Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Методическая разработка "Работа над трудными словами на уроках русского языка в начальной ш
[ Скачать с сервера (62.5Kb) · Скриншот ] 2016-11-21, 8:17 PM
Работа над трудными словами
Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся являются ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, стараюсь использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.
Многие трудные слова, изучаемые в 1 классе, встречаются в текстах букваря, «Книг для чтения» и учебников «Русский язык». Работу над ними начинаю уже в букварный период. Провожу их слого-звуковой анализ. Дети складывают слова из букв разрезной азбуки и затем записывают их.
Во втором полугодии (1 кл.) начинаю проводить систематическую работу над усвоением детьми трудных слов. С этой целью использую следующие виды работ, которые усложняются и продолжаются в следующих дальше классах.
1. Задания для работы со словарём:
а) Выписать слова на тему «Школа». (Учитель, ученик, тетрадь, карандаш, пенал, перо); название птиц или животных: (сорока, ворона, собака, заяц, медведь).
б) выписать 4-5 слов, начинающихся на буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в: воробей, валенки.
в) ответы на вопросы (вопросы иногда пишутся на доске).
1) Кто учит детей?(учитель) 2) Кто готовит уроки? (ученик) 3) Кто верный друг человека? (собака) 4) Наша Родина? (Казахстан)
Учащиеся записывают ответы, одним словом или развёрнутыми предложениями.
2. Составление маленьких рассказов на темы: « Учебные вещи», «Наш класс», «Наши друзья».
3. Загадки на темы: «Учебные вещи», « одежда», «Растения», «Посуда», «Животные», «Предметы быта», и т.д.
(Стальной котёнок по белу полю бегает, за собой чёрные следы оставляет (перо). Грамоты не знаю, а весь век пишу и т. д. (карандаш)).
4. Дописывание предложений:
В класс вошла...(учительница). Главный город Казахстана...(Астана). Весело чирикает быстрый ...(воробей).

5. Игры из занимательной грамматики:
а) «Первый слог потерялся»:
...радь
...нал
...бака
...хар
б) «Собери слоги»
бе, за, рё. (берёза)
де, ный, жур (дежурный)
воч, ва, лен (валенки)
в)»Угадай слово». (Для этой игры использую слоговые карточки). Игра проводится так: показываю карточку с первым слогом нужного для усвоения слова: мо...(учащиеся пишут слова мороз или сахар), и т. д.
г) «Из каких слов выпали гласные?»
м...ш...н... (машина)
з...в...д (завод)
л...с...ц...(лисица)
д...р...г...(дорога)
д) Задания для работы по картинному словарю. Учащиеся подписывают 5-6 картинок, вложенных в конверт. Картинки часто меняются.
Во 2 классе работа над усвоением слов с непроверяемым написанием продолжается. Одновременно дети изучают новые слова. Многие виды работ повторяются, но задания к ним носят уже более усложнённый характер и тесно связаны с изучаемой темой.
Например:
1) Задания для работы по индивидуальному картинному словарю (задания пишутся на отдельном листочке и вкладываются в конверт):
а) подчеркнуть в словах звонкие и глухие согласные;
б) расположить слова в алфавитном порядке.
в)подчеркнуть в словах безударные гласные;
г) подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
Д) от указанного слова образовать родственные слова.
2) Задания для работы со словарём:
а) выписать слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
б) выписать 5-6 слов, обозначающих предметы;
в) выписать слова, обозначающие признаки предметов;
г) выписать слова, оюозначающие учебные вещи, орудия труда (топор, молоток), название овощей, морковь, огурец, помидор, картофель), название ягод (земляника, малина).
3) Задания на классификацию предметов:
а)записать слова, обозначающие названия деревьев, названия птиц, овощей, машин, посуды, одежды, и др..
б)записать дни недели в нужном порядке
в) записать название зимних, весенних, летних, осенних месяцев (или всех месяцев)
4) Ответы на вопросы
- Чем рубят дрова? (топором)
-Что растёт на грядке? (морковь, огурец)
-Чем копают грядки? (лопатой)
- Какой день недели первый? (понедельник)
- А последний? (воскресенье)
- Что ученик кладёт в портфель? (пенал, тетрадь)
- Кто живёт в лесу? (заяц, лисица)
-Каких животных вы знаете?
5) Комментированное письмо (или выборочный диктант). Для этого вида работы часто использую пословицы: Нет места краше, чем Родины нашей; Человек без Родины, что соловей без песни; Два медведя в одной берлоге не уживутся; Корми корову сытнее, будет молоко жирнее.
6) Дописывание пропущенных слов: Береги нос в большой ... .(мороз). Декабоь год кончает, ....(январь) начинает.
Игры во 2 классе усложняются. Дети любят такие игры:

1) «Кто как голос подаёт?»
с..бака стрекочет
с..рока поёт
в..робей лает
п..тух мычит
к..рова чирикает
Учащиеся приписывают подходящие по смыслу слова и вставляют пропущенные гласные.
2) «Где начало слова?»
На доске записаны последние слоги. Дети вспоминают и пишут слова:
….на, ...род, ...вод, ...фель, (машина, осина, ворона, картина, народ, завод, город, картофель).
Или же показываются демонстрационные карточки с такими же слогами.
3) «Догадайся!»
4) В пустые клетки дети вставляют пропущенные буквы, чтобы получить слова, обозначающие предметы
М О
М О
М О
И Ц А
И Ц А
И Ц А
(МОРОЗ)
(МОЛОКО)
(МОЛОТОК)
(УЛИЦА)
(ЛИСИЦА)
(УЧЕНИЦА)
Развитию устной и письменной речи способствуют всевозможные творческие задания. Вот некоторые из них:
А) составить предложения с данными словами: берёза, осина, народ, праздник.
Б)словосочетаниями : березовый сок, осиновая роща;
В)подобрать однокоренные слова с приставками к словам:
береза, город, дежурный, мороз, дорога. (подберезовик, пригород, подежурить, заморозки, подорожник);
Г) от слов сахар, комната, восток, декабрь образовать слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?
В 3-4 классах наряду с изучением программного материала по русскому языку, учащиеся выполняют следующие задания:
написать названия месяцев в алфавитном порядке;
написать 5-6 слов, начинающихся с буквы п (с, т , и т. д), которые являются именами существительными (пальто, посуда, пшеница, пассажир, победа);
выписать из словаря 5 имен существительных 1-го склонения (погода, победа, береза, библиотека, ягода);
написать 5-6 слов с безударной гласной е (а, о)
(пшеница, береза, берег, беседа, деревня, инженер); существительными (пальто, посуда, пшеница, пассажир, победа); образовать новые слова с суффиксом -к- (березка, пшеничка, беседка);
написать 5 слов (имен существительных с ь на конце и указать склонение мебель-
3-е скл.; медведь- 2-е скл.; морковь, картофель, учитель);
подобрать однокоренные слова к словам: вокзал, автомобиль, трактор, комбайн, (привокзальный, автомобильный, тракторный.)
В 3-4 классе при изучении нового слова предлагаю учащимся указать, какой частью речи является.
Разбирается данное слово по составу. От имени существительного образуются имена прилагательные.
Практикую склонение нового слова, если оно является именем существительным или прилагательным.
Если же это глагол-спрягается (желать; я желаю; ты желаешь; он желает и т. д.). Обязательно объясняется значение каждого слова.
Приведу пример (фрагмент) урока во II классе по теме «Большая буква». Проводится словарная работа.
Сначала дети повторяют правописание ранее изученных слов: береза, помидоры, огурцы. Затем они отгадывают загадки.
Записывают только отгадки.
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (берёза)
Растет на грядке зеленая ветка, а на ней красные дети. (помидоры).
Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимой в бочке, желтые, соленые.(огурцы)
Затем дети знакомятся с новым словом город.
Кратко объясняю значение этого слова (крупный населенный пункт).
Учащиеся подбирают родственные слова: городок, городской.
Спрашиваю у детей, как им лучше запомнить правописание слова (сочетание -оро-).
Сочетание -оро- они подчеркивают. Потом учащиеся составляют и записывают маленький рассказ на тему «Наш город».
Более глубокому усвоению трудных слов способствуют и наглядные пособия, в которые имеются в кабинете:
1) картинные словари (демонстрационные карточки с трудными словами);
2) демонстрационные карточки с трудными словами;
3) перфопапки «Вставь пропущенную безударную гласную». «Первый слог потерялся», «Догадайся» и др.
4) различные слоговые карточки для игр «Угадай слово», «Где начало слова?» и др.
5) сигнальные карточки с безударными гласными а, о, е, и, я;
6) пособие «Дни недели»(выполняются задания: расположите дни недели в нужном порядке, подчеркните безударные гласные);
7) пособие «Поставь словосочетания в нужном падеже».
Пассажирский вагон (Р.п.) -ого-
Зимний месяц (Р.п.) -его-
Весенняя погода (В.п.) -юю- (Т.п.) -ей-
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.
Категория: Начальная школа | Добавил: musinanursulu
Просмотров: 15 | Загрузок: 2 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru