Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Дидактическое пособие по русскому языку 4 класс
[ Скачать с сервера (1.13Mb) ] 2015-10-22, 7:12 PM
Дидактический материал
по теме «Части речи» по русскому языку для 4 класса

Составитель:
учитель начальных классов
ГУ «Лозовская СОШ»
Успенского района
Павлодарской области
Масакова Мадина Сагитчановна

Пособие для учителя
2015 год

Пособие, содержащее задания по теме «Части речи», призвано помочь учителю в повышении интереса учащихся к изучению русского языка, развитии их мышления, памяти и творческих способностей.

Из опыта работы

Пояснительная записка
Пособие предназначено для осуществления контроля над усвоением теоретических знаний и степенью сформированности практических умений и навыков по русскому языку учащихся 4 класса к теме «Части речи».
Пособие призвано помочь учителю в повышении интереса учащихся к изучению русского языка, дает возможность разнообразить материал по теме «Части речи», развивать творческие способности детей.
Здесь включены разные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме «Части речи»: текстовые контрольные диктанты (поисковые, проверочные), контрольная работа, тесты и изложение.
Основное назначение учебно – методического пособия – дополнить материал учебника русского языка практическими заданиями, которые активизируют познавательные способности, способствуют развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся.



Содержание

Части речи:

1. 1.Имя существительное
2. 2.Имя прилагательное
3. 3.Местоимение
4. 4.Глагол

1.Тема «Имя существительное»

1. Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите существительные в два столбика: в первый - существительные в единственном числе, во второй - во множественном.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы - ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.


 2.Прочитайте. Запишите имена существительные во множественном числе. Допишите самостоятельно несколько подобных слов.
Директор, доктор, инженер, шофёр, трактор, сторож, стакан, слесарь, учитель.


 3.Прочитайте. Что вы узнали об Олимпийских играх? Выпишите имена существительные множественного числа. Рядом напишите их в единственном числе в начальной форме. Укажите склонение. Какие существительные имеют форму только единственного числа?
Во многих местах Греции в честь богов регулярно устраивались праздничные состязания. Особой известностью пользовались игры, посвященные Зевсу Олимпийскому. Они проводились каждые четыре года в Олимпии, главном месте поклонения Зевсу в Элиде.
Когда специальные вестники отправлялись из Олимпии созывать на Олимпийские игры молодежь со всей Греции, в стране объявлялся священный мир. Игры начинались жертвоприношениями и хвалебными гимнами Зевсу.

На размеченном поле шли кулачные бои. На ипподроме устраивались скачки и состязания на колесницах. Судьи восседали на возвышении и награждали победителей венками из ветвей священной оливы. Поэты слагали им гимны, а в Олимпии ставили их мраморные статуи.
Игры продолжались пять дней, а четырёхлетний период между двумя играми назывался олимпиадой.


 4.Прочитайте. Запишите слова в две группы - по склонениям. Поставьте знак ударения. Выполните фонетический разбор подчеркнутого слова.
Чистильщик, цемент, центнер, щавель, алфавит, доска, досуг, квартал, магазин, свёкла, столяр, каталог, танцовщица.


 5.Запишите имена существительные в родительном падеже множественного числа, выделите окончания. Допишите самостоятельно несколько подобных слов.
Килограммы, помидоры, болгары, партизаны, апельсины, чулки, мандарины, носки, сапоги, ботинки, валенки, яблоки, места, дела, окна, граммы, солдаты, баклажаны, вафли, англичане.


 6.Запишите слова, обозначающие:
1. Указание местожительства.
2. Специалист по выращиванию сельскохозяйственных растений.
3. Храбрый, доблестный, самоотверженный человек, который совершает подвиг.
4. Начальник воинской части, военного судна.
5. Сельскохозяйственная машина, которая косит хлеб, очищает зерно и грузит его в автомобили.
6. Тот, кто трудится на заводе или фабрике; трудящийся.
7. Человек, который растит хлеб.

На какие две группы можно разделить эти слова? Выпишите каждую группу в отдельный столбик.

7.Спишите. Определите падежи имён существительных. Какие звуки передают грохот грома?
Дождь.
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем зелёным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Весёлый дождь стучит.
(С. Маршак.)


8.Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните окончания имён существительных (скл., падеж).
Эту историю о девочк. . и Белочк. . ра. .казал мне воробей Чик, мой старинный друг, большой знаток горо. .ской и л..сной жизни.
Была ос.. нь, парк обл. .тел, в углу тлела куча опавших листьев, и в воздух.. пахло дымком.
Гуляющих в парк.. было мало. Я с..дел на своей любимой скамейк.. под старым топол.. и грус. .но см. .трел на ре. .ких прохожих.



 9.Спишите. Вставьте окончания имён существительных. Обозначьте склонение, падеж.
Мама с папой ушли, а Катю оставили у дедушк. . . Василий Степанович постелил Кат.., на диван.., уложил её спать, а на сон грядущий стал рассказывать о своей прежней жизн.. - он служил в своё время на флот...
(По П. Катаеву.)



 10.Спишите, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Укажите склонение и падеж. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.
Элли подобрала у края дорог.. толстую ветку и предложила её Страшил.. вместо трост... Сначала Тотошк.. не нравился новый спутник. Он бегал вокруг Страшил.., и обнюхивал его, считая, что в солом.. внутри кафтана есть мышиное гнездо.
(По А. Волкову.)


 11.Спишите, вставляя пропущенные окончания существительных. Укажите склонение и падеж.
Выйдя вечерком посидеть на крылечк.. , Бастинда обвела глаз.. свои владения и вздрогнула от ярост..: далеко-далеко, на границ.. своих владений, она увидела маленькую спящую девочку и её друзей.
 Спишите. Объясните правописание окончаний имён существительных.
Слёзы радост.. полились из глаз Железного Дровосека, когда он вновь увидел друзей. Страшила и Элли вытирали ему слёзы лиловым полотенц.., боясь, как бы не заржавели его челюсти. Даже Трусливый Лев прослезился. Он так часто вытирал глаза хвостом, что кисточка на конце его промокла: Льву пришлось бежать на задний двор и сушить хвост на солнышк..
(А. Волков.)

 12.Спишите, вставляя окончания имён существительных. Объясните их. Первое предложение разберите по членам предложения и по частям речи.
1. Дорога шла по просек.. в сосновом лесу. 2. На полян.. около лесной опушк.. я увидел синие цветы. 3. На околиц.. деревн.. мне встретилась старушка.
(К. Паустовский)


 13.Прочитайте стихотворение выразительно. Определите тему и основную мысль прочитанного. Выпишите существительные, определите падеж.



Берегите Землю!

Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю!
Берегите…

(М. Дудин)

2.Тема «Имя прилагательное»

1.Прочитайте. Определите тему и основную мысль прочитанного. Понаблюдайте, как весной раскрываются почки на деревьях и кустарниках. Спишите. Обозначьте падежи имён прилагательных. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чёрнолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
(М. Пришвин.)
 2.Прочитайте. Что необычного увидел автор в лесу? Как это можно объяснить? Выпишите существительные вместе с прилагательными. Укажите их род, число и падеж.

Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже в самый тёмный лес. Шёл я вперед по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую...
Ветер был очень слабый. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Ещё я заметил, что на ёлках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом.

(По М. Пришвину)


 3.Прочитайте. Какие наблюдения описал автор в тексте? А вы наблюдали что-нибудь подобное? Выпишите существи¬тельные вместе с прилагательными. Укажи¬те падеж. Выделите окончания имён прила¬гательных.
Кто никогда не видел, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт. Вот взять ягоду чернику - та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листи¬ки, а у листиков сидят мелким горошком черничинки, чёрные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желте¬ют даже под снегом.
(М. Пришвин.)


 4.Прочитайте. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Выпишите прилагательные в две группы.

Лесные шорохи.

Ночью стар.. сосна, Полусонн.. сосна,
Шепчет маленьк.. детишкам, Озорным соснов.. шишкам: «Тихо, шишки, не шалите! Лучше спите, крепко спите...»

(А. Александров.)

 5.Прочитайте. Как называется рассказ? Продолжи его самостоятельно, отвечая на вопрос: «Что у вас во дворе?» Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных.
Что у нас во дворе?
Что у нас во дворе? Наш дом. Он большой. Бел..-бел.., а крыша у него розов.. . На крыше - антенны телевизионн.., как мачты на корабле. Такой красив.. корабль я видел на картинке.

(Г. Цыферов)

 6.Прочитайте. Попробуйте придумать историю о происхождении названия цветка незабудки. Спишите, вставляя окончания прилагательных. Выпишите имена прилагательные в две группы.


В сыр.. впадинах синели незабудки. Они были такие ярк.. и такие син.., будто в них отразилось весенн.. небо. Озёра незабудок окружили золот.. лютики. А на сухих гривах горели маки. Маки были похожи на красн.. фонарики, зажжённые в зелёной траве.



 7.Спишите. Озаглавьте текст восклицательным предложением. Вставьте окончания прилагательных, обозначьте падеж.

А весенн.. солнце продолжало нагревать землю. Дохнул теплом первый весенн.. ветерок, прилетевший с тепл.. моря. Набухли почки на берёзах, а мохнат.. ветви елей покрылись мягк.. светл.. почками. Это были молод.. побеги новой хвои, выглянувшие зелен.. глазками. Через мокр.., почерневший снег пробился своей жёлт.. головкой первый подснежник.

(Д. Н. Мамин-Сибиряк)

8.Приходилось ли вам наблюдать, как распускаются листья деревьев и кустарников? Прочитайте, как об этом пишет автор. Выпишите словосочетания из существительных и прилагательных. Определите падежи.
Листики липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.
Дуб сурово развёртывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своём какой-то дубовый.
Осинка начинается не в зелёной краске, а в коричневой, в самом младенчестве своём монетками, и качается.
Клён распускается жёлтый, ладонки листа, сжатые смущённо и крупно, висят подарками.
Сосны открывают будущее тесно сжатыми смолисто-жёлтыми пальчиками. Когда пальчики разожмутся и вытянутся вверх, то станут совершенно как свечи.

(М. Пришвин.)

9.Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Сравните окончания прилагательных и вопросов.
День был мягк.. и мглист.. . Красноват.. солнце невысоко висело над
длинн.., похожими на снегов.. поля, слоист.. облаками. В саду стояли покрытые инеем розов.. деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тепл.. снегом.
(А. Н. Толстой.)

10.Прочитайте. Определите основную мысль текста. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь записать текст под диктовку. Объясните значение слова «подпушка».
На солнце нельзя было теперь взглянуть -лохмат.. ослепительн.. потоками оно лилось с вышины. По син..-син.. небу плыли облака, словно кучи снега.
Весенн.. ветерки пахнули свеж.. травой и птичь.. гнездами.
Перед домом лопнули больш.. почки на душист.. тополях. В саду, из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся бел.. и желт.. звёздочками.
Забегали между стволами чёрн.. дрозды. В липах завелась иволга, больш.. птица, зелен.., с желт.., как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медов.. голосом.
(По А. Н. Толстому.)


11.Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.
Грачи, губители высок.. стар.. деревьев, красоты садов и парков, прилетели перв.. и заняли свои обыкновенн.. летн.. квартиры, самые лучш.. берёзов.. и осинов.. рощи, поблизости к селению лежащ.., для удобного доставания хлебн.. корма. Уже начали заботлив.. хозяева оправлять свои стар.. гнёзда нов.. материалом, ломая для того крепк.. беловат.. носами верхн.. побеги древесн.. ветвей.

(С. Т. Аксаков.)

12.Прочитайте. Определите тему текста. Придумайте заглавие. Постарайтесь мысленно «увидеть» нарисованные в тексте картины. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания к схеме: прил. + сущ.
Осень, глубок.. осень! Сер.. небо, низк.., тяжёл.., влажн.. облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесн.. чаще, куда летом не проникал глаз человеческ.. . Стар.. деревья давно облетели, и только молод.. отдельн.. берёзки сохраняют ещё свои увядш.. желтоват.. листья, блестящ.. золотом, когда тронут их кос.. лучи невысок.. осенн.. солнца. Ярко выступают сквозь красноват.. сеть берёзов.. ветвей вечнозелён..,
как будто помолодевш.. ели и сосны, освежённ.. холодн.. воздухом, мелк.., как пар, дождями и влажн.. ночн.. туманами. Устлана земля сух.., разновидн.. и разноцветн.. листьями: мягк.. и пухл.. в сыр.. погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающ.. охотника, и жёстк.., хрупк.. в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческ.. шагов.

(С. Т. Аксаков)

13.Прочитайте. Определите основную мысль текста. Озаглавьте текст. Каким увидел осенние листья автор? Попробуйте их нарисовать. Можете ли вы продолжить этот текст? Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду: жёлт.., красн.., оранжев.., - целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху.
Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветн.. стеной окружающих наш красив.. пруд. Теперь пока летят всё больше кленов..: они раньше других пускаются в путь - в своё перв.. и последи.. путешествие. Изредка прилетит липов.., ляжет на воду золот.. кружком и почти не двигается с места. Рядом с ним опустится кленов.. - и сейчас поплывёт. Остроконечн.. его лопасти дугой загнуты кверху, - ветерок на них и напирает, как на паруса. А какие между ними есть наряди.., просто прелесть! Вот плывёт целый отряд совсем пунцов.., - так и горят на солнышке! Это всё, должно быть, с того пышн.. клёна, который красуется вон там, на берегу, разрумянившись на славу.
(По Д. Н. Кайгородову.)



14.Прочитайте. Что вы знаете об оренбургских платках? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.

Может быть, вы слышали об оренбургск.. пухов.. платках? Они очень красив.., тёпл.. и такие тонк.., что большой платок можно легко пропустить сквозь маленьк.. колечко. Эти знаменит.. на весь мир платки делают из пуха коз оренбургск.. породы. Она выведена в нашей стране – в Оренбургской области.
(Н. Пожарицкая)

3.Тема «Местоимение»
1.Прочитайте. Выпишите местоимения по порядку: 1, 2 и 3 лица.

- Я бы переплыл через воду, сказал Страшила, - но вода смоет мои глаза, уши и рот, и я стану слепым, глухим и немым.
- А я утону, проговорил Железный Дровосек, - ведь я очень тяжёлый. Если даже и вылезу из воды, сейчас же заржавею, а маслёнки нет.
Так они стояли, раздумывая, и вдруг услышали храп Людоеда.
- Надо спасать Элли, пока она спит, - сказал Железный Дровосек.
- Погоди. Я придумал! Сейчас мы переберёмся через ров.
Он срубил высокое дерево с развилкой на верхушке, и оно упало на стену замка и прочно легло на ней.
- Полезай! – сказал он Страшиле. – Ты легче меня.


2.Прочитайте. Отгадайте загадку. Спишите. Укажите лицо, число и падеж местоимений. Слово - отгадку разберите по составу.

Его бьют сапогом, его бьют колесом, ему всё нипочем, хоть ударь кирпичом.


3.Прочитайте, дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Знаете ли вы название басен И. А. Крылова, из которых взяты эти предложения?
1. Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ... мастерица. 2. Смотри-ка, квакушка, что, буду ль... с него? 3. Очков с полдюжины себе... достала. 4. Как, милый Петушок, поёшь... громко, важно! 5. Кумушка, ... странно это: да работала ль... в лето? 6. Смотри, уж... хрипишь, а... себе идёт вперед и лаю твоего совсем не примечает. 7. А..., друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.


4.Спишите. Определите род, число, падеж местоимений. У каких местоимений можно определить род?

Кот успокоился.
- Ну ничего, дядя Фёдор, не унывай. Хорошо, что я у тебя есть. Мы и с твоим трактором справимся. Будем перед ним сосиску на удочке держать. Он за сосиской поедет и нас повезёт.
Так они и сделали. Скоро трактор исправляться начал. А вообще-то он был весёлый. Кабина пластмассовая, голубая, а колёса железные. И смазывать его надо было не машинным маслом, а подсолнечным.
(Э. Успенский.)
5.Прочитайте. Спишите. Подчеркните местоимения, укажите лицо, число, падеж. Выпишите местоимения с предлогами.
Страшила тоже пошёл в лес, и ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в траве. В лесу было темно, как в погребе, и только Страшиле, видевшему ночью как днём, это не причиняло никаких неудобств. Но, когда он набирал полную горсть орехов, они вдруг вываливались у него из рук, и всё приходилось начинать снова.

(А. Волков)

6.Прочитайте стихотворение выразительно. Объясните название стихотворения. Спишите. Подчеркните местоимения.


Весёлый жук.

Он весел и счастлив
От пят до макушки –
Ему удалось убежать от лягушки.

Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.

Бежит он сквозь чащу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.

Зелёные стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу…
(Л. Квитко.)

3.Тема «Глагол»
1.Спишите. Найдите глаголы. В каком времени они употреблены? Слова-отгадки разберите по составу.
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
В лесу у пня суета, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.

2.Замените фразеологизмы синонимами.
Волком выть, во все лопатки, во всё горло, баклуши бить, тянуть волынку, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, душа нараспашку, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос.


3.Прочитайте. Проверьте себя, умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать? Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть, ти или чь.

«Не надо, - сказал я, - подушку взбивать, А также простынкой кровать накрывать, А также не надо кровать согревать
Моим одеялом из шерсти верблюда!
Я спать не пойду ни за что, никогда!
Я буду слоняться туда и сюда,
Плясать
Или просто за ухом чесать,
Но спать, безусловно, я больше не буду! Кататься верхом на слоне - это да!
Запеть петухом в тишине - это да. Шептаться со львом при луне - это да. Шататься от стенки к стене - это да,
Но только не спать ни за что, никогда!»

(Ю. Мориц.)

4.Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что означают слова: ельник, лиственница. Выпишите глаголы настоящего времени.

Зимой в заснеженном лесу зелен.., в бел.. шапочк.. и бел.. шарфик.. ёлочка -перв.. красавица. Густ.. елов.. лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метел.. укроет, и на ночь приютит.
Но есть дерево, у которого хвоя к осен.. желтеет и осыпается. Поэтому-то и назвали это дерево лиственницей.

(Из «Энциклопедии для детей»)

5.Прочитайте. Что вы узнали о ящерице-круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.

От жары и опасности ящерица - круглоголовка зарывается в песок. Да так быстро, словно тон..т в нем. А вот так она врагов пуга..т: хвост пружиной закрут..т, пасть раскроет - даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна.
(Из «Энциклопедии для детей»)

6.Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончания.

Зебры прячутся в высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица - страус. В реках и озерах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.

(Из «Энциклопедии для детей»)

7.Спишите, ставя глаголы в настоящем времени. Выполните морфологический разбор подчёркнутого слова.

Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно. Старик чувствовал, что выбился из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался.
Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но во сне старый Емеля все видел жёлтенького телёнка, о котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне взвизгивал и принимался глухо лаять.

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку.)

8.Спишите, вставляя личные окончания глаголов. Обозначьте спряжение, выделите окончания.

Ла.., квака..т, ползёт,
ду..т, прыга..т, идёт.
Шьёт, на дудочке игра..т, бел.. кистью, подмета..т. Вар..т, пил..т, приседа..т, скач..т, ёж..тся, лета..т. Бьёт, ласка..т, крут..т, спит и за партою сидит.

9.Прочитайте. Вставьте пропущенное слово. Какими «ключиками» вы пользовались? Спишите. У глаголов настоящего времени укажите лицо и число.
В Канаде кленовый лист стал национальным символом и украшает флаг этой страны. Ливанский кедр изображён на флаге Ливана. А какое самое распространённое дерево в российских лесах? Берёза? Ель? Сосна? ...! Древесина у этого дерева твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. Долго не поддаётся гниению в почве и даже в воде. Хвоинки мягкие и опадают каждую осень, как листва, - отсюда и название дерева.

10.Прочитайте. О каком дереве говорится в старинной русской песне? Укажите суффиксы глаголов неопределённой формы. От неопределённой формы образуйте и запишите глаголы настоящего времени. Укажите спряжение.
Первое дело - мир освещать,
Второе дело - скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять, Четвёртое дело - чистоту соблюдать.

11.Прочитайте. Что вы узнали об эвкалиптах? Как это объяснить? Письменно продолжите текст, употребляя глаголы в настоящем времени. Обозначьте спряжение.

Среди многих чудес, которые европейцы увидели в Австралии, были и эвкалипты. Леса из огромных деревьев с густой кроной почти не давали тени. Французский писатель Жюль Верн в романе «Дети капитана Гранта» так описывает это свойство эвкалиптов: «Листья эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром. Поэтому лучи солнца проникают сквозь листву, словно через щели решётчатых жалюзи».
Один из героев романа замечает по этому поводу: «В этой стране, где воздух сух, где дожди редки, почва иссушена, эти узкие листья, защищаясь от солнца и чрезмерных испарений, обращают к солнцу не свою лицевую сторону, а ребро. Нет ничего умнее листа».
«И ничего более эгоистичного», - отвечает ему другой герой произведения.
(Продолжите его мысль.)

(Из «Энциклопедии для детей»)

Проспрягайте письменно глаголы бежать и хотеть. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению и называются разноспрягаемыми.

12.Прочитайте выразительно. Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, укажите лицо и число.

Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
Па палубе матросы
-Четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик
На запад, на восток.
Канаты - паутинки.
А парус - лепесток.
Ведёт корабль утка,
Испытанный моряк.
- Земля! - сказала утка.
-Причаливайте! Кряк!

(Английская народная песенка)

13.Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания глаголов. Выпишите глаголы в две группы.

В леса-чудеса
Мы поед.. м с тобой.
Там брод..т у озера
Лось голубой.
Там чащу хвостом
Подмета..т лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса.
В леса-чудеса
Мы поед..м.
Там встретимся
С Умным Медведем,
Заглян..м к Сове
В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло.

(Г. Сапгир.)


14.Прочитайте. Что нового вы узнали из текста? Попробуйте пофантазировать и закончите последнее предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов, обозначьте спряжение.

Плоская, как большой блин, рыба камбала живёт всегда на дне моря. Лежит и вверх поглядывает - не плывёт ли к ней добыча. Чтобы быть незаметной, камбала изменяет свой цвет: на жёлтом песке она становится жёлтой, затаится на тёмном иле - и сама потемне..т, а на пёстрых камнях - и она пёстрая. Однажды на дно аквариума положили...

(Из «Энциклопедии для детей»)
15.Прочитайте. Расскажите, как цапля добывает себе пищу. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите глаголы в две группы. Выделите окончания. Укажите лицо и число.
У цапли клюв - пика. Долго стоит цапля на берегу - застыла, не шелохнётся. Лягушки, рыбы перестают обращать на нее внимание. И тут цаплин клюв мгновенно пронза..т воду. Удар - и добыча оглушена. Схват..т, подброс..т цапля свою поживу и проглот..т. Да так ловко лов..т, что проскакивает рыбка сквозь
глотку головой вперёд. Так она ни за что не застрян..т.

(Из «Энциклопедии для детей»)


16.Прочитайте. Как вы представляете себе беззубку? Что вы узнали о ней? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов. Обозначьте спряжение.

Беззубка - это ракушка, у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высун..т беззубка ногу, воткнёт её в песок, ракушка дрогн..т, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на два-три сантиметра, отдохнёт и снова в путь. Она тихоход: за час мож..т проползти тридцать-сорок сантиметров. Через одну трубочку беззубка втягива..т воду, а через другую выбрасывает. При этом и дышит, и ест.
(Из «Энциклопедии для детей»)

Как называются глаголы: слышать, дышать, гнать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть? Почему? Проспрягайте письменно глаголы смотреть и дышать.

17.Прочитайте. О каком дереве идёт речь? Выпишите глаголы прошедшего времени. Укажите число и род.
Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у неё не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья! Стой вечно зелёным!» (Из «Энциклопедии для детей»)



18.Прочитайте стихотворение выразительно. Глаголы, какого времени использованы в тексте? Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, определите род, выделите приставки.

Ветер
В наш лес
Песню донёс.
Песню пролаял
Охотничий пёс.
Волк
Эту песню
Провыл на опушке.
Дружно
Проквакали
Песню
Лягушки.
Бык
Эту песню
Как мог, промычал.
Рысь
Промурлыкала.
Сом
Промолчал.
Филин
Прогукал.
Уж
Прошипел.
А Соловей
Эту песню
Пропел.

(Г. Сапгир)

19.Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не. Какие глаголы с частицей не вы «подсказали бы» Магдалине Харитоновне? Запишите их.

Магдалина Харитоновна очень долго и очень скучно толковала о том, что надо слушаться взрослых, не бегать, быть осторожным, не баловаться, не драться, громко не смеяться, сырой воды не пить, зелёных ягод не есть и ещё штук пятнадцать разных противных «НЕ».

(С. Голицын)

20.Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей НЕ.

1. В дому своём не ленись. 2. На войну выйдя, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; ведь бывает, что из-за лености человек внезапно погибает. 3. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. 4. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. 5. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. 6. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели.
(«Поучение Владимира Мономаха детям»)

21.Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. « Ну, где же быть военным!» - смеялся над ним отец. - Ты и ружья не подымешь!». Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице.
Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов - бух в холодную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.
(С. П. Алексеев.)
22.Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение.
Докажите свой ответ. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. У глаголов выделите приставки.
Отчего в морозы трещат деревья?
Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерза..т, как вода. Когда вода замёрзн..т, она раздаётся; а когда ей нет места раздаться, она разрыва..т деревья.
Отчего вода не сжима..тся, как железо, от холода, а раздаётся, когда замёрзн..т? Оттого, что, когда вода замёрзн..т, её частицы связываются между собой по-другому и промеж них больше нет пустых мест.
Для чего вода не сжима..тся, когда замёрзн..т? Для того, чтобы вода в реках и озёрах не замёрзла до дна.
(Л. Н. Толстой.)

23.Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. У глаголов настоящего времени укажите лицо и число. Выделите окончания.
Куда девается вода из моря.
Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. Куда дева..тся вода из моря? Отчего она не течёт через край?
Вода из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, потом из тумана делаются тучи. Тучи гон..т ветром и разнос.т по земле. Из туч вода пада.. т на землю. С земли стека..т в болота и ручьи. Из ручьев течёт в реки; из рек в море. Из моря вода поднимается в тучи, тучи разнос..тся по земле.
(По Л. Н. Толстому.)
Категория: Начальная школа | Добавил: masakova75
Просмотров: 373 | Загрузок: 18 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 5:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru