Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Дары леса
[ Скачать с сервера (44.7Kb) · Скриншот ] 2016-05-07, 10:00 PM
Тема: Дары леса.
Цели: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе (правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу); формировать экологическую культуру и экологическое сознание детей.

Ход занятия
Развивать доброжелательное отношение друг к другу
- посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу. Пусть с маленькой удачи начинается большой успех!

-Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

1. Кроссворд - «Дары леса».
По горизонтали:
2. Кого ни встречает – шляпу не снимает. А ты увидишь – сам поклонишься.
4. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками.
5. Не балует дуб детей,
Одевает без затей.
Все в его семейке
Носят тюбетейки.
6. Каждою весною
Лапы еловые,
Старые лапы
Меняют на новые.

По вертикали:
1. Много рук, а нога одна.
2. Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдает
– Что это? Как используется человеком? И т. п.

2. Составление природоохранительных и запрещающих знаков о поведении в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям, ведь лес – это дом многих животных, относитесь к чужому дому с уважением:
! Стараться не шуметь, чтобы не побеспокоить животных и их детенышей.
! Если вы нашли норку крота, барсука, лисы, не подходите к ней близко.
! Нельзя разводить костры в лесу, ломать ветки деревьев, кустов, вытаптывать траву, собирать букеты цветов.
! После привала необходимо убрать за собой весь мусор.
! Можно нюхать и любоваться цветами, травами.
! Можно сфотографировать красоту лесной природы и др.

Викторина по теме: "Лес". Загадки.
"Ярусы леса"
1.Зимой и летом одним цветом. (Ель)
2.У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо расту в высоту. (Сосна)
3.Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой расту под горой. (Берёза)
4.Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
5.В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина)
6.Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)
7.Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
8.Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
9.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
10.Как называется фундамент в лесном доме. (Почва)
- Почему лес напоминает многоэтажный дом? Но ведь в этом доме кто- то должен жить.

"Лесные жители"
1.Зимой спит – летом ульи ворошит. (Медведь)
2.Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает. (Белка)
3.Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк)
4.У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса)
5.Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг, по снежочку тык – тык. (Заяц)
6.Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
7.Загорелись, как пожар, на рябине кисти.
Катится навстречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаёшь? Приглядись – ка! Это …(Ёж)
8.Есть на речке лесорубы, в серебристо – белых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины.(Бобры)
9.В воде родится, а воды боится. (Стрекоза)
10.Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
- Чем же ещё богат лес?

"Дары леса"
1.Растут на ветке группками, покрытые скорлупками. (Орехи)
2.На припёке у пеньков много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. (Земляника)
3.И на горке, и под горкой, под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят. (Грибы)
4.Бусы красные горят, из кустов на нас глядят.
Бусы эти не простые, виноградинки лесные. (Брусника)
5.Злая, как волчица, жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же - … (Крапива)
6.Не балует дуб детей, одевает без затей:
Все в его семейке носят тюбетейки. (Жёлуди)
7.Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки)
8.С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
9.Тонкий стебель у дорожки, на конце его – серёжки.
Нам он, как хороший друг, лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
10.Царь грибов на толстой ножке – самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело, потому что гриб он… (Белый)

Земляника лесная, обыкновенная. Другое название: поземка, ягодник. Как много теплых, солнечных и радостных чувств связано с этим словом. Деревня, лес, зеленая поляна, на которой рассыпаны кустики этой ягоды. Как в старом добром мультфильме: «Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю». Вкусно, питательно, а самое главное полезно!
Земляника. Её лекарственные свойства
При каких заболеваниях земляника полезна и как её следует употреблять? В разумных пределах ягоды земляники полезны всем: и больным, и здоровым, и детям, и взрослым. У земляники полезны не только ягоды, но и корни, и листья. Плоды используют как противовоспалительное, мочегонное, заживляющее средство. Земляничный отвар регулирует обмен веществ, помогает при поносах, а также при болезнях, связанных с желудочно-кишечным трактом. Так как в землянике содержатся биологически активные вещества, то она рекомендуется людям, у которых наблюдается гастрит. Земляничный отвар повышает тонус, расширяет кровеносные сосуды. Надо отметить, что не только плоды земляники обладают целебными свойствами, но еще и листья. Настои из листьев помогают при бронхиальной астме. Листья земляники входят в состав различных чаёв, которые обладают витаминными свойствами. При запорах и язве можно потреблять земляничный настой.
В ягодах земляники содержится большое количество органических кислот: лимонная, яблочная, это обосновано значением в природе и для человека земляники. Также в них много витаминов, особенно С, К, В5, В6, присутствует марганец, медь, бром, йод, свинец, жирные кислоты, соли фосфора, калия, кальция. Это действует как противосклеротическое средство, а также помогает при опухолях, замедляет их рост и развитие. Препятствует старению кожи. Кальций помогает укреплению костей. В листьях витаминов меньше, чем в ягодах. Отвар из листьев, также как и отвар из ягод используют при болезнях мочевого пузыря, заболеваниях почек, недержании мочи, а также при нарушении солевого обмена. В землянике содержится очень много клетчатки, и она отличается от клетчатки других ягод и фруктов. Она нежная, улучшает работу желудка и выводит холестерин. Если землянику растереть в кашицу, то можно использовать как примочку, класть на места, пораженные экземой или места, которые были поранены. Плоды собирают в июне-июле, это имеет достаточно важное значение в природе и для человека земляники. Лучше это делать в конце дня или когда спадет роса. Если ягоды собирать в жаркую или влажную погоду, то они не будут долго хранится и быстро испортятся. Сначала ягоды сушат в тени, где-нибудь на открытом воздухе. Как только излишняя влага испарится, то можно их досушивать в духовке. Высушенные таким образом ягоды можно хранить два года. Корни же наоборот сушат в прохладном помещении.
В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.
Деревья, - замечательные «лекари». Если у вас болит голова – подойдите на 2-3 минуты к осине; ломит в суставах – к каштану; воспаление в ухе, горле – поможет тополь; ель, ива, черемуха – породы, которые снимут раздражение, плохое настроение. Около половины всех медицинских препаратов готовятся на основе лекарственных растений, растущих в лесу.
Вы – архитекторы. В каком лесу Вы построите санаторий для легочных больных, с преобладанием каких деревьев? (В хвойном лесу, с преобладанием сосны обыкновенной).
Вы – кондитеры. Вам предстоит приготовить мармелад и пастилу. Плоды, какого дерева будете использовать? (Плоды рябины).
Вы – мастера музыкальных инструментов. Древесину, какого дерева Вы предпочтете для изготовления скрипок? (Древесину ели. Именно из древесины этого дерева изготовлены скрипки Амати и Страдивари, которые за свой мелодичный звук оцениваются в миллион долларов).
Вы – оптики. Смолу, какого дерева Вы будете использовать при склеивании оптических стекол для биноклей и микроскопов? (Смолу пихты).
Вы – столяры. Из древесины какого дерева Вы изготовите лучшую мебель, карандашные палочки? (Из древесины сосны сибирской кедровой).
Вы – мастера по дереву. Из древесины какого дерева Вы будете делать деревянные ложки и спички? Из какого – лыжи? (Ложки и спички из древесины осины, лыжи из березы).

-Человек многим обязан природе, лесу. Чем же дорог лес? Для чего он нужен людям?
Значение леса.
– В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит
- В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.
– Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.
- Из древесины делают различные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники
– Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.
- А еще лес украшает нашу землю.
Я сейчас вам прочитаю рассказ. Вам нужно будет заметить ошибки детей. "Воскресенье в лесу" (экологический рассказ")
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. Но в последний момент заболела учительница. Но мы решили всё же поехать. Дорогу мы уже знали. Запаслись продуктами, не забыли взять магнитофон.
Весёлой громкой музыкой мы оповестили лес о своём прибытии. Дни стояли жаркие сухие, но в лесу жара не чувствовалась. Знакомая дорога вывела нас к берёзовой чаще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал, а кто вырывал. Все грибы которые не знали, сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рюкзака Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: "микробы все равно их разрушат". Горящие угольки костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой то птицы подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. На лесной опушке нашли маленького ежа. Мы решили, что его бросила мать и взяли с собой. В лесу очень много муравейников. Максим решил нам показать как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник через несколько минут мы с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Оживленно мы шли по лесу и вдруг увидели змею "Гадюка"-закричала Маша и ударила палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке два жёлтых пятнышка. "Это не гадюка,- тихо сказала Маша, это уж". "Всё равно гадина"- ответил Петя. С охапками луговых цветов мы пошли к станции через час поезд подходил к окраинам города. Весело прошёл день.
Лес – это замечательное природное богатство, дом для птиц и животных. Каж¬дый взрослый и ребенок должен знать, что лес дает нам чистый воздух, и если лес умрет на нашей земле, то и мы умрем. Заботясь о лесе, мы за¬ботимся сами о себе.
Пословицы:
1.Много леса – не губи Мало леса – береги, Нет леса – посади.
2. Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.

Настроение у человека создает сам облик многих деревьев, и даже сама форма деревьев. Деревья с конической кроной стимулируют бодрое настроение. Деревья с овальной и шарообразной формой создают спокойное настроение. Плакучие кроны деревьев создают печальное настроение
Нарисуйте дерево с определенным типом кроны, чтобы оно выражало Ваше настроение
Категория: Начальная школа | Добавил: eleusiz00
Просмотров: 97 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 11:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru