Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Растение-живой организм.
2016-12-26, 10:12 AM
Тема: Растение – живой организм.
(с элементами биоадекватной REAL – методики (Н.В.Масловой))
Цель урока: Знакомство учащихся с разновидностями растений;
учить определять группы растений растений;
дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы; углубить и расширить знания детей о растениях, о живой природе, об особенностях появления растений из семени;
развивать наблюдательность младших школьников логическое мышление; воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Форма преподавательской деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая
Межпредметные связи: литература, математика. рисование
Оборудование, наглядность, ТСО: таблицы «Деревья, кустарники, травы», диск с релокс.музыкой, тетради, рисунки семян, пророщенная фасоль и главный герой урока – семечко подсолнуха.
Базовые знания: Растения – живая природа. Они питаются, дышат, растут, размножаются и умирают. Многообразие растений , их потребности.
Опорные знания: Знания учащихся, полученные в 1 классе по данной теме, их жизненный опыт.

Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».

Учитель:
- На прошлых уроках мы проходили темы: «Почва. Ее свойства. Охрана почв». Сегодня я хочу выяснить, как вы усвоили эти темы. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то мы узнаем: название нового раздела, тему сегодняшнего урока и познакомимся с моим помощником, который поможет мне вести урок. Та группа, которая быстрее всех сделает задание, получит «5». Одна по математике, другая по познанию мира. два ряда будут работать в группах, а один писать тест. Все задания прилагаются ниже. Двум группам дается одно задание, а двум другим другое, средний ряд пишет тест.
(Задание для 1 группы: Отгадай кроссворд и узнай название раздела.
1. Основное свойство почвы.
2. Если как следует почву нагреть и подержать над ней стекло, то оно запотеет. Значит в почве есть ….
3. Если почву опустить в воду и размешать, то что опустится на дно стакана?
4. Что получает почва от навоза?
5. Остатки гниющих листьев и животных называется ….
6. Если почву опустить в воду и размешать, то что будет находиться над песком?
7. Когда вода размывает почву, то на ней образовывается …..
8. Плодородная почва называется ….
ПО ВЕРТИКАЛЬНОЙ ЛИНИИ ДОЛЖНО ПОЛУЧИТСЯ СЛОВО «РАСТЕНИЕ»)
Задание для 2 группы: Реши примеры и узнай тему урока.
7 14 1 13 16 0 8 16

15 8 11 12 10

12 7 17 14 0 8 20 18

И 6+9-7= З 16-8+12=
А 13-8+9= Т 8+9-4=
Р 5+9-7= Ж 11+(11-7)=
О 17-9+4= В (13-6)+4=
Е 15-8+9= Й 9=(8-7)=
С 14-(7+6)= Г 11-2+8=
Н 6-(13-7)= М 9+9-0=
Тест:
Если вы тест сделаете правильно, то у вас получится слово, которое и будет героем нашего урока.
1. Какая главная часть почвы?
а) воздух
с) перегной
е) питание
2. Что получает почва от навоза?
б) перегной
т) микробы
е) питание
3. Одна из составных частей почвы?
х) камень
м) песок
в) гранит
4. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием

микробов?
и) песок
е) перегной
д) глина
5. К какой природе можно отнести почву?
ж) к живой природе
ч) к неживой природе
с) неживая и живая в почве соединяются
6. Слой земли, на котором растут растения?
к) почва
з) песок
м) глина
7. Вещество, повышающее плодородие почвы?
ф) воздух
о) перегной
щ) соли

2. Сообщение темы и постановка целей урока
Учитель: - И так ребята, посмотрите на название раздела, тему урока и подумайте
Учитель: - О чем мы сегодня будем говорить? Какие цели поставим перед собой?
Дети: - Сегодня мы вспомним группы растений и сравним их. Будем учиться анализировать, сравнивать, развивать умение высказывать свои мысли, развивать грамотную речь. Для этого нам что понадобится? Логическое мышление, наблюдательность, умение делать выводы. Углублять и расширять наши знания о растениях.
Учитель: - А вот сейчас мы работаем в группах и парах. Что нужно помнить? (воспитывать умение уважать друг друга, слушать друг друга)- Любить, уважать и беречь природу.
- А вот и мой помощник, он мне будет помогать на уроке. Познакомьтесь – это семечко. Я его так ласково называю. На самом деле это семя подсолнуха.

3. Приобретение новых знаний, формирование мыслеобраза.
- А сейчас, ребята, мы с вами и моим семечком отправимся в увлекательное путешествие. (Включается релаксационная музыка).
(смысл этого объяснения новой темы в том, что учитель под релакс музыку ходит между рядами, говорит очень тихо, а дети находятся в совершенно расслабленном состоянии и с закрытыми глазами. Тем не менее они усваивают тему.)

- Займите удобное положение. (можно лечь на парту или откинуться на спинку стула). Закройте глаза, расслабьте лицо, шею, плечи, руки, ноги… представьте, как мышцы лица становятся мягкими и расслабленными. Улыбнитесь, почувствуйте, как вы красивы, когда вы улыбаетесь.

Представьте ваш любимый уголок природы или любимое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин. Представьте предметы, которые вам хочется видеть в этом месте покоя. Представьте краски, которые вас окружают…
А теперь представьте прекрасный сказочный сад. Какой он? Какого он цвета? Какие звуки вы слышите? Какие запахи ощущаете? Хорошо ли вам здесь? Пройдите по аллеям вашего сада… посмотрите какие там деревья, цветы. Потрогайте их бархатные нежные листочки и лепесточки. Почувствуйте их ласковое прикосновение. Посмотрите себе под ноги и вы увидите, там – на земле несколько семечек растений, они все разные. Выберете то, которое вам больше все понравилось. Какого оно цвета? Какой формы? Какой у него запах? Какое оно на ощупь? Полюбуйтесь им. Попросите это семечко стать символом нашего сегодняшнего урока. Представьте себя этим чудесным семечком.

Приготовьтесь к путешествию, название которому «Растение – живой организм». Представьте, как под лучами яркого теплого солнца из созревшего плода, нам свет появилось семя, потом из него выросло прекрасное растение. Вот оно растет, дышит, питается, становится все выше и выше, теперь оно само может давать плоды. Но проходит время, и все живое умирает, так и этому растению пришло время погибнуть. Ведь растение – это живой организм, а все живое появляется на свет, растет, дышит и умирает.

Пройдем по аллейке еще дальше, посмотрите перед вами дерево со спелыми сочными плодами, скоро из них появятся семена, такие как ваше семечко. Они нужны для того, чтобы растение смогло размножаться, ведь все живое размножается.

Отправляемся дальше. Любой живой организм состоит из маленьких клеток. Клетки на столько малы, что их можно рассмотреть только при помощи особого предмета – микроскопа. В этих маленьких клеточках содержатся все вещества необходимые для жизни растений. Вот и ваше семечко состоит из них.

Как хорошо тепло и светло бродить по нашему саду. Ведь всему живому нужно тепло и солнечный свет. Чтобы из вашего зернышка выросло здоровое растение ему нужно хорошо питаться. Ведь всему живому нужно свет, тепло и питание.

Двигаемся дальше. Посмотрите, некоторые деревья начали терять листья. Все растения, как люди, носят одежду в зависимости от времени года. Так и растения приспосабливаются к окружающему миру. Например, сбрасывают листья, чтобы не замерзнуть зимой или не поломать ветки под снегом.

Ваше семечко и вы с ним вернулись на аллейку с которой начиналось наше путешествие. Поблагодарите ваш прекрасный сад и ваше семечко за увлекательное путешествие.

Почувствуйте ступни ног…, прилив сил к рукам и ногам…, ощутите спину и плечи…, пошевелите пальцами, подвигайте ладонями, плечами. Поверните голову вправо, влево. Улыбнитесь сделайте глубокий вздох. Не торопясь дотроньтесь до щек. Медленно возвращайтесь в класс…, откройте глаза.

4. Выведение образа информации на уровень словесного осмысления.

- Удалось ли вам путешествие? Увидели ли сад? Какие деревья и цветы вы увидели? Какие звуки услышали? Какие запахи почувствовали? Что понравилось? Почувствовали себя семечком? А каким? Расскажите последовательно о вашем путешествии. Как оно называлось? (ответы детей)

Микроскоп про него не забыть и рассказать, показать.

1. Работа в тетрадях
Заполнение пустых мест информацией.
- Мое семечко вы все видели, я хочу увидеть ваше. А как вы думаете, почему мы
для путешествия взяли именно семя растений. Нарисуйте их.

2. Работа с учебником.
- Я загадаю загадки, а вы отгадайте их и подумайте, зачем я их загадала?
Нам в дождь и зной
Поможет друг
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)

Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть всегда ее готовы. (Трава)

Ветка в гроздья разодета
Фиолетового цвета.
В долгожданный летний день
Расцвела в саду …..

- Какие группы растений вы знаете? Назови деревья.
- Назови кустарники.
- Чем дерево отличается от кустарника?
- Назови травы.
- Где встречаются растения?

3. Физминутка
Называю дерево – качают ветвями, траву – приседают, куст – хлопают в ладоши: береза, одуванчик, сирень, дуб, кедр, подорожник, шиповник, колокольчик, осина, ива, ландыш, верба, клен.

4. Творческая работа: ассоциации
Воспитательный момент:
Реши задачу и сделай вывод:
1) Ежедневно из-за деятельности человека на земле исчезает 1 вид растений. Кто сосчитает, сколько за месяц, сколько за год? Вывод.
2) Небольшой лиственный лес за год отфильтровывает 70т пыли, а такой же хвойный лес 35т. На сколько больше отфильтровывает лиственный лес, чем хвойный? Вывод.
3) Брошенная в лесу бумага разлагается в почве 2 года, консервная банка на 68 лет дольше. Сколько лет разлагается консервная банка? Вывод.

Вывод: (сначала делают дети, а потом итог подводит учитель)
Итак, растения – зеленая одежда Земли. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! Берегите каждый листочек, каждую хвоинку.

5. Домашнее задание с объяснением.
6. Рефлексия.
Урок:
- привлек меня тем …..
- показался интересным ….
- взволновал …..
- заставил задуматься …..
- навел меня на размышления …..
Категория: Начальная школа | Добавил: primak_67 | Теги: новый год, праздник
Просмотров: 87 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-07-26, 7:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [178]
Педагогика [302]
Математика [824]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [539]
Русский язык и литература [723]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [17]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1951]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [180]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [585]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru