Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Разработка урока по литературе
[ Скачать с сервера (17.5Kb) ] 2016-02-16, 11:14 AM
Литература

Тема: А.И. Куприн «Белый пудель»

Цели:
• Учить давать характеристику главным героям.
• Развивать речь, умение составлять композицию, анализировать произведение.
• Воспитывать культуру чувств через анализ произведения.

Оборудование: портрет А.И. Куприна, сюжетные рисунки, справочники по литературному чтению.

Ход урока
I. Орг.момент
II. Постановка цели урока
III. Беседа о биографии А.И.Куприна
- На прошлом уроке мы познакомились с биографией Александра Ивановича Куприна.
- Расскажите о детстве Куприна.
- Детство Куприна было нерадостным, рано узнал он горечь жизни. Но он научился сопереживать людям, не терпел унижения и несправедливости.
VI. Словарная работа
- При чтении произведения встречались слова с непонятным для вас значением? Объясните их.
Труппа – коллектив артистов театра, цирка.
Шарманка – музыкальный инструмент.
Галоп – музыка в виде стремительного бального танца.
Трико – тонкий трикотажный костюм, обтягивающий тело.
Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком.
Гувернантка – воспитательница.
Куртина – клумба.
Монумент – памятник.
V. Поэтапный анализ произведения
• Название произведения – «Белый пудель»
• Автор – А.И. Куприн
• Вид искусства – литературный
• Жанр произведения – рассказ
• Композиция –
- Что называется композицией литературного произведения? Из каких частей она состоит? Дайте определение каждой части композиции.
- Составим композицию рассказа:
Композиция
Экспозиция: Маленькая бродячая труппа пробиралась вдоль берега Крыма.
- Что заставило главных героев рассказа бродить по горным тропинкам?
- Что привлекло внимание бродячей труппы? Прочитайте сцену появления Трилли (по ролям).
Вступление: Странное зрелище на даче.
- Почему похитили Арто? С чего все началось?
Завязка: Трилли требует Арто!
- Что ответил дедушка? Почему дедушка отказался продать пуделя? Кем была собака для дедушки и Сережи? Что можно сказать о характере старого артиста? (Гордый, благородный, честный человек)
Развитие действия: Арто не продается.
- Что пережили дедушка и Сережа, когда Арто пропал? Найдите в тексте слова, помогающие это понять.
- Назовите наивысший момент переживания.
Кульминация: Пропажа пуделя.
- Чувство утраты охватило героев, страх, что Арто не вернуть, они потеряли друга и кормильца. Как вы думаете, когда Сергей решил найти и вернуть пуделя? Что испытал Сережа, спасая друга? Прочитайте часть рассказа, как Сережа спасает Арто.
Развязка: Сергей спасает Арто.
- В какой части рассказа вы испытали облегчение, радость за друзей?
Заключение: Друзья на свободе!
• Главные герои и их характеристика – Сергей.
- Ребята, давайте составим сравнительную характеристику героев: Сергея и Трилли.
Критерии Трилли Сергей
Поступки Падает, кричит, требует, пускает пузыри носом и ртом. Зарабатывает, выступает, спасает Арто.
Речь «Ай-яй-а! Дряни! Дураки! Черти!» «Пропала собачка! Арто! Артошенька! Артошка! Собакушка! Не смей бить собаку!»
Портрет Белокурые, кудрявые волосы, Тонкая сильная, гибкая фигура. Старая куртка, старое трико.
Отношение Грубит родным, вылил воду на служанку. Уважает и слушает дедушку, любит Арто.
- Какой же сделаете вывод? Дайте характеристику героям.
Трилли – разбалованный, грубый, нетерпеливый ребенок.
Сергей – работящий, вежливый, преданный, верный друг.
• Художественные приемы – Выскочил как бомба, стоите как монумент. Трилли, ангел, радость моя. – Сравнения. Вопил, извиваясь по балкону, закатывался, выходил из себя. – Метафора.
• Тема произведения: О взаимоотношения людей и животных.
• Основная мысль: Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Автор учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным; осуждает черствость и бездушие людей.
• Подбор пословиц к произведению - Друг познается в беде. Доброе братство милее богатства. Вся семья вместе, так и душа на месте. На что и клад, когда в семье лад.
VII. Итог. Чтение отзыва о произведении.
VIII. Д/з. Письмо Сергею.
Категория: Начальная школа | Добавил: Махсутовна
Просмотров: 84 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru