Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Чтение - лучшее учение
[ Скачать с сервера (28.4Kb) · Скриншот ] 2016-04-23, 9:45 PM
«Чтение – лучшее учение»

Честно говоря, мне очень давно хочется поделиться своим мыслями с коллегами, родителями и всеми, кого этот вопрос волнует так же, как и меня.
Кто–то сказал, что весь мир делится на учеников и учителей, я же перефразирую, он делится на читателей, и тех, кто для них пишет!
В пору моего детства читали много и все. Книги передавали друг другу на день или два. Читать, сопереживать, любить, страдать, гнаться по прериям за неуловимым «всадником без головы», плакать и смеяться вместе с героями романов!
Как сделать так, чтобы книга стала окном в другой мир, мир страстей, любви и страданий, помощником и советчиком!?
В школе работаю больше 20 лет и наблюдаю, исследую, выясняю…
Эти наблюдения и собственный опыт показали, что очень часто выпускники начальной школы на любых (обращаю внимание) уроках :
- испытывают серьезные затруднения в работе с текстом.
-не могут сформулировать главную мысль,
-не видят, как и о чем данный текст написан.
Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:
-развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность
-воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
-сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы;
-научить полноценно, воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.
С первых дней моей педагогической деятельности я стремилась к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их нравственном, умственном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Но, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. Почему же некоторые учащиеся неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучению чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Всё это заставило меня пересмотреть свои подходы к обучению чтению, обратиться к практическому опыту педагогов-новаторов, добившихся хороших результатов в формировании навыка чтения, к анализу методической литературы.
Что же такое детское чтение, и как маленького слушателя перевести в ранг читателя?
Мы все знаем, что у первоклашек разная дошкольная подготовка, поэтому научить всех детей читать 60-70 слов в минуту на конец года задача непростая.
3. Необходимо искать пути активизации!
А) Использовать «жужжащее» чтение по технологии Зайцева.
В) Воспользоваться помощью родителей:
- еженедельные самозамеры техники чтения в личных дневниках по чтению.
- рекомендовать родителям при подготовке домашнего задания по чтению выступать в качестве звукового ориентира: взрослый читает вслух, а ребенок следит глазами.
- учитывать рост ребенка в технике чтения относительно самого себя, а не других детей.
Мы взрослые часто забываем, что чтение для ребенка - это, прежде всего труд, и довольно сложный. Не всегда помним, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения от 60 слов в минуту вслух при способе чтения целыми словами. И только владение систематическим чтением на уровне 90 слов в минуту вслух обеспечивает углубленное понимание прочитанного.
Значит, можно сделать вывод, что от овладения техникой чтения зависит становление самостоятельного грамотного читателя. И, конечно, успешность любого ученика уже среднего и старшего звена зависит от того, насколько успешно он овладел навыками чтения в начальной школе.
С появлением же современных средств обучения у меня появилось ещё больше возможностей повлиять на результаты чтения младших школьников.
Я поняла, что с их помощью я могу проводить уроки разных видов. Есть возможность использовать ИКТ при объяснении нового материала, демонстрировать текст, иллюстрации, видеосюжеты, звуки, учебные презентации. И конечно я и мои ученики имеем возможность эффективно действовать в интерактивном режиме.
В своей работе использую тренировочные упражнения, развивающие умение менять скорость чтения в зависимости от содержания.
Упражнение «Буксир»
Оно заключается в том, что учитель громко читает текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются менять скорость и ритм чтения адекватно содержанию и структуре самого текста. Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Учащиеся должны остановиться одновременно с учителем, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, сделать выборочную проверку.
Упражнение «Молния»
Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения).

Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие навыков умственной концентрации, сосредоточения.
Ученикам предлагается задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.
1. Для расширения объёма и распределения внимания использую корректурные пробы:
Подчеркнуть в ряду буквы.
м – а/ м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о
у – ы/ м с а у с ы п а м л с ы и у ы а о д т ж и р
2. Для развития избирательного внимания использую методику Мюнстерберга:
Найди среди буквенного текста слова, подчеркни их:
КНОСЛИКПРСЛОНТДКВОЛКМИТ
ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН
Найди общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?
Работая над целостным восприятием текста, я стремлюсь вначале сформировать у учащихся умение понимать предметную (фактическую) сторону – факты, события. Когда вижу, что уже все учащиеся справляются с этим видом работы, включаю более сложные задания, связанные с выявлением смысла читаемого. Осознание прочитанного учащимися я проверяю с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задаю устно или письменно на доске. Вопросы можно написать на индивидуальных карточках, которые можно предложить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работ на уроке.
Например:
расположи вопросы по порядку содержания текста;
поставь вопросы по второму абзацу текста;
упражнение «Прочти, спроси, ответь!»
Выразительное чтение в школе – одно из действенных средств воспитания и обучения детей. Этот навык раскрывает и расширяет внутреннее состояние ребёнка, направляет его чувства, стремления, вырабатывает активность мысли. На уроках чтения провожу работу по формированию основных элементов выразительного чтения: темпа, силы голоса, работаю над паузой, мимикой, жестами.
Чтобы читать выразительно, нужно научиться управлять речевым аппаратом. Главный инструмент читающего: голос, который следует развивать. Но прежде чем начать работу над голосом, нужно научиться владеть дыханием. Поэтому на уроках чтения предлагаю ребятам упражнения, укрепляющие дыхание.
Делая вывод, можно сказать, что совершенствование качеств навыка чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с первого класса. На уроке невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста учащихся.
Чтобы проследить рост каждого ребёнка строю индивидуальные графики техники чтения учащихся, которые дают возможность судить о результативности работы по совершенствованию навыка чтения, объяснить причины изменения графика и совместно с родителями наметить план коррекции. Для этого в конце урока отвожу несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту, подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Мониторинговые исследования показывают, что уровень сформированности навыка чтения стабильно растёт. Большая часть учащихся читает бегло, выразительно. Успехи, достигнутые ребятами, радуют.
Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днём всё большее место, чтение остаётся одним из способов интеллектуального развития личности ребёнка.
Категория: Начальная школа | Добавил: imazalova
Просмотров: 99 | Загрузок: 2 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 1:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru