Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературного чтения
[ Скачать с сервера (24.6Kb) ] 2015-06-12, 3:22 PM
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: С. Есенин « Сыплет черемуха снегом», З. Александрова «Салют весне»
Цель: Познакомить с биографией С. Есенина и его произведением « Сыплет черемуха снегом», биографией З. Александровой и ее произведением «Салют весне».
Задачи:
-Определить тему и идею произведения;
- Развить навык самостоятельно мыслить и четко формулировать ответ;
- Развивать навыки выразительного чтения;
- Воспитывать любовь и уважение к природе.
Оборудование: раздаточный материал, портрет Есенина, учебник литературного чтения.
Технология: Педагогическая мастерская

Ход урока
Организация класса.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Деление на группы
Правила работы в группе.
1этап. Индуктор
Просмотр видеоролика. ( Ф. Шопен «Нежный аромат весны»)
-Какие чувства у вас возникли после просмотра видеоролика?
-Что вы увидели? ( цветение деревьев)
Когда цветут деревья? ( весной)
Вывод: Весна является одним из красивейших времен года. Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А.П. Чехов так выразил это чувство: «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна».
О весне писали множество поэтов, и одним из таких поэтов был Сергей Есенин. Сегодня мы познакомимся с творчеством этого замечательного поэта и с одним из его произведений.

2этап.Деконструкция
Но прежде всего нам необходимо познакомиться с биографией.
1.Портрет С. Есенина
2. Знакомство с биографией (работа в группах)
А.( Учащимся раздается биография, необходимо прочитать и ответить на вопросы)
В осенний день 3 октября 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство.
Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы.
Задание:
Изучите биографию поэта.
Ответьте на вопросы:
-Что вы запомнили?
-Когда и где родился Есенин?
-Что вас удивило?
-Что восхитило?
-У Сергея Есенина есть множество произведений, обратите внимание на книги, в которых печатались стихотворения Сергея Есенина.
Сегодня мы окунемся в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии С. Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений. А для того, чтобы узнать, что будет описываться, в нашем стихотворении вам необходимо выполнить задание.
Задание: Дана мозаика с изображением черемухи. Группам необходимо собрать мозаику и определить о чем будет стихотворение.
Стихотворение называется «Сыплет черёмуха снегом».
-Кто знает, что такое черёмуха?
- Это дерево или кустарник от 2 до 15 м высотой. Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.
3этап . Реконструкция
Знакомство с произведением
Первичное чтение
Чтение стихотворения учителем
А. Анализ первичного восприятия.
Вопросы: Понравилось ли вам стихотворение?
-Что именно понравилось?
-Какие чувства у вас возникли после того, как вы прослушали стихотворение? ( стихотворение вызывает положительные эмоции, хочется также порадоваться приходу весны, как это делает автор.)
-Что в нём описывается? ( описывается весна, уже появилась зелень, прилетели грачи).
Б. Работа над словами
Дубравы - лес, который в основном состоит из дубов.
«Я одурманен весной»- Это выражение означает, что поэт околдован, одушевлен весной ее красотой.
В.Вторичное чтение
Подготовка к выразительному чтению стихотворения
Вот теперь, когда мы определили главную мысль стихотворения, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения.
Это стихотворение мы будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать. Читая стихотворение необходимо передать чувства автора, его любование весной. ( Читают по одному ученику с группы, 4 человека. )
Вопросы:
-Какие признаки наступления весны автор показывает в своем стихотворение. ( цветет черемуха, появляется зелень, прилетели грачи, а все мы знаем что ,грач вестник весны, первая из перелетных птиц, которая извещает нас о наступление весны. )
-Как поэт относится к этому времени года? (с воодушевлением, поэт радуется приходу весны ,он «одурманен» весной)
Какие художественные средства вы знаете?
-Что такое эпитет? Что такое олицетворение?
-С помощью, каких художественных средств С. Есенин показывает красоту весенней природы? ( обсуждение в группах).
-Найдите в стихотворение эпитеты и олицетворение.
- Олицетворение-глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.
-Эпитет- это яркое образное определение, помогает охарактеризовать предмет или происходящие действия, сделать повествование ярче и выразительней.
Поэт показывает красоту весенней природы с помощью олицетворения и эпитетов.
- В парах обсудите, и найдите в стихотворение олицетворение и эпитеты
Олицетворение: «Сыплет черемуха снегом», « Никнут травы» .
-Как вы понимаете строчку «Сыплет черемуха снегом»? ( Черемуха цветет весной, белыми цветами и когда цветы начинают осыпаться, они напоминают падение белого снега, метель, « черемуховую вьюгу».)
-Эпитет: шелковые травы.
-Как вы понимаете строчку « Ходят грачи в полосе»? ( грач вестник весны, первая из перелетных птиц, которая извещает нас о наступление весны, прилетают грачи рано, и им необходимо чем то питаться поэтому они ходят по распаханным полям и питаются побегами, появившимися насекомыми).
-Как вы думаете для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? ( Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателей к красоте природы.)
Вывод: У Есенина весна- это что- то прекрасное, заставляющее радоваться жизни. Поэт воодушевлен красотой весны!
4 этап. Деконструкция.
Сегодня мы познакомимся еще с одним автором, который с таким же воодушевлением, писал стихотворения о весне Зоей Александровой и ее произведением « Салют весне».
1. Портрет Зои Александровой.
2.Биография Зои Александровой.
Зинаида Николаевна Александрова родилась в Петербурге в семье учителя. Зинаида Александрова — автор около 70 поэтических произведений для детей. Это, например такие произведения как: «Маленькой елочке холодно зимой», знаменитые «Бескозырка белая». Также Александрова писало множество произведений для самых маленьких: «Колхозная весна» , «Майка», «Зима» , «Наши ясли» , «Мишкины соседи» , «Хорошо живется» , «Мой Мишка» , «У нас в саду» . ( показ иллюстраций с обложками книг.)
3.Знакомство с произведением « Салют весне»
А. Читает учитель
-Понравилось ли вам это стихотворение? Что именно понравилось?
-Какие чувства, эмоции вызвало у вас это стихотворение? ( вызывает положительные эмоции, хочется также порадоваться приходу весны, как это делает автор. Возникает светлое, праздничное, веселое, так как пришла весна, оживающая и просыпающая природа )
Б.Читают ученики
Вопросы:
-Какие приказы отдала природа? ( найдите в стихотворении и зачитайте . Приказ – черемухе цвести, крапиве - быть не злой, дождю – дорожки подмести, всем птицам звонче петь, а солнцу выйти из- за туч и веселее греть.)
- С помощью каких художественных средств З.Александрова описывает весеннюю природу? ( с помощью олицетворения и эпитета).
-В группах обсудите, и найдите в стихотворение олицетворение и эпитеты.
Олицетворение: Ударил гром двенадцать раз и замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Крапиве - быть не злой. Дождю - дорожки подмести .
Чтоб каждый кустик был певуч. А солнцу выйти из-за туч и веселее греть.
Эпитет: Серебряной метлой
-Сравните стихотворения С. Есенина и З. Александровой. Что общего у этих стихотворений?
( В этих стихотворениях описывается весна, показываются первые признаки весны . И Есенин и З. Александрова воодушевлена красотой весны. В этих стихотворениях весна- это что- то прекрасное, заставляющее радоваться жизни.)
4.Конкурссное чтение (вызываются ученики из разных групп). Необходимо прочитать стихотворение с интонацией. После любого знака препинания начинает читать другой ученик.
5 этап. Реконструкция(работа в группах)
Показ и вывешивание на доску фото с изображением весны.
Задание: Представьте, что вы художники и вам необходимо проиллюстрировать эти два стихотворения. Какие цвета вам понадобятся. И на листе нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.
Презентация работ.
6этап. Рефлексия
1.Заполните таблицу.
Какие произведения мы читали?
-Кто автор произведения « Сыплет черемуха снегом»?
-Кто автор стихотворения « Салют весне»?
-Какие мысли и чувства возникли после прочтения рассказа?
2. Выставление оценок
3.Домашнее задание
Категория: Начальная школа | Добавил: Natalia3437
Просмотров: 430 | Загрузок: 13 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 0:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru