Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Авторская программа "Пиши красиво"
[ Скачать с сервера (172.5Kb) ] 2015-11-15, 8:34 PM
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза»


Авторская программа
«Пиши красиво»
для учащихся первых классов

Авторы: Кемельбекова Роза Кенесовна
учитель начальных классов высшей категории
Солякова Валентина Владимировна
учитель начальных классов первой категории

Тараз-2015 год
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза»
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
________________ ___________________ на заседании М/О №___
Директор СШ №18 Зам. директора по НМР Руководитель М/О
И.Г. Баклагина Л.В. Шепелева А.М. Курегенова ___________________ _____________________ ___________________
«_ »____2015-2016 уч.г. «__»_____2015-2016 уч.г. «__»_____2015-2016 уч.г.

Программа курса по выбору
«Пиши красиво»
для учащихся первых классов

Авторы: Кемельбекова Роза Кенесовна
учитель начальных классов высшей категории
Солякова Валентина Владимировна
учитель начальных классов первой категории

Тараз-2015 год
Содержание :

1.Пояснительная записка, введение в предмет………………..…2-3
1.1 Статус документа
1.2 Общая характеристика учебного предмета
1.3 Место предмета в базисном плане
1.4 Резерв учебного времени
1.5 Виды практической деятельности
1.6 Виды самостоятельной работы учащихся
1.7 Формы итогового контроля
2.Требования к уровню подготовки учащихся, общие учебные
навыки, умения и способности ………………………….……………...4
3.Прогнозируемый результат
4.Основное содержание предмета………….…………………………..…5
5.Методические рекомендации……………………………………………6
6.Тематическое планирование по предмету………..……………..……..7
7.Рекомендуемая литература………………………………………………8


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Цель курса – обучение первоначальному письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных знаний и умений.
Обучение письму идет с учетом требований координации устной и письменной речи.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются общеучебные умения, навыки письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.
Задачи:
-усвоить формы печатных и письменных буквенных знаков.
-обучить первоначальному письму
- формировать дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах,
во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих,
о соотношении звуковой и графической форм слова.

Период обучения письму состоит из трех этапов:
1) подготовительного;
2) основного (звукобуквенного);
3) заключительного.
На подготовительном этапе (Тетрадь по письму) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами, графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, то есть шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями.
На основном этапе обучения первоначальному письму, первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.
На заключительном этапе проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4 классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.
Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.
СТРУКТУРА КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Письмо
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Основной (звукобуквенный) период
Письмо
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Заключительный период
Письмо
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.
Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования) . Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа и материал "Пиши красиво" рассчитаны на 33 недели: 1 час в неделю

Адресат
Спец. курс «Пиши красиво» составлен для учащихся 1 классов общеобразовательных школ.
Виды практической деятельности
-работа в индивидуальных тетрадях.
Виды самостоятельной работы учащихся
-написание элементов по предложенному учителем пособию;
- списывание текста;
-решение творчески-поисковых заданий;

Формы итогового контроля
Итоги и контроль знаний проводятся в конце каждого раздела , в конце изучения курса лучшие работы отмечаются .



2. Требования к уровню подготовки учащихся
По завершении 1 класса учащиеся должны знать:
1) Правила посадки и пользование письменными принадлежностями
2) Пространственную ориентировку на странице тетради, ее разлиновку.
3) Технологию начертания букв по алгоритму и под счет
4) Три вида соединений букв при письме
должны уметь:
1) писать все письменные буквы и их соединения в графических слогах и
цельных словах по алгоритмам
2) совершенствовать каллиграфическое качества письма
3) соблюдать графическую грамотность и каллиграфическое качество письма при условии ускорения его темпа
4) Списывать слова и предложения с печатного и письменного текстов, письмо
под диктовку.
6)Выполнять логические задания на сравнение букв и объединение их
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Пиши красиво».
• правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
• писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
• выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
• при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
• конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
• правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
Планируемые предметные результаты освоения курса к концу заключительного периода5.
Обучающиеся научатся:
• пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
• правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
• читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 4 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: -чк-, -чн-, -чт-, а также с сочетаниями букв -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -же-, -ше-, -це-, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

5.Методические рекомендации
На курсах по выбору полезно предоставить каждому ученику возможность самостоятельной и коллективной творческой работы на занятиях и дома. Содержание программного материала должно быть построено в такой последовательности, чтобы рассмотрение предшествующих тем влияло на успешность освоения последующих. Чтобы была реализована их взаимосвязь по структуре, логике и сосодержанию.
Особое внимание обращается на целеполагание и постановку учебных задач, которые способствуют личностному восприятию материала, умению анализировать, обобщать и творчески использовать знания в самостоятельной и групповой работе.
Учебные задачи позволят ученику сразу же поработать с новым материалом, практически исследовать, сформировать собственное мнение об изучаемом предмете, определять отношение к нему, понять где и как в дальнейшем можно его использовать, как связь с жизнью и другими предметами учебного цикла.
На каждом занятии предусмотрена групповая работа для развития коммуникатив-ной, информационной и других базовых и ключевых компетенций.
Компетентностный подход включает методы и приёмы, формы работы, способствующие развитию критического мышления.
Роль учителя - организовать, направить, научить добывать знания при работе , подобрать методы и приёмы, стимулирующие творческое мышление.
Стратегия «Ассоциация». –это письменный вид деятельности (можно в виде рисунка). Самое эффективное время для работы- 2-3 минуты, далее следует отвлечение от темы.

5

Тематическое планирование программы « Пиши красиво»
Всего 33 часа, 1 час в неделю
№ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ К-во часов дата

1 Знакомство с новым предметом.
Гигиенические правила письма. Ориентировка
в пространстве. Письмо прямой линии. 1
2 Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). 1
3 Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Письмо элементов букв прямые линии (короткие и длинные с закруглением внизу и вверху) 1
4 Письмо овалов: малого и большого (О, о)
Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (ь) 1
5 Письмо палочек прямых и с закруглением. Элементы буквы И. Письмо начальных элементов букв м и л 1
6 Строчная буква –а. 1
7 Заглавная буква –А. 1
8 Строчная буква –и. Написание слогов, нижнее соединение букв. 1
9 Заглавная буква –И. Логическое задание «Найди и раскрась птицу.» 1
10 Строчная буква –о, заглавная буква –О. Нижнее соединение букв. Логическое задание «Найди и раскрась ослика.» 1
11 Строчная буква –м, заглавная буква –М. Логическое задание «Найди и раскрась машину.» 1
12 Повторение написания букв , слов, предложений. Поиграем. 1
13 Строчная буква –т, заглавная буква –Т. Верхнее и нижнее соединение букв. 1
14 Повторение – мать учения. Напиши под диктовку. 1
15 Строчная буква –л, заглавная буква –Л. Логическое задание «Найди и раскрась льва.» 1
16 Повторение письма букв и соединений
Поиграем. Объединение букв одинаковых по написанию 1
17 Строчная буква-с, заглавная буква – С. Логическое задание «Найди и раскрась слона.» 1 6
18 Строчная буква-р, заглавная буква – Р. Логическое задание : «Найди и раскрась рыбу» 1
19 Повторение написания букв, слов, предложений. Поиграем. 1
20 Строчная буква –ш, заглавная буква –Ш. Нижнее и верхнее соединение букв.Логическое задание «Найди и раскрась шляпу.» 1
21 Повторение – мать учения. Напиши под диктовку. 1
22 Строчная буква –п, заглавная буква –П. Нижнее и соединение букв.Логическое задание «Найди и раскрась машину пожарную машину.» 1
23 Повторение – мать учения. Напиши под диктовку. 1
24 Строчная буква – г.Нижнее и верхнее соединение 1
25 Заглавная буква –Г. Соединение с буквой - Г.
Логическое задание : «Найди и раскрась грибы». 1
26 Повторение – мать учения. Поиграем. 1
27 Повторение – мать учения. Списывание предложения. Вставь пропущенные буквы. 1
28 Повторение – мать учения. Составь предложение. Заглавные буквы. 1
29 Соединение букв 1
30 Высота букв. 1
31 Наклон и параллельность букв 1
32 Интервал между словами 1
33 Списывание печатного текста 1 7

7. Используемая литература.

Для учителей.

Основная :

1. Учебные программы прикладных курсов общеобразовательной школы. – Астана, 2013.
2. «Методическое руководство. Грамота ».- «Атамура», 2014

Дополнительная :

1. «Нестандартные уроки в начальной школе» - Москва - 2008
2. «Учителю начальных классов на уроках письма» Москва, «Просвещение»- 2007
3. « Каллиграфия в первом классе», Кудышева Б.К. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2007
4. Журнал «Начальная школа» Просвещение,1991


Для учащихся.

Основная :
1. «Учимся писать» Атамура, 2013
2. «Пропись» Алматы «Атамура», 2012
3. Дидиактический материал : «Знакомство с буквами»
4. «Маленьким умникам и умницам» , Ростов-на-Дону «Феникс», 2012

8
Категория: Начальная школа | Добавил: Val75 | Теги: Каллиграфия, 1 класс, авторская программа, пиши красиво
Просмотров: 316 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 0:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru