Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Научный проект "Почему люди в своей речи употребляют обидные слова?"
[ Скачать с сервера (381.6Kb) ] 2015-10-22, 5:54 PM
Государственное общеобразовательное учреждение
города Павлодара
«Средняя общеобразовательная школа № 29»

Исследовательская работа

«Почему люди в речи употребляют обидные слова?»

Выполнила: Коленченко Ульяна,
ученица 4 «Г» класса
СОШ №29 города Павлодара

Руководитель: Титова С.А.,
учитель начальных классов
СОШ №29 города Павлодара

Павлодар 2015

Содержание

1. Введение
Формулирование проблемы, план действий
2.Теоретическая часть
Гипотеза
Цели и задачи
3.Практическая часть
1.Вывод
2.Тезаурус
3.Приложение
4.Перечень используемой литературы

План действий:

1.Поисковый этап
а) постановка проблемы

2. Аналитический этап
а) цели и задачи
б) гипотеза
в) изучение теоретического материала

3. Практический этап
а) осуществление исследования
б) фиксирование результатов

4. Презентационный этап
а) слайд – шоу
б) защита
ВВЕДЕНИЕ.

Наша жизнь - это постоянное общение с родителями; взрослыми; друзьями. Мы становимся участниками разных видов общения. Общаясь в школе и дома легко заметить; что в нашей среде заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски.
Даже интересный содержательный разговор много теряет; если в речи собеседник использует грубые; неуместные слова. Очень обидно; что многие друзья не могут выразить свою мысль связно; без сквернословия.
Я часто слышу неприятные: комплименты в свой адрес. Как реагировать; если тебя называют идиотом, лохом или дураком. Подобные обращения становятся нормой и являются не только оскорбительными, но и вызывают вспышки агрессии.
Я задумалась: почему люди употребляют в речи обидные слова и можно ли исправить ситуацию?
Интерес к данной теме был вызван следующими факторами:
• все слова имеют значение и часто несут дополнительный смысл;
• есть слова, которые нам приятно слышать, на другие мы реагируем с обидой;
• взрослые и дети употребляют огромное количество обидных слов, не задумываясь об их значении, а многие добрые слова в речи не используют.
Цель исследования:
Доказательство того, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Изучить историю появления некоторых обидных слов.
3. Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.
4. Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.
5. Выяснить причины употребления обидных слов.
6. Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
7. Создать альбом класса «Твори Добро»
8. Дать полезные советы и рекомендации.
Объект исследования – учащиеся начальных классов и взрослые.
Предмет исследования – этимология грубых, обидных слов.
Актуальность работы заключается в том, что мы попытались изучить этимологию обидных слов и обогатить нашу речь красивыми, звучными словами и выражениями. Таких слов часто бывает достаточно, чтобы успокоить человека, убедить его, пробудить благородные чувства.
Гипотеза исследования
Если употребление обидных слов может появляться в рамках любого типа общения, то наше исследование привлечет внимание к данной проблеме, и дети будут более бережно обращаться со словами, щадить чувства других.
Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, работа со словарем, анкетирование, анализ, классификация и эксперимент.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Слова, которыми мы пользуемся в повседневной жизни это своеобразный мир, имеющий свои тайны, загадки, свою историю
Слова рождаются, взрослеют, стареют и даже умирают.
Все реже мы слышим приятные слова от людей на улице, в общественном транспорте. Наша разговорная речь «богата» на обидные слова. В чем «секрет» популярности таких слов? Рассмотрим стилистические и семантические особенности наиболее часто встречающихся «обидных» слов в нашей речи.
Из огромного списка слов сниженной стилистической окраски мы выбрали наиболее встречающиеся в нашей среде. Это «негодяй», «дурак», «идиот», «лох» и решили раскрыть тайны их происхождения. Обращаться пришлось к разным источникам. Вот что нам удалось узнать:
Негодяй- 1) человек не служивший в рекрутской армии.
2) черствый, равнодушный, бесчеловечный человек.
Дурак - 1) слово использовалось вместо имени вне церкви (в миру). Известен князь Федор Семенович Дурак Камской ; здесь же берут начало и фамилии Дураков, Дурнов и т.д.
2) четвёртый ребёнок в семье «другак» с годами г выпало (первак, вторак, третьяк)
Идиот - ( греч.) человек, не принимающий участие в голосовании ( идиотэс).
Лох - у жителей Севера относится к рыбе: лососю, семге. После нереста рыба обессилена. Вот тут рыбаки и берут «лоха» голыми руками.
Коварный тип – относится к кузнецу, его профессия была «коварной», т.е. содержащей много тайн.
Сволочь - первоначальное значение- было собирательным – мусор, собранный в одно место. «Дрянь», «сброд».
В современном языке значение этих слов забыто, хотя сами слова активно используются. Слова изначально даже не содержали намека на оскорбление.
20 век подарил нам много обидных слов. Люди недалекие высмеивали недостатки или странности других. Здесь берут начало такие обидные слова как «ботан», «дылда».
Как оказалось, некоторые слова изначально не содержали обидного смысла, а лишь со временем приобрели оскорбительные, обидные оттенки. Некоторые считают, что ничего страшного в этом нет. Зачастую многие даже не замечают когда произносят эти слова, а другие наоборот очень болезненно реагируют на них. Попробуем разобраться, почему это происходит.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Итак, первое, что необходимо было выяснить по вопросу отношения родителей к употреблению школьниками обидных слов:
• Можно ли обзывание считать вредным занятием?
• Разрешать ли ребёнку обзывать других?
В связи с этими вопросами мы обратились к родителям с просьбой рассказать, что они думают, об употреблении школьниками обидных слов и составили анкету для родителей. Опрос был проведён на родительских собраниях, анкеты проработаны. Результаты были оформлены в форме стендового материала. (Содержание анкеты прилагается в приложении проекта.)
По данному вопросу было опрошено среди родителей 4-х классов – 74 человека из 87, что составило 85 % всего числа родителей, в данной параллели.
В 3-х классах было опрошено 98 родителей из общего числа – 105, это составило 93% опрошенных.
Нами было опрошено 50 ребят из 50 учащихся 4 классов «Г» и «Д» в возрасте 10 лет, что составило 100% всего числа учащихся. ( Опрос приведён в приложении)
По результатам социологического опроса среди родителей (всего 172 человека) мы выяснили:
60% или 104 человека - родителей обеспокоены тем, как говорят их дети
40% или 68 человек - считают, что по-другому в нашем мире не выжить
Сравнив эти результаты с результатами наших ребят, мы узнали, что:
Таблица №1. Сравнительный анализ результатов социологического опроса.
родители ученики
68 человек или 40% родителей считают обзывание относительно безвредным занятием. «Так поступают все» 45 человек или 90% ребят услышав в свой адрес обидные слова, теряют над собой контроль, отвечают тем же, ввязываются в драки.
80 человек или 47% считают, что ребёнок перенимает поведение в семье. «Достаточно быть культурными в семье, и наш ребёнок вырастет культурным». 49 человек или 92% утверждают, что родители не являются единственными образцами для подражания. Есть ещё друзья и другие наставники.

Анализируя данные результаты, мы пришли к выводу: дети часто употребляют обидные слова. Это оказывает негативное воздействие на ребёнка, а родители часто остаются в стороне, и ребята не знают, как реагировать на обидные слова.
Чтобы выявить причину, по которой ребята используют в речи слова сниженной стилистической окраски, мы провели анкетирование (Приложение №2)



Как показало анкетирование, 46 детей или 92% учащихся употребляют обидные слова (из общего числа опрошенных); 10 человек или 20% ребят болезненно реагируют на подобные слова, хотя 6 ребят или 12% стараются не показывать вида, что им больно; 17 человек или 34% опрошенных злятся на обидные слова и в ответ обзывают сами; 14 ребят или 28% респондентов лезут в драку, а 3 человека или 6% опрошенных стараются никак не реагировать на слова сниженной стилистической окраски.

Среда употребления обидных слов.

По результатам опроса видно, что 60% ребят слышат слова сниженной стилистической окраски среди сверстников и старшеклассников; 30% опрошенных слышат их в семье. Не отличаются культурой речи компьютерные игры (4%), соседи (4%), а 2% респондентов назвали телевидение источником обидных слов.
Вывод: по итогам опроса можно с уверенностью утверждать, что на формирование речевой культуры младших школьников влияние оказывают сверстники, семья, школа.


Нами выявлены следующие причины использования ругательных слов:
А) так говорят все-42% опрошенных
Б) не знают, что обозначают эти слова- 22%
В) считают, что так до другого быстрее дойдёт- 16%
Г) чтобы обидеть другого – 10%
Д) посмеяться над тем, кто слабее- 6%
Е) показать своё превосходство- 4%
Эксперимент.
Вот было бы здорово обходиться в речи без этих обидных слов! Мы часто говорим об этом на классных часах. Но многие дети по-прежнему обзываются. Тогда учитель подсказал, а умные книги помогли нам узнать такие слова, которые приятно слышать каждому и их огромное количество.
Для того чтобы проверить уровень использования добрых слов мы стали записывать их в специальном уголке. Чаще всего используются слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания. Реже: молодец, благодарю, выздоравливай. Таких слов оказалось около 10.
Мы, просмотрев словари, выяснили, что в русском языке около 600 добрых слов. А мы о них ничего не знаем!

Чтобы исправить ситуацию мы решили, что необходимо пополнять свой словарный запас. Все одноклассники и родители поддержали нас. Мы стали создавать классный альбом «Твори Добро». В этот альбом собирались слова, пословицы, поговорки, афоризмы, советы, стихи и сказки собственного сочинения по теме. (Альбом дан в приложении)
Теперь мы попробуем, предложить несколько простых советов о том, как избежать речевой агрессии. И приведём несколько упражнений для тех, кто хочет дружеского к себе отношения:
1. Всегда радоваться и улыбаться невозможно, но нужно стараться всё делать в хорошем настроении. Улыбнись и увидишь в ответ улыбку.
2. Веди себя с другими так, как хочешь, чтобы они вели себя с тобой.
3. Обращайся к товарищу по имени. Не следует давать прозвища, особенно обидные.
4. В коллективе не принято общаться и шептаться с кем-то, не привлекая к разговору всех.

Выводы:
1. Сформулируй цель, определи пути. Знай, что мечты сбываются реально, если Вы научились обходиться в этом мире без оскорбительных выражений.
2. Уже сегодня вы сможете сделать шаг на пути к будущему. Отказавшись от обидных слов, вы приобретёте друзей уже сейчас.
3. Оставайся человеком добрым, щедрым, понимающим, помогай своей семье и тем, кто в этом нуждается.

На основании сделанных выводов мы рекомендуем:
1. Для повышения грамотности и общей культуры учащихся использовать собранный нами материал по этимологии слов сниженной стилистической окраски на уроках русского языка, казахского языка, познания мира и во внеклассной работе.
2. С целью создания условий в формировании первичных знаний об употреблении детьми рекомендовать использовать тематические беседы со школьниками, с приглашением компетентных специалистов
3. Привлекать школьников с ранних лет, использовать общедоступную систему информирования, в изучении способов преодоления использования в речи обидных слов и слов паразитов, через популярные газеты, журналы, Интернет.
4. Попробовать создать и выпустить брошюру по теме «Твори Добро», в различных, доступных для школьников начальной школы формах: рабочая тетрадь с раскрасками, проспекты, буклеты и т.д.
5. Результаты исследования могут быть использованы на уроках познания мира и во внеклассной работе для учащихся начальной школы.
Заключение.
Работа по изучению употреблению обидных слов в речи очень заинтересовала учеников нашего класса. Дети с удовольствием участвовали в создании альбомов, даже стали соревноваться, кто лучше напишет стихотворения или нарисует рисунок о добрых словах. Они с нетерпением ждали следующего занятия, чтобы рассказать о своих открытиях, поделиться положительными впечатлениями. То есть наша работа имеет практическую значимость, так как оказала положительное влияние на формирование знаний учеников об употреблении обидных слов школьниками , о способах преодоления употребления таких слов в своей речи, помогла приобрести новых друзей и повысила наш словарный запас. Надо сказать ещё раз, что необходимо изучать слова положительной стилистической окраски на уроках русского языка, познания мира (да и не только). Тем самым мы повышаем общую культуру учащихся.
Тезаурус.
Этимология - (от др.-греч. ἔτυμος — истинный, правильный, верный + λογια — учение, наука) — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова.
Слова сниженной стилистической окраски - совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мылей.
Социологический опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определённой группе людей. Обеспечивает наибольшую точность и систематичность получаемой информации.
Анкетирование – сбор сведений путём получения ответов на определённые вопросы, используется для получения информации.
Приложение.
Анкета для родителей.
1. Считаете ли Вы, что ваш ребёнок, испытывает проблемы в общении?
2. Как часто ваш ребёнок испытывает трудности в общении?
3. Как часто ваш ребёнок обзывается?
4. Вызывает ли у Вас беспокойство реакция вашего ребёнка на обидные слова?
5. На Ваш взгляд, достаточно ли не использовать обидные слова в семье?
6. Почему в речи ваш ребёнок использует ругательные выражения?
Анкета для учащихся.
1. Употребляете ли вы обидные слова в адрес друг друга?
2. Что, на ваш взгляд, чувствует человек, когда слышит в свой адрес обидные слова?
3. Где можно услышать обидные слова?
4. Почему ребята говорят друг другу обидные слова?
5. Какие добрые слова ты слышишь или говоришь сам чаще всего?
6. Что нужно делать для того, чтобы люди реже говорили друг другу обидные слова?

Из альбома «Твори Добро»

1. Копилка добрых слов для меня и моих друзей.
О! Человек! Прекрасное творенье!
Вглядись в себя и чаще повторяй!
Я есть человек! Я есть Жизнь, Здоровье, Красота, Любовь, Детство, Совесть, Гармония, Истина, Оптимизм, Радушие, Успех, Созидание, Щедрость, Благо, Достоинство, Радость, Сердечность, Уважение…..
Дарите всем прекрасные слова!
2. Наше творчество.
Как поступать?
Как поступать
Если хочется драться, плакать, кричать, и щипать, и бодаться?
Хочется очень толкать
и брыкаться,
Прыгать, скакать и в ответ обзываться?
Одно тебе надо выполнять условие.
Своим друзьям почаще говорить слова согретые любовью.
Тогда друзей прибавится число!
Захарова Ульяна 4 «Г»

* * *
Встало утром ранним Слово
Подтянулось и умылось...
Приодевшись очень модно
К Другу вот с чем обратилось -
"Помоги мне, Друг мой, милый
Встретить Слово, но другое
Что бы было слово милым -
Не корявым, не кривое...
И любило меня нежно
Верным было и красивым
И чтоб вместе жили вечно
Мы в согласии на диво...
Обухов Илья 4 «Г»

Сказка о словах.
Однажды в школе Добрых наук учительница написала на доске страшное объявление и ушла. Объявление было такое: «Добрые слова украли, и теперь мир в опасности! Помогите спасти мир!» Ученики посмотрели вокруг и увидели, что людей теперь окружали только серые и чёрные тона. Лица людей были печальны.
На другой день все отправились на поиски. По дороге ученикам пришлось совершить много хороших поступков. И мир постепенно расцветал.
Только дружба и добро могут творить чудеса
Юрасова Вера 4 «Г»
Правдивая история.
Жили - не тужили на свете слова. Однажды Волшебник рассорил их. Добрые слова стали употребляться меньше, а злые больше. Слова стали воевать за власть. Злые слова очень хотели победить. Добрые слова были умнее и стали просить помощи у ребят.
Многие откликнулись и стали стараться говорить только приятные слова. Но, к сожалению, ещё остались ребята, которые произносят злые слова. В сказках всегда добро побеждает зло. И добрые слова обязательно одержат победу!
Алейник Мария 4 «Г»
Афоризмы.
Слова — ветер, а бранные слова — сквозняк, который вреден.
Шекспир У
Для всего можно найти парные слова: слово, которое возвышает, и слово принижающее. Робертсон Дэвис
Истинная движущая сила - это правильно выбранное слово. Как только мы находим одно из таких проникновенных правильных слов... ответным действием будет не только физический, но и духовный и эмоциональный подъем.
Марк Твен
Слово — что камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь...
Сервантес
Нет ничего сильнее слова.
Менандр
Слово ласковое — мастер дивных див, Слово — полководец человечьей силы.
Маяковский В. В.
Душе израненной доброе слово — лекарство.
Менандр
Слово бьет иногда насмерть.
Грин А. С.
Слова имеют свою собственную душу.
Брехт Б
Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь.
Гомер
Список используемой литературы.
• Мюллер. Наука о языке (Обработка для русских читателей Дмитрия Лавренка) // Филологические записки, Воронеж, 1866.
• Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М.: Просвещение, 1973.
• Успенский Л. В. Слово о словах. Очерки о языке. — Л., 1971.
• Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — М., 1968.
• Введенская Л. А., Колесников Н. П. Этимология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 221 с.
• Виноградов В. В. История слов.
• Д. В. Хорсанд Ребенок бывает кусачий... Маленькие подсказки для родителей— Санкт-Петербург, АСТ, Сова, 2006 г.- 144 с.
• В. К. Харченко Словарь современного детского языка:— Санкт-Петербург, Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2005 г.- 640 с.
Категория: Начальная школа | Добавил: x324784
Просмотров: 334 | Загрузок: 19 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru