюбленных.
Особое место занимают легенды о казахских батырах, раскрывающие героизм наших предков, отважно сражавшихся с безжалостными врагами.

Героический эпос – произведения устного народного поэтического творчества, повествующие об исторических событиях, о подвигах батыров, защитников родной земли, родного народа.
В создании и сохранении казахского эпоса большую роль сыграли жыра́у – талантливые певцы – сказители. Исполнение эпоса сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. (В учебник помещен казахский героический эпос «Ер-Таргын» в прозаическом переложении современного казахского писателя Мухтара Магауина.)

Древнерусская литература. Литература в Древней Руси возникла в Х веке. Она была близка произведениям устного народного творчества: сказкам, былинам, песням.
Одной из самых древних книг была «Повесть времены́х лет», созданная в ХI – ХII веках. Это сборник летописей – повествований разных летописцев о событиях, случившихся в том или ином году. В летописях рассказывается о происхождении русского государства, о начальном периоде его истории, о первых его деятелях, о защитниках государства.

Поучение – наставление назидательный совет, как жить достойной жизнью.

Басня – небольшое произведение, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.
В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень, глупость.
Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение. Это нравоучение обычно дается в конце или в начале басни и называется моралью.

Стихотворение – произведение, написанное в стихотворной форме. Оно делится на речевые отрезки, называемые стихами. Каждый стих записывается в отдельную стихотворную строку.
Стихотворной речи присущи рифма и ритм.

Рифма – звуковые совпадения в конце стихотворных строк. Например: кроет – завоет.

Ритм – чередование (повторение) в строках стихотворения ударных и безударных слов в определенном порядке. Например, так чередуются слоги в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
Ви́хри сне́жные крутя́, ударные слоги 1, 3, 7
То́, как зве́рь, она́ заво́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
То́ запла́чет, как дитя́… ударные слоги 1, 3, 7

Олицетворение – литературный прием, при котором на явления природы, неодушевленные предметы переносятся свойства и способности живого существа. В литературных произведениях олицетворение является средством создания ярких художественных образов.

Идея произведения – основная мысль, лежащая в основе содержания произведения.

Эпитет - красочное, образное художественное определение, выделяющее в предмете или явлении те его качества, свойства или признаки, на которые писатель хочет обратить наше внимание.
Эпитеты выражают отношение автора к предмету изображения.
Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, но редко встречаются эпитеты - существительные. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Ночевала тучка на груди утеса – великана…» эпитетом является определение «великан» к слову «утес».

Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
Метафора не простое сравнение, а сравнение, доведенное до такой степени близости сравниваемых предметов, когда они как бы полностью сливаются друг с другом в воображении автора, в результате чего название одного предмета переносится на другой, замещает его. М.Ю. Лермонтов использовал метафору в стихотворении «Парус».

Звукопись – прием, используемый в литературном творчестве для усиления звуковой выразительности художественной речи. Например:
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей. ( Ф. И. Тютчев.)

Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором изображается какое-нибудь событие в жизни главных героев. Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – особенность рассказа.
Эпизод – это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять, что – то главное о герое, его характере.

Сравнение – сопоставление предметов, явлений природы с другими, чем – то похожими.
Сравнение или прямо указывает на сходство (он был похож на…) или вводится с помощью слов «как», «точно», «словно», «будто».
Сравнения придают речи образность и выразительность, помогают увидеть новые стороны в давно знакомых предметах и явлениях, а также представить себе предметы и явления незнакомые.

Портрет литературного героя. Писатель стремится к тому, чтобы читатель смог представить действующее лицо произведения, поэтому он описывает его внешность: лицо, мимику, фигуру, жесты, позы, одежду, походку – рисует портрет литературного героя.
Портрет помогает увидеть не только внешность героя, но и понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе.
В портрете проявляется отношение автора к своему герою.

Сюжетом в литературном произведении называется развитие событий, смена событий (эпизодов). Сюжет имеет определенное построение:
• экспозиция – характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действий;
• завязка – событие, с которого начинается действие;
• развитие действия – ход событий, вытекающих из завязки;
• кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия;
• развязка – заключительный момент.
Схема построения сюжета произведения.
Кульминация
Экспозиция Развязка это рядом с вершиной треугольника (по его сторонам – писать ход событий )

Повесть – произведение, в котором, в отличие от рассказа, изображается не одно, а ряд событий, описывается целый период жизни героя.

Пьеса - это литературное произведение, написанное для театрального представления. Содержание пьесы раскрывается в меняющихся действиях. Каждое действие можно увидеть и разыграть по ролям. Роль каждого действующего лица исполняет актер. В пьесе отсутствует авторский текст, расписаны лишь слова, которые произносят персонажи. В скобках даны ремарки – пояснения к тексту пьесы о том, как вести себя актеру. Предметы, которые используются в театральной постановке, называются реквизитом
Руководителем театральной постановки является режиссер.

Пейзаж в литературном произведении – это художественное описание природы.
Пейзаж помогает читателю представить место и время изображаемых событий, глубже понять и почувствовать душевное состояние героя.

Юмористическое произведение основано на доброй шутке, в которой всегда просматривается что – то серьезное, важное и глубокое.

Фантастика – мир невероятных, причудливых представлений и образов, рожденных воображением автора на основе фактов реальной жизни.
Категория: Начальная школа | Добавил: ВалентинаГор
Просмотров: 1293 | Загрузок: 102 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 4:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru