Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

статья "Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся"
[ Скачать с сервера (42.1Kb) ] 2016-01-09, 9:46 PM
Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся.
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным? Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
1. Четверостишия:
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- Давайте улыбнёмся друг другу!

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
2. Отрывки из мультфильмов:
Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.
Мультфильм «Барбарики. Доброта»
- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Мультфильмы «Мультяшки в кармашке» - «Три котёнка», - «Книжки» и другие.
Музыкальные видеоролики.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. В этом же случае можно дать возможность ученикам соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
- найди лишнее число в каждом ряду
- зачеркни его
- оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания
- подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово
- запиши его
20 25 32 37 46 48 51 55 61 64 75 84 94
Ю Т З У М Г Е Я А Й Р И Н
61, 25, 48, 84, 55, 94, 75, 37 51, 20, 32,46, 64
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи, или при изучении темы по математике «Решение задач на взаимосвязанные величины: цена, количество, стоимость» применила упражнение « Покупка» (ПОСЧИТАЛ, ПОДУМАЛ, СКОПИЛ, КУПИЛ) например, надо было узнать цену пачки сигарет, посчитать, сколько денег на них потратится. Используя в среднем одну пачку в день. Потом вспомним те вещи, которые очень хотите купить: телевизор, телефон, ролики, компьютер, фотоаппарат и т.д. Вот что получилось: цена пачки - 70 тенге.
1. Сумма денег потраченная за неделю: - 490 тг;
2. за месяц – 2170тг; 3. за год – 25550 тг. 4. за 3 года – 76650тг. 5. за 5 лет …..
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры: «Ребусы». 1очка (одиночка) 1бор (разбор) ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад) 100Л(стол) 7Я (семья) «Провоцирующие задачи». Сколько горошин войдет в стакан? (нисколько). На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 50 Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5. Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24. У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из них включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия.
Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. На уроках я использую такие приёмы, как «Кластер», «Да-нет-ка», «Дерево предсказаний» и большое количество других приёмов и методов.
Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по письму, является дидактическая игра. Я задумалась над тем, как пробудить интерес у учащихся к занятиям, как повысить грамотность письма. . Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». Хозяева приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.
Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово. Оценка, которую ставит «хозяин».
1. по…зда -
2. г…лубок -
3. м…сной -
При изучении словарных слов использую ассационные картинки словарных слов, Игры. * «Выбери три слова» ( ее можно использовать при закреплении тем на уроках письма и развитие речи). Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На карточках записаны девять слов: 1-й набор: народ, тюль, чулок, дуб, варенье, чучело, тополь, чум, гриб. 2-й набор: помидор, склад, ворона, град, товарищ, клад, ворота, класс, воробей. Участники по очереди берут карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. Игра « Почтальон» Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух. Ход: почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения-карточки с заданием. гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка Задания: объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. Составить предложения, используя данные слова. * Игра « Шифровальщики». Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок); оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка); плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег). Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
2. Какие орфограммы встретились в этих словах?
3. Детям очень нравятся такие задания, как: Заменить словосочетания одним словом: - промежуток времени в 60 минут, - … , осенняя непромокаемая обувь, -…., место, где выращивают овощи, -…., 12 месяцев вместе - … при изучении темы имя существительное я использовала упражнения как : «Домино», «Ловушка», «Исправь ошибку», «Интервью» и т.д.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать и развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей.
Информационно-коммуникационные технологии также способствуют развитию мотивации учебной деятельности. На сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Использование ИКТ позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
Категория: Начальная школа | Добавил: zimmermans
Просмотров: 210 | Загрузок: 10 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru